Урок изучения нового материала по математике на тему Правильные и неправильные дроби
25.01(26.01)Тема урока « Правильные и неправильные дроби»
Цель: Знакомство с правильными и неправильными дробями, формирование умения различать эти дроби, сравнивать их с единицей.
Задачи:
обучающие: формировать у учащихся навыки сравнения правильных и неправильных дробей с единицей, научить применять знания в новой ситуации.
развивающие: развивать умение объяснять, делать выводы, формировать первоначальные представления о дроби.
воспитательные: формировать ответственное отношение к учению, готовность обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, умение ясно, четко и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Тип урока: изучение нового материала.
Организация начала урока.
Приветствие учащихся, настрой ребят на урок.
Актуализация опорных знаний.
1. Дана дробь 37.
- Назовите числитель дроби.
- Назовите знаменатель дроби.
- Что показывает знаменатель дроби?
- Что показывает числитель дроби?
2. У учащихся по два вырезанных круга на парте. (В паре выполнить)
- Как разделить круг на четыре равные части? (Сгибанием)
- Сколько четвертых долей содержит один круг? Два круга?
Проблемная ситуация.
Задание: Закрасить 34 , 44, 74 круга.
- Покажите результаты. Давайте проверим, есть ли верно выполненное задание?
- Надо было заштриховать 74.
- Что показывает знаменатель дроби? (На сколько частей надо разделить целое.)
- Что показывает числитель? (Сколько частей надо взять.)
- Значит надо разделить целое на 4 частей и взять 7. (Делю на 4 части.)
- У нас 4 доли, а надо 7. Сколько долей не хватает? Где взять ещё 3 доли? (Взять второй круг.)
- На сколько частей надо второй круг разделить? (на 4)
- Сколько взять от второго круга? (3 четвёртые доли.)
- Посмотрите на данные дроби 34, 44, 74. Чем отличаются дроби? (числитель меньше знаменателя, равен знаменателю, больше знаменателя)
Сегодня мы с вами узнаем, как называются дроби 34 и 44, и как называются такие дроби как 74. Давайте запишем тему урока – «Правильные и неправильные дроби».
Изучение нового материала.
Дробь, в которой числитель меньше знаменателя называется правильной дробью.
Дробь, в которой числитель больше либо равен знаменателю, называется неправильной дробью.
Сравните дроби с 1? 34 <1, 44=1, 74>1Правильная дробь меньше единицы, а неправильная – больше или равна единице.
Запись в тетради:
ab- правильная, если a<bcd- неправильная, если c>d или c=dДинамическая пауза.
Вы на славу потрудились,
И немного утомились
Дружно встать нам все пора
Начинается игра!
Сейчас мы проведем зарядку, используя понятия правильных и неправильных дробей. Я буду показывать дробь, а вы будете выполнять:
если дробь правильная – хлопаем;
если дробь неправильная – поднимаем руки вверх;
если дробь неправильная и равна 1 – приседаем.
55, 910, 87, 1515, 34, 33.
Первичная проверка усвоения знаний.Презентация.Опрос учащихся:
- Какие дроби называют правильными, приведите пример?
- Какие дроби называют неправильными, приведите пример?
- Сравните правильную и неправильную дробь с единицей.
Первичное закрепление знаний.
Задание 1. Напишите все правильные дроби со знаменателем 6.
- Что можно сказать про числитель таких дробей?
(Числитель правильных дробей со знаменателем 6, все числа меньше 6)
- Назовите такие дроби. 16, 26, 36, 46,56Задание 2. Напишите все неправильные дроби с числителем 5.
- Что можно сказать про знаменатель таких дробей?
(Знаменатель неправильных дробей с числителем 5, все числа меньше 5)
- Назовите такие дроби. 51, 52, 53, 54,55Задание 3. При каких значениях a дробь:
а) a4 будет правильной;
б) 5a будет неправильной?
На доске записаны ответы: а) 1; 2; 3. б) 1; 2; 3; 4; 5.
Задание 4. Сравните: 1 и 57, 66 и 1, 79 и 99, 100100 и 1, 2221 и 1.
Решите самостоятельно. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу.
Контроль и проверка знаний.
Каждому ребенку раздается проверочная работа, которая рассчитана на 5 мин. (см. Приложение)
Подведение итогов урока.
- Какие дроби называют правильными, приведите примеры?
- Какие дроби называют неправильными, приведите примеры?
Выставление оценок.
Информация о домашнем задании.
п. 8.2№628,625,639,651(а,г)
Рефлексия.
Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то дорисуйте веселую мордашку.
Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то дорисуйте серьезную мордашку.
Если вы считаете, что вы не поняли тему сегодняшнего урока, то дорисуйте грустную мордашку.
Приложение
Фамилия Имя__________________________________________
Вариант 1
14; 53; 336; 55; 67; 39; 88100;85Выпишите:
Правильные дроби______________________________________
Неправильные дроби____________________________________
Напишите все правильные дроби со знаменателем 8
_______________________________________________________
Напишите все неправильные дроби с числителем 7
_______________________________________________________
Фамилия Имя__________________________________________
Вариант 2
37; 617; 258; 33; 59; 8199; 65;1722Выпишите:
Правильные дроби______________________________________
Неправильные дроби____________________________________
Напишите все правильные дроби со знаменателем 9
_______________________________________________________
Напишите все неправильные дроби с числителем 6
_______________________________________________________