Урок окружающего мира по учебнику А.А. Плешакова 1 класс Тема: Что вокруг нас может быть опасным?


Чанчикова Елена Валерьевна
учитель начальных классов
МОУ «Большеербинская СОШ», Боградский район, Республика Хакасия
Урок окружающего мира по учебнику А.А. Плешакова 1 класс
Тема: Что вокруг нас может быть опасным?
Цели урока: учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при обращении с ними; развивать у учащихся умение находить решения в чрезвычайных ситуациях; воспитывать чувства ответственности за свои поступки;
Оборудование:
Мультимедийные слайды
Карточки с номерами телефонов: 01, 02, 03.
Ход урока.
Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
- Ребята послушайте стихотворение, которое я вам прочту. В нём встретятся
слова – ориентиры, которые помогут вам угадать тему урока.
Мы привыкли, что газ, свет, тепло
Всегда в квартирах быть должно
Но, детям, должно быть ясно
Что использовать их небезопасно.
В играх тоже нужна осторожность,
Не допускайте в играх оплошность!
Ведь даже в обычных домашних вещах
Должны безопасность вы соблюдать
- О чём пойдёт речь на нашем уроке? (о безопасности)
- Как вы думаете, что такое безопасность?
Состояние, при котором не угрожает опасность
1 слайд
II. Сообщение темы урока.
- Тема урока: Что вокруг нас может быть опасным?
Должны знать: Что представляет для нас опасность?
Должны уметь: Видеть опасность со стороны самых обычных вещей?
- Сегодня к нам на урок пришла Мудрая черепаха, она приглашает нас отправиться в путешествие, а вот куда? Для этого надо отгадать загадку.
2 слайд Там где мы с тобой живём
Называют это - ……………
3 слайд Дом
- Да, путешествовать мы будем по обычному дому, у каждого из вас есть дом, и вы даже не задумывались, сколько в доме может быть опасности со стороны самых обычных вещей.
Закройте глазки, представьте, что вы попали к себе в дом. Мысленно пройдите по комнатам, зайдите в кухню, посмотрите по сторонам и подумайте, какие вещи могут принести беду, если с ними не правильно обращаться?
- Ответы детей
- Правильно. Запомните, любая вещь может быть и безопасной и опасной. Может помогать, а может и даже угрожать. И если вы умеете правильно пользоваться вещами, они никогда не навредят вам, и будут вашими помощниками.
Отправляемся в путешествие и первая остановка, где мне бы хотелось с вами остановиться – это кухня. А нас там встречает, догадайтесь какая вещь?
4 слайд
Четыре синих солнца читает ученик наизусть
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны.
5 слайд
Газовая плита
- Послушайте сообщение о газовой плите, а затем ответите на вопросы.
Сообщает ученик 1 класса
- К газовой плите на кухне лучше без взрослых не подходить. За огнём пусть следят взрослые – они лучше знают, как с ним обращаться, чтобы не случился пожар. С газом не стоит шутить. Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт и идёт - это очень опасно! Надышавшись газом, человек может сильно отравиться. А если в кухне накопиться много газа, то он может взорваться от одной искры
- Почему газ может наполнить кухню?
- Ответы детей
У: Если на плите что – то варилось, а огонь потух, его мог задуть ветер из открытого окна или залить суп, убежавший из кастрюли. А ещё газ может выйти прямо из трубы, если в ней появилась трещина.
- Газ нельзя увидеть, но как мы сможем понять, что газ наполнил кухню? (Газ пахнет)
У: Правильно. Газ специально делают пахучим, когда отправляют с газовой станции в наши дома.
- Что же нужно сделать, если вы почувствовали запах газа?
Надо немедленно сказать об этом взрослым.
Надо сразу же открыть окно и проветрить комнату.
Проверить, закрыты ли краны у плиты на кухне.
Немедленно позвонить в экстренную службу газа.
- А кто знает номер телефона газовой службы?
6 слайд
Выключай в квартире газ – читает ученик наизусть
За газом нужен глаз да глаз!
Запах, чувствуя в квартире,
Позвоните – 04
- Что нельзя делать, если вы почувствовали запах газа?
Нельзя зажигать свет.
Нельзя пользоваться электроприборами: не включать телевизор, компьютер, чайник.
Нельзя зажигать спички. Может произойти взрыв. Самой маленькой искорки бывает достаточно для взрыва газа. А в выключателях и в розетках искры как раз и проскакивают.
- Ребята, у кого из вас есть газовая плита?
- А у кого другие плиты?
Кухонная плита может быть и электрической. Здесь нет открытого огня, но играть с ней не стоит.
- Отгадав загадку, вы узнаете за счёт чего, работает электрическая плита.
7 слайд
По тропинкам я бегу
Без тропинки не могу
Где меня, ребята, нет,
Не зажжётся в доме свет
К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество!
Это….. электричество.
- Электричество приносит нам большую пользу и в то же время может принести большую беду. Электричество не любит соседство с водой. Это надо знать и никогда не трогать провода или электроприборы мокрыми руками.
8 слайд - Я загадаю загадки
Подумайте и ответьте
- Какие приборы заставляет работать электрический ток?
9 слайд Я вдыхаю много пыли
Чтобы вы здоровы были. Пылесос
10 слайд Сам певец и сам рассказчик
И к тому же заодно демонстрирует кино. Телевизор
11 слайд Какие ещё электрические приборы ты знаешь?
- Что вы будете делать, если заметите неполадки с электричеством.
Д: Скажу взрослым.
- Верно. Самому нельзя пробовать чинить электроприборы – может ударить током.
Надо запомнить правила
12 слайд Правила безопасного обращения с электричеством.
Не включай приборы мокрыми руками.
Если заметишь неисправность, скажи об этом взрослым
Не чини приборы без помощи взрослых.
Уходя их дома – выключай все электрические приборы.
- Почему уходя из дома надо обязательно выключать телевизор.
Д: Может возникнуть пожар.
- Только ли от электрических приборов может возникнуть пожар?
Д: Нет, от спичек, газовой плиты, печки.
13 Слайд. Для забавы, для игры читают трое обучающихся Спичек в руки не бери.
Коробка спичек хоть мала,
Но много может сделать зла.
14 лайд Не бери из печки жар –
Ведь и он таит пожар.
Уголёк, хоть невеличка,
Но опасен, как и спичка.
15 слайд Если близко телефон
И тебе доступен он
Нужно 01 набрать
И быстрей пожарных звать!
- По какому номеру нужно звонить во время пожара?
Физкультминутка.
За дровами мы идём
И пилу с собой несём
Вместе пилим мы бревно
Очень толстое оно
Чтобы печку протопить
Много надо напилить
Чтоб дрова полезли в печку
Их разрубим на дощечки
А теперь их соберём
И в сарайчик отнесём
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда.
- Какие ещё опасности могут возникнуть от неосторожного обращения со спичками, с утюгом?
Д: Можно получить ожог.
16 слайд
- Рассмотрите рисунок. При неосторожном обращении ещё с каким предметом можно получить ожог?
Ничего не бери с плиты –
Можешь сильно обжечься ты!
- -Какой номер телефона нужно знать, чтобы вам оказали помощь?
17 слайд
Если утюгом обжёгся, читает ученик
Воду на ожог не лей,
Отправляйся к телефону
И звони «03» скорей
03 скорая медицинская помощь.
18 слайд предметы
Найдите на рисунке предметы, при неосторожном обращении с которыми нам может пригодиться номер телефона 03
Следующая опасность – это острые, колющие и режущие предметы.
- Как и где должны храниться все острые, колющие и режущие предметы
Д: Надо класть все на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.
19 слайд
- Что случилось с мальчиком?
-Как правильно нужно передавать ножницы?
Д: Кольцами вперёд.
С предметами острыми будь осторожен,
Ими ты больно пораниться можешь!
20 слайд
- Посмотрите на следующий слайд. Скажите, о каком предмете можно сказать, что он опасен и почему? (Домашняя аптечка)
У: Лекарства вообще не стоит трогать. Они нужны, если врач вам их прописывает как лекарства. А здоровому организму они могут сильно навредить.
Нужно помнить, что совсем безопасных лекарств не бывает.
Все помните, что лекарство
Без врача принимать опасно!
21 слайд
- Любите смотреть телевизор?
- Как вы думаете, телевизор может нанести вред вашему здоровью?
Д: Если смотреть подолгу и сидеть близко к экрану телевизора.
- Сколько времени вы должны смотреть телевизор в день? ( 1 – 1,5ч.)
- На каком расстоянии вы должны сидеть от телевизора? (2 – 3 метра)
III. Работа по учебнику.
- Внимательно посмотрите на картинки, почти о всех предметах мы с вами говорили, а об одном нет. Стр. 34
- О каком предмете идёт речь?
Д: Ролики
- Могут ли ролики принести беду?
- Скажите, а опасность нас поджидает только в доме?
- Вот на следующем уроке мы с вами и поговорим о опасности на улице.
- А сейчас возьмите красные фишки и положите на предметы, которыми вообще детям не стоит пользоваться. (утюг, аптечка, газ)
На 35 странице найдите Мудрую черепаху.
- Что случилось с Черепахой?
- Куда надо звонить, если случилась беда?
22 слайд Запомни!
01 пожарная охрана
03 скорая помощь
04 газовая служба
IV. Тестирование.
Отметь + номер телефона, по которому можно вызвать скорую помощь.
04
03
01
02
Отметь + номер телефона, по которому можно вызвать пожарную службу.
04
03
01
02
Отметь + номер телефона, по которому можно вызвать газовую службу.
04
03
01
02
V. Итог.- Что нового узнали на уроке?
- Когда обычные вещи могут оказаться опасными для нас?
Д: Если с ними неправильно обращаться.
Мудрая Черепаха приготовила для вас подарки, и дарит их вам на память.