«СОСЕДИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН», конспект урока истории Отечества, 7 класс


ДАТА:
КЛАСС: 7
ТЕМА:
«СОСЕДИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН»
ЦЕЛЬ:
Формирование представлений учащихся о жизни и занятиях соседей восточных славян;
ЗАДАЧИ:
Дать знания о жизни соседей восточных; познакомить с взаимоотношениями восточных славян с соседями; показать развитие торговых отношений восточных славян с соседями;
Коррекция и развитие устной речи посредством составления рассказа о соседях восточных славян;
Воспитывать чувство дружбы и уважения между народами.
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:
Соседние племена – финны, половцы, литовцы, болгары
ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:
Кочевники, юрта, дань, варяги, гости, базар
ОБОРУДОВАНИЕ:
Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX - начале XII века», карты в учебнике «Восточные славяне и их соседи», «Путь из варяг в греки», карточки с заданиями.
ТИП УРОКА:
Сообщение новых знаний
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие учащихся
Вот учитель входит в класс.
Что мы делаем сейчас?
Встали дружно.
Что нам нужно?
Вот учебник, вот тетрадь,
Их не надо открывать.
Знает каждый ученик,
Будет нужен и дневник.
Не забудьте про пенал,
Чтоб на парте он лежал.
Проверка готовности учащихся к уроку
5 – ти минутное жужжащее чтение
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Учитель:
Вспомните, о чём говорили на прошлом уроке?
Учащиеся:
На прошлом уроке говорили о верованиях восточных славян.
Учитель:
Как называется вера во многих природных богов?
Учащиеся:
Вера во многих природных богов называется язычество
Учитель:
Как вы думаете, почему наши предки начали верить в природных богов? (ПОДОБРАТЬ ОТВЕТ И ПОЯСНИТЬ ЕГО)
Хотели во что-то верить;
Жизнь людей зависела от природы;
Их заставили верить;
Неумение объяснить происходящие в природе явления (наводнение, гроза …);
Страх людей.
Учащиеся:
Наши предки начали верить в природных богов, так как не умели объяснить явления природы, такие как наводнение, гроза.
Учитель:
Сейчас нужно вставить пропущенные слова.
Славяне верили во многих . . . . . . . . . . . Такая вера называется . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Для того чтобы молиться богам славяне делали их изображения из . . . . . . . . . . . . . . . . . . и . . . . . . . . . . .. . . . . . Такие изображения богов называются . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Идолов ставили на специальном месте огороженном частоколом, место называется . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Для того, чтобы задобрить богов, славяне приносили им . . . . . . . . . . . . . . Это действие называется . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Учащиеся:
(РАБОТАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО)
Учитель:
(ПРОВЕРКА: ЗАЧИТЫВАЮТ ПО ПРЕДЛОЖЕНИЮ)
Учащиеся:
Славяне верили во многих природных богов. Такая вера называется язычеством. Для того чтобы молиться богам славяне делали их изображения из камня и дерева. Такие изображения богов называются идолами. Идолов ставили на специальном месте, огороженном частоколом, место называется святилищем. Для того, чтобы задобрить богов, славяне приносили им жертвы. Это действие называется жертвоприношением.
Учитель:
К словам первого столбика подберите пояснения из второго:

СТАРЕЙШИНАНАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
ДРУЖИНАРУКОВОДИТЕЛЬ ПОСЁЛКА
ВЕЧЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОЕННЫЕ
ДРУЖИННИКИВОЙСКО
Учащиеся:
СТАРЕЙШИНАНАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
ДРУЖИНАРУКОВОДИТЕЛЬ ПОСЁЛКА
ВЕЧЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОЕННЫЕ
ДРУЖИННИКИВОЙСКО
Учитель:
Определите, к каким из этих слов подходят эти определения:
- наиболее опытный и уважаемый человек в посёлке;
- здесь славяне издавна решали главные вопросы своей жизни, выбирали старейшину, предводителя дружины;
- люди охранявшие посёлки, строящие оборонительные сооружения.
Учащиеся:
СТАРЕЙШИНА - наиболее опытный и уважаемый человек в посёлке;
ВЕЧЕ- здесь славяне издавна решали главные вопросы своей жизни, выбирали старейшину, предводителя дружины;
ДРУЖИННИКИ- люди охранявшие посёлки, строящие оборонительные сооружения.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Учитель:
Рядом с восточными славянами жили различные народы. С ними славяне и воевали, и вели торговлю. Чаще всего соседние племена нападали на восточных славян. Однако славяне мужественно защищались и в дальнейшем старались с ними жить мирно. Сегодня на уроке мы с вами выясним, какие же народы были соседями восточных славян.
Откройте тетради и запишите дату и тему урока.
Тема урока: «СОСЕДИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН»
Учащиеся: (открывают тетради, записывают дату и тему урока)
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель:
Сегодня при изучении новой темы нам встретятся новые слова которые записаны на доске. Посмотрите внимательно.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
КОЧЕВНИКИ – ВОСТОЧНЫЕ СОСЕДИ СЛАВЯН, КОТОРЫЕ НЕ ЖИЛИ НА ОДНОМ МЕСТЕ И КОЧЕВАЛИ (ПЕРЕЕЗЖАЛИ) ПО СТЕПИ
ЮРТА – ПЕРЕНОСНОЕ ЖИЛИЩЕ КОЧЕВНИКОВ ИЗ ВОЙЛОКА
ДАНЬ – ПЛАТА, КОТОРУЮ БРАЛИ ПОБЕДИТЕЛИ С ПОБЕЖДЁННОГО ПЛЕМЕНИ
ВАРЯГИ – СКАНДИНАВСКИЕ ПЛЕМЕНА, ЖИВШИЕ ПО БЕРЕГАМ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ
ГОСТИ – КУПЕЦ ИЗ ДРУГОГО ПЛЕМЕНИ
БАЗАР – МЕСТО ТОРГОВЛИ ИОБМЕНА ТОВАРАМИ
Учитель:
После потопа три сына Ноевы – Сим, Хам и Афет. Разделили землю: восток достался Симу, южная страна Хаму, север и запад – Афету; от племени Афетова пошёл народ славянский. Спустя много времени славяне сели по Дунаю, где теперь земля венгерская и болгарская. От тех славян разошлись по земле народы, и назвались каждый своим именем, кто где сел на каком месте: так например, одни поселились по реке Мораве и назвались моравами, а другие назвались чехами, а вот тоже славяне: болгары и сербы. Другие славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что стали жить в лесах; а другие сели между Припятью и Двиной и назвались дреговичами; полочане прозвались от реки, именем Полота, эта река втекает в Двину. Те, которые поселились около озера Ильменя, прозвались своим именем, славянами. Так разошёлся славянский народ. Все названные племена жили особо друг от друга, каждое на своём месте, со своими нравами, обычаями и преданиями. У полян обычаи были тихие, а другие племена жили как звери.
Учитель:
Вспомните правила работы с картой:
Показ территории проводится указкой;
Территория обводится по границе.
Покажите на карте территорию восточных славян.
Учащиеся:
(ОДИН УЧЕНИК У ДОСКИ, ОСТАЛЬНЫЕ НА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЕ)
Учитель:
Посмотрите внимательно на карту в учебнике на стр. 88 и перечислите, какие народы были соседями восточных славян.
Учащиеся:
Соседями восточных славян были: на востоке – хазары, печенеги, половцы; на юге – болгары; на западе – ливы; на севере - финны.
Учитель:
Соседи восточных славян с востока были племенами кочевников, не имели постоянного жилища, и поэтому переезжали с одного места на другое. В основном кочевники занимались скотоводством и перегоняли свои стада с одного места на другое. Из шерсти животных кочевники делали лёгкий, но очень плотный материал – войлок, из которого шили шапки и обувь, устраивали постели. Во время холодных ночей войлок согревал кочевников. Жилище кочевников было легко собираемым и разбираемым, и называлось – юрта. Кочевые племена были воинственными и постоянно нападали племена восточных славян и отнимали у них урожай, скот, брали в плен женщин и детей и заставляли платить славян дань.
Соседи с юга были мирными племенами и поддерживали торговые отношения со славянами.
Жизнь западных соседей была чем-то похожа на жизнь восточных славян: была схожа и вера, и обычаи, но они часто воевали между собой.
Северными соседями были финские племена. Северные края где жили северные соседи были суровыми. Им приходилось много работать. занимались они в основном охотой, рыболовством. Финские племена были самыми мирными соседями славян.
Учитель:
Показать территорию восточных славян
Учащиеся:
РАБОТАЮТ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ КАРТАМИ
Учитель:
Кто был соседями восточных славян на юге?
Учащиеся:
На юге соседями восточных славян были болгары.
Учитель:
Кто был соседями восточных славян на западе?
Учащиеся:
На западе соседями восточных славян были ливы.
Учитель:
Кто был соседями восточных славян на севере?
Учащиеся:
Соседями восточных славян на севере - были финны.
Учитель:
Кто был соседями восточных славян на востоке?
Учащиеся:
Соседями восточных славян на востоке были хазары, печенеги, половцы.
Учитель:
Почему соседей восточных славян с востока называют кочевниками?
Учащиеся:
Соседей восточных славян с востока называют кочевниками, потому что у них не было постоянного жилища, и они переезжали с одного места на другое.
Учитель:
По берегам Балтийского моря жили варяги. Варяги не любили заниматься земледелием, они разгуливали в лёгких лодках по морю да грабили, забираясь иногда в дальние страны. Славян они знали давно, потому, что добывали у них меха и хлеб; знали их потому, что через славянские земли лежал путь в Грецию, куда варяги ходили или грабить, или наниматься в службу к греческим правителям. Варяги явились из-за моря и наложили дань на ильменских славян, кривичей и на несколько финских племен. племена стали платить дань, только платили недолго: года через два им удалось выгнать варягов. Славяне уважали своих врагов варягов, за их смелость храбрость в сражениях.
Учитель:
Славяне старались жить в мире с соседями и вести с ними торговлю. Как мы с вами уже говорили, восточные славяне жили по берегам рек Днепр, Волга и Днестр. Именно по этим рекам проходили важные торговые пути. Из Черного моря до Балтийского и обратно. От Каспийского моря вверх по реке Волге. Торговый путь от Балтийского моря по реке Днепр до Черного моря назывался путь «из варяг в греки».
Сейчас мы при работе с текстом учебника на вам нужно найти и выписать:
I ряд - найти, чем торговали восточные славяне стр. 87 (6 абзац)
II ряд - что покупали восточные славяне у соседних племён. стр. 89 (1 абзац)
Учитель:
Чем торговали восточные славяне?
Учащиеся:
Восточные славяне торговали изделиями своих мастеров, мехами, шкурами диких животных, мёд, воск, изделия из кожи, из бересты, полотняные ткани.
Учитель:
Что покупали восточные славяне?
Учащиеся:
Восточные славяне покупали соль, янтарь, олово, свинец, вино , золотые украшения, посуду, драгоценные камни, пряности, ковры, шелковые ткани, коней.
Учитель:
Торговлей занимались купцы, которых называли гостями. Торговля велась не за деньги, так как денег в те времена еще не было. Торговцы обменивались товарами. Обмен проходил в определенном место, которое называлось базар. Иногда торговцы рассчитывались кусками золота и серебра.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Учитель:
Ребята о чем говорили сегодня на уроке?
Учащиеся:
Сегодня на уроке говорили о соседях восточных славян.
Учитель:
Показать территорию восточных славян
Учащиеся:
РАБОТАЮТ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ КАРТАМИ
Учитель:
Кто был соседями восточных славян на юге?
Учащиеся:
На юге соседями восточных славян были болгары.
Учитель:
Кто был соседями восточных славян на западе?
Учащиеся:
На западе соседями восточных славян были ливы.
Учитель:
Кто был соседями восточных славян на севере?
Учащиеся:
Соседями восточных славян на севере - были финны.
Учитель:
Кто был соседями восточных славян на востоке?
Учащиеся:
Соседями восточных славян на востоке были хазары, печенеги, половцы.
Учитель:
Почему соседей восточных славян с востока называют кочевниками?
Учащиеся:
Соседей восточных славян с востока называют кочевниками, потому что у них не было постоянного жилища, и они переезжали с одного места на другое.
Учитель:
Расшифруйте анаграммы, обозначающие степные племена.
КЧЕОНВИКИ
ПЛООВЦЫ
ЕПЕЧЕНИГ
ХЫЗААР
Учащиеся
Степные племена – кочевники, половцы, печенеги, хазары
Учитель:
Сейчас по карте на стр. 91 опишите путь «из варяг в греки»
Учащиеся:
Путь «из варяг в греки» проходил через Балтийское море, по Западной Двине, по реке Днепр и через Черное море.
Учитель:
Чем торговали восточные славяне?
Учащиеся:
Восточные славяне торговали изделиями своих мастеров, мехами, шкурами диких животных, мёд, воск, изделия из кожи, из бересты, полотняные ткани.
Учитель:
Что покупали восточные славяне?
Учащиеся:
Восточные славяне покупали соль, янтарь, олово, свинец, вино , золотые украшения, посуду, драгоценные камни, пряности, ковры, шелковые ткани, коней.
Учитель:
Какие отношения складывались у восточных славян с соседями?
Учащиеся:
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
I ГРУППА – СТР. 86 - 92 , ЧИТАТЬ, прочитать текст для дополнительного чтения «Путь «из варяг в греки»
II ГРУППА – СТР. 86 - 92 , ЧИТАТЬ, прочитать текст для дополнительного чтения «Путь «из варяг в греки»
III ГРУППА – СТР. 86 – 89, ЧИТАТЬ