Конспект урока по окружающему миру на тему Почему нужно много есть овощей и фруктов (1 класс)

Урок окружающего мира для 1 класса по УМК «Школа России».
Тема: «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»

Деятельностная цель: познакомить с витаминами, их значением для человека.
Содержательная цель: создать условия для систематизации и расширения знаний об овощах и фруктах.
Оборудование: учебник А.А.Плешакова, рабочая тетрадь, наглядный материал: овощи и фрукты, Муравьишка Вопросик, Злючка–Грязючка, карточки: «Витамины», «А», «В», «С», презентация, сигнальные карточки, кусочки ананаса и киви.
Планируемые результаты:
К концу урока обучающиеся расширят знания об овощах и фруктах.
Научатся сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма.
Работая в группах, совместно создадут проект «Витамины».
В дальнейшем будут применять полученные знания на практике.
Тип урока: изучение нового материала на основе частично-поисковой деятельности. Проведён в форме путешествия.
Структура урока соответствует технологии системно-деятельностного метода.
Ход урока.

1. Организационный момент.
Солнце красное проснулось, В гости к нам пришло с утра. Всем ребятам улыбнулось, Начинать урок пора!
 - Как настроение? Давайте мы с вами улыбнёмся и пожелаем друг другу успехов.
2. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.

Давайте вспомним, о чём говорили на прошлых двух уроках? (Ответы детей).
Всем известно, всем понятно, Что здоровым быть приятно. Только надо знать, Как здоровым стать.
- Чтобы быть здоровым, что надо делать? (Слайд 1.) Выберите правильный ответ: (Сигнальные карточки)
* Поздно ложиться спать. * Хорошо выспаться. * Курить.
* Чистить зубы. * Мыть руки. * Заниматься спортом. * Не гулять на улице. * ?
- Почему стоит знак вопроса? (Ответы детей, продолжают правильные высказывания).
3. Создание проблемной ситуации.

- К нам в гости пришёл Муравьишка Вопросик, но не один. Дети загадают вам загадки. Эти загадки помогут вам правильно сформулировать тему урока. (Выходят 4 и 4 человека, загадывают, а остальные отгадывают. Отгадки открываются на слайдах). (Слайд 2, 3).

1. За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь очень гладкая, На вкус как сахар сладкая. (Морковь).

2. Как надела сто рубах, Захрустела на зубах (капуста).

3. Как на нашей грядке Выросли загадки – Сочные да крупные, Вот такие круглые. Летом зеленеют, К осени краснеют. (Помидоры)

4. Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук)

- Как одним словом можно назвать? (Овощи)

1. Само с кулачок, Красный, жёлтый бочок. Тронешь пальцем – гладко, А откусишь сладко. (Яблоко)

2. Этот фрукт как неваляшка,
Одет в жёлтую рубашку.
В саду покой нарушив,
С дерева сорвалась (Груша)

3. Огурцы они как будто, Только связками растут, И на завтрак эти фрукты Обезьянам подают. (Бананы)

4. Он почти как апельсин, С толстой кожей, сочный, Недостаток лишь один - Кислый очень, очень. (Лимон)

- Как одним словом можно назвать? (Фрукты)
- Зачем Муравьишке так много овощей и фруктов? (Они полезны. В них много витаминов).
- А что такое витамины? (Дети высказывают свои предположения, но точного ответа дать не могут). На этот вопрос нам с вами сегодня тоже надо ответить.

4. Определение темы урока, постановка учебной задачи.

- Предположите, какая тема нашего урока? (Дети ответят, что об овощах и фруктах). Начните со слов «Почему нужно ».
Прочитаем на слайде тему нашего урока « Почему нужно есть много овощей и фруктов?» (Слайд 4) - А какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Например, узнать, почему нужно есть много овощей и фруктов? Научимся различать овощи и фрукты. Узнаем, что такое витамины)

Физминутка. Гимнастика для глаз.
Игра «Овощи и фрукты».                                      
- Если я называю овощи – приседаем, если фрукты – тянемся на носочках вверх.                 
 Груша,  яблоко,  картофель,  огурец,  помидор, редис,  ананас,  лук,  виноград,  лимон,  репа, чеснок, мандарин.

5. Открытие нового (работа в парах по учебнику с.54).

- Ребята, я хочу отправиться в страну Здорового Питания. Кто хочет составить нам с Муравьишкой компанию, поднимите руку. (Поднимают все). (Слайд 5). Поплывём мы вот на таком кораблике. Давайте дадим гудок и изобразим руками плывущий кораблик. (Показывают).
- Первая остановка в городе «Фруктовом». (Слайд 6). Как вы думаете: кто нас ждёт в этом городе? (Фрукты).
- Откройте учебник на с.54. Работаем в парах. Наш Муравьишка Вопросик затрудняется в поиске фруктов. Давайте ему поможем. Рассмотрите внимательно рисунок, найдите фрукты и проговорите их названия. Если сомневаетесь, то найдите правильные ответы на с.89. Какие ещё знаете фрукты? (Игра «Ладошка»).
Проверка.
- Подумайте, какие из них можно вырастить у нас на Севере.
- Продолжаем путешествие. Прочитайте на слайде 2-й город. (Слайд 7). («Овощной»). Как вы думаете: с кем мы встретимся в этом городе? (С овощами).
- Рассмотрите внимательно тот же рисунок, найдите овощи и проговорите их названия. Подумайте, какие из них можно вырастить у нас на грядке. Проверка.
- Какие ещё знаете овощи? (Игра «Ладошка»).

Физминутка (учитель поёт, дети выполняют движения)
Мы корзиночки несём, Хором песенку поём. Урожай собирай И на зиму запасай. Припев: Ой, да, собирай И на зиму запасай.
Мы ребята-молодцы! Собираем огурцы, И фасоль, и горох. Урожай у нас неплох. Припев: Ой, да, и горох! Урожай у нас неплох.
Ты, пузатый кабачок, Отлежал себе бочок. Не ленись, не зевай, А в корзину полезай. Припев: Ой, да, не зевай И в корзинку полезай.
Едем, едем мы домой На машине грузовой. Ворота отворяй, Едет с поля урожай. Припев: Ой, да, отворяй, Едет с поля урожай!

Работа в группах.

- Отправляемся в следующий город «Витаминный». (Слайд 8). Кто нас там встретит? (Витамины).
- Будем работать в группах. Вспомним правила работы в группе. Внимание на слайд. (Слайд 9).
- Сегодня мы попробуем создать один общий проект под названием «Витамины», который оформим на доске. Вы видите картинки овощей и фруктов, скоро они вам понадобятся. Те, которые прописаны у вас в тексте, можно будет взять с доски. А при рассказе будем вывешивать на доску обратно.
- Каждой группе я дам тексты. Внимательно их читайте, выберите главное. Договоритесь, кто от вашей группы расскажет. Можно вдвоём.

1 группа.
Витамины – это вещества, необходимые для здоровья человека. Фрукты, овощи – это основные источники витаминов. Большинство витаминов поступают в организм человека с пищей. Вот почему овощи и фрукты нужно кушать регулярно. (Выставляют на доску слово «Витамины»).
2 группа.
Полезно круглый год употреблять в пищу разнообразные  овощи, фрукты, так как в каждом из них разные витамины. Полезно есть овощные и фруктовые салаты. Фрукты и фруктовые соки рекомендуется употреблять за 1 час до или после еды. (Выставляют на доску «за 1час»).
3 группа.                
Чтобы хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен  Витамин А. Он помогает  предупредить инфекцию. Витамин А содержится  в салате, моркови,  капусте, абрикосах, яблоках, в петрушке и в других овощах и фруктах. (Выставляют на доску «А» и картинки с овощами и фруктами).
 4 группа.
 Чтобы быть сильными, иметь хороший аппетит, не огорчаться и не плакать по пустякам, вам нужен Витамин В (читать  В – Бэ). Он содержится  в помидорах, в бананах, киви, свёкле, репе, во всех злаках. (Выставляют на доску «В» и картинки с овощами и фруктами).
5 группа.             
Чтобы реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезнях, вам нужен  Витамин С (читать  С – «Цэ»). Витамин С  прячется в чесноке, луке, апельсинах, кабачках, помидорах, лимонах. (Выставляют на доску «С» и картинки с овощами и фруктами).
- Наверное, вам приходилось видеть в магазине, во время поездок не совсем обычные фрукты и овощи: манго, авокадо, маракуйю, помело и другие. Это экзотические фрукты. (Слайд 10). Немного о некоторых расскажут ребята из 6-й группы.
6 группа.
Ананас это экзотический фрукт, растущий в тёплых странах. Внешне этот плод никак нельзя спутать с другими плодами. Витамины в ананасе содержатся в очень большом количестве. Именно поэтому его любят и взрослые, и дети.
Витамины в киви содержатся тоже в огромном количестве. Там есть и витамин А, и В ( читается Бэ), и С (читается Цэ) и многие другие витамины. (Выставляют на доску картинки с ананасом и киви).

Вывод:
- Для чего человеку нужны витамины?
  ( Чтобы хорошо расти, хорошо видеть, иметь крепкие зубы; чтобы быть сильным, иметь хороший аппетит и не огорчаться и плакать по пустякам; чтобы реже простужаться, быть бодрым, быстрее выздоравливать при болезни.)
- Муравьишка Вопросик всё запомнил и радостный побежал  в  огород  за морковкой. Выкопал  её,  но  тут  появилась Злючка- Грязючка.
- Чему  она так  обрадовалась? (Она  любит  грязь,  а  морковь  грязная.)
Но зря Злючка-Грязючка  сюда прибежала. Вопросик  знает очень важное правило. Как вы думаете, какое? (Надо мыть тщательно руки, овощи и фрукты перед едой).
- Ребята! Не забывайте этого правила!

6. Включение в систему знаний и повторения. Работа в тетради.
- Открыли тетради на с.36-37, №2. Прочитайте задание. Как вы его поняли? Выполните самостоятельно. Взаимопроверка (+ на полях).
- Что необходимо Черепахе для борща?
- Что нужно Муравьишке для компота?
№3. Раскрась овощи и фрукты. В каждом столбике нарисуй ещё овощ или фрукт того же цвета.

7. Рефлексия.
- Наше путешествие подходит к концу. Подведем итог.
- Вспомните тему урока. Какие учебные задачи выполнили?
Продолжи фразу: (Слайд 11).
«Сегодня я узнал(а), что»
«Я понял(а), что »
«Мне захотелось»
- Я думаю, что наш урок не пройдёт бесследно, и полученные знания вы будете использовать в жизни.
- Мне хочется узнать ваше настроение от урока. У вас на столе лежат кружки. Положите кружок в карман к тому смайлику, который соответствует вашему настроению.

- Чтоб здоровым, сильным быть,                            
  Надо овощи любить                                          
  Все, без исключения,                                              
  В этом нет сомнения.                                              
  В каждом польза есть и вкус,                                  
  И решить я не берусь:                                          
  Кто из них вкуснее,                                            
  Кто из них нужнее?!                                                
Ешьте больше овощей –                              
  Будете вы здоровей!

8. Домашнее задание.
- Нарисовать овощ или фрукт и написать загадку.
Город «Сюрприз»!!! (Слайд 12). Угощаю экзотическими фруктами: киви и ананасом. Все молодцы!
























Заголовок 415