«СОСЕДИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН», конспект урока истории Отечества, 7 класс 
ДАТА:
КЛАСС: 7
ТЕМА: 
«СОСЕДИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН»
ЦЕЛЬ:
Формирование представлений учащихся о жизни и занятиях соседей восточных славян;
ЗАДАЧИ:
 Дать знания о жизни соседей восточных; познакомить с взаимоотношениями восточных славян с соседями; показать развитие торговых отношений восточных славян с соседями;
Коррекция и развитие устной речи посредством составления рассказа о соседях восточных славян;
Воспитывать чувство дружбы и уважения между народами.
ОСНОВНЫЕ  ЗНАНИЯ:
Соседние племена – финны, половцы, литовцы, болгары
ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:
Кочевники, юрта, дань, варяги, гости, базар
ОБОРУДОВАНИЕ:
Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX - начале XII века», карты в учебнике «Восточные славяне и их соседи»,  «Путь из варяг в греки», карточки с заданиями.
ТИП  УРОКА:
Сообщение новых знаний 
ХОД  УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ
Приветствие учащихся
Вот учитель входит в класс.
Что мы делаем сейчас?
Встали дружно.
Что нам нужно?
Вот учебник, вот тетрадь,
Их не надо открывать.
Знает каждый ученик,
Будет нужен и дневник.
Не забудьте про пенал,
Чтоб на парте он лежал.
Проверка готовности учащихся к уроку
5 – ти минутное жужжащее чтение
АКТУАЛИЗАЦИЯ  ЗНАНИЙ  УЧАЩИХСЯ
Учитель: 
Вспомните, о чём говорили на прошлом уроке?
Учащиеся: 
 На прошлом уроке говорили о верованиях восточных славян.
Учитель: 
Как называется вера во многих природных богов?
Учащиеся: 
Вера во многих природных богов называется язычество
Учитель: 
Как вы думаете, почему наши предки начали верить в природных богов? (ПОДОБРАТЬ ОТВЕТ И ПОЯСНИТЬ ЕГО)
Хотели во что-то верить;
Жизнь людей зависела от природы;
Их заставили верить;
Неумение объяснить происходящие в природе явления (наводнение, гроза …);
Страх людей. 
Учащиеся: 
Наши предки начали верить в природных богов, так как не умели объяснить  явления природы, такие как наводнение, гроза.
Учитель: 
Сейчас нужно вставить пропущенные слова.
Славяне верили во многих . . . . . . . . . . .   Такая вера называется . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   . Для того чтобы молиться богам славяне делали их изображения  из  . . . . . . . . . . . . . . . . . .     и    . . . . . . . . . . .. . . . .  . Такие изображения богов называются  . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . Идолов ставили на специальном месте огороженном частоколом, место называется   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   . Для того, чтобы задобрить богов, славяне приносили  им . . . . . . . . . . . . . .    Это действие называется . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Учащиеся:  
(РАБОТАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО)
Учитель: 
(ПРОВЕРКА: ЗАЧИТЫВАЮТ  ПО  ПРЕДЛОЖЕНИЮ)
Учащиеся: 
Славяне верили во многих природных богов.  Такая вера называется язычеством. Для того чтобы молиться богам славяне делали их изображения  из  камня и дерева. Такие изображения богов называются  идолами. Идолов ставили на специальном месте, огороженном частоколом, место называется   святилищем. Для того, чтобы задобрить богов, славяне приносили  им жертвы.    Это действие называется жертвоприношением.
Учитель: 
К словам первого столбика подберите пояснения из второго:
СТАРЕЙШИНАНАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
ДРУЖИНАРУКОВОДИТЕЛЬ ПОСЁЛКА
ВЕЧЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОЕННЫЕ
ДРУЖИННИКИВОЙСКО
Учащиеся: 
СТАРЕЙШИНАНАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
ДРУЖИНАРУКОВОДИТЕЛЬ ПОСЁЛКА
ВЕЧЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОЕННЫЕ
ДРУЖИННИКИВОЙСКО
Учитель: 
Определите, к каким из этих слов подходят эти определения:
- наиболее опытный и уважаемый человек в посёлке;
- здесь славяне издавна решали главные вопросы своей жизни, выбирали старейшину, предводителя дружины;
- люди охранявшие посёлки, строящие оборонительные сооружения.
Учащиеся: 
СТАРЕЙШИНА - наиболее опытный и уважаемый человек в посёлке;
ВЕЧЕ- здесь славяне издавна решали главные вопросы своей жизни, выбирали старейшину, предводителя дружины;
ДРУЖИННИКИ- люди охранявшие посёлки, строящие оборонительные сооружения.
СООБЩЕНИЕ  ТЕМЫ  УРОКА
Учитель:  
Рядом с восточными славянами жили различные народы. С ними славяне и воевали, и вели торговлю. Чаще всего соседние племена нападали на восточных славян. Однако славяне мужественно защищались и в дальнейшем старались с ними жить мирно. Сегодня на уроке мы с вами выясним, какие же народы были соседями восточных славян. 
Откройте тетради и запишите дату и тему урока. 
Тема урока: «СОСЕДИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН»
Учащиеся: (открывают тетради, записывают дату и тему урока)
ИЗУЧЕНИЕ  НОВОГО  МАТЕРИАЛА
Учитель: 
Сегодня при изучении новой темы нам встретятся новые слова которые записаны на доске. Посмотрите внимательно.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
КОЧЕВНИКИ – ВОСТОЧНЫЕ СОСЕДИ СЛАВЯН, КОТОРЫЕ НЕ ЖИЛИ НА ОДНОМ МЕСТЕ И КОЧЕВАЛИ  (ПЕРЕЕЗЖАЛИ) ПО СТЕПИ
ЮРТА – ПЕРЕНОСНОЕ ЖИЛИЩЕ КОЧЕВНИКОВ ИЗ ВОЙЛОКА
ДАНЬ – ПЛАТА, КОТОРУЮ БРАЛИ ПОБЕДИТЕЛИ С ПОБЕЖДЁННОГО ПЛЕМЕНИ
ВАРЯГИ – СКАНДИНАВСКИЕ ПЛЕМЕНА, ЖИВШИЕ ПО БЕРЕГАМ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ
ГОСТИ – КУПЕЦ ИЗ ДРУГОГО ПЛЕМЕНИ
БАЗАР – МЕСТО ТОРГОВЛИ ИОБМЕНА ТОВАРАМИ
Учитель:
 После потопа три сына Ноевы – Сим, Хам и Афет. Разделили землю: восток достался Симу, южная страна Хаму, север и запад – Афету; от племени Афетова пошёл народ славянский. Спустя много времени славяне сели по Дунаю, где теперь земля венгерская и болгарская. От тех славян разошлись по земле народы, и назвались каждый своим именем, кто где сел на каком месте: так например, одни поселились по реке Мораве и назвались моравами, а другие назвались чехами, а вот тоже славяне: болгары и сербы. Другие славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что стали жить в лесах; а другие сели между Припятью и Двиной и назвались дреговичами; полочане прозвались от реки, именем Полота, эта река втекает в Двину. Те, которые поселились около озера Ильменя, прозвались своим именем, славянами. Так разошёлся славянский народ. Все названные племена жили особо друг от друга, каждое на своём месте, со своими нравами, обычаями и преданиями. У полян обычаи были тихие, а другие племена жили как звери. 
Учитель:
Вспомните правила работы с картой:
Показ территории проводится указкой;
Территория обводится по границе.
Покажите на карте территорию восточных славян. 
Учащиеся:
(ОДИН УЧЕНИК У ДОСКИ, ОСТАЛЬНЫЕ НА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЕ)
Учитель:
Посмотрите внимательно на карту в учебнике на стр. 88 и перечислите, какие народы были соседями восточных славян.  
Учащиеся:
  Соседями восточных славян были:  на востоке – хазары, печенеги, половцы; на юге – болгары; на западе – ливы; на севере -  финны. 
Учитель:
 Соседи восточных славян с востока были племенами кочевников, не имели постоянного жилища, и поэтому переезжали с одного места на другое.  В основном кочевники занимались скотоводством и перегоняли свои стада с одного места на другое. Из шерсти животных кочевники делали лёгкий, но очень плотный материал – войлок, из которого шили шапки и обувь, устраивали постели. Во время холодных ночей войлок согревал кочевников. Жилище кочевников было легко собираемым и разбираемым, и называлось – юрта. Кочевые племена были воинственными и постоянно нападали племена восточных славян и отнимали у них урожай, скот, брали в плен женщин и детей и заставляли платить славян дань. 
Соседи с юга были мирными племенами и поддерживали торговые отношения со славянами. 
Жизнь западных соседей была чем-то похожа на жизнь восточных славян: была схожа и вера, и обычаи, но они часто воевали между собой.
Северными соседями были финские племена. Северные края где жили северные соседи были суровыми. Им приходилось много работать. занимались они в основном охотой, рыболовством. Финские племена были самыми мирными соседями славян.
Учитель:
Показать территорию восточных славян
Учащиеся:
РАБОТАЮТ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ КАРТАМИ 
Учитель:
 Кто был соседями восточных славян на юге?
Учащиеся:
 На юге соседями восточных славян были болгары. 
Учитель:
 Кто был соседями восточных славян на западе?
Учащиеся:
 На западе соседями восточных славян были ливы.
Учитель:
 Кто был соседями восточных славян на севере?
Учащиеся: 
 Соседями восточных славян на севере -  были финны. 
Учитель:
 Кто был соседями восточных славян на востоке?
Учащиеся:
Соседями восточных славян  на востоке были хазары, печенеги, половцы. 
Учитель:
Почему соседей  восточных славян с востока называют кочевниками?
Учащиеся:
  Соседей восточных славян с востока называют кочевниками, потому что у них не было постоянного жилища, и они переезжали с одного места на другое.
Учитель:
 По берегам Балтийского моря жили варяги. Варяги не любили заниматься земледелием, они разгуливали в лёгких лодках по морю да грабили, забираясь иногда в дальние страны. Славян они знали давно, потому, что добывали у них меха и хлеб; знали их потому, что через славянские земли лежал путь в Грецию, куда варяги ходили или грабить, или наниматься в службу к греческим правителям.  Варяги явились из-за моря и наложили дань на ильменских славян, кривичей и на несколько финских племен. племена стали платить дань, только платили недолго: года через два им удалось выгнать варягов. Славяне уважали своих врагов варягов, за их смелость храбрость в сражениях. 
Учитель:
 Славяне старались жить в мире с соседями и вести с ними торговлю. Как мы с вами уже говорили, восточные славяне жили по берегам рек Днепр, Волга и Днестр. Именно по этим рекам проходили важные торговые пути. Из Черного моря до Балтийского и обратно. От Каспийского моря вверх по реке Волге. Торговый путь от Балтийского моря по реке Днепр до Черного моря назывался путь «из варяг в греки».
Сейчас мы при работе с текстом учебника на вам нужно найти и выписать: 
I ряд - найти, чем торговали восточные славяне стр. 87 (6 абзац)
II ряд - что покупали восточные славяне у соседних племён. стр. 89 (1 абзац)
Учитель:
 Чем торговали восточные славяне?
Учащиеся: 
Восточные славяне торговали изделиями своих мастеров, мехами, шкурами диких животных, мёд, воск, изделия из кожи, из бересты, полотняные ткани.
Учитель:
Что покупали восточные славяне?
Учащиеся:
 Восточные славяне покупали соль, янтарь, олово, свинец, вино , золотые украшения, посуду, драгоценные камни, пряности, ковры, шелковые ткани, коней.
Учитель:
 Торговлей занимались купцы, которых называли гостями. Торговля велась не за деньги, так как денег в те времена еще не было. Торговцы обменивались товарами. Обмен проходил в определенном место, которое называлось базар. Иногда торговцы рассчитывались кусками золота и серебра.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Учитель:  
Ребята о чем говорили сегодня на уроке?
Учащиеся: 
Сегодня на уроке говорили о соседях восточных славян.
Учитель:
Показать территорию восточных славян
Учащиеся:
РАБОТАЮТ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ КАРТАМИ 
Учитель:
 Кто был соседями восточных славян на юге?
Учащиеся:
 На юге соседями восточных славян были болгары. 
Учитель:
 Кто был соседями восточных славян на западе?
Учащиеся:
 На западе соседями восточных славян были ливы.
Учитель:
 Кто был соседями восточных славян на севере?
Учащиеся: 
 Соседями восточных славян на севере -  были финны. 
Учитель:
 Кто был соседями восточных славян на востоке?
Учащиеся:
Соседями восточных славян  на востоке были хазары, печенеги, половцы. 
Учитель:
Почему соседей  восточных славян с востока называют кочевниками?
Учащиеся:
  Соседей восточных славян с востока называют кочевниками, потому что у них не было постоянного жилища, и они переезжали с одного места на другое.
Учитель: 
Расшифруйте анаграммы, обозначающие степные племена.
КЧЕОНВИКИ
ПЛООВЦЫ
ЕПЕЧЕНИГ
ХЫЗААР
Учащиеся 
Степные племена – кочевники, половцы, печенеги, хазары
Учитель:  
Сейчас по карте на стр. 91 опишите путь «из варяг в греки»
Учащиеся: 
Путь «из варяг в греки» проходил через Балтийское море, по Западной Двине, по реке Днепр и через Черное море.
Учитель:
 Чем торговали восточные славяне?
Учащиеся: 
Восточные славяне торговали изделиями своих мастеров, мехами, шкурами диких животных, мёд, воск, изделия из кожи, из бересты, полотняные ткани.
Учитель:
Что покупали восточные славяне?
Учащиеся:
 Восточные славяне покупали соль, янтарь, олово, свинец, вино , золотые украшения, посуду, драгоценные камни, пряности, ковры, шелковые ткани, коней.
Учитель: 
Какие отношения складывались у восточных славян с соседями?
Учащиеся: 
ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ
А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:
ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ
I  ГРУППА – СТР. 86 - 92  , ЧИТАТЬ,  прочитать текст для дополнительного чтения «Путь «из варяг в греки»
II ГРУППА – СТР. 86 - 92  , ЧИТАТЬ,  прочитать текст для дополнительного чтения «Путь «из варяг в греки»
III ГРУППА – СТР. 86 – 89, ЧИТАТЬ