Конспект открытого урока, посвящённого Дню славянской письменности и культуры

Открытый урок,

посвящённый

Дню славянской

письменности и культуры





















Разработан и проведён учителем русского языка и литературы МКОУ «Копёнская ООШ» Насоновой Н.Н.

2013 год
Цель урока: ознакомить учащихся с истоками славянской азбуки и её создателями; прививать интерес к родному языку, любовь к русской культуре.

Ход урока.

Слово учителя.

Дорогие ребята! 24 мая в нашей стране отмечается Праздник славянской письменности и культуры. Впервые его отметили в 1992 году. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию (рассматривание изображения памятника). У подножия памятника установлена Неугасимая лампада – знак вечной памяти. С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия.
Чем же они заслужили такую честь? Почему славянские народы помнят о них уже 12 веков?

Сообщения учеников о Кирилле и Мефодии и их деятельности.
1)Братья Константин Философ ( в монашестве Кирилл) и Мефодий со своими учениками в середине 9 столетия создали новую письменность, чтобы записывать славянскую речь. До этого у славян не было письменности (она была в зачаточном состоянии) и книг. Создав славянскую азбуку, византийские миссионеры перевели с греческого на славянский язык богослужебные христианские книги.
Всё это было сделано по просьбе моравского князя Ростислава (Моравия – нынешняя территория Чехии и Словакии), который просил прислать из Византии духовную миссию в Моравию, чтобы научить славян, уже принявших Крещение, молиться Богу и читать Библию не на чуждых языках: латыни и греческом, а на родном славянском языке.
2) Кто такие Константин Философ и Мефодий? Что мы знаем о них?
Кирилл и Мефодий были македонянами (из Византийской провинции Македония). Отец их был болгарин, мать - гречанка. Братья, кроме греческого языка, знали славянский диалект. Ко времени этой миссии оба брата были уже зрелыми людьми: Мефодий 10 лет правил каким-то славянским княжеством в пределах Византии, потом был игуменом в монастыре, участвовал в духовной миссии к хазарам вместе с братом.
Константин Философ уже в раннем возрасте, ещё в доме родителей, много читал, особенно духовную литературу.
После смерти их отца, узнав о необыкновенных дарованиях Константина, мальчика взяли во дворец, чтобы обучать вместе с цесарем (будущим царём). За три месяца Константин овладел всей греческой грамматикой, прочитал Гомера, изучил геометрию, арифметику, астрономию, философию, риторику, музыку. За успехи в науках получил прозвание Философа, т.е. Мудрого. Работал в храме Святой Софии в Константинополе библиотекарем, потом – учителем философии.
Вскоре он стал вместе с братом просветителем. Дважды он отправлялся с духовной миссией к другим народам (к арабам-мусульманам и хазарам, которых удалось обратить в христианскую веру).
Славянская моравская миссия была третьей по счёту в жизни братьев, она же оказалась самой важной и долгой, закончившись только их смертью. На родину братья уже не вернулись, став навечно славянскими просветителями и учителями.
3) Какими были славянские народы в 863 году, когда Кирилл и Мефодий отправились к ним?
В 9 веке славяне были молодым этносом. Они были расселены на большой территории от озера Ильмень на севере до Адриатического и Эгейского морей на юге, от Эльбы на западе до Оки и Дона на востоке. В 9 веке образовались крупные славянские государства: Древнеболгарское государство, княжества в Хорватии, Великоморавская держава, а на востоке – Киевская Русь. В 860 году русы даже совершили поход на Константинополь – столицу Византии. К концу 10 века князь Владимир крестил Русь (988г.), это было на 100 лет позже, чем другие славянские народы (словенцы, хорваты, сербы, болгары, чехи, поляки).
Почему же моравский князь Ростислав призвал к своему народу духовное посольство из Византии, ведь народ его уже принял христианскую веру?
Это объясняется тем, что князь Ростислав хотел, чтобы присланные из Константинополя учителя изложили христианскую веру не на латыни, на которой шла служба в римской церкви, а на понятном им родном славянском языке. И книги богослужебные были написаны на чужом для словян греческом. Поэтому Константин и Мефодий должны были сначала создать славянскую азбуку, а после с её помощью перевести с греческого Священное Писание.
Так был создан старославянский (или церковнославянский) язык и славянская азбука, которую ученики Кирилла и Мефодия назвали в честь создателя Кириллицей.
Но судьба братьев была незавидной. Немецкое католическое духовенство мешало их деятельности, писало жалобы Папе Римскому. Пришлось ехать в Рим за защитой. В Риме Константин заболел и умер в 42 года. Там и похоронен. А Мефодий вернулся в Моравию и продолжал дело славянского просвещения. Его арестовали и на 2,5 года посадили в монастырскую тюрьму. Умер он в 885 году. Ученики Кирилла и Мефодия от жестоких преследований бежали в Болгарию. А уже из Болгарии славянская письменность распространилась на Русь.

Звучит колокольный звон. Ученики 5-7 классов читают стихи.

По широкой Руси – нашей матушке -
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием -
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Славят братьев Премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

Русоволосые и сероглазые,
Лицом светлые, сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
А ныне все мы – россияне.
Издревле кто мы все?
Все: Мы – Славяне.

4. Знакомство с Кириллицей.

Какая была азбука, созданная Кириллом и Мефодием?
В кириллице 38 букв. Часть их взята из греческого алфавита, а некоторые специально придуманы для передачи звуков славянской речи. Каждая буква не просто обозначает какой-то звук, она названа именем, например, «ВЕДИ» (т.е. ведать, знать), «ДОБРО», «ЗЕМЛЯ», «ЕСТЬ». Такие буквы-слова не забудешь.
А теперь послушаем, что о себе говорят сами буквы.
(Выступления учеников 5 – 7 классов).

А Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква? Правильно меня зовут «Аз». Назовите слова, которые начинаются с меня. (Арбуз, акация, апельсин, автобус)

Б А меня зовут «Буки». А теперь назовите нас по порядку: Аз и Буки. Получилось слово «Азбука».

В Здравствуйте, дети! Меня зовут «Веди». Я про всё знаю, про всё ведаю.
Отгадайте загадки:
Чёрные, кривые,
От рожденья все немые,
Встанут в ряд –
Сразу все заговорят. (Буквы)

Поймаю гуся,
Пущу его в воду,
Буду им водить,
Он будет говорить. (Гусиное перо)

Продолжим знакомство со славянской азбукой.

Д Добрый день. Меня зовут «Добро».

Добро – лучшая черта человека.
Добрым быть совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,
Чтоб в беде друг друга не забыть.
И народы будут жить дружней,
Если будем мы с тобой добрей.

А имя этой буквы совсем необычно.

Есть буквы шипящие,
Есть буквы свистящие,
И только одна из них –
Буква рычащая.

Р Здравствуйте! Я буква «Рцы».

Недаром я собой горжусь,
Ведь я – начало слова «Русь».
Русь талантами богата,
Русь талантами сильна.
Если будут петь ребята –
Значит будет жить она.


Выступление учителя.

Эти буквы стали основой современной русской Азбуки: большинство букв осталось, но некоторые ушли из неё. Взамен этой церковнославянской азбуки (кириллицы) в 1708 году Петром 1 введена современная азбука, названная гражданской.
Приведём примеры некоторых из таких букв:
Кси – отменена Петром 1 (заменено сочетанием КС).

Омега и ОТ - отменены Петром 1 (заменены на О и сочетание ОТ.

Ферт и фита – Пётр 1 в 1707 – 1708 гг. отменил было ферт, оставив фиту, но вернул в 1710 году, восстановив церковные правила употребления этих букв; фита же отменена реформой 1917 – 1918 гг.

Ижица – отменена Петром 1 (заменена на 1 или В, в зависимости от произношения).

З и S - Пётр 1 вначале заменил букву З, но потом вернул, отменив S.

Малый юс – заменены Петром 1 начертанием Я.

Без старославянского языка трудно представить русский литературный язык. Когда мы произносим пословицу «Устами младенца глаголет истина», мы не задумываемся, что в ней нет ни одного чисто русского слова (все старославянские).

Старославянские слова, приставки, суффиксы, части речи (причастие, деепричастие, превосходная степень прилагательных), синтаксические формы живут в нашем современном русском языке. Такие слова называются старославянизмами.
Например, к старославянизмам мы относим:

Слова с неполногласием РА-ЛА, РЕ-ЛЕ.

2.Слова с буквами Щ, ЖД в середине слова (для русского языка характерны буквы Ч, Ж).

3. Части сложных слов: бого-, добро-, зло-, грехо-, душе-, благо- и др.

4. Слова с приставками: вос-воз-, пре-, чрез-, ис-из-, нис-низ-и др.

5. Слова с суффиксами.

Суффиксы существительных:
тель- ( со значением лица),
-ств(о), -ость-, -ние, -знь-, -ын;

Суффиксы превосходной степени прилагательных: -ейш-, -айш-;

Суффиксы причастий:

-ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-, -енн-, -нн-, -ем-, -им-.

Приведите примеры старославянизмов.

На старославянском языке были написаны рукописные книги, которые отличались высокой культурой оформления, самобытной каллиграфией. Разноцветные буквицы, заставки, иллюстрации – всё это вызывает мысль о книге как произведении искусства. Ведь каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на дереве.
Демонстрация репродукции рукописной книги.
Прошло всего 2 века после распространения письменности на Руси, как был создан шедевр древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве».
- Давайте послушаем, как звучал в «Слове» древнерусский язык.
Чтение отрывка «Слова о полку Игореве» на древнерусском языке (начало).

6. Проведение викторины.

Задание 1. Вопросы:
Назовите фразеологизмы со словами «буква», «названия букв».
(От А до Я; соблюдать букву закона, т.е. строго следовать написанному )
Как называлась славянская азбука до 1708 года?
(церковнославянская азбука)
Как стали называть азбуку после 1708 года? (граждансая азбука).
На чём писали в древности? (на пергаменте, т.е. на выделанной телячьей коже, а также на берёсте).
Чем писали в древнерусскую эпоху?( заострённой палочкой или гусиным пером).

Задание 2. Подберите к данным старославянским словам с неполногласием пару с русским вариантом:

ХЛАД-холод
ГЛАВА-голова
ГЛАС-голос
ЗЛАТО-золото
ВРАТА-ворота
ГРАД-город
ЗДРАВИЕ-здоровье
ХРАНИТЬ-хоронить
СТРАЖ-сторож
БРЕГ-берег
ДРЕВО-дерево
ВЛАЧИТЬ-волочить
ОБРАТИЛСЯ-оборотился
ХЛАДНОКРОВНЫЙ-холоднокровный

Задание 3. Замените русские слова старославянскими, пользуясь чередованием Ч//Щ:

СВЕЧЕНИЕ-освещение
ЗЛЮЧИЙ-злющий
КОЛЮЧИЙ-колющий
СТОЯЧИЙ-стоящий
ВИСЯЧИЙ-висящий
ЗРЯЧИЙ-зрящий
КОРМЧИЙ-кормщик

Задание 4. Подберите пословицы со словами «азбука», «грамота».
Чтение пословиц с этими словами.

Азбуке учиться всегда пригодится.
Побольше грамотных, поменьше дураков.
Азбуку учат, во всю избу кричат.
Пишет грамотки, да просит памятки.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Азбука наука, а ребятам мука.

Задание 5. Подберите антонимы к следующим словам:

ВОСХОД-закат
ГЛУБОКИЙ-мелкий
ГОРЬКИЙ-сладкий
ГРЯЗЬ-чистота
ЛЕНТЯЙ-труженик
МЁРЗНУТЬ-греться
НОВЫЙ-старый
ОТВАЖНЫЙ-трусливый
ПЛЮС-минус
ПОЛЕЗНЫЙ-вредный
ПОМОГАТЬ-мешать
РАЗЛИЧИЕ-сходство
СПАСТИ-погубить
СПАТЬ-бодрствовать
СЫТЫЙ-голодный
ЩЕДРЫЙ-скупой
ЯРКИЙ-тусклый

Задание 6. Найдите старославянизмы в тексте:

Пирует с дружиною вещий Олег,
При звоне весёлом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег,
Над славной главою кургана.
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво.

7. Заключительное слово учителя.

Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идут дожди, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди - братья. Все равны перед Господом, и всем нужна грамота. Православная церковь причислила братьев Кирилла и Мефодия к лику святых.
Наш урок подошёл к концу. Теперь вы будете знать, что 24 мая весь славянский мир отмечает Праздник славянской письменности.













15