Урок окружающего мира по теме: Что такое хвоинки? (1 класс)

Урок окружающего мира в 1 классе, УМК «Школа России»
Составила Фролова Любовь Михайловна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 6 г. Воронежа

Тема: Что такое хвоинки?  
Цель: создать условия для формирования представления о хвойных деревьях и их отличии друг от друга, для открытия учащимися нового знания о том, что хвоинки – это видоизменённые листья.
Планируемые достижения учащихся:
Предметные результаты: научатся различать лиственные и хвойные деревья,  различать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам; получат возможность научиться описывать дерево по плану, определять деревья с помощью атласа – определителя.
Метапредметные результаты
Регулятивные:   понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные: освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.
Коммуникативные: работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорной ситуации; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; осознавать необходимость бережного отношения к деревьям.
Оборудование: ветки и шишки ели, сосны; презентация, «Атлас-определитель».
Формы работы: фронтальная, в паре, групповая.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, исследовательский.
Сценарий урока
Организационный момент.
Дети хором говорят стихотворение:
Вот опять звенит звонок, Начинается урок. Мы за парты дружно сели
и на доску поглядели.
– Как всегда на урок окружающего мира к нам пришли наши помощники Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Я желаю вам успешной работы на уроке. Пожелайте друг другу удачи!
     II.Актуализация прежних знаний.
а) Беседа.
- Ребята, наш Муравьишка услышал разговор:
-Мы с клёнов
-Мы с яблонь
-Мы с вязов
-Мы с вишен
-С осинки
-С черёмухи
-С дуба
-С берёзы
Везде листопад:
На пороге - морозы!
-Как вы думаете, чей разговор услышал Муравьишка? (листиков)
-На прошлом уроке мы учились распознавать листья деревьев.
- Чем различаются листья разных деревьев? (Размерами, формой, а осенью еще и цветом.)
– Мудрая Черепаха хочет сама проверить, как вы научились определять листья деревьев.
б) Задание № 1 на СД диске из прошлого урока
III. Целеполагание и постановка проблемы
– Сегодня мы продолжим разговор о деревьях. О каких именно – вы узнаете, отгадав загадки.
Что же это за девица Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год? (Ель.)
У меня длинней иголки, чем у елки, Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, Ветви только на макушке. (Сосна.)
– Эти деревья отличаются от всех других. Чем? (У них нет листьев.) А что же растет на их ветках?(Хвоя.)
- Какой вопрос задаёт Муравей-Вопросик? (с. 30 уч.)
- Что предстоит нам узнать на уроке? (с.30 уч.)
- Что будет целью нашего исследования? На какой вопрос будем искать ответ?
 - Это главный вопрос нашего урока. А ещё мы узнаем, чем различаются лиственные деревья и хвойные, и научимся сравнивать хвойные деревья и описывать их.
Ш.Физкультминутка
V. Открытие новых знаний
1. Работа по материалам учебника (с.30)
- Веточки каких деревьев вы узнаёте?
- Есть ли на рисунке что-то лишнее? Как вы это определили?
- Узнайте названия деревьев по «Атласу-определителю»
2. Сравнение ели и сосны по внешнему виду (презентация)
Слайд № 2
Рассмотрите ель и сосну. Сравните их. Обратите внимание на расположение веток. Что вы заметили?
(Ответы детей).
(Слайд 5)
(Обобщение: сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к свету; ели же стоят, опустив колючие ветви почти до земли.)
3.Знакомство детей с ельником и сосновым бором.
Слайд № 7
-Какие деревья вы видите?
(Это еловый лес. Его называют ельник. В еловом лесу деревья стоят близко друг к другу, поэтому он густой и тенистый. В сумрачном  еловом лесу верится, что именно здесь жили Баба Яга и Леший и другие герои сказок, потому что даже в жаркий солнечный день в еловом лесу прохладно и темно.)
Слайд № 8
-Назовите, что это за деревья.
(Это сосновый лес. Его называют – сосновый бор. Сосновый бор – это огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Легко и свободно дышится в сосновом лесу, светло и сухо в нём. Древесина – дар сосны. Она используется в строительстве кораблей и жилищ)
4. Практическая работа
(Выбор веточек. Работа в парах)
А теперь у нас практическая работа.
Что у вас на столах?  (Ответы детей).
Ваши учебники открыты на с. 30-31. Рассмотрите рисунки и прочитайте, где расположена ель, а где - сосна?
С помощью учебника определите ветку ели и ветку сосны. Дети 1 варианта возьмите ветку ели, а дети второго варианта - ветку сосны и положите перед собой.
-Расскажите друг другу, как вы определили?  (Ответы детей).
Рассмотрите шишки. Сравните их. Покажите еловую шишку. Положите её на ветку ели.
Покажите сосновую шишку. Положите её на ветку сосны.
5. Проверка результатов практической работы
Давайте проверим, правильно ли вы определили.
Смотрим слайды № 4 и № 6
6. Ученик читает стихотворение
Даже ёлки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз торчат иголочки-
Значит, это ёлочки.
А когда на ветку ели
мы получше посмотрели,
Оказалось, что она
Не такая как сосна.
7. Выполнение задания № 3 в тетради (с.20)

VI. Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять руками помахать.
Шесть - на место снова сесть.
VII. Формулировка вывода
-Веточки каких деревьев мы рассмотрели?
-Выяснили, чем отличаются они.
-А чем похожи ель и сосна? (Ответы детей).
Эти деревья поэтому называют хвойными. 
-А Муравьишка Вопросик спрашивал: «Что такое хвоинки?» 
(Хвоинки – это действительно листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не даёт хвоинкам пересохнуть. Хвоинки даже зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи).
-Как вы думаете, меняется ли внешний вид этих деревьев с приходом осени?
-Да, ведь известна всем загадка: «Зимой и летом одним цветом». Эта загадка о наших красавицах.
Ведь недаром их называют «вечнозелёными».
Слайд № 9
Мудрая Черепаха подготовила задание для любознательных учеников. Рассмотрите дерево, изображенное у меня на слайде.
Вы видите общий вид дерева и его веточки в разные времена года.
- Можно ли это дерево отнести к хвойным?
- Как расположены хвоинки?
- Чем это дерево отличается от других хвойных?
- Какие деревья сбрасывают листья на зиму? (Лиственные.)
Из-за этой особенности хвойное дерево получило свое название – лиственница. О ней даже сочинили загадку.
Есть у родственницы елки Неколючие иголки. Но, в отличие от елки, Опадают те иголки.
- Что узнали о лиственнице из загадки? (Слайд № 10)
VIII. Первичное закрепление
Теперь продолжим работу по теме в рабочих тетрадях.
(с.19 №1)
Взаимопроверка.
Рефлексия учебной деятельности
Ребята, Муравьишка говорит : « Как много я всего узнал!» А вы как считаете?
– С какими деревьями мы познакомились?
-На какие две большие группы можно разделить все деревья?
-Чем они различаются? Что такое хвоинки?
-Как различить ель и сосну?
-Чем лиственница отличается от своих “родственниц”?
-Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
Прочитайте вывод на странице 31.
Дома выполнить задание № 4 на с. 21 (т.)