Урок истории Отечества Занятия восточных славян
Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение «Пучежская общеобразовательная школа - интернат»
155360, г. Пучеж Ивановской области, ул. Ленина, д. ЗЗтел.8(49345)214-92,210-05 факс:214-92
E-mail: internatpuch@yandex.ruТема урока: «Занятия восточных славян»
Учитель высшей категории:
Мартиросян Ольга Геннадьевна
2016 г.
Конспект урока истории Отечества
в 7-м классе (с презентацией) Тема: "Занятия восточных славян»
урок – погружение в прошлое с элементами театрализации
Тип урока: изучения нового материала.
Цель: познакомить с занятиями восточных славян.
Задачи:Создать условия для:
Закрепления знаний о наших предках – восточных славянах;
развития внимания, памяти, мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать;
развития рефлексии деятельности учащихся, самооценки.
развития связной речи, обогащения словарного запаса;
привития интереса к истории;
воспитания коммуникативной культуры и умения учащихся работать в паре, группе, самостоятельно;
Методы работы: объяснительно–иллюстративные, частично – поисковые (эвристические), словесные, наглядные, элементы театрализации.
Формы работы: беседа, фронтальная, работа в паре, индивидуальная, групповая.
Оборудование: компьютер, мультимедиа система, презентация, раздаточный материал: картинки орудий труда древних славян, схема составления синквейна.
Используемые технологии: личностно – ориентированного обучения; технология развития критического мышления (ТРКМ); ИКТ; здоровьесберегающего обучения; игровые технологии, театрализация, краеведение.
Формируемые УУД:
Метапредметные:
Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке.
Регулятивные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, уметь высказывать своё собственное предположение на основе работы с материалом учебника. Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять поиск нужной информации, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, устанавливать причинно – следственные связи, обобщать.
Коммуникативные:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Цели
I.Орг. момент. 1 Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
На истории девиз:
«Хочу всё знать»!
Желаю вам правильных ответов, хорошей и интересной работы на уроке.
Слайд 1. Последнюю строчку произносят хором. Проверяют готовность к уроку. Эмоциональный настрой, мотивация, концентрация внимания.
II.Проверка домашнего задания. 5 С целью проверки домашней работы выполним следующее задание: «Верные и неверные высказывания»
Слайд 2.
- Прошлое – это то, что происходит сейчас, в наше время?
- Настоящее – это то, что уже было, прошло?
- Будущее – это то, что произойдёт вслед за настоящим.
Сегодня мы совершим путешествие в прошлое, в Древнюю Русь, чтобы определить то время, куда мы отправляемся в путешествие, поработаем с лентой времени.
- Какой сейчас век?
- В какой век отправляемся мы?
- Сколько времени прошло?
- Есть ли свидетели данного периода?
Слайд 3.
«Тонкие и толстые вопросы»
- Кто хочет ответить на тонкий вопрос? Слайд 4.
- Кто является предками русских людей?
- Как жили восточные славяне?
С целью вспомнить название племён и их расселения проведём физ. минутку:
Жили славяне
В лесу – древляне
В болотистых местах – дреговичи
В поле – поляне
Севернее – северяне
Это наши предки – восточные славяне.
Расскажите, какое место выбирали восточные славяне для поселения?
Работа с картой, покажите на карте территорию расселения восточных славян, назовите крупные реки.
Цветовое воздействие: цветные круги красный, жёлтый, зелёный, синий. Учащиеся включаются в мыслительную деятельность и дают верные ответы.
Прошлое – это то, что уже было, прошло.
Настоящее – это то, что происходит сейчас, в наше время.
Будущее – это то, что произойдёт вслед за настоящим.
Работают с лентой времени.
- Предки русских людей – восточные славяне.
- Славяне жили племенами – большими объединениями людей.
Руки вверх
Руки вниз
Руки в стороны
Руки вперёд
Руки скрещивают на груди.
(Используя слайд) Славяне селились на высоких берегах рек. Для защиты от недругов свои поселения они огораживали со всех сторон высоким забором (частоколом). (Вставляют пропущенные слова.)
Показывают территорию расселения восточных славян, называют реки: Днепр, Днестр, Ока, Волга.
Перекрёстные движения .
Используется приём ТРКМ.
Развитие воображения, умение анализировать изученные события, используя зрительную опору, воспроизводят изученный материал.
Развитие пространственной ориентировки.
Помогает снять утомление, вспомнить название племён и места расселения восточных славян.
Формирование пространственных представлений.
Профилактика зрения, снижение утомляемости.
III.Изучение нового учебного материала. 2
3
А) Актуализация: продолжим путешествие в прошлое. Восточные славяне были трудолюбивыми, заботливыми, выносливыми людьми. Они умело вели своё хозяйство. Благодаря многочисленным умениям восточные славяне были сыты, обуты, одеты, умели лечить своих родных ( слайд).
Используя слайд, подберём к глаголам (действиям) славян существительное по смыслу.
Восточные славяне:
Корчевали(леса), пахали(земли), ловили(рыбу),пасли(животных), охотились(на зверей), собирали(ягоды, грибы, мёд, орехи).
О чём говориться в данном слайде?
Сообщение темы урока.
Б) Целеполагание: что вы уже знаете о жизни восточных славян? Что нового узнаете на уроке?
Собираем ваши ответы в «Корзину идей» Слайд
Сообщение целей урока.
Подбирают по смыслу существительные к деятельности славян, читают поучившийся слайд, делают вывод.
Составляют опорный план ответа.
Называют тему урока «Занятия восточных славян».
Учащиеся выбирают из карточек, что они уже знают (складывают в корзину)
Кто является предками русских?
Как жили восточные славяне?
Где селились?
Чем занимались восточные славяне?
Какие орудия труда были у восточных славян?
Слайд цели:
Сегодня на уроке я узнаю:
Чем занимались восточные славяне?
Какие орудия труда были у восточных славян?
Развитие воображения мышления, приём ТРКМ.
Определяют тему и цели урока.
IV. освоение новых знаний. 20 Основным занятием восточных славян было:
_е_ _е_е_ _е.
Слайд.
Сеяли славяне рожь, ячмень, овёс, лён.
Слушайте внимательно, запоминайте последовательность возделывания земли, обратите внимание на орудие труда славян.
Как вы думаете, каким был труд земедельца?
Какие орудия труда применяли восточные славяне в земеледелие. Слайд.
Борона – суковатка, соха, плуг.
Из чего сделаны?
Самостоятельная работа (по карточкам):
Сжигали срубленные деревья
Пахали земли.
Рубили деревья.
Сеяли зерно
Почему славяне называли землю матерью?
Как изменились орудия труда с древности до наших дней? Слайд.
Загадка: Слайд. Топили, колотили, мяли, трепали, рвали, крутили, ткали – и на стол постлали. (Льняная скатерть.)
Объяснит эту загадку сотрудник Пучежского краеведческого музея О. М. Киселёв.
В это время звучит тихая славянская музыка.
Проблемный вопрос:
1 ряд – Славяне селились по берегам рек. Чем было выгодно заниматься восточным славянам? Что такое рыболовство? Невод.
2 ряд – Славяне селились в глухих метах, поэтому они занимались? Что такое охота?
Разведение домашнего скота называется?
Поднимите руку у кого из вас есть домашние животные. Какие? Расскажите, об их содержании.
Рассказ о бортничестве.
Бортничество (занятие)
Борть(дупло)
Бортники(сборщики).
В лесу летом и осенью созревали ягоды, грибы. Орехи, травы, которые славяне собирали – это занятие называлось собирательство.
А сейчас, настоящее время люди занимаются собирательством? Расскажите. Называют восточных славян в название, которого 4 буквы Е. работают со словарным словом.
Земледелие.
Смотрят инсценировку о земледелие.
1 уч. – Пора готовить землю для посева.
Ты, будешь деревья вырубать, а потом поле чистить будем от корней и пней – выкорчёвывать.
2 уч. – Да, срубленные деревья и выкорчеванные пни надо сжигать, а золу разбрасывать.
1 уч. – Зола – хорошее удобрение для земли.
2 уч. – борона – суковатка землю разрыхлит, перемешает с золой.
1 уч. – Иван пусть лошадь запрягает сохой или плугом будет землю пахать.
2 уч. – Пашней – называлась вспаханная земля.
1 уч. – Земля матушка.
2 уч. – Мать сыра земля.
Работают со словарём.
Из дерева.
Работают по карточкам, один индивидуально, доски.
Взаимопроверка, рефлексия деятельности ( оценивают друг друга).
Делают вывод:
Современные орудия труда совершенствованные, сделаны из железа. Лошадь заменила трактор. Трактор облегчил труд земледельца.
Отгадывают загадку, слушают сведенья о льноводстве.
Девочки в костюмах изо льна сидят на скамье 1 – у веретена (прядёт нити); 2 – за пяльцами (вышивает); 3 – с прялкой (прядёт).
Один учащийся читает стихотворение Пучежского поэта М. Петрова
«Времён прожитых не порвётся нить»
Льняное поле стелется у ног
Суровой тканью серого холста
И стебли в лентах, словно лента строк
Тревог моих, подъёма ждёт треста.
Я сноп льняной возьму в ладони в вновь
И всем сердце глянет памяти рассвет.
Увижу лица женщин – земляков,
Льноводов тех послевоенных лет.
Моя любовь – льняных полей краса,
И люб мне утро летнего восход,
И Волжской синью плещут небеса,
Когда в полях окрестных лён цветёт.
Под осень пожелтев и почернев,
Коробочки отдав на семена, под дождиком, ветрами стуж осев,
Хозяев ждут в волокнах стебли льна.
Времен прожитых не порвётся нить,
И жизни сёл не высохнет ручей,
Льняному полотну в народе жить
На родине моих льняных полей.
Рыболовством.
Работа со словарём.
Индивидуальное сообщение, рисунок, слайд.
Охотой.
Работа со словарём, сообщение, слайд.
Скотоводство.
Рассказывают о содержании в домашнем хозяйстве животных. В случае затруднения читаем по учебнику, стр. 57.
Работа со словарём.
Рассказывают о собирательстве в наше время (на личном примере). Формирование активного исторического словаря учащегося.
Развитие познавательной деятельности, творческих способностей.
Организация мыслительной деятельности.
Связь с современностью.
Мотивация, смена вида деятельности, развитие познавательно деятельности.
Погружение в прошлое.
Связь с краеведением.
Цели: развитие творческих способностей, речи, мотивации.
Коррекция вербальной памяти, речи, познавательной деятельности.
Обогащение словарного запаса.
Работа со словарём в целях развития словарного запаса.
Коррекция речи, мыслительной деятельности, связь с современностью.
V. Закрепление. 5 Групповая работа:1 группа – соотнесите занятия славян. Соедините стрелками.
2 группа - подпишите орудия труда восточных славян.
Бортничество Собирали травы, ягоды, грибы
Рыболовство Обрабатывали землю
Охота Разводили домашних животных
Скотоводство Ловили рыбу
Земледелие Добывали диких зверей
Отчёт о работе одного обучающегося у доски.
Собирательство Собирали мёд диких пчёл.
Подписывают орудия труда на карточке.
Взаимопроверка.
Приём ТРКМ, с целью: закрепить, изученный материал.
VI. Подведение итогов. 2 Коллективная работа.
Составление синквейна.
Продолжите каждую строчку синквейна, используя памятку. Схема составления синквейна.
1. (сущ.) (славяне).
2. (прилаг.) (трудолюбивые)_, (смелые).
3. (глаг.) охотились, рыбачили, выращивали.
4. (фраза, пословица, мораль…)жили славяне племенами.
5. (слово – вывод, связанное с первым) они наши предки.
Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, рефлексировать информацию.
VII. Рефлексия 1 Что нового узнали?Что на уроке заинтересовало больше всего?
Оцените свою работу?
Выставление оценок. Подводят итоги урока, оценивают свою работу. Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.
VIII. Задание на дом. Подготовить сообщение о занятиях восточных славян(по выбору).
Нарисовать орудия труда. Дифференцированное домашнее задание.