Урок по теме Василий Тёркин 8 класс

Помните! Через века, через года, - помните! ...





Помните! Через века, через года,- помните! О тех, кто уже не придет никогда,- помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны! Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной, Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны! Люди! Покуда сердца стучатся,- помните! Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните! Песню свою отправляя в полет,- помните! О тех, кто уже никогда не споет,- помните! Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили! Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили! Во все времена бессмертной Земли помните! К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните! Встречайте трепетную весну, люди Земли. Убейте войну, прокляните войну, люди Земли! Мечту пронесите через года и жизнью наполните!.. Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните!


Р.Рождественский



















Классный час по теме "Памяти узников концлагерей посвящается"

Ход классного часа
Звучит песня Муслима Магомаева «Бухенвальдский набат».
Классный руководитель - 11 апреля ежегодно отмечается Международный День освобождения узников фашистских концлагерей. 11 апреля 1945 года узники концентрационного лагеря Бухенвальд - одного из самых страшных лагерей смерти - подняли интернациональное восстание против гитлеровцев и вышли на свободу. Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14000 концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них более 5 миллионов - граждане Советского Союза.
Ученица - В 1937 году, 71 год назад, открыл свои ворота концлагерь Бухенвальд. 71 год назад официально заработала нацистская фабрика смерти Бухенвальда. 71 год назад первые узники увидели на его воротах свой приговор: «Каждому свое». За годы существования Бухенвальда в эти ворота вошли более 150 тысяч человек. И более 120 тысяч из них никогда отсюда не вышли.
Ученик - Лагерные ворота с надписью «Каждому свое» и колючая проволока сохранились до сих пор. Теперь это вход в Музей памяти Бухенвальда. На сотнях квадратных метров всего несколько построек. Санчасть, где нацисты проводили эксперименты над заключенными, сторожевые вышки, оружейная мастерская и крематорий - вот все, что осталось от лагеря смерти. На месте бараков, где жили тысячи узников, теперь поле и камни с номерами: блок 3, блок 5, блок 17. Концентрационные лагеря - это место, где массовое убийство было поставлено на конвейер.
Ученица - Из письма Рейхсфюрера СС Гиммлера. 1937год:
«В свете последних планов Германии, по освобождению Европы от людей низшей крови и от красных оккупантов, предлагаю расширить трудовые лагеря и создавать новые, для того чтоб в них можно было научить честному труду, т.к. только трудом они смогут принести пользу немецкому народу».
Ученик - В 1933 году, на горе Эттерсберг, неподалеку от городка Веймар, началось строительство нового «адского» концлагеря - Бухенвальда.Сразу за воротами располагался так называемый «Appelplatz», куда выводили для построения заключенных. Сам «Appelplatz» и дороги между бараками представляли собой пыльную, выложенную щебёнкой землю. «Appelplatz» был рассчитанна 20000 человек.
Ученица - Крематорий был самым страшным местом в лагере, обычно туда приглашали заключённых под предлогом осмотра у врача. Когда человек раздевался, ему стреляли в спину. Таким способом в Бухенвальде были убиты многие тысячи узников. Бухенвальд был мужским лагерем. Заучить свой порядковый номер на немецком языке узник должен был в течение первых суток. С этого момента набор цифр заменял имя. Заключенные работали на Густловском заводе, который находился в паре километров от лагеря и производил оружие. Число охранников достигало 6000 человек.
Ученик - Первые советские военнопленные прибыли в Бухенвальд 16 сентября 1941 года. По воспоминаниям, это были офицеры и политработники. Всю группу, 300 человек, расстреляли в тире на территории завода «ДАВ». Их имена установить не удалось. 18 октября 1941 года в Бухенвальд были переведены около 2000 советских военнопленных. Эта группа была предназначена для работ по расширению лагеря и размещалась отдельно в западной части лагеря.
Ученик - Свидетельство очевидца:
« ... примерно в середине октября нас, более 2000 человек, погрузили в железнодорожные вагоны и повезли в неизвестном направлении. Мы не получали никакой пищи. В вагонах было тесно и душно. Многие товарищи умерли от недостатка воздуха, тесноты и голода. ... Нас выгрузили в Веймаре, и оттуда эсэсовцы погнали нас по дороге в лес, на гору. По пути нас били дубинками и натравливали на нас овчарок. Товарищей, которые отставали, немедленно расстреливали. Обочины дороги были устланы трупами. ... К вечеру мы подошли к концлагерю Бухенвальд. ... Нас разместили в деревянных бараках, которые были отделены от остальной территории лагеря изгородью из колючей проволоки. В бараках не было ни окон, ни стульев, ни кроватей – ничего»
Ученица - На конец 1941 года в Бухенвальде числятся 1903 советских военнопленных.Расстрелянные и умершие в отчётные документы не включаются.
Ученик - В январе 1942 года по распоряжению инспекции концлагерей из Бухенвальда часть военнопленных была отправлена для работ в каменоломни.
Ученица - Свидетельство очевидца:
«Я вместе с группой заключенных пытался бежать, но не удалось - поймали, посадили в карцер. Почему не расстреляли? А карцер был, по сути, тот же смертный приговор. Девять суток в камеру никто не заходил. На десятый день поставили бак с водой. Все, кто смог, бросились пить. До сих пор не могу забыть, как жадно они пили, а затем громко вскрикивали и в муках умирали. Вы бы видели их глаза... В открытую дверь смотрели надзиратели и смеялись, показывая пальцем на заключенных, скрюченных в смертельной агонии. Я понял, что накидываться на воду нельзя – она отравлена, поэтому отрывал клочки пропитанной потом рубахи, мочил их и высасывал влагу».
Ученик - В лагере было 52 основных барака. Однако многие заключенные были помещены зимой в палатки: от холода ни один человек не выжил. Существовал еще так называемый «малый лагерь», иначе говоря, карантинная зона. Условия жизни в карантинном лагере были даже в сравнении с основным лагерем настолько бесчеловечны, что это едва ли поддается разумному постижению. В «малый лагерь» помещали в основном советских военнопленных. Здесь насчитывалось только 12 бараков без окон - бывшие конюшни, размером 40 на 50 метров. В каждом таком бараке обитало 750 человек. Около 100 из них ежедневно умирало. Их тела продолжали выносить на перекличку, чтобы живым достались предназначенные для них порции. Тех, кто более или менее держался на ногах, заставляли работать по благоустройству «малого лагеря», хотя порция как для «неработающих» сводилась к кусочку хлеба и кружке воды.
Ученик - В лагере свирепствовали инфекционные заболевания. Практически все заключенные страдали диареей и зачастую испражнялись прямо в бараках. «Улицы» лагеря не были укреплены и были скользкими. Многие заключенные, обутые в деревянные башмаки, получали травмы. Если травмированный заключенный не мог работать, его расстреливали.
Ученица - Труд в концлагере можно охарактеризовать как средство физического уничтожения заключённых и как средство экономической эксплуатации. Все немецкие концлагеря и многие фирмы, широко известные сегодня, обогащались за счёт принудительного труда заключённых, поэтому именно они несут ответственность за гибель сотен тысяч узников фашизма.
Ученик - Над узниками проводилось множество медицинских опытов, в результате которых большинство умерли мучительной смертью. Заключённых инфицировали сыпным тифом, туберкулезом и другими опасными заболеваниями для того, чтобы проверить действие вакцин против возбудителей этих болезней. Заболевания перерастали очень быстро в эпидемии из-за скученности в бараках, недостаточной гигиены, плохого питания, а также из-за того, что эти заболевания не лечились.
Эксперименты документировались в журнале наблюдения за пациентами эсэсовским врачом Эрвином Динг-Шюлером, были подтверждены врачами-узниками лагеря, а также описывались в книге бывшего заключенного, австрийского социолога и философа Ойгена Когона «Государство СС».
Достоверные сведения, документы и протоколы допросов представлены в сборнике Ангелики Эббингхауз «Уничтожение и лечение. Нюрнбергский процесс над врачами и его последствия». Эта книга вышла благодаря пожертвованиям 8000 врачей, после того как федеральное медицинское ведомство Германии отказалось опубликовывать данный проект.
Ученица - В концлагерях и в лагерях смерти существовала группа врачей-эсэсовцев, проводивших на заключенных свои преступные «медицинские опыты». Эти действия, не имевшие ничего общего с наукой, причиняли заключенным неописуемые страдания и часто ускоряли их смерть. Речь идет о группе врачей, стремившихся достичь личных успехов в области медицины. Побуждаемые безмерным честолюбием и садистскими инстинктами, они не останавливались перед тем, чтобы использовать людей в роли подопытных кроликов.
Ученик - Людей оперировали без наркоза, удаляли им половые органы, безжалостно стерилизовали и кастрировали, иногда с помощью рентгеновских лучей. Заключенные проверялись на способность выдержать низкое атмосферное давление и низкие температуры организма. В Бухенвальде проводились также и другие эксперименты: опыты по заражению желтой лихорадкой, оспой, паратитом, дифтеритом. Узников разного возраста и пола искусственно заражали тяжелыми инфекционными заболеваниями и вели наблюдения, кто первый - дети или женщины - умрут, как долго их организм сможет сопротивляться вирусам. Часто людей, не доводя до смерти, оперировали вживую т.е. без наркоза, вырезая им различные органы, для того чтоб посмотреть в каком состоянии находятся органы человека на каждой стадии заболевания.
Ученица - Экспериментировали с отравляющими веществами, т.е. определяли на какую массу тела и на какую возрастную группу, какой дозы отравляющего вещества достаточно для наступления смерти. Пересаживали узникам половые органы, якобы для определения влияния гормонов на жизненный тонус. Из всей группы отобранных для данного опыта выжить не удалось никому.
Ученик - Конвейером смерти в концентрационном лагере Бухенвальд заправляли Карл и Ильза Кох. Карл Кох был назначен комендантом Бухенвальда с 1939 года. В то время как Кох упивался властью, наблюдая за ежедневным уничтожением людей, его жена испытывала еще большее удовольствие от мук заключенных. В лагере ее боялись больше самого коменданта. Любимым развлечением садистки было натравливание свирепой овчарки на подростков, она приходила в восторг, когда собака живьем загрызала детей.
Ученица - Позже Ильзу Кох прозвали «фрау Абажур». Она использовала выделанную кожу убитых мужчин для создания разнообразной домашней утвари, чем чрезвычайно гордилась. Даже ее коллегам из СС становилось не по себе, когда фрау Кох хвасталась абажурами, сделанными из человеческой кожи. Наиболее подходящей для поделок она находила кожу цыган и русских военнопленных с наколками на груди и спине. Это позволяло делать вещи «весьма декоративными». По словам фрау Кох, кожу с людей надо снимать вживую, только тогда изделия из нее получаются особенно красивыми.
Ученик - С поступлением новых политзаключенных из стран, оккупированных нацистами, антифашисты разных национальностей создавали свои группы сопротивления. Из этих групп в июле 1943 года был создан Интернациональный лагерный комитет, который под руководством коммуниста Вальтера Бартеля оказывал сопротивление нацистам. Комитет собирался в больничном бараке, где и проходили его тайные заседания. Позже комитетом была организована Интернациональная военизированная организация.
Ученица - «В Бухенвальде мы, эсэсовцы, различаем только два сорта людей: первый – это те, кто способен работать и работает, второй – все остальные, которые являются мертвецами». Так говорил комендант лагеря заключенным. Но он ошибся. Еще задолго до того, как сюда были брошены первые советские люди, в лагере зародилась антифашистская организация. Создали ее немецкие коммунисты Вальтер Бартель, Эрнст Буссе и другие. К немецким товарищам добавились чехи Кветослав Иннеман и Ян Геш, югослав Руди Супек, француз Поль Марсель и другие. Эти люди многим помогли русским подпольщикам. Вскоре организация советских подпольщиков стала одной из сильнейших. Возглавивший ее Николай Симаков вошел в состав Интернационального центра лагеря, из которого велось руководство борьбой.
Ученик - Главной целью фашистов в лагере было уничтожение человеческого достоинства, превращение людей в животных. Для этого часто перед строем заключенных фашисты устраивались пытки и издевательства над красноармейцами.
Ученица - Свидетельство очевидца:
«Главный палач под улюлюканье и звериный гогот соучастников преступления вывел на плац красноармейца женщину-майора. Он многократно отдавал женщине по-русски строевые воинские команды: «направо», «кру-гом», «нале-во», требуя их немедленного и четкого выполнения. Ожидая, что женщина будет умалять о пощаде, нас всех заставляли на это смотреть, под страхом смерти нельзя было даже отвести взгляд. Явно насытившись своими издевательствами, он затем обратился к своей жертве с вопросом: «Зачем ты это сделала?». Что именно она совершила мы так и не узнали, но в ответ она громко сказала, что действовала в интересах своей Родины. Услышав такое, взбесившийся эсэсовец наотмашь ударил женщину в лицо, цинично сказав: «Это за твою Родину!»  Сохраняя поразительную стойкость, майор приблизилась к палачу, плюнула ему в лицо, заявив при этом: «А это за твою родину!». Палач был в бешенстве. Женщину-майора сожгли заживо.»
Ученица - Устраивая такую демонстрацию силы, нацисты хотели запугать заключенных, не понимая, что только кидают дрова в огонь ненависти, который пылал в сердцах у людей.
Ученик - 11 апреля 1945 году узники Бухенвальда, узнав о подходе союзных войск, успешно осуществили вооруженное восстание, обезоружили и захватили в плен более 800 эсэсовцев и солдат охраны ценой жизни тысяч заключенных, взяли в свои руки руководство лагерем и только через двое суток дождались прихода американских солдат. Гитлеровские власти накануне отдали приказ о физическом истреблении всех заключенных. Десятки тысяч ни в чем не повинных людей из 18 стран Европы должны были быть уничтожены за одни сутки. В воскресенье 8 апреля 1945 года в эфир над центральной немецкой областью Тюрингией неожиданно ворвались сигналы бедствия «SOS»! Радиограмма трижды передавалась на английском, немецком и на русском языках.
Ученица - Зная, что союзническая американская армия находится всего часах в 10-15 хода на транспорте, многострадальный Бухенвальд больше всего надеялся на американцев. Узники уже три дня слышали канонаду, а из передач по радио знали, что 3-я американская танковая армия генерала Паттона и входящая в нее 4-я бронетанковая дивизия генерал-майора Уильяма Хоуга наступают в направлении Бухенвальда. Советские войска были далеко, и радиограмма до них не долетела. Штаб генерала Паттона сигнал бедствия узников принял, но ничего не сделал для скорейшего освобождения Бухенвальда. Помощь не спешила, хотя два американских самолета вскоре после сигнала бедствия несколько раз низко пролетели над лагерем - пролетели, слегка покачивая крыльями.
Ученик - Двое суток истощенные узники удерживали фашистские войска, которые пытались любой ценой вернуть лагерь. Радость освобождения узников Бухенвальда была омрачена американцами. Своим первым приказом они потребовали сдать находившееся в руках заключенных оружие, а также попытались восстановить разрушенный во время восстания забор из колючей проволоки вокруг лагеря и поставить своих часовых. Это вызвало глубокое возмущение бывших узников Бухенвальда.
Ученик - Вот как об этом вспоминает французский публицист Жак Готье, узник Бухенвальда:
«К воротам подошли танковые части американцев, мы встречали их как освободителей. У многих танкистов на глазах были слезы, когда они увидели, в каком мы находимся состоянии. Но тут прибыло командование, которое сразу отдало приказ сдать оружие, захваченное у фашистов. Никто не осмелился ослушаться приказа и начали сдавать то оружие, которое у них находилось. Но тут из группы Русских узников вышел заключенный. Наступила мертвая тишина. Голосом, больше похожим на грозный шепот, он сказал: «Попробуйте забрать, если сможете. И над всем лагерем разнес ветер его голос: «Слушайте мой приказ! Оружие не сдавать!». Батальон из советских военнопленных не выполнил требование о сдаче оружия и продолжал существовать как боевое подразделение.
Ученица - На траурном митинге, посвященном памяти умерщвленных товарищей, 19 апреля 1945 года узники Бухенвальда всех национальностей дали клятву, которая была известна тогда всему миру, но теперь, к сожалению, позабыта: « ... мы прекратим борьбу только тогда, когда последний фашистский преступник предстанет перед судом народов. Уничтожение фашизма со всеми его корнями - наша задача».
Ученик - Умерщвление людей в лагерях смерти было поставлено на конвейер. Не только в Бухенвальде происходили вышеописанные события. Лагерями смерти, предназначенными для массовых убийств, были Хелмно, Белжец, Собибор, Майданек, Освенцим и тысячи других.
Ученик - Рассказ узника концлагеря Освенцим:
«Отворяют дверцы вагонов и нагайками выгоняют людей; через громкоговоритель даются приказания: всем надо сдать вещи и одежду, даже костыли и очки... Ценные вещи и деньги сдать в окошко с надписью: «Драгоценности». Женщин и девушек направляют к цирюльнику, который двумя взмахами ножниц срезает им волосы, набиваемые в мешки из-под картофеля ...Потом начинается марш... Справа и слева проволочные заграждения, а сзади десятки нацистов с винтовками. Мужчины, женщины, девушки, дети, младенцы, безногие калеки, все голые, как мать родила, идут толпой. На повороте, у входа в здание, стоит, ухмыляясь, эсэсовец и объявляет ласково: «Ничего дурного вам не сделают.. Вы только должны дышать поглубже. Это укрепляет легкие. Правильное вдыхание необходимо для дезинфекции». Его спрашивают, что будет с женщинами, и он отвечает, что мужчинам придется, конечно, работать на стройке дорог и домов, а женщины работать не будут, - они, если захотят, смогут помогать на кухне или по хозяйству... У некоторых в душе мелькает надежда, достаточная, чтобы без сопротивления продолжать брести к газовым камерам. Но большинство уже начинает догадываться, какая судьба им уготована. Ужасная, всепроникающая, вонь обнаруживает истину. Они подымаются по нескольким ступенькам и уже видят непредотвратимое. Нагие матери, онемев, прижимают младенцев к груди. С ними масса детей всех возрастов все нагие.
Они медленно... но все продолжают двигаться безмолвно по направлению к камере смерти. Идущие сзади напирают, эсэсовцы нагайками подгоняют толпу. Женщина лет сорока проклинает главаря убийц и кричит, что кровь ее детей падет на его голову. Офицер СС Вирт собственноручно ударяет ее пять раз хлыстом по лицу, и она исчезает в газовой камере. Многие молятся... Эсэсовцы вталкивают людей внутрь.
«Наполнить до отказа!»командует комендант лагеря.. Голые люди наступают друг другу на ноги. Семьсот-восемьсот человек... Двери замыкаются. Оставшиеся из транспорта ждут своей очереди. Ждут голыми зимой.. Включают подачу газа... Но дизель не действует. Проходит 50 минут... 70 минут... А люди в камере стоят. Слышен их плач
Наконец, через 2 часа и 49 минут, дизель начинает работать. Проходит 25 минут. Многие уже мертвы это видно через глазок... Через 28 минут некоторые еще живы... Дети умирают последними. Спустя 32 минуты мертвы все... С другой стороны рабочие отмыкают двери. Мертвецы стоят, как базальтовые столбыим некуда упасть. И после смерти еще можно распознать семьиони стоят, прижавшись друг к другу и держась крепко за руки. С трудом только удается отделить тела, чтобы очистить место для следующей партии. Выбрасывают трупы посиневшие, покрытие смертным потом и мочой. Среди них младенцы и дети. Две дюжины рабочих заняты тем, что обследуют полость рта убитых, открывая ее с помощью железных крюков. Приказ: «С золотыми зубаминалево, без золотанаправо». Другие проверяют интимные части тела в поисках укрытого золота и бриллиантов... Комендант показывает полную консервную банку и восклицает: «Подойди-ка, посмотри, сколько золота!»
Ученик - Более 18 миллионов человек в годы войны оказались в жерновах нацистских фабрик смерти. Те, кому удалось выжить, спустя десятилетия, вспоминают через что им пришлось пройти.
Ученик - Свидетельство очевидца. «Мне было девять, когда вся семья ушла в партизанский отряд. Белорусские леса. Окружение. И плен. В Освенцим нас привезли всех вместе. Потом куда-то увели отца. Как меня с сестрой забирали у матери, я помню до сих пор. Ни отца, ни мать я больше не видел. Еще я помню смрадный дым из труб крематория - он работал круглые сутки. И как из пятисот таких же мальчишек после медицинских опытов выжили пятьдесят. А еще - как однажды мне кто-то подбросил бумажный сверток с куском хлеба и двумя картофелинами».
Ученик – «В лагерь смерти я попал в 16 лет за побег из плена. Но в Бухенвальде было мощное подполье, в которое я сразу вступил. Мы воровали у немцев детали от гранат и вместе с другими пленными собирали оружие. Его достали из тайников 11 апреля 45-го».
Ученик - Василий Савченко мечтал преклонить колена в Освенциме, но недавно узнал, что в музее на месте концлагеря закрыли экспозицию, посвященную советским жертвам. Польская администрация требует, чтобы погибших узников из бывшего Советского Союза признали польскими, а не советскими гражданами. Утверждают, что русских военнопленных там не было.
Ученица - Еще об одном лагере. Вскоре после Освенцима он был создан в Бжезинке - Освенцим II, более известный как Биркенау. Количество узников в августе 1944 года достигло свыше 100 тысяч человек. Основным бедствием лагеря было отсутствие воды, ужасные санитарные условия и засилье крыс.
Ученик - На территории Биркенау гитлеровцы построили четыре крематория с газовыми камерами и две временные газовые камеры в переделанных для этих целей крестьянских домах, а также ямы и кострища. Концлагерь в Биркенау был местом массового уничтожения людей из Польши, СССР, Австрии, Бельгии, Чехословакии, Дании, Франции, Греции, Голландии, Югославии, Норвегии, Румынии, Италии, Венгрии. В лагерь сгоняли общественно-политических деятелей, представителей интеллигенции, членов конспиративных организаций, евреев из многих государств, а также цыган. Люди погибали здесь в результате рабского труда, голода, нечеловеческих условий существования, пыток и расстрелов.
Ученица - Из официального отчета лагерного командования:
« ... В течение июля 1944 года убивали в день по 12 тыс. заключенных, а так как крематорий не мог пропустить такое количество трупов, то они сбрасывались в глубокие ямы и засыпались негашеной известью...»
Ученица - Свидетельство очевидца:
«Для того, чтобы в камерах поместилось большее число жертв, людей загоняли с поднятыми руками, а на головы им бросали маленьких детей. Эсэсовец Зепп Гейтрейдер был специалистом по убиванию младенцев, которых сам хватал за ножки и убивал, ударяя головкой о каменный забор. По показанию свидетелей, умерщвление в камерах продолжалось 15 минут...»
Ученик - Обычно из прибывавших партий от 1000 до 1500 человек в лагерь попадало не более 250 человек. Также производился отбор здоровых женщин 2030 лет, которых отправляли в блок, где производились медицинские эксперименты. Остальных тут же отправляли в газовую камеру.
Ученица - Свидетельство очевидца:
«Мы присутствовали при душераздирающих сценах, видя, как разъединяли пожилые супружеские пары, как матерей понуждали оставлять своих юных дочерей, так как те попадали в лагерь, в то время как матерей и маленьких детей направляли в газовую камеру».
Ученица - Свидетельство очевидца:
«Чтобы разрядить атмосферу приема, оркестр из молодых, красивых заключенных, одетых в белые блузки и синие матросские юбки, играл веселые арии из оперетт. Фашисты боялись паники, поэтому прибывшим говорили, что это трудовой лагерь».
Ученик - Свидетельство очевидца:
«Часто ночью мы просыпались от страшных криков, это происходило когда экономили газ в газовых камерах и живых детей бросали в топки крематорных печей».
Ученик - Из допроса коменданта лагеря на Нюрнбергском процессе:
«Обвинитель: Видели ли вы в лагере беременных женщин? И что с ними происходило? Свидетель: Да После того, как они производили на свет ребенка, его топили в ведре с водой. Спустя некоторое время приехал новый врач, и детей перестали топить, из них выкачивали кровь, для переливания солдатам на фронте или использовали для опытов.»
Ученица - Используя целую систему для того, чтобы максимально принизить человеческие существа, эсэсовцы с помощью террора принуждали совершать поступки, которые должны были заставить их краснеть за самих себя; эта система привела к тому, что они не являлись более человеческими существами. Вот к чему стремились эсэсовцы. И требовалось невероятное мужество, чтобы противостоять этой атмосфере уничтожения человеческого достоинства и террора.
Ученик - Из письма доктора медицыны С.Рашера на имя Г.Гиммлера:
«... Проще было бы, если бы я был переведен в части СС и смог бы поехать с племянником в Аушвиц (Освенцим), где бы я мог более быстро на ряде опытов разрешить вопрос отогревания обмораживаний, происшедших на суше. Для таких опытов Аушвиц во всех отношениях более приспособлен, чем Дахау, поскольку там более холодно и территория больше. Потом, это будет меньше привлекать к себе внимания, а то испытуемые кричат, когда замерзают, не проявляя никакого уважения к науке»
Ученица - В лагере были организованы специальные больницы, хирургические блоки, гистологические лаборатории и другие учреждения, но существовали они не для лечения, а для истребления людей. Немецкие профессора и врачи производили в них массовые эксперименты над совершенно здоровыми мужчинами, женщинами и детьми.
Ученик - Очень многие опыты кончались быстрой и мучительной смертью подопытных заключенных. После окончательного использования заключенных для экспериментов их убивали и сжигали. Этим путем немцы стремились уничтожить свидетелей своих бесчеловечных опытов.
Ученик - Свидетельство очевидца. «Я лично видел через глазок камеры, как один заключенный находился в разреженном пространстве до тех пор, пока у него не лопнули легкие. Некоторые эксперименты вызывали у людей такое давление в голове, что они сходили с ума и рвали на себе волосы, стараясь освободиться от этого давления. В своем безумии они разрывали себе лицо и голову ногтями в попытке покалечить себя. Почти всегда эти эксперименты с крайне низким давлением кончались смертью экспериментируемого».Ученица - Весной 1942 года на советских пленных и больных узниках были начаты первые опыты по применению газа «Циклон Б». Сначала трупы закапывали, позднее их сжигали в крематориях и в специально выкопанных траншеях.
Ученик - Несмотря на террор, в концлагере, начиная с 1940 года, действовала польская, а с 1943 года – тайная международная организация сопротивления.
Ученица - Проводилась политическая работа среди узников, организовывалась взаимопомощь, побеги, поддерживались контакты с движением сопротивления вне концлагеря. В начале января 1945 года гитлеровцы начали эвакуировать лагерь. Во время транспортировки погибли тысячи людей. 27 января 1945 года советские войска освободили концлагерь, в котором в тот момент находилось более 7 тысяч узников, в том числе несколько сотен детей.
Ученик - В апреле 1967 был открыт памятник жертвам концлагеря Биркенау. Памятник состоит из основного монумента и 20 плит, лежащих у его основания. Надписи на них выполнены на языках народов, представители которых были здесь замучены (плита с текстом на русском языке – седьмая слева). Содержание текста на всех плитах одинаковое: «Да будет навеки криком отчаяния и предостережения для человечества это место, где гитлеровцы уничтожили около полутора миллионов мужчин, женщин и детей.
Ученица - В июне 1942 года был тяжело ранен, попал в плен и заключён в концлагерь Шпандау известный поэт Мусса Джалиль. Здесь он стал активным участником сопротивления. И когда видел, что у людей нет больше сил бороться , он начинал читать свои стихи. Его произведения узники заучивали наизусть и передавали друг другу. За участие в подпольной организации поэт был казнён на гильотине 25 августа 1944года в военной тюрьме. В 1956 году Мусса Джалиль посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.
Звучит стихотворение Муссы Джалиля «Варварство».
Ученица - События и факты истории концлагерей являются лишь фоном для понимания того, где, когда и в каких условиях в силу трагических обстоятельств оказались советские люди. Их имена и судьбы большей частью неизвестны. Но все они были солдатами и участниками той страшной войны и заслуживают свою толику памяти.
Нас слишком мало, чтобы разбрасываться памятью миллионов.
Ученик - Один из основных источников чувства гражданственности – память о прошлом. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно. Не уважать оной – есть постыдное малодушие», – писал А.С. Пушкин. Знание истории своих предков способствует выработке активной жизненной позиции, прежде всего патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине всегда конкретна. Любовь к своему дому, родному городу, людям, живущим вокруг нас и посвятившим свою жизнь служению Родине, – это и есть любовь к Родине. Для того чтобы по-настоящему любить свою Родину, надо хорошо знать ее историю, людей, творивших эту историю.
Классный руководитель - После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и помыслить не мог о возможности возрождения фашизма на Земле. Но прошли годы, и в некоторых странах к власти пришли люди, открыто поддерживающие идеи национализма и фашизма. Прикрываясь любовью к своему народу, стремлением принести пользу своей стране, они устраивают марши бывших эсэсовцев на площадях, воздвигают обелиски, уничтожая при этом памятники воинам-освободителям, преследуя ветеранов Великой Отечественной войны.
И даже в нашей стране, понесшей самые тяжелые потери в войне, поднимают голову сторонники идей национал-социализма. Особенно страшно, что в свои ряды они втягивают молодежь, лживыми лозунгами, лживыми идеями прикрывая свои настоящие цели. За долгую историю человечества нет ни одного примера, когда идеи национализма, фашизма, шовинизма принесли бы пользу народу и стране. Отказываясь от идей национализма, мы ни в коей мере не забываем о том, что мы граждане России, мы гордимся ею, помним ее историю, чтим традиции и обычаи своего народа. Но при этом наша любовь не связана с унижением, неуважением и отрицательным отношением к другим народам и их культурам. Мы должны помнить, что Россия – многонациональная страна, и в этом наша сила. Изучая историю, мы с вами еще не раз убедимся, что нам Россиянам чужды захватнические идеи. И мы с вами сегодня должны уметь противостоять идеям фашизма, шовинизма и национализма. К этому нас призывает кровь наших соотечественников, отданная за правое дело, за наше светлое будущее.




























Открытый урок.

Тема «Человек на войне» по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»
«Василий Теркин» - это лучшее из всего написанного о войне на войне» (К.Симонов)
Ход урока

1.Вступительное слово учителя: А) на фоне фотографии А.Т.Твардовского Посмотрите на портрет А.Т.Твардовского, загляните в его глаза, полные грусти и тепла, озабоченности и доверчивости, на мягкое доброе лицо, особую силу притяжения во взгляде. «Видит насквозь», - говорят о таких глазах в народе. И действительно, он видел то тяжкое и губительное, что несла война. Еще во время финской кампании пришло к поэту «ощущение великой трудности войны» и её трагизма. Выходец из смоленских крестьян, он хорошо понимал мысли и чаяния, душу простого солдата.

Ученик: Твардовский « В сентябре 1939 года я был мобилизован как рядовой Красной Армии и участвовал в освободительном походе в Западную Белоруссию. В начале войны в Финляндии я получил назначение в газету Ленинградского военного округа «На страже Родины» на должность писателя в звании батальонного комиссара. Будучи батальонным комиссаром, я то и дело ставил себя на место рядового красноармейца и испытывал чувство прямо-таки нежности ко всем этим людям, из которых многим не возвратиться домой. На одном из митингов перед решительным наступлением на сильно укрепленную полосу дотов «линии Маннергейма» я сказал несколько неказенных и, может быть, неуставных слов о том, что родина знает, какие подвиги совершают бойцы и какие видят трудности. Во время этого выступления несколько сидевших в полутьме землянки бородатых людей плакали – нервы у всех были в перенапряжении. Люди только вчера вернулись «оттуда» и знали, что нужно идти обратно туда, знали, что вряд ли кому вернуться. Здесь на Карельском перешейке, изрезанном озерами и протоками, лесными каменистыми тропами, в условиях суровой зимы и трудной войны, в среде простых людей, ежечасно выполнявших нечеловечески трудную и смертельно опасную работу, произошло мое открытие нового мира – открытие, без которого невозможно было бы создание поэмы «Василий Теркин»
«Люди, с которыми за эти месяцы довелось встретиться, и все, что довелось увидеть, сделали из меня почти совсем другого человека. Короче говоря, мне открылся новый, необычайно суровый и вместе с тем очень человеческий, дружный и радостный мир. Я рад, что он стал доступен и понятен мне» об этом я писал М.Исаковскому. А между тем жизнь внесла свои коррективы. Снова страшная година пришла на мою землю. На фронт я ушел на второй день войны. Я мечтал о сущем чуде: Чтоб от выдумки моей На войне живущим людям Было, может быть теплей»
Ученик. Читает главу «От автора». II. Беседа по главам поэмы. Запись в тетради: В центре поэмы стоит образ Теркина, композиционно объединяющий отдельные главы произведения в единое целое. Теркин Василий Иванович – главный герой поэмы, рядовой пехотинец из смоленских крестьян. Он воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. Запишите сами: ( мужество, смелость, любовь к труду, скромность, простота, чувство юмора) Из биографии А.Т.Твардовского мы знаем, что над поэмой он работал на протяжении всей войны. По мере работы образ героя укрупнялся, типизировался. Фамилия Теркин созвучна слову «тереть» , фразеологизм «Тертый калач» - побывал в переделках.
Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой.
Поэма «Василий Теркин» состоит из отдельных глав, каждая из которых имеет свое название ???
Что помогают понять названия глав поэмы??? (анализ содержания).
Названия глав выявляют солдатский взгляд на ход войны. Книга рассказывает о том, как жил человек на войне («в быту суровом»). Эта сторона содержания поэмы отражена во многих зарисовках, например, «На привале», «Перед боем», «Два солдата» . О том, как он воевал, рассказано в главах «Переправа», «О войне!», « Поединок», «Теркин ранен», «О награде». Обратим внимание, что II глава вводит читателя в военный быт. Ведь люди на войне не только ходили в атаки, но и жили: варили суп «на колесах прямо», спали то «на пригретом взгорке», а то и на снегу, «крыша –небо, хата – ель, корни жмут под ребра» ___________ «На привале». (отрывок) Каким Вася Теркин предстает в начале поэмы? (немудрящий, простак - балагур,, считающий, что лучшее место в армии – это «повара в пехоте» глава «На привале») Нужен был такой человек на войне? Да. Он с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. Твардовский настаивает на обыкновенности своего героя. Василий задумывался как молодой боец – парень. Это определение насыщается эмоционально-психологической характеристикой: добрый пареньбравыйбойкийудалойсвой! Жизнестойкость его удивительна. Он и людям помогает «шуткой самой немудрой», и умеет смягчить трагизм обстановки. Конечно, такие люди были необходимы на войне. Поэт сосредоточен на фронтовой повседневности. Он размышляет о том, без чего нельзя прожить на войне. Автор воспевает землянку, солдатскую шинель. Чтение отрывка из главы «Перед боем» Все товарищи уснули, А меня не гнет ко сну. Дай-ка лучше в карауле На крылечке прикорну. Взял шинель, да, по присловью, Смастерил себе постель, Что под низ, и в изголовье, И наверх, - и все – шинель. Эх, суконная, казенная, Военная шинель, У костра в лесу прожженная, Отменная шинель. Знаменитая, пробитаяВ бою огнем врага Да своей рукой зашитая,- кому не дорога! Упадешь ли, как подкошенный, Пораненный наш брат, На шинели той поношенной Снесут тебя в санбат. А убьют – так тело мертвое Твое с другими в ряд Той шинелкою потертою Укроют – спи, солдат! Спи, солдат, при жизни краткой Ни в дороге, ни в дому Не пришлось поспать порядком Ни с женой, ни одному
«Переправа»
---Каким настроением пронизана глава «Переправа»?
Трагическое ощущение вызывают уже первые строки «Кому память, кому слава, кому темная вода,- ни приметы, ни следа. Давайте проследим, как это настроение нарастает. Какие художественные приемы использует поэт, чтобы выразительно нарисовать сцену переправы? ( Трагизм происходящего подчеркивает пейзаж – дважды упоминается черный цвет (цвет траура): чернеет лес, черная вода; используется сравнение: «Берег правый, как стена», эпитет «след кровавый» и , наконец, повторы усиливают трагизм происходящего: «Люди теплые, живые шли на дно, на дно, на дно» Это горестный рассказ о том, как «переправа сорвалась». Стоит отметить, что в этой главе 4 раза повторяются слова «Переправа, переправа», причем их сопровождают разные знаки препинания и разные слова. Этот повтор усиливает ощущение трагичности ситуации, делит главу на смысловые фрагменты, приводя к кульминации, Переправа, переправа! Пушки бьют в кромешной мгле. Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле. Эти слова привносят уже другое настроение – звучит надежда на благоприятный исход битвы; хоть она и трагична, но этот бойРади жизни на земле», и потому могут быть оправданы любые потери. Но ведь жизнь человеку дается один только раз, можно так ею распоряжаться? Не лучше ли остаться в тылу, (как делали некоторые, можно было дезертировать как Андрей из повести Распутина «Живи и помни») Что по этому поводу говорит А.Т.Твардовский? -Чтение главы «О войне» «Солдат войны не выбирает» Судьба главного героя поэмы – это судьба солдата, одного из тех, кто вынес на плечах всю тяжесть войны, и это становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни.Человек на войне не может быть одинок. Это против человеческих правил, поэтому нельзя не вспомнить и о фронтовой дружбе.
Какая глава повествует об этом? Глава «Теркин ранен» заканчивается гимном военному братству. (чтение отрывка). С какой новой стороны предстает Теркин в главе «Гармонь». В этой главе поэт снова воспевает то, без чего нельзя прожить на войне человеку. Это музыка, в частности музыкальный инструмент, гармонь. В Теркине проявилась природная тонкость, деликатность, тактичность (история осиротевшей гармони). Вместе с тем мы осознаем его как яркую талантливую личность. Отрывок из главы «Гармонь»: И опять долой перчатку Где жена и где тот дом.! Плясуны на пару пара С места кинулися вдруг. Задышал морозным паром, Разогрелся тесный круг. частушки : Распроклятая Германия Затеяла войну. Взяли милого, хорошего – Оставили одну! Меня любит автоматчик, пулеметчик и пилот. За того пойду я замуж, Кто фашиста крепче бьет. Скоро с ёлочки иголочки На землю упадет. Скоро нам с тобой, подружка, По винтовочке дадут. И на фронте и в труде Наш народ – герой везде! Кто на нивах, кто в бою – Все за Родину свою! _ Веселей кружитесь, дамы! На носки не наступать! Да! умел воевать, умел и отдыхать человек на войне. «Мастак», так говорят о нем танкисты, которые отдали гармонь Теркину. Подберем синонимы – мастер, умелец, виртуоз, артист, искусник, специалист; человек талантливый: талантлив наш народ) Учитель: Солдат, человек на войне, неприхотлив, приспосабливается к любым обстоятельствам. Непривычно было оказаться после дымных окопов на недельном отдыхе: «Теркин на отдыхе» Самолично, безраздельно Занимать кровать свою, Спать в сухом тепле постельном, Спать в одном белье нательном,Как положено в раю. как тоскует о постели на войне солдат живой! Что ж не спится в самом деле? Не укрыться ль с головой? (стр.125-126) А пока - в пути, в теплушке, В тесноте любой избушки, В блиндаже иль погребушке, Где нам случай приведет, - Лучше нет, как без хлопот, Без перины, без подушки, Примостясь плотней друг к дружке, Отдохнуть. А там – вперед.

Прототипом Василия Теркин стал весь русский народ. Не случайно в главе «Теркин- Теркин» мы встречаем еще одного бойца с такой же фамилией и таким же именем, и он тоже герой. Теркин говорит сам о себе во множественном числе, показывая тем самым, что он собирательный образ. Василий Теркин - обобщенный, но вместе с тем индивидуализированный образ. «Мать – земля моя родная, Вся смоленская родня, Ты прости, за что-не знаю, Только ты прости меня! Не в плену тебя жестоком, По дороге фронтовой, А в родном тылу глубоком Оставляет Теркин твой. Минул срок годины горькой, Не воротится назад _Что ж ты, брат, Василий Теркин, Плачешь вроде? -Виноват
Ничто человеческое ни чуждо Теркину, не чужды ему и слезы, слезы горя и слезы радости.
Книга «населена» множеством эпизодических героев: дед - солдат, воевавший во время I мировой войны, и бабка, жена его, танкисты в бою и на марше, девчонка, медсестра в госпитале, солдатская мать, возвращающаяся из плена, солдат, потерявший всех родных Край известный до куста. Но глядит - не та дорога, Местность будто бы не та. Вот и взгорье, вот и речка, Глушь, буоьян солдату в рост, Да на столбике дощечка: Мол, деревня Красный Мост. И нашлись, что были живы,И скажи ему спроста Все по правде, что служивый – достоверный сирота. У дощечки на развилке, Сняв пилотку, наш солдат Постоял, как на могилке, И пора ему назад. И подворье покидая, За войной спеша скорей, Что он думал, не гадаю, Что он нес в душе своей Но бездомный и безродный, Воротившись в батальон, Ел солдат свой суп холодный После всех, и плакал он. На краю сухой канавы, С горькой, детской дрожью рта, Плакал, сидя с ложкой в правой, С хлебом в левой, - сирота. Плакал, может быть о сыне, О жене, о чем ином, О себе, что знал: отныне Плакать некому о нем. Должен был солдат и в горе Закусить и отдохнуть, Потому, друзья, что вскоре Ждал его далекий путь.
Ученица: Василий Теркин шуткой скрашивает трудный час солдатской службы, но шутка в его устах – лишь внешнее выражение характера, очень самобытного, и очень серьезного. Как бы следуя традиции русских сказок и былин, Твардовский говорит о своем герое в подчеркнуто скромных тонах. Внешность героя – самая обыденная, он не красив, не высок, не статен. Мне кажется, для того чтобы придать Василию Теркину всеобщий всенародный характер, Твардовский выбрал человека, не выделяющегося, на первый взгляд, никакими особыми качествами. Но за этой обыденной внешностью стоит человек, обладающий подлинным героизмом, подчас требующим напряжения всех физических и душевных сил. Когда я готовилась к уроку, то нашла интересные мысли литературоведа Тарасенкова.
Он говорит: «С полным правом к Василию Теркину можно было бы применить слова, сказанные Дмитрием Фурмановым о Чапаеве: « Многие были и храбрей его, и умней, и талантливейно имена этих «многих» забыты, а Чапаев живет и будет долго-долго жить в народной молве, ибо он коренной сын этой среды и к тому же удивительно сочетавший в себе то, что было разбросано по другим индивидуальностям его соратников, по другим характерам» Разумеется, между Теркиным и Чапаевым много различий: Теркин – лицо вымышленное, Чапаев – реальное; Теркин – один из миллионов, Чапаев – военачальник, полководец. Кроме того, Теркин действует в годы ВОВ, а это иные исторические, социальные и бытовые условия. Но, на мой взгляд, роднит их собирательность, роднит то, что оба они воплощают народное представление о героизме, о том, как должен вести себя человек на войне. ---Ну что ж, подведем итог: Так какой он - человек на войне?



































Снова весь фронт раскален от огня
Лупят зенитки три ночи, три дня
А в гимнастерке, на снимке
Ты обнимаешь меня...

Ах, эти тучи в голубом,
Напоминают море,
Напоминают старый дом
Где кружат чайки, за окном
Где мы с тобой, танцуем вальс
Где мы с тобой, танцуем вальс
Где мы с тобой, танцуем вальс
В миноре

Если останусь живым на войне
Встречусь с тобой, я в родной стороне
Только пока я воюю, -
Ты не забудь обо мне...

Ах, эти тучи в голубом,
Напоминают море,
Напоминают старый дом
Где кружат чайки, за окном
Где мы с тобой, танцуем вальс
Где мы с тобой, танцуем вальс
Где мы с тобой, танцуем вальс
В миноре

Юнкер все кружит и небо в огне
Думай родная всегда обо мне
Из-поднебесья мне виден
Милый твой профиль в окне...

Ах, эти тучи в голубом,
Напоминают море,
Напоминают старый дом
Где кружат чайки, за окном
Где мы с тобой, танцуем вальс
Где мы с тобой, танцуем вальс
Где мы с тобой, станцуем вальс
В мажоре

Ах, эти тучи в голубом,
Напоминают море,
Напоминают старый дом
Где кружат чайки, за окном
Где мы с тобой, танцуем вальс
Где мы с тобой, танцуем вальс
Где мы с тобой, станцуем вальс













































Методическая разработка классного часа "У войны не детское лицо"



Цели классного часа: воспитательные
формирование современного цивилизованного человека, гражданина и патриота своей Родины;
подготовка студента к ответственной, осмысленной жизни;
воспитание чувства гуманности, уважения и сопереживания к ветеранам войны и труда;
довести до ребят мысль о смысле жизни, о войне и мире, о добре и зле, о несовместимости войны и детства;
затронуть современную обстановку в горячих точках;
решение проблемы повышения сплоченности группы;
развивающие
развитие патриотического сознания молодежи;
развитие оптимизма как философии жизни, уверенности в себе.
развитие способности коммуникативного общения.
Наглядные пособия и оборудование:
Мультимедийная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Выставка книг о войне.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Дети войны» и «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи».
Плакаты «Трагедия войны» и «Дневник Тани Савичевой».
Записи песен «Священная война» и «День Победы».
Статьи из газет, журналов, рисунки.
Метроном.
125 грамм хлеба.
Кл. рук-ль:
Черное небо в багровом огне. Пот на глаза накатил пелену. Что я могу рассказать о войне Мальчикам, думающим про войну? Мальчикам, думающим, что война – Это знамен полыхающий шелк, Мальчикам, думающим, что она – Это горнист, подымающий полк, Я говорю, что война – это путь, Путь без привала и ночью, и днем, Я говорю, что война – это грудь, Сжатая жестким ружейным ремнем, Я говорю им о том, что война – Это шинели расплавленный жгут, Я говорю им о том, что она – Это лучи, что безжалостно жгут, Это мосты у бойцов на плечах Это завалы из каменных груд, Это дозоры в бессонных ночах, Это лопаты, грызущие грунт, Это глаза воспаливший песок, Черствой буханки последний кусок, Тинистый пруд, из которого пьют, Я говорю, что война – это труд!
Если ж претензии будут ко мне, Цель я преследую только одну: Надо внушить уваженье к войне Мальчикам, думающим про войну.  В.Лифшиц
Ведущий (кл. рук-ль):  Здравствуйте, ребята и уважаемые коллеги! Мы рады видеть Вас на нашем классном часе.
Июнь! Клонился к вечеру закат,  И теплой ночи разливалось море.  И раздавался звонкий смех ребят,  Не знающих, не ведающих горя.  Июнь! Тогда еще не знали мы, Со школьных вечеров домой шагая,  Что завтра будет первый день войны, А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.
22 июня 1941 года на нашу Родину вероломно напал злой и сильный враг Фашистская Германия. (Звучит фонограмма первого куплета и припева песни "Священная война", сл. В. Лебедева – Кумача, муз. А. Александрова)
Война – жестче нет слова. Война – печальнее нет слова
Великая Отечественная война Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления – мужские. Это понятно: воевали-то в основном мужчины, – но это и признание неполного нашего знания о войне. Ведь огромная тяжесть легла на плечи матерей, жен, сестер, которые были санинструкторами на полях сражений, заменяли мужчин у станков на заводах и на полях в колхозах. От женщины-матери идет начало жизни, и как-то не сопоставимо это было с войной, которая убивает жизнь. Так пишет белорусская писательница Светлана Алексиевич в книге «У войны не женское лицо». А закончить эту фразу можно было, наверное, так: «и тем более не детское». Поэтому мы и пригласили на классный час наших преподавателей, которые были во время войны детьми. (Преподаватель представляет их и знакомит сребятами) Да, война – не детское дело. Так было всегда. Так и должно быть. Но эта война была особенной. Поэтому она и называлась Великой Отечественной, что вся страна – от мала до велика – поднялась на защиту любимой Родины. Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а четверо из них – Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков и Зина Портнова–были удостоены за героизм звания Героя Советского Союза. (Рассказ студента о Зине Портновой) В те горестные годы войны дети быстро взрослели и уже в свои 10–14 лет осознали себя частицей своего народа и старались ни в чем не уступатьвзрослым: тысячи ребят сражались на фронте, в действующей армии.
Студент:
Горнили: "К бою!" трубы полковые,  Военный гром катился над страной. Вставали в строй мальчишки боевые, На левый фланг в солдатский строй.  Великоваты были им шинели, Во всем полку сапог не подобрать, Но все равно в боях они умели –  Не отступать и побеждать. Жила в сердцах их взрослая отвага, В двенадцать лет по-взрослому сильны,  Они дошли с победой до рейхстага,  Сыны полков своей страны.  В.Суслов
Ведущий: Вместе со взрослыми сотни подростков воевали в партизанских отрядах. Они ходили на разведку, подрывали воинские эшелоны врага, устраивали засады.
Студент:
Жил мальчик на хуторе Мшинском, За дальним кордоном лесным, Когда появились фашисты, Он стал партизанским связным. Ходил он, как нищий, по селам С холщовой сумой на плече, В отцовских ботинках тяжелых И мамином рваном плаще. То в окна стучался немые, То брел к старикам на покос. И танк подрывался на мине, И поезд летел под откос... Забылось негромкое имя, Осталась лишь кличка – Связной. Он пережил осень и зиму. Его расстреляли весной  М. Вайцман
Ведущий: Многие дети заменили отцов и братьев на полях и заводах. Но нелегко пришлось и тем, кто не воевал, не стоял за станком. Они ведь тоже День Победы «приближали, как могли». Можно спросить, что героического в том, чтобы в 5, 10 или 12 летпройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое! Что помнят о матери? Об отце? Только смерть их.
Студент:
На развороченном пути  Стоит мальчишка лет пяти,  В глазах расширенных истома И щеки белые как мел  – Где твоя мама, мальчик?  – Дома. – А где твой дом, сынок? – Сгорел. Он сел. Его снежком заносит.  В его глазах мутится свет. Он даже хлеба не попросит.  Он тоже знает: хлеба нет!
Ведущий:  А еще они помнят, как убегали на фронт, как тосковали по школе и продолжали учиться, несмотря ни на что, и как умирали от голода и холода.
Студентка:
Девчонка руки протянула И головой – на край стола. Сначала думали – уснула, А оказалось – умерла... Никто не обронил ни слова Лишь хрипло, сквозь метельный стон, Учитель выдавил, что снова Уроки после похорон.  Ю.Воронов
Ведущий: Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство? Что помнят они? Что могут рассказать? Должны рассказать! Потому что и сейчас тоже рвутся бомбы, свистят пули, рушатся дома и горят детские кроватки. Какими же они были дети военной поры, дети из 40-х годов? О чем мечтали, что пережили за эти 4 года войны? (Слово предоставляется преподавателям Р.В. Клявиной и З.П. Кульчицкой, которые жили во время войны на оккупированной территории)
Ведущий:  После войны весь мир узнал печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. С сентября 1941 года по январь 1944 года, 900 дней и ночей, Ленинград был в блокаде. 640 тысяч ленинградцев погибло от голода и холода, ведь рабочим и инженерно-техническим работникам выдавали в день по 250г хлеба, а служащим и детям – по 125г. (Преподаватель показывает, сколько это) Немцы рассчитывали, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и сдадут его. Но они просчитались. Не погиб город, ведь на его защиту встали со взрослыми рядом дети Ленинграда. Таня Савичева не совершила боевой подвиг. Ее подвигом было то, что она написала историю своей семьи. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких записей.
Студентка:
Эта тонкая тетрадка стоит многих толстых книг. Пионерка Ленинграда, потрясает твой дневник Таня, Савичева Таня, ты в сердцах у нас жива, Затаив на миг дыханье, слышит мир твои слова. ''Женя умерла 28 декабря в 12.00ч. утра 1941г." "Бабушка умерла 25 января в З ч. дня 1942г. " "Лека умер 17 марта в 5ч. утра 1942г. " ''Дядя Вася умер в 2ч. ночи 14 апреля 1942г. " "Дядя Леша умер 10 мая в 4ч. дня 1942г." "Мама умерла 13 мая в 7.30ч. утра 1942г. " "Савичевы умерли." ''Умерли все." "Осталась одна Таня."
(Преподаватель показывает копии страничек из Таниной записной книжки, хранящиеся в Музее истории в Санкт-Петербурге. Стучит метроном.)
Ведущий: А потом умерла и Таня. Она была вывезена с другими детьми в Горьковскую область. Сильное истощение и нервное потрясение сломили девочку. Умерла она 23 мая 1944 года.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском Был документом страшным и веским, Плакали люди, строчки читая, Плакали люди, фашизм проклиная.  Танин дневник – это боль Ленинграда, Но прочитать его каждому надо.  Словно кричит за страницей страница:  "Вновь не должно это все повториться!"  И. Малышев
Свыше 27 миллионов людей потеряла наша страна во Второй мировой войне. Язык цифр скуп. Но вы все же вслушайтесь и представьте Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 27 миллионов минут, а это 50 с лишним лет поминальных мгновений. Во время Второй мировой войны на земле погибло около 15 миллионов детей. Кто теперь скажет, сколько среди них было русских, сколько польских, а сколько белорусских или французских. Погибали дети – граждане мира.
Неугасима память поколений И память тех, кого так свято чтим, Давайте, люди, встанем на мгновенье И в скорби постоим и помолчим. (Минута молчания)
Ведущий: Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети. Их рассказы тоже длиной в целую войну. (Слово предоставляется преподавателю А.В. Морозову, который находился во время войны в тылу)
Ведущий:  Война не дошла и до нашей республики, но сколько было эвакуировано на Урал предприятий, заводов и мирных жителей. А сколько наших земляков воевало в ту пору, и многие из них не вернулись домой. Великая Отечественная война прошла через каждую семью, и везде жива горькая память о войне, о близких, которые выстояли в той битве, ведь и ваши родные: дедушки, дяди тоже воевали, а бабушки, тети участвовали в трудовом фронте. (Рассказ студента о своих родственниках)
Ведущий:  1418 долгих дней и ночей шла Великая Отечественная война Казалось, нет конца всему этому. Но долгожданная Победа наступила.(Фонограмма первого куплета и припева песни В. Тухманова "День Победы") День 9 мая знает весь мир. Как долго мы шли к этому дню. А когда пришли – изумились! Тихо! Как тихо стало на земле. Оказывается, еще поют птицы и распускаются деревья.
Студент:
Как хорошо проснуться до рассвета, Как хорошо, что ночью снятся сны. Как хорошо, что кружится планета,  Как хорошо на свете без войны!
Ведущий: Но никак мы не можем забыть о войне. До сих пор во многих местах еще проливается кровь наших людей, и сегодня ребята повторяют подвиг своих дедов и отцов. Как все-таки это страшно и до сих пор нет мира на земле в начале III тысячелетия. О войне надо говорить не только по праздникам. 15 февраля – очередная годовщина вывода войск из Афганистана. 25 декабря 1979 года в Афганистан был введен ограниченный контингент советских войск с целью выполнения интернационального долга. Тогда никто не знал, как долго будет длиться эта война и что выведут войска только в 1989 году, и что более 13 тысяч ребят вернутся на родину в цинковых гробах. Вроде пора остановиться, но снова горячие точки: Таджикистан, Дагестан, Чечня, Осетия, Грузия... Люди одной национальности убивают друг друга. 23 февраля – день защитника Отечества. Вам придется служить в армии, и дай вам бог, живыми вернуться домой.
Студент:
По рассказам и книжкам я знаю войну. Что сиротами сделала многих детей, Что заставила плакать седых матерей. По рассказам и книжкам я вижу войну. Вижу стены, разорванной бомбою дома, Дым пожарищ, черный пепел кругом. По рассказам и книжкам я слышу войну, Слышу грохот орудий и раненых крик. Я не знаю войны. Но хочу, чтоб всегда и везде Понаслышке лишь знали мы о войне.
Ведущий:  65 лет, как закончилась война. Для огромной мировой истории это, может быть, и вовсе краткий миг. Но для людей это целая жизнь. Отгремели бои пожаром. Время бежит, как ветер. Годы текут, как реки. Как утесы, как скалы стоят герои. Бессмертен их славный подвиг. Память хранит былое. Память нужна не пожилым, кто выстоял, она нужна нам, молодым, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир, какой ценой достигается свобода, чтобы мы берегли и сохраняли эту свободу. Ведь когда приходит беспамятство, оно порождает людей без роду и племени, без памяти и родства. Пока память жива – будет мир.
Помните! Через века, через года!  Помните! О тех, кто уже не придет никогда!  Помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.  Памяти павших будьте достойны, Вечно достойны! Люди! Покуда сердца стучатся, – Помните! Какой ценой завоевано счастье,  Пожалуйста, помните! Встречайте трепетную весну, люди Земли!  Убейте войну, прокляните войну! Люди Земли! Мечту пронесите через года И жизнью наполните! Но тех, кто уже не придет никогда,  Заклинаю: помните!  Р. Рождественский
Студент:
Все помнится, ничто не позабыто, Все помнится, никто не позабыт, И днем, и ночью в чаше из гранита Святое пламя трепетно горит.
Ведущий:  На земле самый лучший народ – дети. Как уберечь нам его в это тревожное время? Как сохранить его душу и его жизнь? А вместе с ним – и наше прошлое, и наше будущее. И если эта встреча заставила задуматься о смысле жизни, о мире, о людях, которые вас окружают, значит, не напрасно мы говорили об этом. Радуйтесь солнцу, свежему ветру, любите жизнь и творите добро! «Когда-нибудь мы вспомним так много, что соорудим самый большой в истории экскаватор, выроем самую глубокую, какая когда-либо была, могилу и навеки похороним в ней войну». Эти слова принадлежат американскому писателю Рэю Бредбери, но они выражают и наше отношение к войне. Мы благодарны нашим гостям за их рассказы о войне и желаем им крепкого здоровья, оптимизма, спокойной старости и большого человеческого счастья!
Ведущий:
Войны не хотим мы нигде, никогда, Пусть мир будет в мире везде и всегда. Да будет светлой жизнь детей! Как светел мир в глазах открытых! О, не разрушь и не убей – Земле, достаточно убитых! (Ребята дарят гостям цветы и поют песню «Мы желаем счастья Вам!»)






Один из основных источников чувства гражданственности – память о прошлом.
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно. Не уважать оной – есть постыдное малодушие», – писал А.С. Пушкин.
Знание истории своих предков способствует выработке активной жизненной позиции, прежде всего патриотизма и гражданственности.
Любовь к Родине всегда конкретна.
Любовь к своему дому, родному городу, людям, живущим вокруг нас и посвятившим свою жизнь служению Родине, – это и есть любовь к Родине. Для того чтобы по-настоящему любить свою Родину, надо хорошо знать ее историю, людей, творивших эту историю.