1. Мастер-класс «Организация дистанционного обучения биологии как средство достижения планируемых результатов» 
Региональная научно-практическая конференции «Системные обновления современного образования: миф или реальность?»
(27 марта 2014 г.)
Мастер-класс «Организация дистанционного обучения биологии как средство достижения планируемых результатов» – Квасникова Лилия Алексеевна, учитель биологии МБОУ Красноярская СОШ Илекского района. 
Научный руководитель: Мишакова В.Н., к.п.н., доцент кафедры дидактики и частных методик ИПКиППРО ОГПУ 
Основные идеи мастер-класса
Дистанционное обучение (ДО) - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Дистанционное обучение  это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:
среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),
методов, зависимых от технической среды обмена информацией.
В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей. А введение ФГОС способствует углублению требований к составу дистанционного обучения, которое позволяет:
проводить обучение большого количества человек;
повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т. д.
создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).
В последние годы  в нашей Оренбургской области, особое внимание уделяется выявлению и поддержке одаренных детей.  Разработаны специальные программы, учреждены именные годовые стипендии, гранты. Проводятся конкурсы, смотры, выставки, конференции, в ходе которых и  выявляются одаренные дети.                                                                                                                             Проблема выявления и обучения одаренных  детей актуальна,  так как она напрямую связана с перспективой развития общества. Только талантливый и максимально развитый человек может вести  общество к новым открытиям в науке и кардинальным  переворотам в производственной сфере.  Возникает вопрос: а как же можно обеспечить качественное образование одаренным школьникам, обучающимся в малокомплектных сельских школах в условиях недостаточной квалификации учителя или его отсутствия? Очевидно, решение этой задачи возможно путем обучения или самообразования при наличии дистанционной поддержки.                                                                                                                                        Важнейшее достоинство дистанционного обучения, на мой взгляд, заключается,  в том, что при его организации появляется реальная возможность наиболее полно учитывать индивидуальные особенности одаренного ребенка и его образовательные потребности. Преимущество в том, что  ученик имеет: 
Выбор индивидуальной учебной программы
Выбор времени и темпа занятий
Связь с преподавателем в процессе обучения
Возможность реализации групповой работы (например, проекты)
Самостоятельная  работа учащихся с информационными базами данных 
   Существенным отличием дистанционного обучения является то, что оно способно интегрировать в себя любые образовательные стратегии – как те, которые относятся к классической образовательной парадигме, так и те, которые могут составить основу инновационной образовательной парадигмы.
 В условиях дистанционного обучения учащиеся пользуются следующими преимуществами:
занятия проходят на дому у ученика, поэтому родители могут их контролировать;
сокращаются затраты на оплату услуг репетитора (нет затрат на дорогу к преподавателю; нет необходимости вносить дополнительную оплату за выезд опытного репетитора к ученику на дом; покупку учебной литературы в случае наличия у репетитора дистанционных курсов);
возможность выбора удобного времени и продолжительности занятия;
возможность выбора индивидуальной программы и темпа занятий (построение индивидуальных образовательных траекторий);
решаются вопросы безопасности и сохранения конфиденциальности.
На сегодняшний день к минусам дистанционного репетиторства можно отнести:
низкий уровень готовности преподавателей к обучению в дистанционной форме[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
низкая стоимость дистанционных занятий, что не выгодно для преподавателей крупных городов;
отсутствие качественной, стабильной интернет-связи в регионах Российской Федерации.
Все вышеперечисленные минусы имеют решения. Например, проблема низкого уровня готовности педагогических кадров решается с помощью организации обучающих тренингов, вебинаров и дистанционных курсов. Проблема трудоемкости подготовки репетитора к дистанционным занятиям является преимуществом для учащихся, так как всегда есть гарантия, что преподаватель подготовился к занятию качественно. 
 Дистанционное обучение в ОУ осуществляется  через:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
Скайп            
Электронную почту [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
 Майл агент
На протяжении последних  лет мною совместно с РОЗШ «МИР» и ООДЭБЦ ведется планомерная работа по программе «Одаренные дети», в процессе которой и  сложилась система, некий алгоритм, предполагающий определенную последовательность в обучении через дистанционное общение. При достижении определенных результатов в мыслительной деятельности учащихся они привлекаются к участию в научной и исследовательской деятельности в  районе, области, России. И у нас уже есть определенные результаты, которые можно увидеть на слайдах презентации.
Выводы и рекомендации учителю биологии
Каждая категория обучающихся в системе дистанционного образования требует особого подхода. Методика использования информационных технологий зависит от образовательных задач данной категории обучающихся. Дистанционное обучение сегодня только развивается, ищет свои формы и методы. Но уже сегодня трудно переоценить тот вклад, который может сделать данное направление работы в деле развития единого информационного пространства.
Формы организации дистанционных занятий 
Чат-занятия  учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».
Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы - форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой.
От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.
В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] natural learning manner). Дистанционное обучение  это демократичная простая и свободная система обучения. Сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за учителем упражнений на аудио и видеоносителях (при наличии)