Открытый урок литературы в 8 классе по поэме А.Т. Твардовского Василий Теркин


Ё1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Богородская средняя общеобразовательная школа.
План-конспект открытого урока
по литературе в 8 классе
«Слово о А.Т.Твардовском.
Картины фронтовой жизни
в поэме «Василий Тёркин».
Подготовила и провела:
Софронова М.В.,
учитель русского языка
и литературы.
Богородское – 2014
Тема урока: Слово о А.Т. Твардовском. Картины фронтовой жизни в поэме «Василий Тёркин».
Класс: 8
Тип урока: комбинированный
Цель: показать роль поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» в годы войны;
Задачи: 1) познакомить об-ся с жизнью и творчеством поэта;историей создания поэмы,
помочь обучающимся осознать истоки нашей победы;
2) совершенствовать умение анализировать лирическое
произведение;
составлять связный текст по заданным вопросам;
3) пробудить интерес к истории войны;
способствовать воспитанию патриотических чувств.
Оборудование: доска, книги с поэмой «Василий Тёркин», мультимедийный проектор, интерактивная приставка, экран, ватман, маркер, карта ВОВ 1941-1945 гг., ЦОРы (сайт: school-colleсtion.edu.ru)
Структура урока:
Орг. момент. Знакомство с темой урока.
Постановка цели и задач урока.
Введение. Слово учителя о войне.
Знакомство с биографией А.Т.Твардовского.
История создания поэмы «Василий Тёркин».
Составление характеристики главного героя.
Анализ глав поэмы по выбору учителя (картины фронтовой жизни).
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Выставление оценок.
Ход работы:
Орг. момент (1 мин)
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Открываем тетради, записываем тему сегодняшнего урока: «Картины фронтовой жизни в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».
Постановка цели и задач урока (1-2 мин)
- Как вы думаете какова цель нашего урока?
(ответы детей)
- Обратимся к эпиграфу на доске.
Эпиграф:
Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее значение памяти.
Д. С. Лихачев
- Как вы понимаете это высказывание? И с чем у вас ассоциируется слово «память»? (тема предков, история, война).
Слово учителя о войне (4 мин).
- Война – это страшное слово. Война – это беда, горе для всех людей. Она началась внезапно, на рассвете, 22 июня 1941 года. Прослушаем запись (2 мин).
- Расскажите, а что вы знаете о ВОВ 1941-1945 гг.
(сообщение ученика).
Знакомство с биографией А.Т. Твардовского (4-5 мин).
- А.Т. Твардовскому как и многим другим писателям и поэтам того времени на себе довелось испытать вся тяготы войны. Сегодня мы познакомимся с его биографией. А поможет нам в этом …
(выступление ученика)
История создания поэмы «Василий Тёркин» (2 мин)
- Да, действительно, имя А.Т. Твардовского ассоциируется у читателей с его бессмертной поэмой «Василий Тёркин». А как она создавалась?
(выступление ученика)
Составление характеристики главного героя (3-4 мин)
- К. Симонову принадлежат такие строчки об этой поэме: «Василий Тёркин – это лучшее из всего написанного о войне. И чтобы написать так, как написано это, никому из нас не дано». Как вы думаете почему?
(нам не дано испытать на себе все тяготы войны. Твардовский – очевидец войны)
- А что такое поэма?
(ответ ученика)
- Что представляет собой композиция данной поэмы?
(ученики вспоминают определение композиции)
- Что представляет собой каждая глава поэмы?
(Каждая глава – самостоятельное произведение. Всего 30 глав). - Сам Твардовский говорил «Это книга про бойца без начала и конца». Почему? (Проблемный вопрос).
(Учащиеся должны прийти к выводу, что каждая глава должна представлять собой законченный по смыслу фрагмент, чтобы можно было читать ее в любой момент, т. к. поэма печаталась в отдельных номерах фронтовых газет. Главы объединеныодним главным героем – Тёркиным).ЦОР №1 (учитель открывает на экране иллюстрацию).
- Как вы думаете, Василий Тёркин – это реальное лицо?
(Василий Тёркин – это собирательный образ. Такого человека на самом деле не было. Но были бойцы, чем-то похожие на него. Автор собрал самое лучшее, что было в советских солдатах, и создал своего героя.Василий Тёркин – это вымышленный герой от начала до конца).
Задание.
- Атеперь давайте подберем прилагательные, характеризующие Васю Тёркина, на каждую букву его имени и фамилии.
В — еселый
А — ктивный
С — мелый
Я — сный
Т — ерпеливый
Е — динственный
Р — асторопный, — ешительный
К — репкий
И — нтересный
Н — аходчивый
- Таким образом, мы приходим к выводу, что Василий Тёркин – это весельчак, балагур, но одновременно смелый и решительный солдат. Патриот своей страны. В общем, собирательный образ русского солдата военного времени (учитель закрывает иллюстрацию).
Анализ глав поэмы по теме урока. Работа с текстом (20 мин.)
- Перейдём к анализу глав поэмы «Василий Тёркин». К сегодняшнему уроку вы прочитали эту поэму полностью. Напомните мне тему сегодняшнего урока.
(картины фронтовой жизни).
- В поэме показаны основные этапы Великой Отечественной войны, описана боевая жизнь советских воинов. Книга Твардовского отличается своей глубочайшей правдой о войне как суровом и трагическом – на пределе возможностей – испытании жизненных сил народа, страны, каждого человека.
- Итак, начнём с главы «От автора».
- И у меня первый к вам вопрос:
Без чего, как считает автор, нельзя прожить на войне?
(Проблемно-поисковый метод, метод выборки). Учащиеся ищут ответы в тексте или отвечают устно по памяти своими словами.
(На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.)Открываем следующую главу «На привале». О каком сабантуе на войне Тёркин ведёт речь?
(ответ ученика:Вот под первою бомбёжкой
Полежишь с охоты в лёжку,
Жив остался - не горюй:
- Это малый сабантуй.
Хуже, брат, как миномётный
Вдруг начнётся сабантуй.
Тот проймёт тебя поглубже, -
Землю-матушку целуй.
Но имей в виду, голубчик,
Это - средний сабантуй.
3. - Вот ты вышел спозаранку,
Глянул - в пот тебя и в дрожь;
Прут немецких тыща танков...
Лежишь в канаве,
А на сердце маята:
Вдруг как сослепу задавит, -
Ведь не видит ни черта.
Повторить согласен снова:
Что не знаешь - не толкуй.
Сабантуй - одно лишь слово -
Сабантуй!..
- О горьких днях отступления Теркин – главный герой – рассказывает в главе «Перед боем». Найдите и зачитайте эти строки.   (Ответ ученика:
 Шел наш брат, худой, голодный,    Потерявший связь и часть,    Шел поротно и повзводно,    И компанией свободной,    И один, как перст, подчас).- Откроем главу «Переправа».
(учитель открывает иллюстрацию)
О чём в ней говорится?
(ответ ученика)
- Найдите строки о том, как война беспощадно глотает человеческие жизни.
(И столбом поставил воду
вдруг снаряд. Понтоны - в ряд.
Густо было там народу –
Наших стриженых ребят…
И увиделось впервые,Не забудется оно:Люди теплые, живыеШли на дно, на дно, на дно..)    - Поэма правдиво рассказывает и о том, какие героические усилия потребовались Советской армии, чтобы остановить врага, какой большой кровью доставался каждый шаг на пути к победе.
- Откроем главу «О войне». Найдите строки, выражающие отношение автора к войне.
(ответ ученика:Грянул год, пришёл черёд,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за всё на свете…
На войне себя забудь,
Помни честь, однако,
Рвись до дела - грудь на грудь,
Драка - значит, драка…
-     Да, путь к победе был «долог до тоски». Недаром даже маленькая, наполненная доброй шуткой, глава «О награде» заканчивается суровыми словами, выражающими основную мысль произведения. Найдите эти слова и зачитайте.
(Ответ ученика:    Страшный бой идет, кровавый,    Смертный бой не ради славы –    Ради жизни на земле).- Откроем главу «Кто стрелял?»
(Учитель открывает ЦОР №2)
. Найдите строки, в которых автор рассуждает о смерти. В какое время года легче всего умирать? А когда умирать совсем не хочется.
(Ответ ученика:Лучше скажем наперед:Если горько гибнуть летом,Если осенью - не мед,Если в зиму дрожь берет,То весной, друзья, от этойПодлой штуки - душу рвет…)- Как вы понимаете эти строки?
(Весна – время обновления, кажется, что жизнь только начинается, и умирать втройне обидно, чем в другое время года. А вообще – мысль автора о том, что умирать страшно в любое время года).(Учитель закрывает ЦОР №2).
- Продолжаем идти дорогою войны по главам поэмы «Василий Тёркин». Откроем главу «Бой в болоте».
(Учитель открывает иллюстрацию)
Найдите и зачитайте строки, подтверждающие, что бой действительно был изнурительный и тяжёлый:
(Ответ ученика)    … в лесу, в кустах, в болоте,    Где война стелила путь,    Где вода была пехоте    По колено, грязь по грудь,    Где брели бойцы понуро,    И, скользнув с бревна в ночи,    Артиллерия тонула,    Увязали тягачи…
- И в глуши, в бою безвестном,В сосняке, в кустах сырыхСмертью праведной и честнойПали многие из них.
- Найдите строки, по которым можно понять, какой сейчас год на войне.
(ответ ученика: Этот бой в болоте дикомНа втором году войны…
Лето 1942 года). - Откроем главу «В наступлении».
(учитель открывает иллюстрацию)
По каким строчкам мы можем понять изменившееся настроение солдат на войне, о том, что наконец-то наступил перелом в войне и прошёл год.
(ответы учеников:1.И уже обыкновенноТо, что минул целый год,Точно день. Вот так, наверно,И война, и все пройдет...
2.И  дождался, слышит Теркин:- Взвод! За Родину! Вперед!..И хотя слова он эти -Клич у смерти на краю -Сотни раз читал в газетеИ не раз слыхал в бою, -В душу вновь они вступалиС одинаковою тойВластью правды и печали,Сладкой горечи святой…)
- Какая основная мысль содержится в главе «Смерть и воин»?
(учитель открывает иллюстрацию)
(ответ ученика:Русский солдат не сдаётся, несмотря ни на что. Шинель его вырубали лопатой из замёрзшей земли, а он был жив, он очень сильно хотел выжить…)- Глава «На Днепре». Вместе с автором, вместе с солдатами мы наступаем, освобождаем села и города, берём немца в плен. Зачитайте несколько строк.
(ответ ученика:К штабу на берег восточныйПлелся стежкой, сторонойНекий немец беспорточный,Веселя народ честной…
- Сытый, черт!Чистопородный.- В плен спешит, как на привал...)- В главе «По дороге на Берлин» мы вместе с солдатами словно идём сквозь всю Европу, перед нами мелькают сёла, города, разные национальности.
(учитель открывает иллюстрацию)
Зачитайте в доказательство этому несколько строчек из этой главы.
(ответ ученика:На восток, сквозь дым и копоть,Из одной тюрьмы глухойПо домам идет Европа.Пух перин над ней пургой.И на русского солдатаБрат француз, британец брат,Брат поляк и все подрядС дружбой будто виноватой,Но сердечною глядят…
…Вот Европа, а спасибоВсе по-русски говорят.Он стоит, освободитель,Набок шапка со звездой…
….На земле еще не русской -Белый цвет родных берез.Ах, как радостно и больноВидеть их в краю ином!..)6. Подведение итогов урока (2 мин.)- Вот и закончилась война, вот и подошло к концу наше с вами такое нелёгкое путешествие по дорогам войны вместе с А.Т. Твардовским по главам поэмы «Василий Тёркин».
Пора подводить итоги.   
- Мысли о родине, пронизывающие всю поэму, так естественно сливаются с ее содержанием, что «Василий Теркин» может быть назван образцом подлинно народного произведения. Вся поэма пропитана сочным, здоровым солдатским юмором, светлой верой в победу.
- Но писатель предупреждает, что бодрый тон поэмы не должен вызвать ошибочного мнения, «что, мол, горе не беда», что победы легко доставались солдатам.
- Понравилась ли вам поэма «Василий Тёркин»?
- Что вам в ней особенно понравилось?
(суровая правда о войне, образ русского солдата, юмор и т.д.)
- Какой вывод по сегодняшнему уроку вы можете сделать?
(поэма «Василий Тёркин» - энциклопедия ВОВ).
- Какова роль поэмы в наше время?
(Мы не должны забывать подвига наших дедов и прадедов во имя нашей Родины).
7. Домашнее задание (1-2 мин.)
- А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание:
выучить отрывок из главы «Переправа» до слов: «Русский труженик-солдат!»
(Учитель выразительно читает наизусть отрывок).
Рефлексия (1-2 мин).
- Понравился ли вам сегодняшний урок?
- Как вы считаете, достигли ли мы с вами поставленной цели урока?
- Выполнили ли поставленные задачи?
- Какую бы вы себе поставили оценку?
(ответы учеников).
Выставление оценок (1 мин).
- До свидания, спасибо за внимание! Вы можете быть свободны.