План-конспекта урока по математики на тему: Осевая и центральная симметрия.
Конспект урока математики "Осевая и центральная симметрия". 8-й класс
Цели:
- познакомить обучающихся с понятиями осевой и центральной симметрий;
- рассмотреть осевую и центральную симметрии как свойства некоторых геометрических фигур;
- учить строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметриями;- развивать внимание, логическое мышление;
- воспитывать интерес к математике.
Оборудование: учебник «Геометрия 7-9» авт. Л.С. Атанасян, мультимедийный проектор, экран, набор карточек с тестом, таблички для рефлексии.
План урока:
Организационный момент.
Рефлексия.
Теоретическая самостоятельная работа.
Проверочный тест.
Изучение нового материала.
Физкультминутка.
Закрепление изученного материала.
Просмотр презентации, подготовленной обучающейся 8 класса.
Рефлексия.
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Слайд 1 Приложение 1)
– Древняя китайская мудрость гласит:
“Я слышу – я забываю,я вижу – я запоминаю,я делаю – я понимаю”.
Чтобы наш урок был плодотворным, давайте последуем совету китайских мудрецов и будем работать по принципу: “Я слышу – я вижу – я делаю”.
II. Рефлексия.
Ребята, прежде чем начать урок, проверим, с каким настроением вы сегодня пришли? Покажите одну из трех карточек, лежащих у вас на партах. (Слайд 2).
III. Теоретическая самостоятельная работа.
Заполните таблицу, отметив знаки «+» (да) и «-» (нет). (Слайды 3-4) Один из обучающихся работает на обратной стороне доски, остальные – в своих тетрадях. После завершения работы класс проверяет работу, выполненную обучающимся на доске.
Приложение 2IV. Проверочный тест.
Тесты в двух вариантах раздаются в распечатанном виде обучающимся. Ответы нужно написать на листочках и в тетрадях: листочки сдаются на проверку учителю, ответы в тетради проверяют сами обучающиеся по ответам на слайде. (Слайды 6-7)
I вариант II вариант
1. Любой прямоугольник является… а) ромбом;б) квадратом;в) параллелограммом;г) нет правильного ответа. 1. Любой ромб является… а) квадратом;б) прямоугольником;в) параллелограммом;г) нет правильного ответа.
2. Если в четырехугольнике диагонали перпендикулярны, то этот четырехугольник… а) ромб;б) квадрат;в) прямоугольник;г) нет правильного ответа. 2. Если в параллелограмме диагонали перпендикулярны, то этот параллелограмм… а) ромб;б) квадрат;в) прямоугольник;г) нет правильного ответа.
3. Ромб – это четырехугольник, в котором… а) диагонали точкой пересечения делятся пополам и равны;б) диагонали взаимно перпендикулярны и точкой пересечения делятся пополам;в) противолежащие углы равны, а противолежащие стороны параллельны;г) нет правильного ответа. 3. Прямоугольник – это четырехугольник, в котором… а) противолежащие стороны параллельны, а диагонали равны;б) диагонали точкой пересечения делятся пополам и являются биссектрисами его углов;в) два угла прямые и две стороны равны;г) нет правильного ответа.
V. Изучение нового материала.
Слово учителя: Тема сегодняшнего урока «Осевая и центральная симметрии». (Слайды 8-9)
«Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство» Герман Вейль
В древности слово «СИММЕТРИЯ» употреблялось в значении «гармония», «красота».
В переводе с греческого это слово означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей» (Слайд 10)
Сейчас выполним практическую работу:
(Слайд 11). Отметьте точку Аа. Из точки А опустите перпендикуляр АО на прямую а. Теперь от точки О отложите перпендикуляр ОА1= АО. Две точки А и А1 называются симметричными относительно прямой а. Такая прямая называется осью симметрии. (Учитель строит на доске, ученики в тетрадях). Какие две точки называются симметричными относительно прямой? (стр. 110 учебника)
(Слайд 12). Симметричность предметов относительно прямой в жизни.– У геометрических фигур может быть одна или несколько осей симметрии, а может и не быть совсем. А как вы думаете, сколько осей симметрии у прямоугольника?
(Прямоугольник имеет 2 оси симметрии) (Слайд 13).
– А у круга? (Круг имеет бесконечно много осей симметрии) (Слайд 14).
– Мысленно определите, сколько осей симметрии имеет каждая из фигур? (Слайд 15). Проверим. (Слайд 16)
– Симметричными могут быть не только точки, но и различные геометрические фигуры. Давайте построим треугольник, симметричный треугольнику, который изображён на доске.
– Попробуйте сформулировать определение фигуры, симметричной относительно прямой. (Стр. 111 учебника)
– Говорят, что такие фигуры обладают осевой симметрией. Назовите фигуры, обладающие осевой симметрией. Назовите фигуры, которые не имеют оси симметрии. (Параллелограмм, разносторонний треугольник).
– (Слайд 17). Оказывается, можно построить симметричные точки не только относительно прямой, но и относительно какой-либо точки. Возьмём произвольную точку А и точку О, относительно которой будем строить симметричную точку. Соединяем точки А и О отрезком, затем от точки О откладываем отрезок ОА1=ОА. Таким образом, О – середина отрезка АА1. Точки А и А1 называются симметричными относительно точки О. Попробуйте сформулировать определение симметричных точек относительно точки. (Стр. 111)
(Слайд 18) А теперь построим треугольник А1В1С1 симметричный треугольнику АВС относительно точки О. Попробуйте сформулировать определение фигуры, симметричной относительно точки. (Стр. 111 учебника). В этом случае говорят, что фигуры обладают центральной симметрией.
– Приведите примеры фигур, обладающие центральной симметрией. (Слайд 19). Существуют фигуры, обладающие осевой и центральной симметриями. Назовите такие фигуры. (Слайд 20).
VI. Физкультминутка.
– Встаньте, улыбнитесь. Возьмитесь за руки. Передайте своему товарищу положительные эмоции, поделитесь капелькой теплоты, добра.
Хочу я, чтоб тепло к тебе пришлоКак свет весенний, как тепло костра:Пусть для тебя источником добраНе станет то, что для другого – зло. (Слайд 21)
VII. Закрепление изученного материала.
Выполнение №418, 423 по учебнику.
Задание для самостоятельной работы:
– (Слайд 22) Расположите данные фигуры по трем столбикам таблицы «Фигуры, обладающие центральной симметрией», «Фигуры, обладающие осевой симметрией», «Фигуры, имеющие обе симметрии». (Обучающиеся выполняют это задание в рабочих тетрадях.) А теперь проверим полученные результаты. (Слайд 23)
VIII. Просмотр презентации, подготовленной обучающимися.
(Слайды 24-29)
IX. Рефлексия.
– С каким настроением вы уйдете с урока? Покажите одну из трех карточек.
X. Подведение итогов.
– Что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке? Что понравилось в уроке? Что не понравилось? Оценки за урок.
XI. Домашнее задание.
п.47, в.16-20; №421, №422.
– На этом урок окончен. Спасибо за работу на уроке. До свидания!
ПараллелогрПрямоугол. Ромб Квадрат
1. Противолежащие стороны параллельны и равны 2. Все стороны равны 3. Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180о 4. Все углы прямые 5. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам 6. Диагонали равны 7. Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами углов (Слайд 5) Правильные ответы
Параллел. Прямоуг. Ромб Квадрат
1. Противолежащие стороны параллельны и равны + + + +
2. Все стороны равны - - + +
3. Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180о + + + +
4. Все углы прямые - + - +
5. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам + + + +
6. Диагонали равны - + - +
7. Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов - - + +