Урок окружающего мира в 3–м классе по программе « Школа России» учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова.

Урок окружающего мира
в 3–м классе по программе « Школа России»
учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова.

Тема: «Воздух и его охрана».

Цели урока:

Расширить и обобщить знания учащихся о воздухе.
Познакомить учащихся с основными источниками загрязнения воздуха и мерами по охране воздуха.
Следить за утомляемостью и правильной посадкой детей, и вовремя предупреждать их.

Оборудование: мультимедиа, выставка рисунков учащихся «Береги природу!», выставка книжек-самоделок о природе.

ПЛАН УРОКА

I. Организация на урок.

Звенит заливисто звонок,
Зовёт детей он на урок.
И вот они уже стоят,
Образуя стройный ряд.

- Ребята, сегодня на уроке мы закрепим свойства воздуха, познакомимся с основными источниками загрязнения воздуха и мерами по охране воздуха.
Эпиграфом к уроку будут слова Л. Леонова.
Приложение 1. Слайд 1, 2.

II. Актуализация знаний.

– Что такое атмосфера? (Атмосфера – это слой воздуха, который окружает нашу планету.)
– Что такое воздух? (Воздух – это смесь газов.)
– Какие свойства воздуха вы знаете? (Воздух прозрачный, бесцветный, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.)
– Из чего состоит воздух? (Воздух состоит из азота, кислорода, углекислого газа, паров воды и примесей: сажи, дыма, пыли.)
Слайд 3.
– Какого газа больше всего в воздухе? (Азота.)
– Какой газ необходим для дыхания и горения? (Кислород.)
– Могут ли живые организмы жить без воздуха? (Не могут.)

III. Выявление основных источников загрязнения воздуха. Постановка учебной проблемы.

- Всем живым существам и человеку для дыхания нужен воздух. Иногда кажется, что атмосфера неисчерпаема и вряд ли стоит опасаться, что она станет непригодной для дыхания. Но это не так!
Быстрый рост промышленности, транспорта особенно в больших городах, распашка огромных земных пространств, уничтожение лесов привели к сильному загрязнению атмосферы.
Снижается прозрачность воздуха, он становится насыщенным вредными отработанными газами, запылённым. Это угрожает здоровью людей и всей жизни на Земле.

-Предположите, что является основными источниками загрязнения воздуха?

-Многие фабрики и заводы ежедневно выбрасывают из своих труб тысячи тонн сажи, золы и вредных веществ.
Слайд 4.

- Над большими промышленными городами висят серые облака вредных отходов предприятий и транспорта. Время от времени на эти города опускается пелена смеси дыма и парообразной воды. Это – смог. Он может вызвать удушье, головную боль, уменьшить устойчивость живого организма к различным заболеваниям.
- Оседая на листьях растений, сажа и пыль нарушают их жизненные процессы, приводят к преждевременной гибели.
Слайд 5,6.

-Из многих городов приходят тревожные вести «Не хватает воздуха! Не чем дышать!». Автомобили заполнили улицы, проспекты и обрушили на горожан выхлопные газы, в которых очень много вредных веществ.
Слайд 7.

- Сколько вредных выхлопных газов могут выбросить в сутки 10 автомобилей? 100 автомобилей?

-Ребята, так что же служит основными источниками загрязнения воздуха?

IV. Меры по охране чистоты воздуха. Поиск решения.

- Загрязнение атмосферы последние годы очень беспокоит человечество. Созданы специальные службы, которые следят за чистотой воздуха.
На улицах города Саратова часто можно увидеть автомобиль «Экологическая лаборатория». Это уникальная лаборатория, способная выполнить анализ воздуха и воды.

- В Законе об охране природы сказано, что каждый завод , каждая фабрика должны иметь особые установки, улавливающие пыль, частицы угля, различные газы – пылеулавливающее и газоочистное оборудование.
Из задержанных этими установками сажи и газов изготовляют полезные материалы. Например: сажу используют для получения цемента и красок, а из газов делают многие химические вещества, необходимые в народном хозяйстве.

- Ведётся контроль за двигателями автомобилей. Делаются успешные попытки использовать в качестве горючего для автомобилей газ – водород. При его сгорании не выделяются вредные газы, а образуется вода. Учёные разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять атмосферу. Возможно скоро у нас появятся солнцемобили и электромобили.

- Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки, оставляет включенным мотор своей машины?

- Автотранспорт более всего отравляет воздух на перекрёстках, то есть там, где он работает на переменных режимах (разгон, торможение). Поэтому необходимо создавать на оживлённых перекрёстках подземные туннели и переходы. Эти меры способствуют снижению загрязнения воздуха выхлопными газами.
Туннель под площадью Маяковского в Москве позволил снизить содержание окиси углерода в
8 раз.

- Ученые ищут способы замены угля, нефти, древесины на другие, как говорят «экологически чистые» источники энергии, которые бы не загрязняли атмосферу.

- Ребята, так что же надо делать для охраны чистоты воздуха?

V. Физминутка.

Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерочек тише, тише,
Деревце всё выше, выше.
Раз, два! Выше голова!
Три, четыре! Руки шире!
Пять, шесть! Тише сесть!

-Что такое ветер? (Ветер-это движение воздуха вдоль поверхности Земли).

V.Роль растений в очищении воздуха.
· Поиск решения.

-Вы знаете, что кислород поддерживает горение. Много кислорода сжигается в двигателях автомобилей и самолётов, в топках тепловых станций и печах заводов.
Слайд 8, 9.

- А сколько летает самолётов! Сколько движется по дорогам автомобилей! Как же восстановить эти потери кислорода в воздухе?

- Правильно, в этом нам помогают растения. Поэтому в городах и вокруг них создают пояса садов, парков , аллей. Листья деревьев поглощают углекислый газ, а выделяют кислород, а так же задерживают пыль и сажу.
Например: листья вяза и сирени задерживают пылинки. В городах обычно высаживают растения, которые легче переносят задымление: тополь, клён остролистный, дуб, липу, желтую акацию, каштан конский, тюльпан, ромашку. (Показ гербария.)

- Ребята, какова же роль растений в очищении воздуха?
- Какие растения лучше высаживать в промышленных городах и посёлках?
- Какую роль играют леса в очищении атмосферы?

VI. Подведение итогов операции «Посади дерево».

-Все ученики нашего класса приняли активное участие в операции «Посади дерево». Всего посадили 18 деревьев и 3 кустарника.

-Ребята, какие деревья и кустарники вы посадили?

VII. Решение экологической задачи.
Слайд 10.

-Одно дерево в сутки выделяет столько кислорода, сколько его необходимо для дыхания трёх человек. Какое количество деревьев могут обеспечить потребность в кислороде всех учащихся нашего класса в течении суток?

-Возле нашей школы посажено много деревьев, которые обогащают воздух кислородом и очищают от вредных выхлопных газов автомобилей, так как около школы проходят две автомобильные дороги. Экологи нашей школы сделали подсчёт количества автомобилей, проехавших около школы, за 1 час. Оказалось: летом – 85-90, зимой – 62 машины.

VIII. Польза комнатных растений. Поиск решения.

- Почему в тесном закрытом помещении, где скопилось много людей, через некоторое время становится трудно дышать? (Люди вдыхают кислород, а выдыхают – углекислый газ.)

- Как восстановить потери кислорода в помещении? (Проветривание помещений.)

- А ещё нам в этом помогают комнатные растения. Они обогащают воздух кислородом. А хлорофитум очищает воздух от газов. Некоторые комнатные растения являются лечебными: каланхоэ, алоэ.
Комнатные растения – это твой самый близкий «зелёный друг». Каждое растение _ это живой организм, который как ребёнок растёт, развивается, приносит радости и огорчения, радуя нас своими красивыми и сочными листьями, цветами.

- Ребята у кого из вас есть дома «зелёный друг»?
-Как вы ухаживаете за комнатными растениями?
-Почему так легко дышится там, где много зелени?

IХ. Экологическая обстановка в Татищевском районе.

- В каком районе мы живём?

-Экологическая обстановка в Татищевском районе хорошая. Охраной природы занимаются Комитет по охране природы, районная администрация, все хозяйства района. Татищевский район славен своими лесами. Работу возглавляет Вязовский учебно-опытной лесхоз. На каждого жителя района приходится 1га покрытой лесами территории. 1 га = 10000 м2 . Для сравнения возьмём площадь нашего класса. Она равна 50 м2. Значит надо взять 200 таких классов.
Жители п.Татищево должны принимать активное участие в мероприятиях по охране природы, следить за чистотой своих дворов. Вы, школьники, тоже должны принимать в этом активное участие.

- Если бы ты был мэром п. Татищево, какие меры по охране воздуха ты предпринял бы в первую очередь?

X. Проверка знаний. Тест.

- Ребята, а теперь вам нужно ответить на вопросы, выбрав правильный ответ и записать в таблицу. (Таблицы у учащихся на партах.) ( См. приложение 2. Таблица 1.)
Слайд 11, 12.

-Давайте проверим, что у вас получилось? ( Слово- друг.)
-А что это значит? ( Человек должен стать настоящим другом всего живого на планете.)

-Я, верю, что вы будете настоящими друзьями природы, будете охранять, беречь и любить природу! Помните! Природа – больна. Природе нужна ваша помощь.

XI. Чтение стихотворения о природе.

Мы любим лес в любое время года
Мы слышим речек медленную речь
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!

В лучах ромашки солнечного света
Такие, что светлей на свете жить
Природой называется всё это,
Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым
Всё это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!

Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда
Природой называется всё это,
Давайте же любить её всегда!

XII. Выставление оценок за урок с комментированием.

XIII. Домашнее задание.

- Читать и отвечать на вопросы по учебнику «Окружающий мир» А.А.Плешакова
с. 44 – 48.

XIV. Итог урока.

- Ребята, я очень довольна вашей работой на уроке. На выставке книжки – самоделки о природе, на стенде – рисунки на тему «Береги природу!». Я надеюсь, что вы унесёте в сердце после нашего урока частицу добра, любви. Вам жить в XXI веке. Вы - будущие хозяева планеты. А хозяин должен не только брать, но и отдавать.






15