Волшебство из коробки конспект открытого занятия по ГРИМУ
Методическая разработка педагога доп. образования
МОУСОШ №8 ВОЛКОВОЙ И. А., 2015 год.
«Волшебство из коробки»
открытое практическое занятие по ГРИМУ для студийцев
старшей группы театральной студии «МЫ».
ЦЕЛЬ: способствовать развитию заинтересованного отношения к занятиям и, одновременно, приобретению прочных специальных практических навыков.
ЗАДАЧИ:
- совершенствовать навыки по технике грима и закреплять их, используя в своих сценических выступлениях;
- развивать осознанно-активное, творческое отношение к обучению;
- воспитывать художественный вкус обучающихся, уважительное отношение к работе других студийцев.
Оборудование (материалы): ноутбук, мультимедийный проектор, экран, наглядный материал, раздаточный материал, гримировальные принадлежности.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I этап. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, гости. Мы рады приветствовать Вас на открытом практическом занятии по ГРИМУ – «Волшебство из коробки».
Сегодня мы будем совершенствовать навыки по технике грима.
СЛАЙД 1
Практическое занятие по ГРИМУ – «Волшебство из коробки»
Но перед тем как приступить к практической части предлагаю восстановить в памяти знания теоретические.
В настоящее время стало привычным делом использовать в гримировании коробки грима, а раньше пользовались случайными красителями из бытовой косметики, нередко включавшими в состав вредные вещества, а также растительными соками трав и растений.
СЛАЙД 2
Есть все основания утверждать, что желание украсить свой облик присуще человеку с древнейших времён. Так уже в древнем Вавилоне, Ассирии и Египте, в античной Греции и Риме прибегали к декоративной косметике – притираниям, краскам, мазям и настоям на лекарственных травах.
СЛАЙД 3
Папуасы Новой Гвинеи, индейцы северной Америки активно использовали раскрашивание собственного тела красками натурального происхождения.
В начале XVIII в. стали применять специальные гримировальные краски для грима.
В 1786 г. немецкий медик Франц Май разработал краски на сухой основе, которые не вредили здоровью. В своей книге он дал подробные указания и рецепты для грима. До середины XIX в. актеры пользовались ими. С изменением освещения театральной сцены, площадки потребовались более тонкие приемы выполнения грима и, естественно, краски видоизменились. На смену сухим появились краски на жировой основе.
СЛАЙД 4
Грим на жировой основе.
На протяжении многих лет состав красок изменялся и совершенствовался. В настоящее время у нас в стране актеры пользуются гримировальными красками высокого качества. К составлению их рецептур привлечены ведущие художники-гримеры театра и кино, врачи-косметологи, художники, технологи.
Гримировальные краски можно разделить на сухие и жирные, пасто - и мазеобразные, твердые, жидкие.
В 60-е годы прошлого века был изобретён АКВА-грим.
СЛАЙД 5
Аквагрим
Аквагрим – это обезжиренные косметические краски на водной основе.
Они легки в нанесении, их главное достоинство – они быстро сохнут.
2этап. Повторение изученного материала.
На занятиях по ГРИМУ мы используем грим наливной грим на жировой основе.
СЛАЙД 6
Грим на жировой основе (палитра).
- Как называется такая коробка? (Палитра)
Грим в готовом виде расфасован в пластмассовые коробки, где три фоновых тона (№1 - светло-розовый, №2 - темно-розовый, №3 - загара) и девять оттеняющих красок
Гримёры называют светлые фоновые тона – БЛИКАМИ, а девять оттеняющих красок ТЕНЕВЫМИ.
Все эти краски прекрасно подходят для создания разных ВИДОВ грима. Различают несколько основных ВИДОВ грима, о которых мы вспомним.
СЛАЙД 7
ВИДЫ грима: ВОЗРАСТНОЙ
ВОЗРАСТНОЙ грим - искусственное старение или омоложение лица, когда реальный возраст актера не соответствует возрасту персонажа
СЛАЙД 8
ВИДЫ грима: НАЦИОНАЛЬНЫЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ грим - связанный с расовыми и национальными особенностями персонажей, не соответствующих антропологическому типу актера.
СЛАЙД 9
ВИДЫ грима: ПОРТРЕТНЫЙ
ПОРТРЕТНЫЙ грим - при изображении конкретного узнаваемого исторического лица.
СЛАЙД 10
ВИДЫ грима: ИСТОРИЧЕСКИЙ
ИСТОРИЧЕСКИЙ грим - когда внешность персонажей корректируется в связи с канонами или особенностями конкретной историко-социальной среды спектакля
СЛАЙД 11
ВИДЫ грима: ГРИМ КИНО и ТЕЛЕВИДЕНИЯ
ГРИМ кино и телевидения нужен, чтобы ничего не меняя в облике актера, добиться в изображении нужного баланса тонов; скрыть недостатки лица, выгодно подчеркнуть его привлекательные стороны.
СЛАЙД 12
ВИДЫ грима: ГРИМ в цирке
ГРИМ в цирке необходим, когда артисты подчёркивают гримом черты своего лица для создания сценического образа.
СЛАЙД 13
ВИДЫ грима: СКАЗОЧНЫЙ (фантастический)
Задача: создать яркий, запоминающийся образ сказочного (фантастического) героя.
Какой бы вид грима вы не выполняли, вам необходимо владеть специальными техническими приёмами.
Поговорим о технических приёмах грима.
Существуют два основных технических приема гримирования: живописный и скульптурно-объемный.
СЛАЙД 14
Технические приёмы грима: живописный и скульптурно-объёмный.
Каждый из них базируется на конкретном изучении пластических особенностей лица. Живописный прием выполняют, используя гримировальные краски.
СЛАЙД 15
Примеры живописного грима
Работа с красками во многом напоминает работу живописца. Соблюдают те же принципы, что и в живописи, так как в них много общего. Цвет, светотень, линия играют большую роль, связаны между собой и дополняют друг друга.
СЛАЙД 16
Примеры скульптурно-объёмного грима
Скульптурно-объемный приём грима отличается от живописного тем, что в нем используют кроме красок налепки, наклейки, аппликации, подтяжки, постижерные изделия. В выполнении его много общего с работой над скульптурой по передаче объёмной формы.
Для такой работы гримёры используют специальные средства.
СЛАЙД 17
Гумоз + пример лепки
Например: ГУМОЗ - часть театрального грима, применяемая для лепки носов, подбородков, скул и других пластических изменений лица.
СЛАЙД 18
Лигнин + пример наклейки
ЛИГНИН - тонкие салфетки для создания эффекта рваных ран или для создания возрастного грима.
Эти салфетки клеят специальным клеем – это жидкий ЛАТЕКС.
ЛАТЕКС – это натуральный продукт природного происхождения, применяемый для прикрепления наклеек и создания возрастного грима.
Современные технологии позволяют создавать латексные наклейки, которые изменяют внешность актёра до неузнаваемости.
СЛАЙД 19
Латексный грим
Конечно, перед началом практической части необходимо вспомнить о специальных инструментах, необходимых для гримирования.
- Перечислите инструменты известные вам? (кисть, пуховка, шпатель, растушовка)
СЛАЙД 20
Гримировальные инструменты
Прекрасно. Сегодня, дорогие студийцы, вы примете участие в конкурсе «Я – гримёр!». Вам предстоят два испытания: теоретическое и практическое, после которых мы выявим тех, кто сможет гордо носить звание «ГРИМЁР-любитель». Перед началом конкурсных испытания я прошу вас разбиться на пары (тройки).
Формируются группы (команды) из числа студийцев.
СЛАЙД 21
Конкурс «Я – гримёр» кроссворд
Начинаем теоретическое испытание. На экране ЗАШИФРОВАНЫ разные термины: гримировальные, косметологические и не только. Соберите виртуальный гримировальный набор, поясняя каждую взятую вещь. Ответы запишите в бланк ответов.
·Р
А
С
Т
У
Ш
О
В
К
А
А
Т
О
Ш
К
А
Х
П
У
Д
Р
А
К
А
Л
П
А
З
О
Р
О
М
Е
Т
Р
О
В
А
З
Е
Л
И
Н
Б
М
Ы
Л
О
С
Т
О
П
А
С
Т
А
Л
И
Я
Д
О
Е
Ч
Ш
Т
Ы
К
О
Р
О
Б
Р
Л
Л
К
П
Е
П
А
Л
И
Т
Р
А
Ь
Ь
А
О
К
К
И
С
Т
Ь
У
М
Х
Р
Е
Н
С
А
Л
Ф
Е
Т
К
А
Работа студийцев. Проверка результатов.
СЛАЙД 22
Конкурс «Я – гримёр» кроссворд с ответами
Молодцы. Настоящие гримёры. Хотя знание теории не даёт вам полного права носить это гордое звание. Поэтому практическая часть нашего занятия будет проведена в форме соревнования – конкурса.
СЛАЙД 23
Прочерчивание основных мимических выражений лица
3 этап. Изучение нового материала.
Прочерчивая череп, мы практически ознакомились с костяком, который определяет общую конструктивную форму нашего лица. Теперь перейдем к анализу динамической работы лица, фиксируя гримом те изменения, которые возникают при сокращении мышц и которые придают нашему лицу то или иное характерное мимическое выражение.
Для нашего практического упражнения возьмем три мимических выражения: гнев, грусть, улыбку, так как с ними нам придется неоднократно встречаться в дальнейшей работе. Это, конечно, не значит, что другие мимические выражения прорабатывать не надо.
СЛАЙД 24
Прочерчивание основных мимических выражений лица: ГНЕВ, ГРУСТЬ, УЛЫБКА
Гнев. Нашу работу начнем с того, что, наблюдая в зеркале мимические движения своего лица, постараемся запомнить тот характерный рисунок, который образуется при данном мимическом выражении. Итак, попробуйте нахмуриться и придать своему лицу гневный вид. Обратите внимание, что центром мимического выражения лица при гневе является пространство между бровями. Попробуйте, наблюдая свое лицо, ответить на вопросы:
1) Какой рисунок имеют брови?
2) Что делают стянувшиеся к носу брови с верхним веком?
3) Что делается со ртом?
4) Какие части лица не принимают участия в мимическом выражении гнева?
Внимательно изучите направление и рисунок бровей, складок на переносьи и характер верхнего века. Здесь центр мимического выражения гнева. Менее характерным отличием являются плотно сжатые зубы и иногда несколько более чем обычно растянутый рот с опущенными концами.
Подготовив лицо для грима, как при первом упражнении, наложим общий тон и теперь кистью с коричневой, краской попробуем зачертить характерные контуры мимического выражения гнева.
Основная задача в том, чтобы грим передавал, фиксировал характер гневного нахмуренного лица и тогда, когда мы мимировать не будем.
Грусть. Попробуйте сделать это мимическое выражение и проанализируйте его:
1) Что делается с бровями, какой наклон они приобретают при грусти? (сокращение сдвигателей бровей).
2) Что делается с верхним веком?
3) Как изменяется рот и складки возле рта? (треугольные мышцы).
4) Какие части лица не принимают участия в этом мимическом выражении?
5) В каком направлении происходит основное мимическое движение грусти на лице?
Обратите внимание на то, что грусть, связанная с раздумьем, с работой мысли, образует две складки, которые идут наискось сверху к внутренним концам бровей, несколько понижая их нормальное положение (сокращение верхней мышцы орбиты). При грусти, связанной со страданием, внутренние концы бровей приподняты еще больше, а внешние даже несколько опущены. Обратите внимание на опустившиеся углы рта при грусти. Зафиксируйте гримом основные черты мимического выражения грусти.
Улыбка. Проанализируйте также и это мимическое выражение:
1) Что делается со щеками?
2) С нижними веками глаз?
3) Со ртом?
4) С крыльями и кончиком носа?
5) С подбородком?
6) Остались ли спокойными верхние веки, брови и лоб?
7) Где и какие морщины появляются на лице при улыбке?
Обратите внимание, что щеки, набухая, поднимаются не прямо вверх, а в стороны вверх, что рот, растягиваясь несколько, приподнимается своими концами в стороны вверх, что верхняя и нижняя губы плотно обтягивают зубы. Обратите внимание на направление складок, идущих от крыльев носа вниз, но не прямо вниз, а как? Зафиксируйте и это мимическое выражение линиями в его простейшей схеме. Обратите особое внимание на то, как передать линией характер набухших и приподнятых щек и характер носогубной складки, так чтобы они сохранили свой характерный вид и при спокойном лице.
При усилении в гриме мимических выражений, следует обратить внимание на основные характерные изменения лица и подчеркивать только складки, наиболее резко выраженные, иначе лицо будет просто испещрено мелкими невыразительными линиями, за которыми потеряется основной характер мимики. Линии, фиксирующие складки мимического выражения, следует проводить не по мимирующему лицу, прибегая к этому только для проверки, а стараясь передать характерный их рисунок на память.
Примерная разработка мимических схем
У меня в руках карточки с заданиями. Каждый получит одну и выполнит соответствующий заданию грим мимических выражений.
Перед началом работы, напомните нашим гостям основные этапы наложения живописного грима? (ответы обучающихся)
Старт соревнования-конкурса, практическая часть.
А пока наши студийцы работают зрители скучать не должны. Поэтому я подготовила для вас ещё один кроссворд . Называется он так же, как наше занятие: «Волшебство из коробки» и посвящён гримировальному искусству. Тот, кто первым правильно ответит на вопросы кроссворда – получит звание «Гримёр-теоретик».
Работа зрителей с кроссвордом «Волшебство из коробки».
4 этап. Подведение итогов.
Подведение итогов зрительского творчества на звание «Гримёр-теоретик».
А сейчас пришло время оценить работу студийцев. Ребята будут группами представлять на ваш суд свою работу.
Презентация грима мимических выражений: ГНЕВ, ГРУСТЬ, УЛЫБКА.
Объявляется зрительское голосование. Дорогие зрители, оцените работу студийцев по номинации: «Качественное исполнение».
Прошу голосовать.
Подведение итогов зрительского голосования. Награждение победителей.
Дорогие студийцы, уважаемые гости! Наше открытое занятие подошло к
концу. Неспешными мазками..Накладывает гримВстречайте!! Перед ВамиЧуть грустный клоун-мимУлыбку нарисует..А на щеке слезаНарод заинтригуютПечальные глазаОн публику заводитПытается смешитьА что же происходитНа дне его души??Об этом не расскажет..Он больше никомуИ чувства не покажет..Вам это ни к чему.....Раскрасит яркой краскойСедые облакаИ жизнь его под маскойСтановится легкаВсе от него в восторгеСмеялись все над ним..А в маленькой гримёрке..Снимает клоун гримВсё так же осторожно..Снимает..не спешит..Разъела краска кожу..Душа его болит..Накинув плащ на плечиВновь став самим собой.Пока.. .до новой встречи!!Уходит он домой.
Спасибо всем за внимание! До новых встреч!
Заголовок 315