Что такое деньги? окружающий мир 3 класс Школа России
Урок по курсу «Окружающий мир» 3 класс. Плешаков А.А.
Тема урока: «ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ?»
ЦЕЛЬ:
- учащиеся должны иметь представление о различных способах обмена, об истории развития денег, о частях монет, о денежных единицах некоторых стран.
Задачи:
(предметные)
содействовать усвоению понятия «деньги»; развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях, о зависимости между ценой, стоимостью и количеством товара, о денежных единицах разных стран, о функциях денег в жизни человека; познакомить учащихся с видами денег, их характерными особенностями, путями появления у людей; способствовать воспитанию культуры поведения в условиях рыночных отношений;
(метапредметные)
регулятивные УУД – учить действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;
познавательные УУД – содействовать развитию умения создавать модели по заданиям учителя;
коммуникативные УУД – учить строить сообщение в соответствии с учебной задачей.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- компьютер, интерактивная доска
- шкатулки с деньгами
- информационные статьи.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые члены жюри, гости! Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас, пытливых, находчивых, желающих проникнуть в тайны того, что нас окружает!
2. Сообщение темы урока
Удивительно, как мало мы иногда знаем о самых обыкновенных, привычных вещах, с которыми всякий день имеем дело. Все в своей жизни не раз сталкивались с деньгами! А вот что такое деньги, зачем они нужны, когда появились, пожалуй, не каждый скажет.
А что вы знаете о деньгах? (ответы детей). Что ж, совсем немало. А хотите знать больше? (Да).
Этому и будет посвящен наш урок, тема урока «Что такое деньги?». (слайд 1)
С помощью нашего воображения и компьютера мы совершим с вами путешествие во времени и в пространстве.
3. Объяснение нового материала
-Мы отправляемся с вами на экскурсию в музей денег. (слайд 2)
Представьте себе, что мы попали в далекое прошлое.
Кто же это? (первобытные люди)
Как вы думаете, существовали ли деньги во времена первобытных людей?
Конечно, нет. Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа. Деньги им были не нужны.
Двигаемся во времени дальше на тысячи лет. (слайд 3) Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотиться, другие – выращивать домашних животных, третьи – заниматься земледелием, четвертые – ковать железо.
И они стали обмениваться результатами своего труда, различными изделиями и товарами.
Они осуществляли ОБМЕН ТОВАРАМИ. (торговые сделки) (слайд 4)
Например, лошадь меняли на 2 мешка зерна, телегу – на барана, мед на масло.
Приведите свои примеры обмена.
Как вы думаете, существует ли обмен в современной жизни? А вам приходилось что-нибудь менять?
(ответ ребенка)
4. Работа по учебнику
Действительно в современном мире есть место обмену товарами. Прочитайте в статье «Что такое деньги?», как называется прямой обмен товарами сегодня.
- Кто справился с заданием? (ответы детей) (открываю ответ на доске, читаю)
5. Продолжение объяснение нового материала
Но прямой обмен товарами, бартер, был удобен не всегда.
С обменом постоянно возникали проблемы. Например, надо рыбу обменять на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В-третьих, это надо сделать так быстро, чтобы рыба не испортилась.
С ценами тоже была чехарда. Сегодня мешок муки можно обменять на 2 топора, а завтра голодный купец даст вам за мешок муки 3 топора.
Разве это справедливо? (ответы детей)
Люди страдали от неудобства бартера. И чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять их друг на друга.
Нужен был такой особый товар, на который все обменивались бы с охотой, который можно было поменять на любые другие товары.
Как вы думаете, что же придумали люди? (Деньги). Обмен товарами с помощью денег очень удобен. Как называется обмен, в котором участвуют деньги? Найдите ответ в статье.
Сколько же ест способов обмена ?
Первые деньги совсем не были похожи на современные. (слайд 5). И назывались они товаро-деньги. В разных местах деньгами служили разные предметы. Например, в древней Монголии это прессованный чай. На Королинских островах деньгами служили огромные камни. Сдвинуть такую «деньгу» с места могли только несколько человек. Первыми мировыми деньгами были раковины каури с Мальдивских островов. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на верёвочку, как бусы. За одного быка нужно было отсчитать тысячу раковин.
Следующий этап развития денег – металлические деньги. (слайд 6). Прежде чем они появились, прошли многие десятилетия. Но и они отличались от современных. Металлические ножи, железные мотыжки, бронзовые топорики,– это первые металлические деньги. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре мотыжки. Чуть позже роль денег в большинстве стран стали выполнять золото и серебро.
Подумайте, почему? (ответы детей)
-Эти металлы, которые не ржавеют, не теряют свою привлекательность. Эти металлы хорошо делятся на части.
6.Работа в группах.
- Я думаю, вам будет интересно узнать, какие деньги использовались в Древней Руси. В ваших шкатулочках вы найдете свитки, из которых вы получите информацию о первых русских деньгах.
Я предлагаю первой команде познакомить нас с интересными фактами из вашего свитка
Сначала на Руси не было своих денег. Арабские купцы привезли свои серебряные деньги - куны. Половину куны называли резаной- отрезанной куной.
Слово предоставляется представителю второй команды.
серебряные слитки различной формы. Если нужно было заплатить половину гривны, ее просто рубили топором пополам. 25 кун составляли гривну. Рубленную гривну называли « рубль» ( от слова «рубить) Позднее появился рубль или рублевая гривна. Половина рубля называлась полтиной и весила около 100 г.
Спасибо. Третья команда.
С 1534 г в Руси введены монеты с изображением всадника с копьем. Они назывались копейными деньгами. Они имели неправильную форму и размер с арбузное семечко. Были и другие монеты: деньга, или денежка(1\2 копейки), и полушка (1\4 копейки)
Спасибо. Теперь вы, наверное, можете сказать, почему именно так называют рубль, и откуда произошло название «копейка».
Но и у металлических денег оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают много места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой этот груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди нашли выход: золото передавали на хранение в банк. Банкир выписывал банковский билет банкноту. Бумажные расписки, банкноты – это и есть первые бумажные деньги. Это уже более привычные для нас деньги. Чтобы узнать больше о современных деньгах, нам придется пройти в банк.(слайд 7)
7. Физкультминутка. Для этого нам нужно пересечь опасный участок дороги. Я предлагаю вам встать и внимательно следить за моими знаками.
- Мы удачно перешли дорогу, садитесь.
8. Продолжение (работа в парах)
Итак, мы в банке. Служащие банка знают о деньгах очень много. Давайте и мы пополним наши знания в этой области. Для этого мы с вами выполним практическую работу
Рассмотрите свою монету, сравните монеты с соседом. Чем же отличаются ваши монеты? Спросить двух-трех учащихся.
Давайте определим, что же есть общего у монет? (слайд 8)
План работы.
Рассмотрите монету. Найдите сторону, на которой указан ее НОМИНАЛ, то есть ее достоинство – 1 рубль, 5 рублей, Это оборотная сторона монеты – “РЕВЕРС” или “решка”.
Найдите сторону, на которой изображен герб, портрет или другой рисунок. Это лицевая сторона монеты – “АВЕРС” или “орел”.
Рассмотрите внимательно надписи на монете. Все надписи на монете называются ЛЕГЕНДА.
Рассмотрите ребро монеты. Ребро монеты называется “ГУРТ”.
Следующее задание вы выполните в парах. Возьмите желтые карточки.
-Проверим, как вы справились с этим нелегким заданием. Сравните с предложенным образцом. Кто выполнил задание верно, поднимите руки. Отлично! А тот, кто допустил ошибки, я думаю, уже их исправил. (слайд 9)
Монеты- это металлические деньги, они круглой формы и плоские,. Мы пользуемся также и бумажными деньгами, банкнотами. Все банкноты сделаны из плотной бумаги, чтобы не рвались и не стирались очень быстро.
Большинство людей получает их в качестве заработной платы, то есть платы за работу. На заработанные деньги человек покупает необходимые ему товары и услуги. Но часть денег он может отложить на будущее, сберечь. Это сбережения.
Зачем нужны сбережения? (Человек может накопить деньги на крупную, дорогую покупку: машину, квартиру). Свои сбережения человек может хранить дома, а может в банке. В банке можно также взять деньги взаймы.
В банке хранятся деньги не только нашей страны, но и других стран.
- Какие денежные единицы других стран вы знаете?
-Флаги каких стран вы видите на слайде? (слайд 10)
Определите соответствие между купюрами и странами (выполняется задание на интерактивной доске детьми)
А теперь вам предстоит выполнить следующее задание: каждый должен заполнить такую таблицу (показываешь на слайд). (Возьмите зеленые карточки). Если у кого-то некоторые вопросы вызовут затруднения, вы можете посоветоваться с одноклассниками, которые сидят рядом. Работайте дружно!
Давайте проверим, как вы справились с работой. (читаешь сама первое определение, ученик дает ответ и заполняет одну ячейку)
Прямой обмен товаров одних на другие. Бартер
Обмен, в котором участвуют деньги. Купля-продажа.
Часть гривны, которую отрубали? Рубль
Сторона монеты, на которой указан ее номинал, достоинство? Реверс
Лицевая сторона монеты с гербом? Аверс
Деньги, которые откладывают на будущее? Сбережения
Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги? Деньги
Да ребята, деньги - это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. Это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества.
Ребята! У каждого из вас теперь есть справочная таблица, в которой отражен самый важный материал урока. Она поможет вам выполнить такое домашнее задание: расскажите дома, о чем же вы узнали сегодня на уроке.
Ребята, а что нельзя купить на деньги?
Послушайте стихотворение Владимира Орлова "Что нельзя купить".
Я с утра брожу босой,Весь обрызганный росой,С птицей возле тополькаВоду пью из родника.
Где-то дома у метро -Пепси-кола и ситро,Карусели, зоосад,Всюду вывески висят.
Если деньги накопить,Можно многое купить -Дом, одежду и завод,Самолёт и пароход.
Но нельзя купить росу,Птичье пение в лесу,И не спрятать в кошелёкРодничок и тополёк.
Заканчивается наш урок. Время неумолимо, оно постоянно идет вперед от прошлого через настоящее в будущее, его ход нельзя ни задержать, ни ускорить. 30мин урока пролетели для меня как один миг, потому что мне очень понравилось работать с вами.
Но мне хочется знать, было ли вам интересно на уроке и что нового вы узнали. Я прошу начать ваш ответ так:
Я узнал, что
Или так: Мне было интересно узнать.
Или так: Я расскажу всем
Мое настроение от нашей совместной работы отражает вот этот смайлик. А какие смайлики отражают ваше настроение? Покажите!
Спасибо вам, ребята за урок! Я желаю вам много интересных уроков, увлекательных путешествий и открытий!