Рабочая программа по дисциплине Геодезия с основами маркшейдеского дела для специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»

ГОСУДАрСТВЕННОе БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «ЧЕРЕМХОВСКИЙ ГОРНОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ им. М.И. ШАДОВА»
(ЧГТК им. М.И. ЩАДОВА)



УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ
«ЧГТК им. М.И. Щадова»
_________С.Н.Сычев
_________20_____год






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.12 ГЕОДЕЗИЯ С ОСНОВАМИ МАРКШЕЙДЕРСКОГО ДЕЛА

Общепрофессионального цикла
основной профессиональной
образовательной программы по специальности
13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»



















Черемхово, 2015
РАССМОТРЕНА
Цикловой комиссией
Горных дисциплин
председатель
________________В.И.Попов
________________20_____ год
ОДОБРЕНА
Методическим советом
колледжа
протокол №___
от_____________ 20____года
Председатель МС
_________Е.К.Ващук











Рабочая программа учебной дисциплины «Геодезия с основами маркшейдерского дела» для специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» введена за счет вариативной части и рассмотрена на собрании цикловой комиссии Горных дисциплин 16 сентября 2015г.







Рабочая программа предназначена для специальности среднего профессионального образования:
13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)».








Разработчик: Фёдорова Александра Владимировна – преподаватель специальных дисциплин горного профиля ГБПОУ «ЧГТК им. М.И.Щадова».
CОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

условия реализации программы учебной дисциплины

10

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11



1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ГЕОДЕЗИЯ С ОСНОВАМИ МАРКШЕЙДЕРСКОГО ДЕЛА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальностям 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» (базовая подготовка), входящим в укрупненную группу специальностей 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в программах подготовки и переподготовки специалистов горнодобывающей отрасли.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Базовая часть - не предусмотрена

Вариативная часть

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь
- определять положение линий на местности;
- решать прямую и обратную геодезические задачи;
- пользоваться приборами и инструментами, используемыми при геодезических и маркшейдерских измерениях;
- проводить камеральные работы по окончанию теодолитной съемки и геометрического нивелирования;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятие и термины, используемые в геодезии и маркшейдерии;
- масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба;
- систему плоских прямоугольных координат;
- приборы и инструменты для геодезических и маркшейдерских работ;
- виды геодезических измерений;
- назначение опорных маркшейдерских сетей;
- ведение подсчета запасов полезного ископаемого;
- геодезические и маркшейдерские работы, связанные с перенесением проектов в натуру.
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» и овладению профессиональными компетенциями:
ПК 1.  Выполнять горные работы при строительстве и эксплуатации карьеров (разрезов).
ПК 2. Проводить оперативный учёт объёмов выполняемых горных работ.
ПК 3. Осуществлять мероприятия по контролю качества выполняемых работ.
В процессе освоения дисциплины студент должен овладевать общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно
общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
 Учебный процесс преподавания данной дисциплины включает лекционные занятия, практические занятия, самостоятельную работу.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.

































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
40

в том числе:


практические занятия
15

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
20

в том числе:


Поверки теодолита, нивелира
Схемы теодолитных и нивелирных ходов
Решения прямой и обратной геодезических задач
Презентации по темам.
8
4
4
4

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Геодезия с основами маркшейдерского дела»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4


Тема 1.1. Общие сведения

Содержание учебного материала
14



1

Понятия о форме и размерах Земли. Изображение земной поверхности в плоскости проекции. Карты и планы.
2
2




Домашняя работа: О-1, стр.7-12




2

Масштабы. Понятие о номенклатуре топографических карт. Условные знаки на картах и планах.
2
2




Домашняя работа: О-1, стр.12-23




Практическое занятие № 1
Решение задач на масштабы. Перевод численного масштаба в именованный, расчет точности масштаба.
2



3
Общая характеристика геодезических и маркшейдерских работ.
2
2


4
Ориентирование линий на местности и на плане. Полярные координаты и метод прямоугольных координат.
1
2



Домашняя работа: О-1, стр. 28-32




Практическое занятие № 2
Определение азимутов и румбов линий.
1



Самостоятельная работа обучающихся №1
Выполнение решения прямой и обратной и геодезических задач.
4


Тема 1. 2.
Простейшие геодезические съемки
Содержание учебного материала
4



5
Обозначение и закрепление точек на местности. Измерение линий и углов наклона.
2
2




Домашняя работа: О-1, стр. 38-43




Самостоятельная работа обучающихся № 2
Нарисовать схемы теодолитных ходов
2


Тема 1.3.
Теодолит и теодолитная съемка








Содержание учебного материала
14



6
Общее описание теодолита. Поверки. Измерение горизонтальных углов теодолитом.
2
2




Домашняя работа: О-1, стр. 58-66




Самостоятельная работа обучающихся№ 3
Конспект и изучение поверок теодолита
4



Практическое занятие № 3
Измерение горизонтальных и вертикальных углов теодолитом.
2



Практическое занятие № 4
Измерение горизонтальных и вертикальных углов теодолитом.
2



7
Вычисление координат точек теодолитных ходов. Нанесение точек на план по их координатам.
2
2



Домашняя работа: О-1, стр. 68-74





Практическое занятие № 5
Обработка результатов теодолитной съемки полигона.
Нанесение точек теодолитного хода на план.
2


Тема 1.4.
Нивелирование
Содержание учебного материала
16



8
Общее понятие о нивелировании. Принцип устройства нивелира. Нивелирные рейки
2
2




Домашняя работа: О-1, стр. 74-78




Самостоятельная работа обучающихся № 4
Конспект и изучение поверок нивелира
4



Практическое занятие № 6
Взятие отсчетов по рейке при помощью нивелира.
2



Практическое занятие № 7
Взятие отсчетов по рейке при помощью нивелира.
2



9
Основные типы нивелиров и их характеристика. Производство нивелирования.
2

2



Домашняя работа: О-1, стр. 78-85




Самостоятельная работа обучающихся № 5
Нарисовать схемы нивелирных ходов
2



Практическое занятие № 8
Выполнение индивидуального задания по «Геометрическому нивелированию»
2


Тема 1.5
Комплексная съёмка
Содержание учебного материала
2



10
Общие понятия. Понятие о тахеометрической и мензульной съемок.
2

2



Домашняя работа: О-1, стр. 86-98



Тема 1.6
Маркшейдерская съемка на открытых разработках

Содержание учебного материала
10



11
Основная цель и содержание маркшейдерской съемки открытых разработок. Опорные маркшейдерские сети на открытых разработках. Закрепление опорных маркшейдерских пунктов на открытых разработках.
2
2



Домашняя работа: О-1, стр. 100-105




12

Топографические планы поверхности карьеров. Маркшейдерские планы и профили горных работ. Наглядные изображение карьеров.
2
2



Домашняя работа: О-1, стр. 130-131, 139-145




13
Маркшейдерские работы, связанные с проведением вскрышных и подготовительных выработок. Маркшейдерские наблюдения за сдвижением пород в откосах карьеров.
2
2



Домашняя работа: О-1, стр. 176-187,197-201




Самостоятельная работа обучающихся № 6
Подготовка презентаций по темам: «Маркшейдерская съемка открытых разработках», «Топографические и маркшейдерские планы и графики открытых разработок», «Подсчет запасов, учет полезного ископаемого и объемов выпиленных работ» и др.
4



Всего
60



3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета «Геодезия с основами маркшейдерского дела».
Оборудование учебного кабинета Геодезия с основами маркшейдерского дела:
-посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-наглядных пособий «Геодезия с основами маркшейдерского дела»;
- плакаты.

Технические средства обучения:
- видеофильмы;
- комплекты теодолитов: 4Т30П, 2Т30;
- комплекты нивелиров: VEGAL24;
- штативы теодолитные и нивелирные;
- рейки РН-3;
- мерный комплект;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и демонстрационным монитором.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Геодезия и маркшейдерское дело: Учебное пособие для учащихся горных техникумой/Под ред. М.А. Перегудов-М.-1952г.202с.:ил.
Дополнительные источники
1. Борщ-Компониец, В.И. Маркшейдерское дело: учеб.для техникумов/В.И. Борщ-Компониец, А.М.Навитный, Г.М.Кныш, под ред. В.И. Борщ-Компонийца.-Изд.2-е, перераб.и доп.-Москва, Недра, 1985.-397 с.
2. Маркшейдерские работы на карьерах и приисках: справ./В.П.Попов и др.-Москва, Недра 1989.-423 с.
3. Инструкция по наблюдениям за деформациями бортов, откосов уступов и отвалов на карьерах и разработке мероприятий по обеспечению их устойчивости. Ленинград,1971г.
4. Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом. 2002г.ПБ-03-498-02.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе изложения нового материала, проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


- определение положение линий на местности;
- решение задач на масштабы;
- решение прямой и обратной геодезических задач;
- использование приборов и инструментов при измерении линий, углов и отметок точек;
- проведение камеральных работ по окончанию теодолитной съемки и геометрического нивелирования.
Оценка результатов выполнения практических работ, внеаудиторной работы,
тестирование; фронтальный опрос.


Знания:


- основных понятий и терминов, используемых в геодезии и маркшейдерии;
- масштабов, условных топографических знаков, точность масштабов;
- системы плоских прямоугольных координат;
- приборов и инструментов для измерений: линий, углов и определения превышений;
- видов геодезических измерений;
- назначение опорных маркшейдерских сетей;
- геодезических и маркшейдерских работ, связанных с перенесением проектов в натуру;
- подсчета запасов полезного ископаемого.
Оценка результатов выполнения практических работ, внеаудиторной работы,
тестирование; фронтальный опрос.













13PAGE 15


13PAGE 14915