Конспект Когда мы станем взрослыми? 1 класс, окружающий мир, Плешаков А.А. Школа России
Предмет: Окружающий мир
Класс: 1 класс
УМК: Школа России (А.А.Плешаков Окружающий мир, изд. Просвещение, 2014)
Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)
Раздел: «Где и когда?»
Блок: Мир людей (3 ч).
3 урок: «Когда мы станем взрослыми?»
Тема Когда мы станем взрослыми? (Дети и взрослые)
Цели Образовательные: показать отличие жизни взрослого человека от жизни ребенка, необходимость выбора профессии; обобщить знания о профессиях и познакомить с новыми и вызвать интерес к разным профессиям; показать связь между поведением людей и состоянием окружающего мира; учить задумываться об экологических последствиях собственных поступков.
Развивающие: способствовать развитию речи, памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; развивать навык самооценки.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уважение к труду взрослых; культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах.
Формировать УУД:
- Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; воспитывать осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности.
- Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формируем и отрабатываем умение работать в паре и в коллективе.
- Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат Предметные:
Научатся сравнивать жизнь взрослого и ребенка; определять профессии людей, рассказывать о профессиях членов семьи; усвоит, что человек и окружающий мир со временем меняются; что, вырастая, человек выбирает для себя дело в жизни, профессию; что для счастливой жизни нужно беречь чистоту и красоту окружающего мира.
Метапредметные:
Будут учиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать свои достижения; работать в парах: сравнивать рисунки в учебнике, делать выводы; работать в группе используя представленную информацию для получения новых знаний.
Личностные:
Проявлять целостный социально ориентированный взгляд на мир, овладеть начальными навыками адаптации в мире; рассуждать о том, что в мире зависит от наших поступков.
Основные понятия Совершеннолетие, профессия.
Межпредметные связи Литературное чтение.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные 1. А.А.Плешаков Окружающий мир. Изд. Просвещние. Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр. 24, 25
2. А.А.Плешаков Окружающий мир Изд. Просвещение. Рабочая тетрадь. 1 класс. Часть 2. Стр.19-20.
3. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. Изд.Просвещение.
Раздел «Где и когда?». Мир людей. Когда мы станем взрослыми?
4. Окружающий мир: Поурочные разработки: Технологические карты уроков:1 класс: Пособие для учителей начальных классов. Изд. «Просвещение». Стр.94-95.
5.А.А.Плешаков Окружающий мир. Тесты. Изд.Просвещения. Стр.39.
6. Технологическая карта №4. 1 класс 2 полугодие. (с сайта «Просвещение»)
-Настольная игра – пазлы «Профессии» (игра для рефлексии).
-кирпичики из цветной бумаги (для постройки дома из хороших поступков)
-презентация «Когда мы станем взрослыми?».
- листы самооценки (смайлики)
Виды деятельности Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Подробный конспект урока
Этапы урока Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся Достижения учащихся Диагностика достижений
Орг.момент
Цель: создать положительный настрой. Вводное слово учителя, настрой на работу. Долгожданный дан звонок-
Начинается урок! Внимательно слушают, дают себе остановку на хорошую работу на уроке. Дети заинтересовались. Проверка домашнего задания.
Цели:
- проверка знаний изученной темы прошлого урока.
1.Фронтальная работа по пройденной теме прошлого урока «Когда изобрели велосипед?».
2.Индивидуальная работа. КИМы Тест: «Когда изобрели велосипед?». Р.т. с.39
3.Взаимопроверка
(меняются тетрадями с соседом по парте)
4.Проверка задания №2 в рабочей тетради на стр. 17 Устный опрос:
Загадка:
У него – два колеса,
И седло на раме.
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами.
-Назовите те части велосипеда, которые встретились в этой загадке.
-Какие еще части есть у велосипеда?
- Какие знаки дорожные должен знать каждый велосипедист?
- А теперь каждый из вас выполнит задания теста.
(учитель объясняет правила выполнения тестовых заданий)
- У кого нет ни одной ошибки?
- Вы замечательно поработали. Раскрасьте тот смайлик, который радуется вместе с вами.
- У кого одна ошибка?
- Вы хорошо выполнили задания, только вам нужно быть немного внимательнее. Раскрасьте смайлик, который вот-вот готов улыбнуться.
- У кого две ошибки или более?
- Вам обязательно нужно повторить изученные темы и активнее работать на уроках. Раскрасьте смайлик, который немного огорчен, но обязательно улыбнётся, как только вы исправитесь.
-Откройте рабочие тетради с домашним заданием, я посмотрю на ваши рисунки. Устные ответы:
- велосипед.
-Два колеса, седло, рама, педали.
- руль, шины, спицы, обод, цепь.
- перечисляют знаки, объясняют их значения.
-выполняют тестовые задания.
Сравнивают свои ответы с ответами на доске.
Оценивают себя на листе самооценки (выбор смайла в соответствии с количеством верных неверных ответов)
-показывают свои рисунки в задании №2 Знают и называют части велосипеда; выучили и перечисляют правила безопасной езды на велосипеде; узнают дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено» - могут объяснить их значение.
Выбирают правильный ответ, соотносят картинку с верным ответом.
На рисунках просматриваются основные части велосипеда, проявлен творческий подход.
Учитель определяет правильность ответов во время фронтальной работы.
Фиксирует для себя ответы ребят, которые ответили неверно, продумывает задания для ликвидации пробелов в знаниях.
А.А.Плешаков.
Окружающий мир.«Просве-щение». Тесты. С.39
Ответы на доске.
Ошибки:
0 – веселый смайл.
1 – спокойный смайл.
– грустный.
А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. Часть 2. Стр. 17-18.
3.Мотивация познавательной деятельности.
Цель:
выработка внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности. Вызов интереса, любопытства, неудовлетворения своими имеющимися знаниями. -Отгадайте загадки Муравьишки:
1. Он учит детишек Читать и писать, Природу любить, Стариков уважать.
2.Кто в дни болезней Всех полезней
И лечит нас
От всех болезней?
3.Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты. Салаты, винегреты, Все завтраки, обеды?
4.Открывает магазин,
Продаёт продукты. Взвешивает овощи и фрукты.
5.С огнём бороться мы должны.
Мы смелые и храбрые.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы?
6.Кладёт кирпич за кирпичом – растёт этаж за этажом.
И с каждым часом, с каждым днём,
Всё выше, выше новый дом.
- Как можно одним словом назвать все ваши ответы?
- Подумайте, о чем сегодня пойдет речь?
-Прочитайте тему урока на стр.24.
-Кто из вас сможет ответить на этот вопрос?
-Прочитайте учебные задачи, которые предлагает нам Муравьишка.
- Если я скажу, что все мы строители, кто догадается о чем я?
-Да, да! Все люди строители – строители собственной жизни, от наших поступков зависит то, какой она будет: интересной или скучной, богатой событиями или однообразной, приносящей пользу или бессмысленной.
(учитель еще раз проговаривает учебную задачу)
-Учитель
-Врач
-Повар
-Продавец
-Пожарные
-Строитель
-Профессии
-О профессиях.
-«Когда мы станем взрослыми?»
-ответы детей, мнения разные – расходятся.
-участвуют в определении учебной задачи урока, читают ее в учебнике.
-предположения детей. Определяют свои знания и незнания. Ставят перед собой вопросы: «Что я знаю?», «Что я хочу узнать?».
Совместно с учителем формулируют тему урока и учебные задачи. 4.Актуализация необходимых знаний. Цель: самоопределение к деятельности. Беседа. -Прочитайте вопрос на стр. 24.
-вспомните имена и отчества взрослых в вашей семье.
-попробуйте представить себя взрослыми. Какими вы будете? Какую профессию хотите выбрать?
-Кто из вас хочет стать взрослым?
-Когда вас уже можно будет назвать взрослыми? Узнайте об этом из текста учебника на стр. 24 -«Чем жизнь взрослых отличается от вашей?»
-детские ответы.
(если не знают, получают задание – узнать)
-фантазируют
-ответы
-чтение текста -актуализируют личный опыт, размышляют.
Узнают о возрасте совершеннолетия (18 лет). А.А.Плешаков. Окружающий мир. Часть 2. Учебник. Стр. 24.
5. Организация познавательной деятельности.
Цели:
-обобщить знания о профессиях, познакомить с новыми;
-определить роль профессий.
1.Усвоение новых знаний и способов действий.
1). Работа с фотографиями в учебнике и на слайдах.
- Посмотрите на слайды 3-7, отгадайте профессию, расскажите о ней.
- а теперь, посмотрите на другие профессии в учебнике на стр. 24.
-Подумайте, какие профессии будут самыми востребованными в будущем?
-Чтение стихотворения «Чем пахнут ремесла», Д.Родари. - рассматривают фотографии на слайдах и в учебнике, определяют их профессии, рассказывают то, что знают об этих профессиях. Отмечают, чем эта профессия полезна другим людям.
-беседа по содержанию стихотворения.
Умеют определять по фотографии профессии людей, рассказывают о профессиях родителей и старших членов семьи, аргументируют, какие профессии, по их мнению, будут востребованы в будущем.
Делают вывод о том, что все профессии ВАЖНЫ, все профессии НУЖНЫ. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Часть 2. Учебник. Стр. 24.
Презентация: «Когда мы станем взрослыми?»
Слайды с 3-7.
6. Физкульт-минуткаСлайд 9
Мы в профессии играли –
В миг мы лётчиками стали!
В самолёте полетали
И шофёрами вдруг стали!
Руль теперь в руках у нас-
Быстро едет первый класс!
А теперь на стройке мы
Кладём ровно кирпичи.
Раз- кирпич и два, и три –
Строим дом мы, посмотри!
Вот закончена игра,
Вновь за парты нам пора. Дети выполняют упражнения под стихотворение. 7.Продолжение работы по теме урока.
Цели:
-показать связь между поведением людей и состоянием окружающего мира. Работа в парах.
( Сравнение экологических ситуаций на рисунках в учебнике стр.25, закрепление в рабочей тетради стр. 19, задание №2.)
Фронтальная работа.( Игра «Доскажи словечко»).
- Слайд 10.
Ребята, важно не только овладеть какой либо профессией, но и нести ответственность за все свои поступки по отношению к окружающему миру.
-Рассмотрите рисунки на стр.25. И подумайте: как будущее Земли зависит от наших поступков?
-(р.т. стр 19, №2) Какие поступки привели к такому состоянию? Соедините эти рисунками стрелками зеленого цвета.
-А на втором рисунке? Соедините стрелками красного цвета.
Я начну фразу, а вы закончите ее названием профессии.
-Трактор водит…..
-Электричку…..
-Стены выкрасил….
-Доску выстругал….
-В доме свет провел..-В шахте трудится…
-В жаркой кузнице…
-Кто все знает….. В парах договариваются о выполнении задания: определяют хорошие и плохие поступки по отношению к окружающему миру; определяют город, в котором будет лучше жить, объясняют свой выбор.
-тракторист
-машинист
-маляр
-столяр
-монтер
-шахтер
-кузнец
-МОЛОДЕЦ!
После выполнения данных заданий учащиеся делают вывод о том, как будущее окружающего мира зависит от наших поступков. Презентация, СЛАЙД 10.
А.А.Плешаков.Окруж.мир. Учебник, стр. 25.
А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. Часть 2. Стр. 17-19, Задание №2.
8.Рефлексия.
Цели:
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности 1.Фронтальная.
2.Работа в малых группах.
3.Самооценка.
-Ответьте на вопросы в учебнике на странице 25.
Поиграем в «Лото».
(Учитель делит класс на 8 малых групп. Каждой раздает большую карту с изображением человека той или иной профессии. А малые карточки с предметами, относящимися к каждой профессии раскладывает на одной общей парте. Участники по очереди выходят, находят свою карточку и присоединяют ее к основной. Таким образом должен получиться пазл с профессией и предметами для этой профессии. Затем каждая микрогруппа объясняет, выбор предметов.
-Оцените свои достижения на уроке смайликами на листе достижений. -отвечают на вопросы в красной рамке.
- выполняют задания, работая в группах:
1.Полицейский.
2.Водитель.
3.Воспитатель.
4.Врач.
5.Пожарный.
6.Художник.
7.Строитель.
8.Повар.
Знают множество профессий, и могут объяснить ее значение для жизни людей. Знают профессиональные инструменты, умеют их распределять по группам.
Могут заинтересоваться той или иной профессией. Уч. Стр.25 (вопросы)
Настольная игра «Лото» - «Профессии»
Листы индивидуаль-
ных достижений со смайлами.
9. Подведение итогов.
Цель: - зафиксировать новое содержание урока Подведение итогов урока. -Прочитайте учебную задачу и сделайте свой вывод.
-Прочитайте вывод Мудрой Черепахи на стр.25 (жирным шрифтом)
-В начале урока я говорила вам о том, что каждый человек – строитель. Сейчас мы построим дом из кирпичей. Напишите на своем кирпичике хороший поступок. И подходите к доске: будем «строить дом на ватмане» -читают учебную задачу, затем делают вывод.
-Читают, сравнивают свой и Черепахин вывод. Сравнивают.
-записывают поступки, от которых зависит судьба каждого и окружающего мира.
Составляют из кирпичиков домик (приклеивают его к листу ватмана). Учебник, стр.25
Составленный домик из «хороших» кирпичей.
10.Творческое домашнее задание.
Цель: закрепление. По желанию:
1.Нарисовать себя в будущем (профессию).
2.Сочинить рассказ о любой профессии.
3.выполнить задания в эл.приложении по теме.
4.Задание № 1, 3 в рабочей тетради. Стр.17-19.