Урок литературы в 8 классе по поэме Твардовского Василий Тёркин
Методическая разработка урока
по литературе в 8 классе по теме
«Вася Тёркин? Кто такой?”
(Образ главного героя в поэме А.Твардовского «Василий Тёркин»)
Тип урока: Урок обобщения знаний.
Разработка урока предполагает использование учителем технологии деятельностно-компетентного подхода. В ходе урока учащиеся совершенствуют информационную, коммуникативную компетентности, компетенции в умении самоорганизации и самообразования по предмету литературы. Продолжают совершенствовать навыки работы с текстом. Подобная организация урока позволяет учащимся проявить интеллектуальные и творческие способности, фантазию детей. Групповая работа, созданная путём организации и проведения сингапурских обучающих структур развивает навыки взаимодействия и взаимоконтроля. При групповой форме работы создаются положительная мотивация на приобретение знаний, комфортные условия для развития каждого ребёнка, снижается уровень тревожности. Замкнутые дети раскрываются, чувствуя поддержку группы, коллектива, зарождается уверенность в себе, радость от понимания «я узнал», «я могу», «я умею», «я знаю, как…». Работа учащихся оценивается учителем только положительно.
Изучаемое произведение способствует воспитанию патриотизма, толерантности, национальной гордости и самосознания.
Основная цель данного урока - найти ответ на проблемный вопрос, содержащийся в тем урока. В ходе урока формируются навыки анализа художественного текста, развиваются исследовательские умения и навыки учащихся. Использование мультимедийной презентации расширяет возможности предъявления учебной информации, способствует лучшему восприятию материала, использованию межпредметных связей.
Принципиальное отличие урока, построенного по технологии деятельностно-компетентного подхода от обычного урока - это рефлексия, то есть личный анализ своего успеха и неуспеха на уроке Данная форма проведения урока направлена на развитие универсальных учебных действий, ассоциативно-образного мышления, развитие креативности. Необычная завязка урока вызывает интерес к поэме. Вопросы и задания заставляют думать и размышлять, работать с информацией в поисках нужного ответа.
Выбор формы работы обусловлен объёмностью и сложностью изучаемого текста. Данный урок позволяет «затронуть» каждого ученика, выполнить максимальный объём работы. Класс делится на группы самостоятельно, дети имеют право переходить из группы в группу. Задания для работы в группах дети получили заранее, рабочий материал должен быть заготовлен к данному уроку.
Цели урока:
Ввести учеников в процесс добывания информации для решения поставленной проблемы.
Создать благоприятную атмосферу, сотворчества в общении, формировать умение отстаивать свою позицию и эффективно сотрудничать со своими сверстниками.
Включить эмоциональную сферу ребенка, обратиться к его чувствам, пробудить заинтересованность каждого в изучении данного произведения.
Подвести ребят к осознанию того, что Тёркин – настоящий патриот, как и большинство русских солдат. Осмыслить понятие “герой”.
5. Проследить, как в поэме сочетаются героика и юмор в определяющих
качествах Василия Тёркина.
Продолжить работу над литературоведческими понятиями: обобщённый образ, национальный тип, авторская позиция.
Оборудование урока:
Мультимедиапроектор с экраном, листы ватмана, цветные карандаши, карточки с заданиями, карточки с кроссвордом, составленным группой учеников, полный текст поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин».
Ход урока
1. Оргмомент.
- Сегодня, ребята, мы займёмся поиском ответа на вопрос «Вася Тёркин? Кто такой?». Вы расскажете о главном герое поэмы «Василий Тёркин» с разных позиций характеристики, данной ему автором, подкрепляя свои выводы примерами из текста. Очень ценно будет узнать ваше мнение.
2. Эмоциональный настрой. Мотивация.
- Работать будет, наверное, не всегда легко, но надеюсь интересно. Основную черновую работу вы уже проделали дома, компьютерные слайды будут вас направлять, и вы всегда можете рассчитывать на помощь друг друга.
3. Актуализация знаний (5 минуты).
- Александр Твардовский писал: «Тёркин не есть лицо, списанное с натуры, а лицо, как говорится обобщённое». Объясните, как вы понимаете эти слова.
- А сейчас, применяя структуру Quiz-Quiz-Trade ( КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД), мы вспомним главные черты характера Тёркина. Придумайте вопросы об образе Василия Тёркина. Например: В чём сходство характера Тёркина и былинных богатырей? На придумывание вопросов 1 минута. Проделаем Round Robin (Раунд Робин) и поделимся вопросами и ответами для того, чтобы убедиться, что вопросы не совпадают. 1 мин. А сейчас встаньте, задвиньте стулья, поднимите руку и найдите ближайшую пару и проделайте структуру КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД. (Далее партнеры по очереди задают вопросы, показывая карточки, затем называют ответы, затем меняются ролями. Благодарят друг друга. В конце обмениваются карточками. 7 - 10 минут. Затем садятся.) - Опрос. Чьи вопросы показались наиболее интересными? А ответы?
4. Практическая работа (10 минут)
- Надеюсь, сведения, которые мы повторили, помогут вам, работая в группах, ответить на главный вопрос урока: Кто же такой Василий Тёркин?Проделаем структуру «Токин мэт». На листе ватмана, пользуясь цветными карандашами, нарисуйте схему-характеристику Василия Тёркина. Имя героя помещается в центре.
Задания по группам:
1 – «Тёркин – кто же он такой?
…парень … он обыкновенный».
2 – «Вася Тёркин – мой герой!»
3 – «Теркин. Тёркин. Добрый малый».
4 – «…Тёркин, тот, который…
На работе – хоть куда».
5. Защита проектов (10 минут). Взаимооценивание.
6. Обобщение (3 минуты).
- Как сочетаются героика и юмор в характере Василия Тёркина?
- Как относится Твардовский к своему персонажу?
- Мы несколько раз подчёркивали, что Тёркин – герой, да и автор так его называет. Как вы понимает слово «герой»?
7. Закрепление (10 минут).
- Ребята, сейчас мы с вами решим кроссворд, повторяющий знание содержания поэмы
Вопросы по горизонтали:
1. Емкость для жидкости, которой обязательно пользовались все солдаты во время Великой Отечественной войны, и упомянутая в поэме. (Фляга).
2. Без неё «на войне одной минутки не прожить». (Шутка).
3. Потерял его боец и остался «как без рук». (Кисет).
4. Именно такую территорию захватила война. (Полсвета).
6. Тяжёлая вспомогательная техника на фронте. (Тягач).
7. В поэме она «суконная, казённая, военная». (Шинель).
8. Важное лицо на фронте, «парень свой, чтобы числился недаром» (Повар).
9. В мирное время он полевой, колхозный. (Стан).
10. Народное название смерти, которую смог прогнать Василий Тёркин. (Косая).
11. На войне она должна быть понаваристей. (Каша).
12. Награда, от которой отказывался Тёркин. (Орден).
14. Это то, что остаётся в награду погибшим, а живым – слава. (Память).
15. Обобщённое название врага. (Немец).
Вопросы по вертикали:
1. Передовая линия огня, сражений, где не раз геройствовал Тёркин. (Фронт).
2. Названия города, уроженцы которого сражались вместе с Тёркиным, наши земляки. (Казань).
3. Родной край Василия Тёркина, не раз упоминающийся в поэме. (Смоленский).
4. Одна из ключевых глав поэмы, в которой Тёркин после трудных испытаний остался «жив-здоров назло врагу». («Переправа»).
5. Ещё одна война, на которой побывал Тёркин. (Финская).
6. Музыкальный инструмент, доставшийся Васе в подарок. (Гармонь).
7. Её Тёркин грубо называет дуррой, но попадает она всегда в точку. (Бомба).
8. Кем был Василий Тёркин по роду войск. (Пехотинец).
9. До такого возраста мечтал дожить Тёркин. (Девяносто).
10. Это основное качество Василия Тёркина, характеризующее его как храброго бойца. (Отвага).
11. Противно завывающий снаряд. (Мина).
12. Река, которая стала линией фронта в поэме. (Днепр).
13. Самое страшное и бесчеловечное событие в истории. (Война).
14. Военный плот. (Понтон).
8. Домашнее задание – по выбору:
1. прочитать рассказ Платонова "Возвращение"
2. подготовить рассказ о солдате, которого вы считаете местным Тёркиным. (ветеран)
Рефлексия.
- Ответьте на вопросы: что вы сегодня делали, какие задания вам понравились больше всего и почему?
10. Завершение урока.
- Все молодцы! Творческих успехов!