Конспект урока по геометрии на тему Осевая симметрия (8 класс)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Умножение обыкновенных дробей»


Темирчиева Светлана Борисовна


МКОУ «Средняя школа №32, г.о. Нальчик» МОН КБР


Учитель


Математика


8


«Осевая симметрия»


Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.



Цели урока:
Образовательная: изучить понятия осевой симметрии, научить строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие симметрией;
Развивающая: развивать творческую активность учащихся, их познавательный интерес;
Воспитательная: совершенствовать умения сплочённо и дружно работать в коллективе, внимательно слушать других.
Эпиграф :
«Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство» (Г. Вейль)

Ход урока.

Организационный момент. Постановка цели и задач урока
Учитель: На прошлом уроке мы рассмотрели четырехугольники и их свойства. Сегодня мы узнаем, чем еще обладают эти фигуры и где это мы можем применять. Работаем дружно, отвечаем четко, полным ответом.

Актуализация опорных знаний и умений учащихся. Проверка домашнего задания.
1. Двое учащихся решают домашние задачи на доске.

2. Повторение

3. Выполним тестирование (Презентация)
В прямоугольнике:
Диагонали являются биссектрисами углов
Диагонали равны
Диагонали перпендикулярны
Все стороны равны
В ромбе:
Все углы равны
Все стороны равны
Диагонали взаимно перпендикулярны
Все биссектрисы равны
3. В параллелограмме:
Все углы равны
Все стороны равны
Диагонали равны
Биссектрисы, проведённые из противоположных углов параллельны.
Проверка решения домашних задач.


ІІІ. Объяснение нового материала.
Учитель: Мы живем в очень красивом и гармоничном мире. Нас окружают предметы, которые радуют глаз. Например, бабочка, кленовый лист, снежинка. Посмотрите, как они прекрасны. Вы обращали на них внимание? Сегодня мы с вами прикоснемся к этому прекрасному математическому явлению – симметрии. Познакомимся с понятием осевой симметрии.
На этом уроке мы должны найти ответы на вопросы:
- Что такое симметрия ?
- Какая бывает симметрия?
- Какие фигуры симметричны, а какие не симметричны.
Научиться строить симметричные фигуры.
- Познакомиться с многообразием проявления симметрии в окружающем мире.
Объяснение новой темы с опорой на компьютерную презентацию (Презентация прилагается)
Какие две точки называются симметричными относительно прямой
Построение точки симметричной данной относительно прямой, построение отрезка симметричного данному относительно прямой
Какая фигура называется симметричной относительно данной прямой
Практическая работа.
1. Построение точки симметричной данной.
Дано: т.А принадлежит с, с – ось симметрии
Построить: А1 – симметричную т. А.
1. АО
·с
2. АО=ОА1
2. Построение отрезка, симметричного данному.
Дано: АВ – отрезок, с – ось симметрии.
Построить: А1В1 симметричный АВ.
1. АА1
·с, АО=ОА1.
2. ВВ1
·с, ВО1=О1В1.
3. А1В1– искомый отрезок.
3. Построение треугольника, симметричного данному.
Дано:
·АВС, с – ось симметрии.
Построить:
·А1В1С1 симметричный
·АВС.
1. AA1
·c   AO=OA1
2. BB1
·c  BO1=O1B1
3. DD1
·c  DO2=O2D1
4. 
·А1В1С1 – искомый треугольник.

ІV. Закрепление изученной темы:
№ 416
Даны две точки А и В , симметричные относительно некоторой прямой , и точка М . Постройте точку , симметричную точке М относительно той же прямой.
№ 4 21
Даны точки А, В, и М. Постройте точку, симметричную точке М относительно середины отрезка АВ.

V. Тест.
1. Симметрия бывает
А) центральной Б) осевой В)билатеральной Г)все выше перечисленные правильные Д) нет правильного ответа 2. Сколько осей симметрии у прямоугольника? А) одна Б) две В) три Г) много
3. Сколько осей симметрии у окружности? А) одна Б) две В) три Г) много
4. Имеет ли ось симметрии буква «Н» а) да б) нет 5. Имеет ли ось симметрии буква «Ч» а) да б) нет VІ. Расширение знаний по изучаемой теме.
На предыдущем уроке трём учащимся было дано задание, работая с энциклопедиями и справочниками найти ответы на вопросы:
1. История возникновения понятия симметрия.
2.Существует ли симметрия в окружающем мире?
Послушаем выступления ваших одноклассников.

VІІ. Заключительное слово учителя. Существует притча о буридановом осле. У одного философа, по имени Буридан, был осёл. Однажды, уезжая надолго, философ положил слева и справа совершенно одинаковые охапки сена. Осёл не смог решить, с какой охапки ему начать и умер с голода. В каждой шутке есть доля истины: если левое и правое настолько одинаково, что нельзя отдать предпочтение ни тому, ни другому, то мы имеем дело с симметрией, проявляющейся в полном равноправии, в полной уравновешенности левого и правого.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Симметрия существует и там, где ее не видно на первый взгляд. Физик скажет вам, что всякое твердое тело - это кристалл. Знаменитый кристаллограф Евграф Степанович Федоров сказал; «Кристаллы блещут симметрией».  Химик скажет, что все тела состоят из молекул, а молекулы состоят из атомов. А многие атомы располагаются в пространстве по принципу симметрии. (демонстрация молекул в увеличенном виде).
Я в листочке, я в кристалле Я в живописи, архитектуре, Я в геометрии, я в человеке. Одним я нравлюсь, другие Находят меня скучной, Но все признают, что Я- элемент красоты. О чем идет речь? Сегодня мы увидели, что симметричные фигуры окружают нас и в быту, и в природе. Каждый из нас неоднократно любовался удивительными творениями природы: зимой - снежинками, летом - зелеными листьями. Мы восторгаемся памятниками архитектуры, наблюдая симметрию в них. Закончить урок мне хотелось бы словами Р.Фейдмана: «Для человеческого разума симметрия обладает, по-видимому, особой притягательной силой». VІІІ. Итог урока. Домашнее задание. 1. Вырежьте красивые снежинки из салфеток.
2. № 420





























МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КБР
Республиканское государственное образовательное учреждение
«Школа-интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей № 5, с. Нартан»
_____________________________________________________________________________



Методическая разработка урока геометрии
на тему:
































Учитель математики - Темирчиева С. Б.

15