Урок окружающего мира. 2 класс Тема: «В гости к осени».
Урок окружающего мира. 2 класс
Тема: «В гости к осени».
Тип урока: урок формирования новых умений и навыков.
Цели:
дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе;
учить рассуждать, сравнивать, делать выводы, опираясь на жизненный опыт;
работать над развитием речи;
воспитывать любовь к природе.
прививать любовь к народным приметам и народным традициям Руси
повышать познавательную активность учащихся,
способствовать выработке самооценки у учащихся,
создавать комфортную среду обучения.
Планируемые результаты:
Учащиеся осознают ценность природы для жизни человека и для себя лично; научатся наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в неживой природе.
Оборудование:
Учебник, стихи, карточки с пословицами и названиями месяцев, аксессуары к сценке
Ход урока:
Организационный момент
Звучит текст:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
А. Пушкин
О чём говорится в этом стихотворении? (Об осени)
Предположите о чём мы будем говорить на уроке. (Ответы детей)
Актуализация знаний.
- Мы с вами уже много говорили об этом сказочном времени года.
А сегодня подведём итоги и сделаем выводы, а также узнаем много нового и интересного.
- Но ведь в гости не ходят с пустыми руками.
Домашнее задание было нарисовать осенний пейзаж, на котором нужно было показать осенние признаки. (Ребята показывают рисунки)
( На своём рисунке я изобразил.небо, Осадки, солнце, погода, птицы, листья.)
Работа по теме урока
Беседа.
Подарки осени очень понравились. Мы отправляемся в гости к осени и первым нас встречают. А кто догадайтесь сами. (Выходят дети с табличками)
Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят.
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ,
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)
Объясните, почему вы решили, что это сентябрь?
Пословица говорит: «Холоден сентябрь да сыт». Почему?
(Много овощей и фруктов)
Все мрачней лицо природы,
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился? (октябрь)
Объясните, почему вы решили, что это октябрь?
В народе этот месяц называют листопадником. Почему? (в этом месяце опадают листья)
Поле черно – белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц подскажи? (ноябрь)
Объясните, почему вы решили, что это ноябрь?
В народе говорят «Ноябрь капризен – то плачет, то смеётся». Почему?
(происходит частая смена солнечных лучей и дождливых дней)
Физминутка.
А сейчас представьте что вы – осенние листочки.
Мы осенние листочки
Мы осенние листочки
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул – полетели.
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
- Ребята, а какой месяц сейчас у нас?
14 октября на Руси издавна праздновали праздник Покрова Божьей Матери. К этому дню укрепляли дома и сараи. В этот день россияне начинали готовиться к зиме. Покров землю покроет, где листочком, а где снежком.
Давайте и мы заглянем в одну из русских изб и послушаем разговор деда, бабы и внучки. О чем они говорят? Послушайте и запомните.
СЦЕНКА
Внучка: Бабушка, а если журавли улетают до Покрова, это к чему?
Бабушка: К ранней зиме, внучка.
В: Дедушка, а если ветер в этот день будет северный или восточный?
Д: К холодной зиме, внучка.
В: Интересно, дедушка, а ветер подует в разные стороны, что тогда будет?
Д: Если ветер подует южный – к теплой зиме, а если западный – к сильному снегу в зиму. Ну а если ветер будет переменный, то и зиму жди непостоянную.
В: С ветром понятно, а что еще можно ожидать от Покрова, бабушка?
Б: Посмотри в окно, внучка. Если к этому дню береза и дуб останутся без листьев – быть теплой зиме, а если нет, то к холодной.
С Покрова начинались веселые ярмарки. Вот и мы сейчас отправимся с вами на ярмарку. Составить пословицу из двух частей.
Ярмарка пословиц об осени:
Лето со снопами – осень с пирогами.
Придёт осень за всё спросит.
От осени к лету поворота нету.
Лето со снопами осень с пирогами.
3.Работа с учебником:
Откроем учебник на страницк 36-37
Сегодня на уроке, мы ещё узнаем какие осенние изменения происходят в неживой природе.
. Читаем абзацами.
Что мы узнали в этом абзаце?
Какое слово выделено в абзаце?
Что обозначает это слово?
Работа с новыми словами (похолодало, иней, туманы, ледостав, заморозки)
Туман - природное явление скопление воды в воздухе в виде водяного пара.
Заморозки – понижение температуры воздуха и почвы ниже 0 градусов.
Иней – тонкий слой ледяных кристаллов образующихся благодя испарениям на охлаждающейся поверхности.
Работа с рисунками в учебнике на стр. 36-37
- Расскажите, какие осенние явления в неживой природе родного края вам удалось понаблюдать?
-
4.Рефлексия.
Ребята, сейчас посмотрим, с каким настроением вы заканчиваете урок. На доске замечательное дерево. Отличное настроение зелёный листочек, желтый – хорошее, красный – тревожное.
За что бы вы себя похвалили
Что показалось особенно интересным
На сегодняшнем уроке я узнал
5. Итог урока.
-Какие серьёзные изменения происходят осенью в природе?
Домашнее задание: Учебник стр. 36-37 . Понаблюдать за явлениями неживой природы утром, когда идёте в школу и днём во время прогулки.
Оценки за урок
15