Научная статья по теме Древние языческие верования и символы славян в культуре крестьян нашей местности.

Древние языческие верования и символы славян в культуре крестьян нашей местности.
«Русский народ не обессилен, и сердце его к родным святыням «не остыла».
Т.Тёпышева
1.Русь языческая
В истории русского народа существовали Русь языческая и Русь православная.
В древних поселениях восточных славян почетное место занимали святилища, где стояли идолы-извояния языческих богов. Горел священный огонь, им приносили в жертву животных, различную пищу. Около идолов славяне совершали религиозные обряды.
Ревели трубы, звенели бубны, гусли, гудели гудки. Славяне пели, плясали, водили хороводы. Хоровод - древнейший обряд, памятник славяно-русской культуры , олицетворяет круговое движение Солнца по небосводу. Кроме богов Перуна, Велеса, Дождьбога, Ярилы, Стрибога, Мокоши и других, славяне почитали существ низшей мифологии: домового, кикимору, банника, хлевника, водяного, лешего и других. Память о древних верованиях славян закрепилась в народном языке и фольклоре, в поверьях и языческих праздниках на Руси. Следы древней памяти обнаруживаются на предметах материальной культуры. А сохранились ли языческие верования, символы в культуре крестьян нашей местности с 18 века до наших дней? 2. Хорзовы из деревни Хорзова – поклонники славянского бога солнца. Меня давно интересовала история бывшей деревни Хорзова, расположенной недалеко от села Першино Заводоуковского района. По письменным источникам, деревня возникла в 1792 году. В ней проживали почти одни Хорзовы, и название она получила от фамилии первых поселенцев. Писатель З.К. Тоболкин, уроженец это деревни, писал о них так: «Хорзовские – пришельцы из Беломорья, народ княжеский, крупный, угрюмоватый». О своих предках заявил, что они родом из Архангельских краев. Тарасова Ф.И. рассказала мне легенду о возникновении деревни. «Однажды в наши края приехали пришельцы издалека. Сначала они поселились у Земляного, у леса и озерка. Позднее переселились на возвышенное место у реки Бигила (Гиляма)». На севере они всегда жили у рек. В 19 веке Хорзовы переселились в деревню Першино и основали небольшую деревеньку Ново-Хорзово у озера. Озеро она назвали Роднижским, близким по звучанию с Ладожским, Онежским озерами на северо-западе России. По озеру крестьяне плавали на долбленых лодках-батах, как и на северных реках. История деревни Хорзова близка мне потому еще, что наши семейные предки с реки Колвы, позднее с реки Печоры, родом тоже с Поморья, «из мест новгородского заселения» Первые жители Хорзова носили странную, явно не русскую фамилию. Откуда она появилась у русских старообрядцев с Севера? В Интернете узнали, что носители этой фамилии могут гордиться ею «как памятником русской истории, культуры и языка» Странно, что она значится от осетского слова «хорз», что означает «хороший, добрый». И слово «хорс» нашлось в пантеоне славянских богов. Хорс Дажь( Даждь) – языческий бог солнца, особо почитаемый на Севере с его долгими зимами. Словосочетание «Даждь бог» я встретил в молитвенной тетради староверки с. Першино, что несомненно означает «Дай бог». Моя версия согласуется с мнением лингвистов, хотя есть несколько версий происхождения имени бога Солнца. А откуда у славянского бога появилось нерусское имя «хорс», что в Иране означает «сияющее солнце». Оказалось, что его ввел киевский князь Владимир по политическим мотивам, так как в Киеве было много вооруженных воинов их Хорезма - иранцев. По этим же причинам князь позднее жестоко расправился с идолами, утопив их в реке. Славяне относились к солнцу, как к живому существу. Среди старцев д. Хорзова я услышала старинную присказку: «Живем в лесу, молимся колесу». Но ведь колесо – символ солнца на Руси. На празднике масленица колесо возили на санях, а затем его поджигали. В Сибири пускали с горок горящие колеса. А блины - ритуальные славянское угощение, похожее на солнышко.
Итак, фамилия местных жителей Хорзов произошла от имени славянского бога «хорса»: хорсовы-хорзовы , что означает Солнцева, Добровы, Хорошовы , носители этой фамилии могут гордится ею по праву. В С. Першино они проживают в четырёх домах, а в XIX веке жили в одиннадцати. Их предки, живя в глухих лесах на севере, долгое время оставались солнцепоклонниками и поклонялись богу солнца, молясь на его изображение - колесо. Это подтверждают и найденные нами солярные символы и верования, сохранившиеся в нашей местности до наших дней.
3. Древние языческие верования и символы Хорса Дождьбога в культуре крестьян нашей местности. Славяне верили, что Хорс Даждьбог ездит по небу на колеснице, запряженной четверкой белых златогривых коней с крыльями. Дважды в сутки (утром и вечером) он пересекает океан-море на ладье, запряженной гусями, утками и лебедями. Эти птицы на Руси считались священными. Талисманом была уточка с головой коня (уткокони). Нам удалось обнаружить в деревни Хорзова этих редких фантастических птиц 18-19 века из дерева. Особенно хороши гуси-лебеди, из русских народных сказок, с семью крылышками и рыбьим хвостом. Оказалось, что пара гусей-лебедей, очень древние архаичные изображения, с зеркально-симметричным противопоставлением правой и левой сторон, как у нас, выходят к глубокой индоевропейской древности и олицетворяют мир, гармонию и плодородие земли. А розовый уткоконек на ладье (лодочке) - это само изображение бога Хора. В с. Першино была найдена в завалинке старого дома и уточка-игрушка-амулет из дерева на трех колесиках. Она подвешивалась к люльке и оберегала ребенка от порчи, сглаза. Особой любовью на Руси, до сих пор, пользуются лебеди. Два лебедя олицетворяли любовь и и верность. В д. Хорзова пели старинную русскую песню о гусях-лебедях:
«Гуси-лебеди летели и кричали, Видно дальнюю почуяли беду. Только люди не замечали, Мирно женщины пололи лебеду» Над кроватями висели коврики с изображением пары лебедей на пруду. В с. Першино мною найдены две русские народные песни, где русская женщина сравнивается с лебёдушкой: «Ой, ты гой, еси, молодой супруг, твоя красавица-лебёдушка, жена милая». Среди детей до сих пор бытует старинная игра «Гуси-лебеди». Сохранились и заклички, которыми в древности призывали солнце: «Солнышко, солнышко! «Солнышко, солнышко! Выгляни на небо. Выгляни в окошко.
Дам тебе хлеба» Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло».

Священной птицей Солнца на Руси считался и наш любимый Петя-петушок, герой местных потешек, дразнилок, частушек. Петух слыл вестником зари, солнца, который своим пением прогонял «нечистую силу». Красный петух считался символом бога Огня. Петух - магическое воплощение птицы Феникс, которая всегда возрождается из пепла. Но затем церковь объявила петушка в связи с нечистой силой, так как его часто использовали в колдовских обрядах и гаданиях на суженого, которое сохранилось в селе до сих пор. Видимо, поэтому выражение очень старинное, бытующее в нашей семье, «петух карагайский (корогайский) имеет негативный оттенок. Я выяснил, что означает это выражение. «Корогод» - старинное название хоровода на Руси, «гай» - гваят, то есть шум, крик. Значит, это название петуха, приносимого в жертву на языческом празднике. А староверы считали их «бесовскими игрищами». Мама запрещала нам в семье показывать чужим людям черного петуха, которого у нас пытались купить шаманы. В нашей местности бытует поверье, что иногда петух несет яйцо, из которого можно выпарить себе помощника в виде чертика. Потешка из моего детства высмеивает такого петушка: «Петька-петух, На завалинке протух Яичко снес, Продавать понес. На базаре не берут, Петьку за уши дерут».

В селе бытует выражение: «Пока жареный петух не клюнет». Здесь петушок выступает в роли мудрого петуха. А гамбургский петух в нашей семье означал иностранца, немца, щёголя и повесу.
Петушки нам встретились на старинной скатерти 19 века-начала 20 века. Их четыре: два красных, два белых. А число четыре считалось священным на Руси. Черные петушки есть на прялке с тюменской росписью 19 века, на льняном полотенце начало 20 века. Аграрный культ Солнца изображается в виде куга (розетки), прямоугольника, звезды, ромба, свастики (катящееся колесо), креста. Крест – древнейший символ солнца. У язычников он оберегах от всех сторон света. С приходом христианства он стал обозначать победу бога над всеми стихиями и сторонами света, победу добра над злом. Солярные знаки солнца мы обнаружил в селе на воротах дома крестьянина Евима Сосновцева, жаль, в настоящие время утрачены, на вышивке и кружевах, на старинных ковриках, на ткацком станке, трепале, челноках и прялках, на скатертях.
На прялках 19-начало 20 веков мы увидели древнейший символ «Древо жизни» или мировое древо. Оно олицетворяло Вселенную в постоянном ее возрождении. «Древо жизни» - цветущее дерево (куст) с птицами в языческом искусстве изображало божественное дерево, от которого зависело произрастание хлебных злаков и всей растительности. Птица на дереве – древнейший символ, связанный с солнцем, символизирует свет и тепло, а также сулит хороший урожай и богатство. Два голубка на прялке – любовь и крепкий семейный союз. Птичка около ягод – признак клюющей птицы. Поющие птички с задорно вздернутыми головками и клювиками. Такие прекрасные прялки еще бытуют среди жителей села. Задолго до крещения Руси произошло слияние изображения креста с Древом жизни. Мы нашли одно такое резное изделие от кросен в виде креста и зеленого дерева на колесиках. Позднее оно изображало также и древнюю богиню Мокошь, единственное древнее женское божество на Руси.
4. Другие языческие верования и поверья крестьян нашей местности.
Местные крестьяне, кроме веры в бога Солнца, долгое врем сохраняли веру в других славянских богов и существ низшей мифологии.
Самым главным богом славян считался Перун – бог грома и молнии. Они верили, что Перун мечет на землю каменные стрелы, отчего образуется гроза. В Сибири эти стрелы – камни называли «громовыми» и лечили ими людей. В деревне Хорзово «громовой стрелой» лечили больных знахарка из рода Гусевых, в деревне Першино – Хорзовых. По воспоминаниям Н.И.Хорзовой (1941 г.р.), тяжелую болезньвылечил ей старец из Сосновки. Он чертил по коже красноватым камнем и читал заговоры. Было это в 1950 году.
Староверы очень почитали огонь. Мы нашли на поле огниво (кресало) , с помощью которого они высекали священный огонь для обрядов. Все прошедшее через огонь крестьяне считали очищенным от земной скверны. Отсюда их любовь к медным иконам, прошедшим через огонь.
В нашей семье запрещается плевать в огонь, ругать плохую погоду, бурю, так как природа может «мстить». Мама, помню из далекого детства, нанизывала головки убитых отцом уток на веревочку, как ожерелье, и сушила на печи. Потом просила у них прощение и, вероятно, закапывала их в землю. Делала она это тайно от всех. Похожие обряды встретились мне в литературе.
В деревне Першино поклонялись и боготворили богиню земли. От нее зависел урожай, а значит и удача в жизни, счастье. В Духов день (10 мая) земля в селе считалась именинницей. В этот день староверы предупреждали нас, что землю нельзя пахать, вскапывать.
В 19 веке в деревне существовал странный обряд (записано со слов краеведа Комонинкова А.И.). Уважаемый в деревне старец, знахарь, выходил весной в поле и садился на землю «в чем мать родила».
Как я узнала из литературы, этот древний обычай в символической форме, соития с землей, чтобы она давала (рожала) богатый урожай. Вспомним слово «рожь», зерновой злак предков.
До наших дней в селе существует обряд набирания «молчаной» воды, которую считают священной и используют для лечения, снятия порчи и сглаза. Вот вам и «живая» вода из русских народных сказок.
Идти за водой надо в Крещенье, ночью, поодиночке, ни с кем не разговаривая по дороге. Наши сельчане, из боязни, ходили по двое, по трое и не ночью, а когда чуть стемнеет. Сейчас набирают воду в колодцах, так проще и безопасней.
В селе Першино до сих пор бытует языческий праздник «Коляда» и сохранились записанные песенки – колядки:
Коляда, коляда,
Отворяйте ворота!
А за старой колядой
Колядовщики пришли,
И все дружною толпой
Звонко песню завели.
Взрослые и дети рядятся в разные одежды, в масках, с мешочками, ходят из дома в дом и просят угощение:
Сяду на скомеечку,
Дайте мне копеечку.
Сяду на пенек,
Дайте мне пирожок.
Празднуется у нас и масленица. Обычай вновь возродился в 1980 – ые годы. Это праздник с катанием детей на лошадях, с лазаньем на столб за призами, сжиганием чучела масленицы, злую богиню моря (маару), олицетворяющую холодную зиму, смерть. Раньше до 1917 года языческий праздник масленица тоже существовал в окрестных деревнях с песнями, хороводами, блинами. Записанные от Кригер Ф.В. частушки подтверждают это:
Ох, и масленица наша,
Раскрасавица душа!
Мы гуляем всю неделю,
А в кармане ни гроша.

Сидит кошка на окошке,
Вышивает себе хвост.
Прошла маслена неделя,
Наступил великий пост.
Чтили в деревнях и культ славянского бога Велеса (Волоса) – противника Перуна. В литературе его еще называют змей волос. Это был покровитель животного мира на Руси, «скотий» бог. Он же символ богатства, так как скот на Руси считался удачей, богатством, счастьем. Имя Волос вводит нас в мир червей и змей. В Сибири до сих пор бытует поверье о страшном волосе живом, который плавает в воде и, якобы, впивается под кожу.
Следы культа особенно хорошо сохранились на севере. Змей Горыныч изображался по – разному. Мы нашли в деревне Хорзова его резное по дереву изображение 18 – 19 века в виде двух пар змей и переплетающихся змей – птиц. Это очень древнее сохранившееся архаичное изображение бога Велеса, вероятно, принесенное в Сибирь из далеких краев.. Русский север всегда славился своими искусными плотниками и резчиками по дереву. В деревнях Першино и Хорзова строились в прошлом высокие дома с подклетом, похожие на северные. Их до сих пор старики зовут хоромами, как и на севере. Сохранилось предание о том, как один плотник Хорзов из Першино пришел в деревню Дроново, неся на спине и руках малых детей. В д. Дроново он прославился строительством ветряных мельниц. Жена его занялась знахарством. К сожалению, знахарство и особенно, колдовство, до сих пор существуют в селе. И множество легенд о колдуньях и их черных делах, заколдованном Данилове озеро, об оборотнях – свиданьях, пугающих людей в д. Хорзова, о , якобы шабаше ведьм Маркиной рощи. Многие колдуньи 20 века известны местным жителям по кличкам или отчествам. Подтверждением колдовских обрядов в селе являются найденные школьниками маски дьявола и двух скульптур старинных чертей, которых, испугавшись, дети разбили. Кроме змея Волоса, живущего в подземном царстве, летающего, плавающего отсюда в изображении и рыбий хвост, в нашей местности всегда почитали и любили священных на Руси животных – лошадей. Белый конь – символ бога Перуна и символ счастья. В сельском музее хранится ложка-амулет с головой и гривой коня, очень старинная, найденная на поле.
В нашем селе сохранились отголоски древних языческих верований славян в народном языке и фольклоре, в виде символов на прялках, наличниках домов, вышивке и кружеве, половиках и коврах, и других предметах старины. Сохранились языческие праздники и обряды, вера в существ низшей мифологии: домового, которого называют «душка – соседушка», банника, лешего. Домовому ставят у печки блюдечко с молоком и кладут угощение, чтобы в семье был лад. Сохранилась вера в приметы и поверья. На выпетых и вязаных изделиях, половинках и кружках местных рукодельниц. Сохраняются древний славянский оргамент и узоры. Древними символами украсила ворота своего дома умелица Мясникова М.Е. Школьники рисуют на уроках старинные узоры прялок. А в местном музее экспонируются бисерные картины мастера из села Сосновка, Подкорытова С , В. Излюбленный его мотив – кони, русская тройка. А тройка – это и есть сама Русь-Россия, наша любимая Родина.

15