Исследовательская работа Что в имени тебе моем


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Пермский агропромышленный техникум»
филиал в с БершетьИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Что в имени тебе моем…

Выполнила:
студентка группы МСХ 9-13 ___________ Юровских Ирина Валерьевна
(подпись)

Руководитель:
преподаватель первой
квалификационной категории __________ Федосеева Лариса Станиславовна
(подпись)

Содержание Введение ………………………………………………………..….….2
1. Имя человека………………………………………………….……. 5
1.1 Происхождение имени Ирина…………………..………….....5
1.2 Распространенность имени …………...………………………..6
2. Имя собственное как элемент художественного произведения ..8
2.1 Ингигерда - загадка, жена Ярослава Мудрого ...................9
2.2 Ирина Федоровна Годунова - супруга русского царя Федора Ивановича…………………………………………………………….11
Тургеневская девушка………………………………….…......12
Ирина Прозорова. А.П. Чехов «Три сестры»……………….14
2.5 Современная подростковая литература.
«Ирка Хортица–суперведьма»……………………………………….15
3. Практические исследования……………………………………....17
3.1 Анкетирование…………………………………………………17
4. Рекомендации по использованию данного проекта в практике…21
Заключение……………………………………………………………23
Список информационных источников………………………………25
Приложение А - Анкета для студентов филиала ГБОУ СПО Пермский агропромышленный техникум.………………………..26
Введение
На уроках литературы мы много раз говорили о значении имен героев. Имена собственные в художественном тексте играют важную роль, поскольку помогают лучше раскрыть авторский замысел, передать авторское восприятие действительности. Точный выбор имени во многом определяет смысловую и эмоциональную сторону текста в целом, значит, имя собственное в качестве элемента художественного произведения является одним из важных средств создания образа. Имя персонажа – это его «визитная карточка».
Имена собственные всегда имели огромное значение в жизни человека. Для первобытного человека имя являлось обозначением существа или предмета. С самых незапамятных времен люди связывали имя человека с его внутренней сутью, так как имена не просто называют, но реально объявляют духовную и физическую сущность человека.
Задумываясь над этой темой, я решила узнать, что означает мое имя и как часто оно встречается в литературных произведениях.
Цель работы – выяснить значение имени Ирина; определить роль этого имени в творчестве писателей.
Достижению поставленной цели служит решение следующих задач:
- познакомиться с критической литературой по вопросу использования имен собственных в художественной литературе;
- рассмотреть имя собственное как стилеобразующий элемент художественного произведения;
- выявить функциональную значимость имени Ирина в художественных произведениях;
- провести анкетирование с целью установления происхождения, значимости, количества учащихся с именем Ирина.
Для решения этих задач применялись методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и практические (анкетирование, обработка данных).Объект исследования: использование имени Ирина в художественных произведениях русских писателей.
Предмет исследования: произведения А.К.Толстого, И.С.Тургенева, А.П.Чехова, И.Волынской.
Актуальность темы. Выбор этой темы обусловлен очень большим интересом к говорящим именам в русской литературе и историческом прошлом нашего народа. Имена собственные в художественных произведениях имеют определенную функциональную нагрузку и являются важным элементом, следовательно, изучение художественного произведения невозможно без исследования имен собственных, заключенных в том или ином тексте.
В наше время интерес к чтению угасает. Мы хотим показать на примере анализа отдельных произведений, что чтение – это не только важный познавательный, но и увлекательный процесс, в котором проявляется читательское мастерство, потому что читатель участвует в разгадке тайн и загадок писательского замысла. Таким образом, грамотный читатель становится некоторым образом соавтором писателя.
Каждое имя несёт свою энергетику и имеет своё значение, накладывает отпечаток на судьбу и характер. У каждого имени есть свой социальный образ и характер. Узнавая историю человечества и своей страны, читая романы и учебники, человек невольно обращает внимание на тезок. Какими они были? Что сделали? Чем запомнились они потомкам? Он встречает в них те черты, которые свойственны или желанны ему самому, и тем самым как бы получает поддержку из прошлого: "Да, ты можешь быть таким! " (Например: смелым, великим, мудрым, находчивым, справедливым).
Имя существует не только для того, что бы выделить человека из массы, но оно несёт ещё и определённую смысловую нагрузку. Также любое имя несёт в себе и определённый сакральный оттенок. Раньше у многих народов выбору имени придавалось большое значение.
Гипотезы:
Имя человека играет большую роль в его судьбе.
Имя человека несет определенную смысловую нагрузку.
3. Образ героя в литературном произведении начинается с имени, т.е. восприятие имени образа способствует пониманию его идейной нагрузки в произведении и отношения автора к нему.
4. Имя связано с историческим прошлым народа.
Продукт: «Сага об Эймунде», автор неизвестен, дата написания XIII в.; трилогия А.К. Толстого «Царь Иван Грозный»; роман И.С. Тургенева «Дым»; пьеса А.П. Чехова «Три Сестры», серия остросюжетных фэнтезийных книг для подростков « Ирка Хортица – суперведьма».
Практическая ценность работы состоит в возможности использовании материала и результатов данного исследования на уроках литературы при изучении творчества тех или иных писателей. Также работу можно использовать в качестве дополнительного материала при анализе текста произведения, для проведения викторин, конкурсов, олимпиад
Ожидаемый результат: проявление интереса студентов к чтению художественных произведений; повышение их читательской культуры.
Имя человека
Многие века человек задается вопросами: что же влияет на его судьбу, что помогает и мешает быть счастливым, какая высшая сила отвечает за везучесть? Философия жизни – ответят многие из вас и отчасти будут правы. Очень часто в нашу жизнь вмешиваются мистика, необъяснимые явления и силы. Не бывает простых совпадений, все предначертано и предсказано. Циклическими повторениями разных жизней заинтересовались специалисты в области антропонимики. Ученые, изучающие феномен «имени», заметили, что судьба человека напрямую зависит от того, какое имя он получил в детстве. И самое главное, жизнь человека может пойти совсем по другому сценарию, если имя подобрано неточно.
Имя – древнейшее изобретение человека. И происхождение имен окутано мифами и легендами. Древние люди верили, что имя – это словесная формула, обладающая сильной властью, но ученые пока смогли разгадать истинное значение совсем незначительной группы имен.
Происхождение имени Ирина
Ири́на — женское русское личное имя греческого происхождения; восходит к др.-греч. Εἰρήνη — имени богини мирной жизни в древнегреческой мифологии Эйрены; также εἰρήνη — «мир», «покой
Другие формы имени: разговорные — Арина, Ерина, Ярина, Иринья; возникшие под влиянием западноевропейских языков — Ирена, Ирэна, Ирен, Ирэн; древнецерковные — Орина, Ириния. Распространённые краткие формы имени: Ира, Рина, Рена. Некоторые из перечисленных форм используются как самостоятельные личные имена.
В христианском именослове имя Ирина соотносится прежде всего с Ириной Македонской (ум. в конце I — начале II века), первой из женщин, прославленной церковью в лике великомучеников. Эта святая была весьма почитаема в Византии. Помимо неё, из раннехристианских святых известны мученицы Ирина Коринфская (III век) и Ирина Аквилейская (Солунская или Иллирийская) (начало IV века). Имя Ирина в Византии было распространённым и обладало высоким социальным статусом: среди его носительниц — супруги византийских императоров, одна из которых, императрица Ирина, в 797 году стала полновластной правительницей государства, а после кончины церковь её канонизировала за восстановление иконопочитания.
Распространенность имени
Имя Ирина на Руси в Средневековье было распространённым и хорошо известным. Свидетельством его давней укоренённости в русской культуре являются, например, пословицы с включением имени («Тётка Арина надвое говорила»); народные приметы на дни поминовения святых Ирин («Три Арины в году живут: Арина — разрой берега, Арина-рассадница да Арина — журавлиный лёт»), в которых имя святых дополнялось «неправославными» прозвищами, связанными с крестьянским бытом, годовым циклом сельскохозяйственных работ.В XVIII веке имя Ирина (встречавшееся в основном в форме Арина) — крестьянское и купеческое имя, редкое в дворянской среде. Возвращение имени в число популярных случилось уже в XX веке, в 1940-е—1950-е годы. В дальнейшем оно показывало чрезвычайно высокую частотность вследствие сформировавшегося в русском обществе массового увлечения именем. Например, в Москве в период 1950—1959 годов имя занимало 4-ю позицию в списке самых модных имён с частотностью 90 %, пропустив вперёд только имена Елена, Татьяна, Наталья; в Ленинграде в 1960-е—1970-е частотность имени достигла 106 %. В последующем частотность имени снижалась, хотя на протяжении 1970-х—1980-х годов оно по-прежнему было весьма востребованным. Так, в Москве в период 1978—1981 годов имя было на 6-м месте среди самых модных имён (с частотностью 63 %); в Ленинграде в 1980-е годы частотность имени составила 51 %.
В 2000-е годы имя вышло из моды; однако следует отметить, что в Хабаровском крае, например, в 2009 году вариант имени Ирина — Арина — занял 13-е место в списке популярных имён у новорождённых; при этом частотность «нового старого» имени составила 25 %.
Имя собственное как элемент художественного произведения
В любом произведении литературный персонаж утверждается в сознании читателя своим внешним видом, чертами характера, поступками, мыслями, своеобразной речью. Но особенно ярко индивидуальность литературного героя отражается в его имени. С выбора имени начинается бытие героя в литературном произведении. В нем отражается его внутренняя жизнь, оформляются психические процессы. Имя дает ключ к характеру человека, кристаллизует определенные качества личности. Если тот или иной характер удался писателю, то в представлении читателей все его черты будут связаны с одним словом - его именем.
Ирина - хорошее, простое, радостное, нежное и женственное имя, воспринимаемое многими как типично женское. Упругая и сильная волна, идущая изнутри, вызывает прилив энергии и направляет ее движение, в трудных ситуациях умеет держать себя в руках, самостоятельная и решительная, трезво подходит к оценке окружающего мира. Ощущает большую потребность посвятить себя целиком какому-то делу, будь то забота о благе родных, общественная деятельность или религия. Терпелива до жертвенности. Обладает гибкой волей, организующей внутренний поток энергии, всегда стремится следовать своей линии. Это характер, направленный из глубины вдаль и обладающий собственным мнением и верой. Тонкий вкус, взвешенность в словах и поступках издавна делали Ирину на Руси символом миротворчества и здравого смысла. Наверное, поэтому это имя связано с великим историческим прошлым нашей Родины и с великими художественными произведениями литературы. Имя Ирина связано и с великомученицами, которые впоследствии стали святыми:
Ирина Македонская
Ирина (византийская императрица);
Ирина (супруга Иоанна II Комнина), до крещения Пирошка, в монашестве Ксения;
Ирина — дочь Исаака II Ангела;
Ирина — княгиня, шведская принцесса Ингигерда, жена Ярослава Мудрого, в иночестве — Анна. Почитается в православии, как святая Анна Новгородская;
Ирина Михайловна — царица Болгарии;
Ирина Кантакузина — дочь Дмитрия I, деспота Мореи;
Ирина — жена князя Константина Святославича;
Ирина — жена царя Фёдора Иоанновича.
Ингигерда - загадка, жена Ярослава Мудрого
(«Сага об Эймунде», автор неизвестен, дата написания XIII в.)
Обитатели Северо-запада Руси издавна осуществляли плодотворные связи с соседней Скандинавией. Одним из ценнейших «приобретений» Новгорода была замечательная женщина, родившаяся около тысячи лет назад, шведская принцесса Ингигерда. Ей было суждено, совместив в себе лучшие дары культур Скандинавии и Руси, стать супругой Ярослава Мудрого, матерью благоверного князя Владимира - основателя Софийского собора в Новгороде и сыграть значительную роль в истории всего Северно-Европейского региона. Эта история отражена в «Саге об Эймунде». Образ княгини, супруги Ярослава очерчен здесь таким образом: неожиданно попавшая во вражеский плен, она проявляет такой ум и самообладание, что «устраивает мир», удовлетворивший всех враждующих. На Руси благоверная княгиня Ирина усердно приумножала и развивала те таланты, которые изначально были дарованы ей Богом: проницательный ум, стойкость, неженская отвага, отличное умение вести дела политического и хозяйственного характера, щедрость и снисхождение к нижестоящим, любовь и уважение к родным. Так, в условиях затяжной вражды между королями Швеции и Норвегии «тихая дипломатия» и добрая улыбка принцессы Ингигерд в конце концов возымели действие: оба Олава все-таки встретились, разрешили пограничный спор и, по словам саги, «расстались с миром». Княгиня Ирина была не только «мудрее всех женщин», но и «хороша собой», как утверждают саги. Княгиня стала матерью большой и замечательной семьи: у нее было семеро сыновей и пять дочерей. Все они получили отличное образование (включая знание нескольких языков) и являли пример нравственности и православного благочестия. Об этом можно судить по «Похвале святому князю Владимиру» митрополита Илариона (около 1040 года), где, между прочим, сказано: «...посмотри на внуков и правнуков твоих, как содержат они благоверие, тобой переданное, как часто посещают святые храмы, как славят Христа, как поклоняются Его имени!» В Киевском Софийском соборе была огромная фресковая композиция, изображавшая семью Ярослава и Ирины. Скончалась Ирина 10 февраля 1050 года. Кончина благоверной княгини явилась невосполнимой утратой для всей Руси. Великий князь Ярослав, бывший значительно старше супруги и переживший ее на несколько лет (+ 1054), потерял умную, заботливую и любящую советницу.
Уход из жизни Руси княгини Ирины стал рубежом во внешних отношениях, прежде всего в связях с соседней Скандинавией, которые стали ослабевать. В середине XI века в Швеции прекратилась правившая с незапамятных времен династия Инглингов, к которой принадлежала и принцесса Ингигерда, а вместе с нею ушли лучшие времена русско-шведских отношений, когда нормальным состоянием был мир между государствами, а конфликты - редким исключением. Таким образом, эта прекрасная женщина обладала всеми лучшими качествами имени Ирина.
Ирина Федоровна Годунова - супруга русского царя Федора Ивановича
Самолюбивая и гордая Ирина Федоровна (1557-1604) – дочь костромского помещика, не титулованного боярина Федора Годунова с радостью шла замуж за слабого волей и здоровьем Федора Ивановича, потому что замужество давало титул царицы и славу во веки веков. Она стала царицей в 27 лет, но ей довелось побывать во всех званиях женщины при царском дворе: она была царевной до 1584г., затем царицей, и вдовствующей царицей с 1598 года до своей смерти в 1604 году. Все в нашей стране знают царей Ивана Грозного и Бориса Годунова, а женщинах, вдохновлявших их, не знает почти никто. А.Толстой в своей трилогии «Царь Иван Грозный» рассказал об этой великой женщине. Толстой видел в Ирине Годуновой одну из «светлых личностей нашей истории», находил в ней «редкое сочетание ума, твердости и кроткой женственности». Первая сцена - в начале пятого действия «Царя Федора». Годунов, губя своих государственных врагов Шуйских, рассчитывает на Ирину, как на союзницу:
Ирина! В тебе привык я ум высокий чтить
И светлый взгляд, которому доступны
Дела правленья. Не давай его
Ты жалости не дельной помрачать!
Борис хочет видеть в сестре повторение своей «безжалостной разумности»; однако, по замечанию Толстого, «у нее все великие качества Годунова без его темных сторон», почему она и отвечает:
Не верю, брат, не верю, чтобы дело
Кровавое пошло для царства впрок,
Не верю я, чтоб сам ты этим делом
Сильнее стал...
И вот - вторая их встреча в самом начале трагедии «Царь Борис»: всемогущий царь после высшего своего триумфа (венчания на царство и приема послов) приходит к Ирине-монахине за оправданием своего главного преступления - убийства Дмитрия - и не находит оправдания. Он не хочет признавать своей неправоты, но катастрофа, сразу же вслед за этим разразившаяся над ним, убеждает Годунова, что на его царствовании «благословления!» быть не могло.
Умная и осторожная Ирина Федоровна не приняла высокий царский титул. Она проявила твердость и категорически отказалась от трона. Из царского дворца она переехала в Новодевичий Монастырь, где и постриглась, приняв имя Александры. В 47 лет Ирина умерла в Новодевичьем монастыре.
Ирина Федоровна была единственной на российском престоле царицей, которая в отличие от других обладала символом миротворчества и здравого смысла.
2.3. Тургеневская девушка
Существует такое определение — “тургеневская девушка”. Что-то светлое и чистое, ясное и наивное представляется нам при этих словах. И действительно, героини Тургенева именно таковы и поэтому неуловимо похожи одна на другую. Но одна из них выбивается из ряда привычных образов — это героиня романа “Дым” Ирина Осинина.
В самом имени ее слышится что-то таинственное. Здесь — осень, синь, иней... Тургенев наделяет ее красотой необычайной — возможно, она самая прекрасная из его героинь. Красота ее загадочна, она таит в себе необыкновенную внутреннюю силу, “...что-то своевольное и страстное, что-то опасное и для других и для нее. Поразительны были ее глаза, исчерна-серые, с зеленоватыми отливами, с поволокой, длинные, как у египетских божеств, с лучистыми ресницами и смелым взмахом бровей. Странное выражение было у этих глаз...”
С самых первых страниц романа мы видим, что перед нами неординарная личность. И действительно, Ирина — натура необычайная. Оставаясь внешне холодной, она таит в себе такие страсти, какие, возможно, непонятны другим героиням Тургенева.
С детства жившая в бедности, Ирина стремится к богатству. Точнее, изначально в ней этого стремления не было — она всего лишь презирает нищенскую обстановку своего дома. И только после своего первого бала Ирина, осознав силу дарованной ей красоты, раскрывается читателю.
Впрочем, раскрывается ли?.. Она была влюблена в Литвинова и любима им; она, несомненно, была счастлива этой любовью. Душа ее, может быть, и рвалась в высший свет, но почему все-таки лишь одного вечера оказалось достаточно для того, чтобы все бросить, разбить жизнь себе и любимому человеку?.. Может быть, Ирина не дорожила своей любовью?.. Очень дорожила. Героиня чувствовала в себе необъяснимое волнение и боялась его. Вспомним сцену перед балом: “Она быстро взглянула на Литвинова, протянула руки и... промолвила:
— ...Скажи только слово, и я сорву все это и останусь дома.
У Литвинова сердце так и покатилось. Рука Ирины уже срывала ветку...
— Нет, нет, зачем же? — подхватил он...
— Ну, так не подходите, платье изомнете, — поспешно проговорила она”.
А если бы в тот вечер Литвинов удержал ее? Вряд ли бы что-то изменилось...
И, скорее всего, с той минуты, как героиня уехала в Петербург, она не была счастлива ни мгновения...
Любовь к Литвинову, не оставлявшая Ирину, воскресла при второй их встрече. Теперь-то Ирина уже понимает, что представляет собой тот самый высший свет, тот самый достаток, к которому она так стремилась. Теперь она знает, что это — дым, пустота... Узы брака для нее отнюдь не священны. Мы знаем, что она любит Литвинова и презирает то общество, в котором находится. Ирина, с ее умом, с ее тонкой загадочной душой, на голову выше этого общества. Она хочет свободы. Героиня говорит Литвинову: “...не мучь меня, не мучь себя!.. Будем свободными людьми! Что за беда, что я плачу?! Да я и сама, понимаю ли я, отчего льются эти слезы?..”
Но Ирина прекрасно понимает причину своих слез. Теперь уже презирая высший свет, она не может от него отречься, ибо сама она стала его частицей. Искренне желая убежать от своей нынешней жизни, Ирина не может на это решиться.
Знали ли другие героини Тургенева, что такое страх? Нет. Могли бы они, разбив жизнь любимому человеку, предать его в самый ответственный момент? Нет. Впрочем, “Дым” — особенный роман, и героиня его — иная... Тургенев не раскрывает нам до конца душу Ирины, даже Литвинову она впоследствии представляется туманно...
Печален финал романа “Дым”. Мне безумно жаль главную героиню этого нетипичного романа Тургенева — Ирину Осинину.
Ирина Прозорова. А.П.Чехов «Три сестры»
Пьесу «Три сестры» Чехов писал в августе-декабре 1900 года специально для Художественного театра. Напечатана она была в «Русской мысли» от 1901 года. Премьера состоялась на сцене Художественного театра 31 января 1901 года. Само название пьесы «Три сестры», такое простое и изящное, притягивает к себе внимание. В нем чувствуется обещание рассказать о трех, а значит, обязательно разных, сестрах. Мы остановимся на младшей, Ирине. Ирина, самая младшая из сестер, больше всех мечтает о переезде в Москву и острее всех переживает крах этой мечты. Ирина страстно желает порвать со старой жизнью. Она хочет трудиться, поступает на службу, но эта работа не удовлетворяет, а только тяготит ее. Разочаровывается Ирина и в любви: она теряет душевные силы в ожидании этого чувства. В Москве Ирина надеется встретить настоящую любовь, но это остается лишь мечтой. И героиня готова выйти замуж, не любя, просто за хорошего человека. Но и этому не суждено было сбыться: барона Тузенбаха убивают на дуэли. В конце пьесы Ирина – единственная из сестер, для которой автор находит возможность начать новую жизнь. Ее последние слова в пьесе, уже после смерти Тузенбаха: «Завтра и поеду одна, буду учить в школе и всю свою жизнь отдам тем, кому она, быть может, нужна». Мы видим, что Ирина уезжает из этого города, от своей нелегкой жизни. Возможно, она действительно сможет стать счастливой, ощущая свою необходимость. Чехов дает надежду только Ирине, это еще раз доказывает, что именно Иринам присуща потребность посвятить себя целиком какому-то делу.
Современная подростковая литература.
«Ирка Хортица–суперведьма» И.Волынская,
К. Кащеев (серия остросюжетных фэнтезийных книг для подростков, основанных на славянском и украинском фольклоре).
Героиней современных произведений тоже является Ирина. И это не случайно. В характере этой героини собраны все положительные черты, присущие этому имени: необыкновенная внутренняя сила, ум, самообладание, гордость и решимость, ощущение большой потребности посвятить себя целиком какому-то делу. Использование имени Ирина в экспрессивной форме ( Ирка) подчеркивает, что героиня является еще подростком.
Ирка Хортица — обычная школьница, которая оказалась в центре невероятных событий. Девочку похитила ведьма, чтобы использовать в своих злых целях её колдовскую силу. Симпатичная двенадцатилетняя девчонка, летает по небу, составляет заклинания и сражается со злыми колдунами и нечистой силой... Легко ли обычной девчонке привыкнуть к тому, что она - ведьма? Здесь Ирка сталкивается с неожиданной проблемой, она перестает управлять своими способностями. Нужно срочно научиться их контролировать — ведь враги юной ведьмы не дремлют. И тут ей на помощь приходят черты ее характера. Она, как Ирины всех времен, не падает в уныние, а начинает бороться, проявляя твердость характера. Она становится полноправной ведьмой-хозяйкой. Характер сложный, но жить можно. А дальше Ирка Хортица больше не желает быть ведьмой! Ведь из-за магии у нее постоянно возникают проблемы. Перед Иркой теперь стоит трудный выбор: исполнить мамину мечту, заключив сделку с давними врагами, или спасти незнакомых людей, но навсегда потерять возможность иметь нормальную семью. Героиня ставит перед собой вопросы. Кто такая Ирка Хортица? Юная повелительница наднепрянской магии? Или почти тринадцатилетняя девочка, которой очень не хватает материнской заботы? Наступает день, когда нужно принять решение... В этом и есть Иркин характер.
Пусть она не носит скандинавского имени Ингигерд, не является Ириной Федоровной, не похожа на Ирину Осинину – все же она Ирина, а значит, всегда будет следовать своей линии.
Практические исследования
Целью практической части нашей работы является исследование имени Ирина у учащихся нашего филиала для установления происхождения имени, значимости, количества учащихся с данным именем. Для этого
- разработана анкета;
- проведено анкетирование;
- проведен статистический анализ
3.1. Анкетирование
а) показатель соотношения имени Ирина со всеми учащимися

Выводы:
В начале 90-х годов была низкая рождаемость, популярность имени Ирина была довольно низкая, поэтому учащихся с именем Ирина в нашем филиале насчитывается 8 человек, что составляет 3%.
б) Показатель информационной осведомленности по теме: «Мое имя»

Выводы
Всего 1 человек (12,5%) владеет достаточной информацией о своем имени, знают значение имени только 2 человека (25%) и 5 человек (52,5%) не владеют информацией. После проведения анкетирования, я надеюсь, что усилится интерес студентов к истории своего имени, так как большинство студентов (72,5%) считает, что имя переопределяет судьбу человека.
в) Выбор имени

Выводы
Анкетирование показало, что имена в основном даются по эстетическому критерию: красоте звучания, удобному сочетанию с отчеством (35%). Большое значение при выборе имени играет популярность имени в определенный период времени (27,5%). Сохраняется традиция присвоения имени в честь родственников (25 %). Единичны случаи называния ребенка по именам известных литературных героев (1студент – 12,5%) ( Ирина из пьесы А.П.Чехова «Три сестры»).
-746760982345г) знание известных литературных героев и известных исторических личностей с именем Ирина
Выводы:
Анкетирование показало, что читательский интерес очень мал. Многие носители имени не знают о литературных героях ничего. Об Ингигерде не знает никто, об Ирине Федоровне Годуновой знает 1 человек (12,5%), с Ириной Осининой знаком 1 человек (12,5%), об Ирине Прозоровой слышали 3 человека (37,5%), об Ирке Хортице слышал 1 человек (12,5%).

Рекомендации по использованию данного проекта в практике
Данное исследование представляет опыт исследования нескольких литературных произведений, связанных с именем Ирина.
В результате мы пришли к следующим выводам:
Имя играет большую роль в судьбе человека, откладывает отпечаток на его характер.
Имя человека несет особую смысловую нагрузку.
Глубокое и всестороннее познание художественного произведения невозможно без осмысления использования автором системы собственных имен.
В имени собственном проявляется индивидуальность литературного персонажа.
Имя собственное служит одним из важнейших средств воплощения авторского замысла и концентрирует в себе значительный объем информации.
Имя собственное относится к наиболее выразительным, ярким и специфическим элементам стиля писателя.
Наш проект может иметь следующий практический выход:
Материалы, полученные в результате исследования творчества писателей , могут быть использованы на уроках литературы при работе над текстами произведений А.К.Толстого и И.С.Тургенева, а также при разработке материала для проведения литературных викторин и олимпиад. Надеемся, что нестандартный подход пробудит интерес у студентов к чтению художественных произведений, научит творчески воспринимать литературные тексты, определять стилистические особенности авторского мастерства, т.е. будет способствовать развитию читательской культуры современных студентов. Хочется, чтобы современная молодежь, выросшая на «Кратком изложении содержания изучаемых произведений», поняла, что истинная ценность литературного произведения заключается не в содержании, а в том, как оно было передано, и научилась бы наслаждаться настоящими творениями искусства.
Мы только начали исследования по теме проекта и рассмотрели использование имен собственных в творчестве А.Толстого, И.Тургенева, И.Волынской. Это было необыкновенно увлекательно, и мы надеемся, что работа будет продолжена студентами. В дальнейшем возможно создать Полный словарь «говорящих» имен героев изучаемых произведений, материал которого был бы весьма полезен при изучении литературы.

Заключение
"Что в имени тебе моем?" этим вопросом нередко задаются и ученые, и обычные люди. Над этим вопросом задумывалась и я . Исследуя свое имя, я пришла к следующим выводам. Имя, характер человека, его судьба взаимосвязаны настолько тесно, что сегодня мы не можем представить это в полной мере. Имя влияет на формирование личности. Имя – это тончайшая плоть, посредством которой объявляется духовная сущность. Имя - слово, которое человек чаще всего слышит в своей жизни, - оказывает воздействие на всю его судьбу. Талантливые писатели интуитивно чувствуют, что имена реальных людей не случайны и соотносятся с их характерами и судьбами. Создавая типаж, они заимствуют у прототипа этот признак в числе других черт: внешности, поведения, и внутренних качеств. Этим приемом пользуются все писатели, в том числе и неизвестный автор XIII века, и А.К. Толстой, и И.С. Тургенев, и А.П. Чехов, и И.Волынская. Автор дает имя герою своего произведения, и этим он вольно или невольно вкладывает в него зародыш характера его обладателя. Говорят, "по имени встречают". Поэтому мы считаем, что степень сходства характеров у людей с одинаковыми именами достаточно велика. Законы психологии едины для всех. Если рассматривать сходство по многим параметрам как стереотип, то этот стереотип впитывается ребенком с самого детства. Все мы читаем книги, смотрим фильмы, в конце концов, общаемся друг с другом. По второй сигнальной системе И.П. Павлова происходит непрерывное внушение стереотипа человека с определенными чертами характера, связанного с именем. Слыша свое имя, человек отождествляет себя с ним. Поэтому очень важно знать положительных героев из литературных произведений или истории, чтобы быть достойным своего имени.
Изучая связь между художественными образами и их именами, мы пришли к выводу, что она очень тесная. Рассматривая произведения выдающихся русских писателей А.К.Толстого, И.С.Тургенева, А.П. Чехова, обращаясь к истории нашего государства, мы убедились, что персонажи, носящие одно и то же имя, но живущие в разных произведениях, несут на себе одинаковый отпечаток судьбы. У них схожи действия, мысли.
Таким образом, Ирина в обычной жизни и в литературных произведениях самостоятельная и решительная, трезво подходит к оценке окружающего мира. Не сентиментальна, даже несколько жестковата. Легко сходится с людьми, общительна. Пряма и резка в суждениях и высказываниях. Всю жизнь Ирина занята тем, что работает на создание образа холодной, независимой женщины, скрывая ревнивую и ранимую душу, буйное воображение и жажду уединения и покоя. Это характер, направленный из глубины вдаль и обладающий собственным мнением и верой. Тонкий вкус, взвешенность в словах и поступках издавна делали Ирину на Руси символом миротворчества и здравого смысла.
Моя работа – это всего лишь крупица в деле раскрытия невидимой связи имен с художественными образами. Поэтому, я считаю, что образы, их духовную сущность и связь с именами необходимо рассматривать по частичкам. Я предполагаю, что каждая крупинка будет приводить нас к чему-то более важному, более значимому, нежели она сама. И в конечном итоге будет полностью раскрыта и доказана теория о сознательном выборе автором имен - будущим художественным образам, о построении на этих образах единого литературного пространства, без которого не может жить ни одно произведение.
Список информационных источников
http://art-otkrytie.narod.ru >chehov6.htm
http://dic.academic.ru>dic.nsf/ens_biografhy/47639/Ирина
http://mjdernLib.ru >books/ilona_volinskayahttp://nsportal.ru Алые паруса >imen-sobstvennykn.vhttp://ru. Wikipedia.org >Ирина
http://ru. Wikipedia.org >Ингигердаhttp://www/factorname.ru
http://hams.neolove.ru
http://u4enik.com>litra/item/roman-turgeneva-dym…analizПриложение 1
Анкета
Знаете ли Вы значение своего имени?
В каких литературных произведениях оно встречается?
Читали ли Вы «Сагу об Эймунде», «Дым» (И.С. Тургенев), «Три сестры» (А.П. Чехов), «Ирка Хортица – суперведьма» (И. Волынская)?