Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Статистика
Министерство образования, науки и молодежной политики КК
ГБПОУ КК ВЗСТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
для специальности: 39.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рассмотрены на заседании
Предметной (цикловой) комиссии
социально- экономического профиля
Протокол № от « » 2016г.
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Освоение дисциплины «Статистика» предлагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях, которые должны способствовать формированию у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретению необходимых умений, закреплению и углублению теоретических знаний.
Освоение дисциплины является частью освоения основного вида профессиональной деятельности и соответствующих общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
ПК 5.1. Организовывать налоговый учет.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
Уметь:
собирать и регистрировать статистическую информацию;
проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы;
осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники.
По учебному плану на практические занятия предусмотрено 12 аудиторных часов, обучающиеся должны выполнить 6 практических работ.
. для организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихсяПримерный порядок проведения практических работ
1. Повторение теоретических основ по теме практической работы
2. Выдача индивидуальных заданий и методических рекомендаций по их выполнению.
3. Инструктаж преподавателя по порядку выполнения и оформления практической работы.
4. Рекомендации по применению литературы и нормативной документации для выполнения практической работы.
5. Самостоятельная аудиторная работа студентов по выполнению задания
6. Контроль преподавателя за ходом выполнения задания.
7. Консультирование по возникающим вопросам по выполнению задания.
8. Проверка правильности выполнения и оформления практической работы.
Критерии оценки практических работ
Оценка «5» - ставится, если студент демонстрирует знание теоретического и практического материала по теме практической работы, определяет взаимосвязи между показателями задачи, даёт правильный алгоритм решения, формулирует выводы, определяет междисциплинарные связи по условию задания, показывает усвоение взаимосвязи основных понятий используемых в работе, смог ответить на все уточняющие и дополнительные вопросы.
Оценка «4» - ставится, если студент демонстрирует знание теоретического и практического материала по теме практической работы, допуская незначительные неточности при решении задач, формулирует выводы, имея неполное понимание междисциплинарных связей при правильном выборе алгоритма решения задания, смог ответить почти полно на все заданные дополнительные и уточняющие вопросы.
Оценка «3» - ставится, если студент затрудняется с правильной оценкой предложенной задачи, выбор алгоритма решения задачи возможен при наводящих вопросах преподавателя, затрудняется в формулировке выводов, ответил не на все уточняющие вопросы преподавателя.
Оценка «2» - ставится, если студент дает неверную оценку ситуации, неправильно выбирает алгоритм действий, не может ответить на уточняющие вопросы, руководство и помощь со стороны преподавателя и хорошо подготовленных студентов неэффективны по причине плохой подготовки студента.
Студент, получивший оценку «2», должен подготовится и выполнить работу во внеурочное время.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Наименование темы
Практическая работа
Кол-во часов (очная форма обучения)
Номер
Наименование
Тема 3.3.Ряды распределения в статистике
1
Построение рядов распределения и их графическое изображение
2
Раздел 4. Способы наглядного представления статистических данных
2
Построение различных видов статистических таблиц и изображение данных на графиках
2
Тема 5.3. Показатели вариации в статистике
3
Расчет различных видов относительных величин
2
Тема 6.2.Методы анализа основной тенденции (тренда) в рядах динамики, сезонных колебаний
4
Расчет показателей ряда динамики
2
Раздел 7. Индексы в статистике
5
Расчет общих индексов агрегатной формы
2
Тема 8.2 Методы оценки результатов выборочного наблюдения
6
Расчет ошибки выборки, генеральной совокупности
2
Итого
12
Практическая работа № 1
«Построение рядов распределения и их графическое изображение»
Цель: - научиться строить ряды распределения и изображать их графически.
Обеспечение практической работы:
- задания для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы у студента должны формироваться общие и профессиональные компетенции.
В результате выполнения данной работы студент должен
уметь:
- строить ряды распределения и изображать их графически;
знать:
-принципы построения рядов распределения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Вспомните основные понятия, относящиеся к данной теме:
- ряд распределения
-элементы ряда распределения (варианты и частоты, частости)
-атрибутивные ряды распределения
- вариационные ряды распределения
-дискретные и интервальные вариационные ряды
-накопленные частоты
-виды графиков, применяемых для изображения вариационных рядов (полигон распределения, гистограмма, кумулята, огива).
Алгоритм построения дискретного вариационного ряда
1. Выберете из имеющихся данных все числовые варианты изучаемого признака и расположите их в порядке возрастания.
2. Посчитайте, сколько раз встречается каждый вариант
3. Посчитайте долю каждого варианта в общем объеме совокупности
4. Посчитайте накопленные частоты
5. Результаты оформите в виде статистической таблицы
варианты изучаемого признака
..
частоты
количество.
частости
в % к итогу
накопленные частоты
6. Постройте полигон распределения: в прямоугольной системе координат постройте точки, абсциссы которых - варианты, а ординаты - частоты, а затем соедините их отрезки прямой, получив ломаную линию.
7. Постройте кумуляту: в прямоугольной системе координат постройте точки, абсциссы которых - варианты, а ординаты – накопленные частоты, а затем соедините их отрезки прямой, получив ломаную линию.
8. Сделайте выводы.
Алгоритм построения интервального вариационного ряда
Принципы построения интервальных радов распределения аналогичны принципам построения статистических группировок!
1. Выберете группировочный признак.
2. Определите размах вариации.
3. Определите число групп.
4. Определите шаг (величину) интервала группировки.
5. Постройте интервалы группировки.
6. Распределите имеющиеся варианты изучаемого признака по группам и посчитайте количество вариантов, попавших в каждую группу.
7. Посчитайте долю каждого варианта в общем объеме совокупности.
8. Посчитайте накопленные частоты
9. Результаты оформите в виде статистической таблицы
варианты изучаемого признака
группы по
частоты
количество.
частости
в % к итогу
накопленные частоты
10. Постройте гистограмму: в прямоугольной системе координат постройте столбики с основаниями, равными ширине интервалов, и высотой, соответствующей частоте.
11. Постройте кумуляту: в прямоугольной системе координат по оси абсцисс откладываются варианты, а по оси ординат – накопленные частоты, которые наносятся на поле графика в виде перпендикуляров к оси абсцисс в верхних границах интервала.
12. Постройте огиву, поменяв местами оси абсцисс и ординат.
13. Сделайте выводы.
Практическая работа № 2
Построение различных видов статистических таблиц и изображение данных на графиках
Цель: - научиться графически изображать статистические данные, анализировать данные, представленные в виде таблиц и графиков.
Обеспечение практической работы:
- задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы у студента должны формироваться общие и профессиональные компетенции.
В результате выполнения данной работы студент должен
уметь:
- разработать макет статистической таблицы в соответствии с поставленными задачами;
знать: -элементы, виды и правила построения таблиц и графиков в статистике
Основной частью практической работы со студентами является построение различных видов статистических таблиц и изображение данных на графиках, на основе заранее подготовленной преподавателем исходной информации, содержащей индивидуальные данные.
Методические указания
Цель выполнения практической работы:
-научиться определять элементы и виды таблиц по характеру их разработки;
-научиться самостоятельно разрабатывать макеты таблиц;
-рассмотреть методику компоновки статистических данных, представленных в текстовой форме, в табличную.
-научится графически изображать статистические данные.
Самостоятельно построить статистические таблицы, графики, диаграммы, используя теоретические знания, полученные при изучении данной темы.
Задача № 1.
Требуется:
построить макет таблицы для отражения показателей выполнения плана посевных площадей.
Ответить на вопрос: к какому виду относится эта таблица?
Исходные данные:
Подлежащее таблицы будет показывать группы культур (зерновые, технические, картофель, овощи бахчевые, кормовые культуры), а в сказуемом – площадь посева по плану, фактически и процент выполнения плана посева.
Задача № 2
Требуется: построить макет таблицы.
Ответить на вопрос: к какому виду относится эта таблица?
В таблице будут отражены плановые и фактические показатели по валовой продукции, численности рабочих и фонду заработной платы по СХП.
Задача № 3
Требуется: построить макет таблицы.
Ответить на вопрос: к какому виду относится эта таблица?
Исходные данные:
В подлежащем таблицы необходимо отразить всю посевную площадь зерновых с разбивкой на поливные и неполивные площади, а в сказуемом размеры посевных площадей, валовой сбор и среднюю урожайность.
Задача № 4.
Требуется:
Построить линейную и столбиковую диаграмму, используя следующие данные:
Исходные данные: Продуктивность коров составляла:
Среднегодовой удой молока от 1 коровы в хозяйствах района, кг
Показатели 1970 г 1980 г 1990 г 2000 г
Среднегодовой удой в кг. 1185 1370 1779 2110
Задача № 5.
Требуется:
Построить линейный график производства молока в 2002 г, а так же по плановым и фактическим показателям 2003 г.
Показатели Месяцы1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 год. 510 535 560 570 565 580 610 600 580 550 540 530
План 2003 года. 640 650 660 670 690 700 720 710 700 680 660 600
Факт 2003 года. 600 660 680 710 730 690 720 740 750 730 650 660
Контрольные вопросы:
1. Что представляет собой статистическая таблица?
2. Какие элементы включает в себя статистическая таблица?
3. Что является подлежащим в статистической таблице?
4. Охарактеризуйте виды таблиц по построению подлежащего.
5. Что является сказуемым в статистической таблице?
6. Охарактеризуйте виды таблиц по построению сказуемого.
7. Что является основными элементами статистического графика?
8. Какие виды диаграмм вы знаете?
9. Приведите правила, определяющие технику построения статистической таблицы
Практическая работа № 3
Расчет различных видов относительных величин
Цель: - научиться рассчитывать структурные средние показатели по несгруппированным и сгруппированным данным.
Обеспечение практической работы:
- задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы у студента должны формироваться общие и профессиональные компетенции.
В результате выполнения данной работы студент должен
уметь:
- рассчитывать и анализировать структурные средние показатели по сгруппированным и несгруппированным данным;
знать:
-методы структурных средних показателей.
Основной частью практической работы со студентами является расчет структурных средних вариационного ряда распределения на основе заранее подготовленной преподавателем исходной информации, содержащей индивидуальные данные.
Методические указания
Вспомним, структурных средних вариационного ряда распределения относят моду и медиану. Средняя величина характеризует типичный уровень признака в совокупности.
Мода (Мо) значение признака, наиболее часто встречающееся в исследуемой совокупности, т.е. это одна из вариант признака, которая в ряду распределения имеет наибольшую частоту (частость).
В дискретном ряду мода определяется визуально по максимальной частоте или частости.
В интервальном ряду по наибольшей частоте определяется модальный интервал, а конкретное значение моды в интервале вычисляется по формуле:
Медиана (Me) значение признака (варианта), приходящееся на середину ранжированной (упорядоченной) совокупности, т.е. это вариант, который делит ряд распределения на две равные по объему части.
Медиана, как и мода, не зависит от крайних значений вариантов, поэтому применяется для характеристики центра в ряду распределения с неопределенными границами.
Для определения медианы в ранжированном ряду необходимо вначале найти номер медианы:
В дискретном ряду распределения медиана находится непосредственно по накопленной частоте, соответствующей номеру медианы.
В случае интервального вариационного ряда распределения конкретное значение медианы вычисляется по формуле
где Х0 и i соответственно нижняя граница и величина медианного интервала;
fмe - частота медианного интервала;
S Me-i - накопленная частота предмедианного интервала.
В симметричных рядах распределения значения моды и медианы совпадают со средней величиной (х =Ме = Мо), а в умеренно асимметричных они соотносятся таким образом:
Рассмотренные обобщающие показатели центра распределения не вскрывают характера последовательного изменения частот, поэтому в анализе закономерностей распределения используются так же ранговые (порядковые) показатели: квартили и децили.
Практическая работа № 4
Расчет показателей ряда динамики
Цель: - научиться выявлять и анализировать основную тенденцию в рядах динамики.
Обеспечение практической работы:
- задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы студент должен
В результате выполнения данной работы у студента должны формироваться общие и профессиональные компетенции.
уметь:
- выявить и проанализировать основную тенденцию в рядах динамики с помощью сглаживания по уравнению прямой;
знать:
- методы анализа основной тенденции в рядах динамики.
Основной частью практической работы со студентами является закрепление приемов и методов изучения в рядах динамики основной тенденции развития явления на основе заранее подготовленной преподавателем исходной информации, содержащей индивидуальные данные.
Методические указания
Наиболее эффективным способом выявления основной тенденции развития является аналитическое выравнивание. При этом уровни ряда динамики выражаются в виде функции времени.
Аналитическое выравнивание может быть осуществлено по любому рациональному многочлену. Выбор функции производится на основе анализа характера закономерностей динамики данного явления.
Для выравнивания ряда динамики по прямой используется уравнение
уt = а0 +а1t.
Способ наименьших квадратов дает систему двух нормальных уравнений для нахождения параметров a0 и a1
где у исходный уровень рада динамики;
n число членов ряда;
t показатель времени, который обозначается порядковыми номерами, начиная от низшего.
Решение системы уравнений позволяет получить выражение для параметров a0 и a1
В рядах динамики техника расчета параметров уравнения может быть упрощена. Для этой цели показателем времени придают такие значения, чтобы их сумма была равна нулю
При этом уравнения системы примут следующий вид:
откуда
:
В результате получается уравнение основной тенденции. Подставляя в уравнение принятые обозначения t, вычисляют выравненные уровни ряда динамики:
По окончании расчета основной тенденции целесообразно построить график, на котором следует изобразить исходные данные и теоретические значения уровней ряда.
Основная тенденция (тренд) показывает, как воздействуй систематические факторы на уровень ряда динамики, а колеблемость уровней около тренда служит мерой воздействия остаточных факторов. Ее можно измерить по формуле
среднее квадратическое отклонение.
Относительной мерой колеблемости является коэффициент вариации, который вычисляется по формуле
Практическая работа № 5
«Расчет общих индексов агрегатной формы»
Цель: научиться
- рассчитывать общие индексы;
Обеспечение практической работы:
- задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы у студента должны формироваться общие и профессиональные компетенции.
В результате выполнения данной работы студент должен
уметь:
- рассчитывать средние арифметические и гармонические индексы.
знать:
- способы исчисления индексов;
Основной частью практической работы со студентами является закрепление методов построения средних и общих индексов на основе заранее подготовленной преподавателем исходной информации, содержащей индивидуальные данные.
Методические указания
Вспомним, что помимо агрегатных индексов в статистике применяется другая их форма - средневзвешенные индексы. К их исчислению прибегают тогда, когда имеющаяся в распоряжении информация не позволяет рассчитать общий агрегатный индекс. Так, если отсутствуют данные о ценах, но имеется информация о стоимости продукции в текущем периоде и известны индивидуальные индексы цен по каждому товару, то нельзя определить общий индекс цен как агрегатный, но возможно исчислить его как средний из индивидуальных. Точно так же, если не известны количества произведенных отдельных видов продукции, но известны индивидуальные индексы и стоимость продукции базисного периода, можно определить общий индекс физического объема продукции как средневзвешенную величину.
Средний индекс - это индекс, вычисленный как средняя величина из индивидуальных индексов.
При исчислении средних индексов используются две формы средних: арифметическая и гармоническая.
Средний арифметический индекс тождествен агрегатному индексу, если весами индивидуальных индексов будут слагаемые знаменателя агрегатного индекса. Только в этом случае величина индекса, рассчитанного по формуле средней арифметической, будет равна агрегатному индексу.
Средний арифметический индекс физического объема продукции вычисляется по формуле
Средний арифметический индекс производительности труда определяется следующим образом:
Так как if x t-i = to, то формула этого индекса может быть преобразована в агрегатный индекс трудоемкости продукции. Весами являются общие затраты времени на производство продукции в текущем периоде.
Средние арифметические индексы чаще всего применяются на практике для расчета сводных индексов количественных показателей.
Индексы других качественных показателей (цен, себестоимости и т. д.) определяются по формуле средней гармонической взвешенной величины.
Средний гармонический индекс тождествен агрегатному, если индивидуальные индексы будут взвешены с помощью слагаемых числителя агрегатного индекса. Например, индекс себестоимости можно исчислить так:
а индекс цен:
Таким образом, весами при определении среднего гармонического индекса себестоимости являются издержки производства текущего периода, а индекса цен - стоимость продукции этого периода.
Практическая работа № 6
« Расчет ошибки выборки, генеральной совокупности»
Цель: - научиться составлять план выборочного наблюдения.
Обеспечение практической работы:
- задание для выполнения работы.
В результате выполнения данной работы у студента должны формироваться общие и профессиональные компетенции.
В результате выполнения данной работы студент должен
Уметь:
- составлять план выборочного наблюдения;
Знать:
- основные показатели и практику применения выборочного наблюдения
- способы формирования выборочной совокупности и методы определения необходимого объема выборки.
Основной частью практической работы со студентами является составление плана выборочного статистического наблюдения.
Методические указания
По охвату единиц изучаемой совокупности статистическое наблюдение подразделяется на сплошное и несплошное. Несплошным называется наблюдение, при котором учету подвергаются не все, а только часть единиц изучаемой совокупности, но часть эта должна быть достаточно массовой, чтобы обеспечить получение обобщающихся статистических показателей.
Выборочное наблюдение является основной формой несплошного наблюдения.
Совокупность единиц, из которых производится отбор, называется генеральной. Количество единиц, отобранных из генеральной совокупности для проведения выборочного наблюдения, составляет выборочную совокупность.
По способу отбора единиц в выборочную совокупность выборка бывает повторной и бесповторной. Повторной называется выборка, при которой каждая отобранная единица возвращается в генеральную совокупность для последующего отбора и может повторно попасть в выборку. При этом численность генеральной совокупности остается неизменной. Обычно выборочное наблюдение проводится способом бесповторного отбора, при котором единица, попавшая в выборку, не возвращается в генеральную совокупность и дальнейший отбор производится без отобранных ранее единиц. При этом численность генеральной совокупности уменьшается на величину выборочной совокупности.
Этапы составления плана выборочного наблюдения:
1. Цель наблюдения - получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов.
2. Объект наблюдения - некоторая статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые социально-экономические явления и процессы. Чтобы определить объект статистического наблюдения, необходимо установить границы изучаемой совокупности. Для этого следует указать важнейшие признаки, отличающие его от других сходных объектов.
3. Единица наблюдения - составной элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации.
4. Программа статического наблюдения - это перечень признаков.
5. Способ и форма отбора единиц в выборочную совокупность.
13PAGE 15
13PAGE 14615
Заголовок 115