Календарно-тематическое планировние по курсу внеурочной деятельности Риторика


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«РИТОРИКА»
для 5 Г класса

Разработано
учителем русского языка и литературы
Еськиной О. Н.

г. Рязань 2016
Календарно-тематическое планирование курса «Школьная риторика» 5 класс
№ п/п раздела урока Тема Основные понятия и термины по теме раздела Предметные результаты Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные) результаты Личностные результаты Формы
контроля Дата проведения
Общение – 2 ч Дать представление об общении как о коммуникативной деятельности. Познакомить с терминологией (собеседники, партнеры, коммуниканты, коммуникативная задача). 1. Что значит общаться? Собеседники, партнеры. Общение, взаимодейст-вие, контакт, взаимопонимание Знать, что такое общение, его основные задачи.
Уметь общаться, выполняя коммуни-кативную задачу, ориентироваться в ситуации общения; определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение (свое и партнера)
Регулятивные: преобразование практической задачи в познавательную, адекватно воспринимать
оценки учителя, товарищей,
при необходимости вносить
коррективы в действия,
выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.
Познавательные: давать определение понятиям., Коммуникативные: строить ответ в устной форме в соответствии с заданным вопросом, анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков.
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,
использовать в общении правила вежливости, формулировать собственное мнение и позицию.
учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
Проявлять интерес к изучению темы; осознание собственных достижений при освоении учебной темы этикетный диалог, спор 2. Коммуниканты. Коммуникативная задача. Коммуниканты. Коммуникативная задача (коммуникативное намерение). устный / письменный ответ на вопрос Виды общения – 2 ч. Познакомить учащихся с различными видами общения.
3 Межличностное, групповое, массовое общение. Межличностное, групповое, массовое общение. Знать основные виды общения.
Уметь общаться по схеме «один-один, один-немного, один-много». Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью.Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение.
Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение. Проявлять любознательность, интерес к изучаемому материалу; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при решении задач.
этикетный диалог, спор 4. Словесное и несловесное общение. Словесное и несловесное общение. Главный секрет Демосфена –2 часа Отработать на практике основные приемы несловесного общения. 5. Твой голос. Мимика, жесты. Голос, качества голоса, интонация, тембр, мимика, выражение лица, мим, жест, движение, телодвижениеЗнать, что такое несловесное общение.
Уметь пользоваться несловесными средствами общения. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. Мотивация достижения и готовности к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные ресурсы развёрнутый ответ на вопрос 6. Скороговорки и докучные сказки. Кричалки. Скороговорки и докуч-ные сказки. КричалкиЗнать: малые фольклорные жанры, их отличительные особенности, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора.
Уметь: воспринимать и анализировать поэтику детского фольклора. Речь правильная и хорошая – 3 часа Обучение учащихся речевым нормам, их практическому применению. 7. Речь без ошибок. Нормы (произносительные, грамматические, лексические). Нарушение нормы Знать понятия нормы литературного языка.
Уметь говорить правильно, соблюдая грамматические, лексические, орфоэпические нормы языка. Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью и планом.
Познавательные:
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации.
Коммуникативные: формулировать высказывание, используя термины; адекватно использовать речевые средства для представления результата. Осознание собственных достижений при освоении учебной темы
. развёрнутый ответ на вопрос 8. Чья речь богаче? Точная речь, фактическая точность, коммуникативная точность
9. Говори-пиши точно. Учимся редактиро-вать – 3 часа Обучение работе с текстом.
10. Зачеркни ненужное. Редакционные знаки. Лишнее. Неудачное выра-жение. Недостающее. Дополнительное Знать основные правила литературной правки.
Уметь применять правила редактирования на практике. Регулятивные:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
Познавательные:
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
Коммуникативные:
владеть диалогической формой коммуникации Способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности правка текста 11. Замени – надпиши ненужное. 12. Включи недостающее. Будь вежлив – 4 часа Обучение правилам речевого этикета.
13. Просить – умолять – клянчить. Комплимент. Похвала, похвальба. Вежливые сло-ва. Речевые формулы вежливого отказа. Слышать. Слушать. Оценивать Знать, что такое вежливое и невежливое поведение, этикетные правила общения.
Уметь выбирать речевые средства выражения вежливости, составлять предложения и тексты с «актулизаторами» вежливости, разыгрывать речевые ситуации. соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности; учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
объяснять правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
развёрнутый ответ на вопрос
этикетный диалог, спор 14. Вежливый отказ. 15. Что такое комплимент? 16. Лесть – льстивые слова. Учимся слушать – 3 часа Научить учащихся слушать и правильно понимать собеседника.
17. Слышать - слушать – понимать. Лишнее Неудачное выражение. Недостающее. Дополнительное. Скрытая просьба Знать основные способы и правила слушания.
Уметь соблюдать два основных правила слушания. Регулятивные:
выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Познавательные:
осуществлять рефлексию способов и условий действия.
Коммуникативные:
уметь в рамках совместной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу. Осознание собственных достижений при освоении учебной темы развёрнутый ответ на вопрос 18. Кто и как слушает. 19. Два основных правила слушания. Учимся читать –
3 часа Обучать вдумчивому чтению. 20. Чтение – вот лучшее учение. Учимся читать учебный текст. Ознакомительное чтение.
Знать задачи читающего,
чему учится человек, читая книги.
Уметь понимать основную мысль текста, книги, статьи, понимать авторский замысел. Регулятивные:
прогнозировать результат и уровень освоения способов действия.
Познавательные:
осуществлять рефлексию способов и условий действия,
выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные:
строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге,
аргументировать свою точку зрения.
Испытывает желание усваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. устный / письм. ответ на вопрос 21. Умеем ли мы читать? этикетный диалог, спор 22. «Чтоб вершки не хватать». правка текста Тексты и речевые жанры – 1 час Знакомство с речевыми жанрами, их практическим применением. 23. Тема, основная мысль, ключевые слова, части текста. Текст Заголовок, тема текста, основная мысль, первое предложение текста, опорные слова. МикротемаЗнать, что такое текст, единицы текста, ключевые слова, тема и микротема.
Уметь анализировать текст, определяя тему и основную мысль, создавать свой текст опираясь на тему. Регулятивные:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы/
Познавательные:
работать с информацией,
самостоятельно находить, осмысливать и использовать её.
строить объяснение в устной форме по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Проявлять любознательность, интерес к изучаемому материалу; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при решении задач.
Вторичные тексты – 2 часа Знакомства с текстами, их анализ. 24. Понятие о пересказе. Перескажите подробно. Первичный текст, вторичный текст, пересказ.
Краткий пересказ Знать, что такое пересказ (подробный и сжатый).
Уметь передавать содержание текста разными способами. Познавательные: уметь объяснять особенности текста разной жанровой принадлежности.
Регулятивные: уметь выделять то, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению.
Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение по проблеме урока.
Формирование мотивации к самосовершенствованию. краткий / подробный пересказ 25. Перескажи кратко. Объявление – 2 часа Знакомство с понятием письменные объявления. 26. Что? Где? Когда? Секреты успешных объявлений. Объявление Знать, что такое объявление, его особенности.
Уметь составлять объявления на заданную тему. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:
строить сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе.
объявление 27. Письменные объявления. Рассказы – 2 часа Знакомство с понятием рассказ и его разновидностями. 28. Что такое рассказ? Как строится рассказ. Рассказ. Развитие действия, кульминация, развязка, заключение. Знать, что такое рассказ, особенности жанра, структурные части рассказа.
Уметь составлять рассказ, анализировать. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. выразительное чтение 29. Невыдуманный рассказ. Спор – 1час Знакомство с понятием спор и его правилами. 30. Что такое спор? Правила спора. Запрет, вредитель, помощник Знать, что такое спор, правила ведения спора.
Уметь подбирать аргументы в защиту своей позиции. Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Умение отстаивать свое мнение
оценивать высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации этикетный диалог, спор Сказки и притчи – 3часа Знакомство с понятием сказка, ее особенностью, действиями и героями. 31. Сказочная страна, её особенности. Сказка, сказочные герои, действия, язык, особен-ности сказки Знать, что сказка, притча, особенности жанра. Уметь сочинять свою сказку, рассказывать соблюдая жанровые особенности. Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. сказочная история 32. Сказочные действия, герои, язык. 33. Сочини свою сказку. 34. Начало моей биографии Мои первые воспоминания. Мать и отец. Родословная. Познакомиться с понятием «биография». Уметь составлять свою биографию, соблюдая правила жанра. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач. Осознание собственных достижений при освоении учебной темы Презентация