Тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе (УМК Т.А. Ладыженской).


п/п
Дата
Тема, содержание урока
Кол-во
часов
Формирование
понятий
Повторение и
межпредметные связи
Виды деятельности
учащихся
(на уровне учебных действий)
Домашнее
задание
Примечание

1.

Русский язык как развивающееся явление.
1
Язык. Речь.

Отвечают на вопросы по содержанию текстов упражнений. Пишут диктант. Работают над лексикой текстов с целью осмыслить тему «Развитие языка». Создают аргументированный текст по теме. Попутно решают отдельные вопросы лексики, синтаксиса, фонетики, орфографии.
Упр. 3 или 6 (по выбору учащихся).



Повторение изученного в V – VI классах (15 ч. + 3 ч.)


2.

Синтаксис и пунктуация. Синтаксический разбор. Пунктуационный разбор.
3
1
Синтаксис. Пунктуация. Пунктограмма.
Простое предложение. Сложное предложение.
Синтаксический разбор.

Отвечают на контрольные (диагностирующие) вопросы по теме. Составляют словосочетания и предложения на близкие учащимся темы. Читают выразительно и списывают тексты, работая над орфограммами. Выполняют синтаксический разбор (полный и частичный).
§ 1 – 2, упр. 9.


3.

Синтаксис и пунктуация. Синтаксический разбор. Пунктуационный разбор (продолжение темы).
1
Синтаксис. Пунктуация. Пунктограмма.
Простое предложение. Сложное предложение.
Синтаксический разбор.

Отвечают на контрольные (диагностирующие) вопросы по теме. Составляют словосочетания и предложения на близкие учащимся темы. Читают выразительно и списывают тексты, работая над орфограммами. Выполняют синтаксический разбор (полный и частичный).
§ 1 – 2, карточка.


4.

Синтаксис и пунктуация. Синтаксический разбор. Пунктуационный разбор (продолжение темы).
1
Синтаксис. Пунктуация. Пунктограмма.
Простое предложение. Сложное предложение.
Синтаксический разбор.
Пунктуационный разбор.

Отвечают на контрольные (диагностические) вопросы, иллюстрируют ответы своими примерами. Составляют из простых предложений сложные и анализируют их пунктуацию. Оформляют предложения с прямой речью и обращением и анализируют их пунктуацию. Пишут диктант.
§ 2, упр. 12.


5.

Лексика и фразеология.
1
Лексика. Фразеология. Синоним. Антоним. Омоним. Фразеологизм. Лексическое значение. Пароним. Тропы.

Отвечают на контрольные (диагностические) вопросы. Работают над лексическим значением слов с толковым словарём. Подбирают примеры лексических явлений из литературных произведений. Читают интонационно правильно и списывают тексты, попутно работая над орфографией и пунктуацией. Работают над особенностями употребления слов разных лексических групп. Пишут диктант.
§ 3, упр. 16; подготовиться к словарному диктанту.
Индивидуальные задания: подобрать из разных лингвистических словарей статьи об одном и том же слове и рассказать, что общего в этих статьях и чем они отличаются.


6.

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.
2
1
Фонетика. Орфография. Фонетический разбор. Звук. Согласные звуки. Гласные звуки. Классификация согласных звуков.

Отвечают на контрольные (диагностические) вопросы, иллюстрируют ответы своими примерами. Читают выразительно поэтические тексты. Выявляют особенности русской фонетики. Выполняют фонетический разбор слов на основе определённого порядка. Работают над орфограммами с фонетическими опознавательными признаками. Читают и сжато пересказывают текст. Читают и озаглавливают текст, составляют план художественного текста.
§ 4, упр. 19, упр. 20.


7.

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова (продолжение темы).
1
Фонетика. Орфография. Фонетический разбор. Звук. Согласные звуки. Гласные звуки. Классификация согласных звуков.

Отвечают на контрольные (диагностические) вопросы, иллюстрируют ответы своими примерами. Читают выразительно поэтические тексты. Выявляют особенности русской фонетики. Выполняют фонетический разбор слов га основе определённого порядка. Работают над орфограммами с фонетическими опознавательными признаками. Читают и сжато пересказывают текст. Читают и озаглавливают текст, составляют план художественного текста.
§ 4, тестовые задания.


8.

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.
2
1
Словообразование. Орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.

Отвечают на контрольные вопросы. Выполняют морфемный и словообразовательный разбор в соответствии с порядком разбора. Соотносят выбор орфограммы со словообразовательными условиями. Читают тексты, озаглавливают, списывают, мотивируют выбор орфограмм.
§ 5, упр. 27.


9.

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор (продолжение темы).
1
Словообразование. Орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.

Отвечают на контрольные вопросы. Выполняют морфемный и словообразовательный разбор в соответствии с порядком разбора. Соотносят выбор орфограммы со словообразовательными условиями. Читают тексты, озаглавливают, списывают, мотивируют выбор орфограмм.
§ 5, карточка.


10.

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.
3
1
Морфология Орфография. Морфологический разбор слова.

Отвечают на контрольные вопросы. Читают текст и рассуждают на основе его содержания. Выполняют задания интегрированного характера – готовят доклад о М.В. Ломоносове. Развивают речь: формулируют основную мысль текста, создают аргументативную часть высказывания. Классифицируют части речи и выполняют морфологический разбор. Соотносят и обосновывают выбор орфограмм разных видов с морфологическими условиями и опознавательными признаками. Читают тексты выразительно, определяют тип и стиль, членение на абзацы, составляют вопросный план. Составляют таблицу на соотнесённость морфологии и орфографии. Выполняют письменно творческое задание по картине.
§ 6, упр. 37.


11.

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова (продолжение темы).
1
Морфология Орфография. Морфологический разбор слова.

Отвечают на контрольные вопросы. Читают текст и рассуждают на основе его содержания. Выполняют задания интегрированного характера – готовят доклад о М.В. Ломоносове. Развивают речь: формулируют основную мысль текста, создают аргументативную часть высказывания. Классифицируют части речи и выполняют морфологический разбор. Соотносят и обосновывают выбор орфограмм разных видов с морфологическими условиями и опознавательными признаками. Читают тексты выразительно, определяют тип и стиль, членение на абзацы, составляют вопросный план. Составляют таблицу на соотнесённость морфологии и орфографии. Выполняют письменно творческое задание по картине.
§ 6, упр. 43.


12.

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова (продолжение темы).
1
Морфология Орфография. Морфологический разбор слова.

Отвечают на контрольные вопросы. Читают текст и рассуждают на основе его содержания. Выполняют задания интегрированного характера – готовят доклад о М.В. Ломоносове. Развивают речь: формулируют основную мысль текста, создают аргументативную часть высказывания. Классифицируют части речи и выполняют морфологический разбор. Соотносят и обосновывают выбор орфограмм разных видов с морфологическими условиями и опознавательными признаками. Читают тексты выразительно, определяют тип и стиль, членение на абзацы, составляют вопросный план. Составляют таблицу на соотнесённость морфологии и орфографии. Выполняют письменно творческое задание по картине.
§ 6, тестовые задания.


13.

Обобщающий тест по теме «Повторение изученного в V – VI классах».
1


Выполняют тест.
Тестовые задания, карточка.


14.

Контрольная работа №1 (диктант) по теме «Повторение изученного в V – VI классах».
1



Упр. 36, упр. 42.


15.

Анализ письменных работ.
1



Индивидуальная работа над ошибками; упр. 44.


Р 16.

Развитие речи. Текст. Диалог как текст. Виды диалога.
1
Текст.
Диалог как текст. Виды диалога.

Отвечают на контрольные вопросы. Читают текст интонационно правильно (осознанно), озаглавливают, находят языковые средства связи. Списывают текст, деля на абзацы, попутно работая над орфографией. Составляют связный текст и озаглавливают его. Пишут свободный диктант. Формулируют, что такое текст и каковы его типы.
Определяют понятие диалога. Анализируют тексты, содержащие диалоги. Читают диалоги по ролям. Определяют виды диалогов. Анализируют диалоги, выделяя речевые задачи участников. Моделируют диалоги на заданную тему.
§ 7 – 9, упр. 51, упр. 52.


Р 17.

Стили литературного языка.
1
Стили литературного языка.

Знакомятся с учебным текстом. Дополняют информацией начатые предложения. Определяют стиль текстов и обосновывают ответ. Соотносят стили текстов и жанры.

§ 10, анализ текста.


Р 18.

Обучение написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту на лингвистическую тему.
1
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.


Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.


19.

Комплексный анализ текста.
1
Комплексный анализ текста.

Комплексный анализ текста.
Анализ текста.





Морфология. Орфография. Культура речи.
Причастие (30 ч. + 12 ч.)


20.

Причастие как часть речи.
1
Причастие.

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль причастия.
Рассуждают с обоснованием своего мнения об особенностях причастия как части речи. Находят и дифференцируют причастия по указанным признакам в предложениях и текстах. Попутно работают над орфографией, пунктуацией, синтаксисом, стилями.
§ 12, упр. 76, упр. 77 (выписать причастия, указать их вид и время); составить связный рассказ о причастии.


Р 21.

Публицистический стиль речи.
1
Публицистический стиль речи.

Определяют публицистический стиль как функциональную разновидность языка.
Подбирают свои примеры текстов изучаемого стиля. Находят признаки публицистического стиля в текстах. Создают устное выступление в публицистическом стиле, записывают развёрнутый план и рабочие материалы. Выступают в аудитории с подготовленным текстом-убеждением. Пишут свободный диктант.
§ 11, упр. 68 или упр. 69; составить рассказ о публицистическом стиле.


22.

Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.
1
Причастие. Склонение причастий.

Выявляют путём наблюдений особенности склонения причастий. Склоняют предложенные словосочетания. Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях причастий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.
§ 13, упр. 82.


23.

Причастный оборот.
1
Причастный оборот.

Определяют причастный оборот. Анализируют словосочетания с причастием. Опознают одиночные причастия и причастные обороты в предложениях. Анализируют условия обособления причастного оборота. Выполняют творческое задание – описание окрестностей с элементами рассуждения.
§ 14, упр. 85.


24.

Знаки препинания при причастном обороте.
1
Причастный оборот.

Определяют причастный оборот. Анализируют словосочетания с причастием. Опознают одиночные причастия и причастные обороты в предложениях. Анализируют условия обособления причастного оборота. Выполняют творческое задание – описание окрестностей с элементами рассуждения.
§ 14, упр. 89 или выписать из текста художественной литературы пять предложений с причастными оборотами (задание по выбору).
Индивидуальное задание: рассказать о роли портрета в художественном произведении.


Р 25.

Описание внешности человека.
1


Знакомятся с основными видами словесного описания внешности человека. Читают разные литературные тексты с описанием внешности. Анализируют роль причастных оборотов и причастий в портретных характеристиках.
§ 15, упр. 98.


26.

Действительные и страдательные причастия.
1
Действительные и страдательные причастия.

Анализируют материал для наблюдений. Знакомятся с определением действительных и страдательных причастий. Опознают разные причастия, используя образец рассуждения. Отрабатывают пунктуацию при причастных оборотах.
§ 16, упр. 101.


27.

Краткие и полные страдательные причастия.
1
Краткие страдательные причастия.

Распознают краткие и полные формы страдательных причастий.
Работают по образцу над формой причастий. Определяют синтаксическую роль причастия в предложении. Пишут свободный диктант.
§ 17, упр. 104.


28.

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
2
1
Действительные причастия настоящего времени.

Распознают действительные причастия настоящего времени.
Работают с. таблицей и материалом для ознакомления. Образуют действительные причастия от разных глаголов. Изучают правило выбора орфограммы в данных причастиях. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с текстом, насыщенным причастиями.
§ 18, упр. 107, упр. 109.


29.

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени (продолжение темы).
1
Действительные причастия настоящего времени.

Распознают действительные причастия настоящего времени.
Работают с. таблицей и материалом для ознакомления. Образуют действительные причастия от разных глаголов. Изучают правило выбора орфограммы в данных причастиях. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с текстом, насыщенным причастиями.
§ 16, тестовые задания.


30.

Действительные причастия прошедшего времени.
1
Действительные причастия прошедшего времени.

Распознают действительные причастия прошедшего времени.
Работают по таблице и с материалом для ознакомления. Образуют причастия от разных глаголов. Работают с литературными примерами, насыщенными причастиями изучаемой формы. Пишут изложение от 3-го лица.
§19, упр. 113, подготовиться к словарному диктанту.


Р 31.

Изложение.
Подготовка к написанию изложения.
2
1


Пишут подробное изложение текста.
Анализ текста.


Р 32.

Изложение.
Написание изложения.
1


Пишут подробное изложение текста.
Анализ текста.


33.

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
2
1
Страдательные причастия настоящего времени.

Распознают страдательные причастия настоящего времени.
Работают с таблицей и материалами для ознакомления. Усваивают правило выбора суффикса в страдательных причастиях. Образуют причастия от разных глаголов. Преобразуют сложное предложение в простое с причастным оборотом. Заменяют действительные причастия на страдательные. Пишут диктант.
§ 20, упр. 118, упр. 119, подготовиться к словарному диктанту.


34.

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени (продолжение темы).
1
Страдательные причастия настоящего времени.

Распознают страдательные причастия настоящего времени.
Работают с таблицей и материалами для ознакомления. Усваивают правило выбора суффикса в страдательных причастиях. Образуют причастия от разных глаголов. Преобразуют сложное предложение в простое с причастным оборотом. Заменяют действительные причастия на страдательные. Пишут диктант.
§ 20, тестовые задания, упр. 123 (устно).


35.

Страдательные причастия прошедшего времени.
1
Страдательные причастия прошедшего времени.

Распознают страдательные причастия прошедшего времени.
Работают с таблицей и материалами для ознакомления. Образуют страдательные причастия от разных глаголов. Списывают предложения с причастиями, работая над пунктуацией и орфографией. Анализируют таблицу.
§ 21, упр. 127.


Р 36.

Контрольное изложение №1.
Подготовка к написанию изложения.
2
1


Пишут подробное изложение текста.
Анализ текста.


Р 37.

Контрольное изложение №1.
Написание изложения.
1


Пишут подробное изложение текста.
Анализ текста.


Р 38.

Анализ письменных работ.
1



Индивидуальная работа над ошибками.


39.

Гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов.
1


Усваивают правило написания гласных пере н в полных и кратких страдательных причастиях.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют свои словосочетания и предложения с указанными причастиями для описания внешности человека. Проводят самопроверку усвоенного правила.
§ 22, упр. 129 или индивидуальные карточки.


40.

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.
2
1


Усваивают правила написания одной и двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и одной буквы н в отглагольных прилагательных.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают по материалу для наблюдений. Списывают литературный текст, работая над пунктуацией и орфографией. Читают выразительно текст.
§ 23, упр. 131, упр. 137 и упр.138 (устно).


41.

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов (продолжение темы).
1


Усваивают правила написания одной и двух букв н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и одной буквы н в отглагольных прилагательных.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают по материалу для наблюдений. Списывают литературный текст, работая над пунктуацией и орфографией. Читают выразительно текст.
§3, упр. 139, подготовиться к словарному диктанту.


42.

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных.
2
1


Усваивают правила написания одной и двух букв н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких отглагольных прилагательных.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают по материалу для наблюдений. Производят различные замены глаголов на краткие причастия или прилагательных на однокоренные причастия. Читают и списывают текст, расставляя знаки препинания и выделяя суффиксы. Работают над типом и стилем текста. Пишут выборочное изложение.

§ 24, упр. 144, подготовиться к словарному диктанту.


43.

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных (продолжение темы).
1


Усваивают правила написания одной и двух букв н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких отглагольных прилагательных.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают по материалу для наблюдений. Производят различные замены глаголов на краткие причастия или прилагательных на однокоренные причастия. Читают и списывают текст, расставляя знаки препинания и выделяя суффиксы. Работают над типом и стилем текста.
§ 24, тестовые задания.


44.

Проверочная работа по теме «Правописание суффиксов причастий».
1



Карточка с индивидуальными заданиями.


Р 45.

Выборочное изложение (художественное описание портрета литературного героя).
Подготовка к написанию изложения.
2
1
Выборочное изложение.

Пишут выборочное изложение текста.

Анализ текста.


Р 46.

Выборочное изложение (художественное описание портрета литературного героя).
Написание изложения.
1
Выборочное изложение.

Пишут выборочное изложение текста.

Анализ текста.


47.

Морфологический разбор причастий.
1
Морфологический разбор причастий.

Характеризуют причастие по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный морфологический разбор причастий. Читают текст, обращая внимание на интонацию перечисления.
§ 25, карточка.


48.

Слитное и раздельное написание не с причастиями.
2
1


Усваивают правило слитного и раздельного написания не с причастиями.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Выразительно читают текст, работая над его особенностями. Тренируются в разных видах орфограмм, связанных с написанием не (слитно или раздельно).
§ 26, упр. 156, подготовиться к словарному диктанту.


49.

Слитное и раздельное написание не с причастиями (продолжение темы).
1


Усваивают правило слитного и раздельного написания не с причастиями.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Выразительно читают текст, работая над его особенностями. Тренируются в разных видах орфограмм, связанных с написанием не (слитно или раздельно).
§ 26, упр. 158, тестовые задания, составить связный рассказ на указанную тему.


50.

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
1


Усваивают правило написания букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Пишут словарный диктант и составляют свои предложения.
§ 27, упр. 161, 163.


Р 51.

Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы».
Подготовка к написанию сочинения.
2
1


Собирают материал к сочинению – описанию внешности человека, пишут сочинение.
Упр. 166,
упр. 167.


Р 52.

Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы».
Написание сочинения.
1


Собирают материал к сочинению – описанию внешности человека, пишут сочинение.
Упр. 166,
упр. 167.


53.

Повторение и обобщение материала по теме «Причастие».
2
1


Отвечают на контрольные вопросы и выполняют контрольные задания. Составляют и заполняют таблицы. Распределяют причастия в зависимости от видов орфограмм. Пишут свободный диктант. Подбирают собственные примеры из произведений художественной литературы на изученную тему.
Тестовые задания.


54.

Повторение и обобщение материала по теме «Причастие» (продолжение темы).
1


Отвечают на контрольные вопросы и выполняют контрольные задания. Составляют и заполняют таблицы. Распределяют причастия в зависимости от видов орфограмм. Пишут свободный диктант. Подбирают собственные примеры из произведений художественной литературы на изученную тему.
Карточка с индивидуальными заданиями.


55.

Практикум по теме «Причастие».
2
1



Тестовые задания.


56.

Практикум по теме «Причастие» (продолжение темы).
1



Тестовые задания.


57.

Контрольная работа №2 (диктант) по теме «Причастие».
1






58.

Анализ письменных работ.
1



Индивидуальная работа над ошибками.


59.

Комплексный анализ текста.
2
1
Комплексный анализ текста.

Комплексный анализ текста.
Анализ текста.


60.

Комплексный анализ текста (продолжение темы).
1
Комплексный анализ текста.

Комплексный анализ текста.
Анализ текста.


Р 61.

Обучение написанию сжатого изложения.
1
Сжатое изложение.

Пишут сжатое изложение.
Сжатое изложение текста.



Деепричастие (13 ч. + 3 ч.)


62.

Понятие о деепричастии и деепричастном обороте. Правописание не с деепричастиями.
2
1
Деепричастие. Деепричастный оборот.

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия. Опознают деепричастия как самостоятельную часть речи.
Читают тексты в упражнениях, определяют их тип и стиль, списывают, попутно работают над орфографией. Корректируют предложения с нарушением нормы в употреблении деепричастий.
Усваивают правило написания не с деепричастиями.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.
§ 28 – 30, упр. 183, упр. 188, упр. 194.


63.

Понятие о деепричастии и деепричастном обороте. Правописание не с деепричастиями (продолжение темы).
1
Деепричастие. Деепричастный оборот.

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия. Опознают деепричастия как самостоятельную часть речи.
Читают тексты в упражнениях, определяют их тип и стиль, списывают, попутно работают над орфографией. Корректируют предложения с нарушением нормы в употреблении деепричастий.
Усваивают правило написания не с деепричастиями.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.
§ 28 – 30, упр. 195, карточка, подготовиться к словарному диктанту.


64.

Деепричастие. Пунктуация при деепричастном обороте.
2
1
Деепричастие. Деепричастный оборот.

Определяют деепричастный оборот. Опознают деепричастные обороты и отмечают их с помощью графических обозначений.
Читают текст, определяют его тип и стиль, структуру, составляют вопросный план. Заменяют глаголы на деепричастия при выполнении упражнений. Формируют навык обособления деепричастия и деепричастных оборотов. Составляют свои предложения по рисункам и схемам. Уточняют функцию деепричастия в художественном тексте.
§ 29, упр. 190, подготовиться к словарному диктанту.


65.

Деепричастие. Пунктуация при деепричастном обороте (продолжение темы).
1
Деепричастие. Деепричастный оборот.

Определяют деепричастный оборот. Опознают деепричастные обороты и отмечают их с помощью графических обозначений.
Читают текст, определяют его тип и стиль, структуру, составляют вопросный план. Заменяют глаголы на деепричастия при выполнении упражнений. Формируют навык обособления деепричастия и деепричастных оборотов. Составляют свои предложения по рисункам и схемам. Уточняют функцию деепричастия в художественном тексте.
§ 29, тестовые задания, подготовить связный рассказ о деепричастии.


66.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
1
Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Опознают деепричастия несовершенного вида.
Анализируют материал таблицы. Образуют деепричастия несовершенного вида, выделяя суффиксы. Списывают, тренируясь в опознавании и обособлении деепричастий и деепричастных оборотов.
Опознают деепричастия совершенного вида.
Анализируют материал таблицы. Выполняют тренировочные упражнения. Пишут диктант. Составляют рассказ по картине.
§ 31 – 32, упр. 202 (письменно), упр. 208 (устно).


67.

Морфологический разбор деепричастий.

Морфологический разбор деепричастий.

Характеризуют деепричастие по его морфологическим признакам и синтаксической роли.
Выполняют устный и письменный морфологический разбор деепричастий.
Пишут свободный диктант по отрывку из художественного произведения.

§33, упр. 210, упр. 211 (устно), подготовиться к словарному диктанту.


68.

Обобщение и систематизация материала по теме «Деепричастие».
2
1
Деепричастие.

Отвечают на контрольные вопросы. Готовят сообщения по изученной теме на основе сложного плана со своими примерами. Образуют различные формы глаголов и деепричастий. Списывают текст, работая над отдельными видами орфограмм и пунктуационным выделением деепричастий и деепричастных оборотов. Самостоятельно составляют таблицу обобщающего характера.
Тестовые задания.


69.

Обобщение и систематизация материала по теме «Деепричастие» (продолжение темы).
1
Деепричастие.

Отвечают на контрольные вопросы. Готовят сообщения по изученной теме на основе сложного плана со своими примерами. Образуют различные формы глаголов и деепричастий. Списывают текст, работая над отдельными видами орфограмм и пунктуационным выделением деепричастий и деепричастных оборотов. Самостоятельно составляют таблицу обобщающего характера.
Контрольные вопросы и задания (стр. 90), упр. 215.


Р 70.

Контрольное сочинение №1. Сочинение на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины.
Подготовка к написанию сочинения.
2
1


Пишут сочинение на основе картины.
Анализ текста.


Р 71.

Контрольное сочинение №1. Сочинение на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины.
Написание сочинения.
1


Пишут сочинение на основе картины.
Анализ текста.


Р 72.

Анализ письменных работ.
1



Индивидуальная работа над ошибками;
упр. 216.


73.

Практикум по теме «Деепричастие».
1



Карточка.


74.

Контрольная работа №3 (диктант) по теме «Деепричастие».
1






75.

Анализ письменных работ.
1



Индивидуальная работа над ошибками.


76.

Комплексный анализ текста.
2
1
Комплексный анализ текста.

Комплексный анализ текста.
Анализ текста.


77.

Комплексный анализ текста (продолжение темы).
1
Комплексный анализ текста.

Комплексный анализ текста.
Анализ текста.



Наречие (25 ч. + 8 ч.)


78.

Наречие как часть речи.
2
1
Наречие.

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречия.
Выписывают наречия в словосочетаниях с другими словами. Читают тексты и рассуждают об оправданности употребления наречий с точки зрения норм литературного языка и функции наречий.
§ 34, упр. 219.


79.

Наречие как часть речи (продолжение темы).
1
Наречие.

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречия.
Выписывают наречия в словосочетаниях с другими словами. Читают тексты и рассуждают об оправданности употребления наречий с точки зрения норм литературного языка и функции наречий.
§ 34, упр. 221.


80.

Смысловые группы наречий. (Разряды наречий.)
2
1
Смысловые группы наречий.

Распознают наречия разных разрядов. Составляют и записывают рассказ с использованием в нём наречий. Выполняют творческое задание по картине.
§ 35, упр. 228, составить связный рассказ о смысловых группах наречий, используя таблицу и вопросы учебника.


81.

Смысловые группы наречий. (Разряды наречий) (продолжение темы).
1
Смысловые группы наречий.

Распознают наречия разных разрядов. Составляют и записывают рассказ с использованием в нём наречий. Выполняют творческое задание по картине.
§ 35, упр. 230.


Р 82.

Сочинение в форме дневниковых записей по картине И. Попова «Первый снег».
Подготовка к написанию сочинения и написание сочинения.
1


Написание сочинения в форме дневниковых записей по картине.
Упр. 233.


83.

Степени сравнения наречий.
1
Степени сравнения наречий.

Распознают степени сравнения наречий. Образуют разные формы наречий. Работают с текстами, опознавая наречия в разных формах. Пишут диктант.
§ 36, упр. 236, упр. 237 (устно), подготовиться к словарному диктанту.


84.

Морфологический разбор наречий.
1
Морфологический разбор наречий.

Характеризуют наречие по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют морфологические разборы наречий. Попутно работают с разными видами орфограмм. Пишут рассуждения на предложенную тему на основе прочитанного текста. Пишут диктант по памяти.
§ 37, упр. 238, упр. 240 (устно).


Р 85.

Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища».
Подготовка к написанию сочинения и написание сочинения.
1
Сочинение-рассуждение.

Пишут сочинение-рассуждение.
Упр. 239.


86.

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е.
2
1


Усваивают правило слитного и раздельного написания не с наречиями на о и е.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются в написании наречий, определяя выбор орфограммы. Читают тексты, работают над их особенностями, озаглавливают, делят на абзацы, находят наречия с текстообразующей функцией. Работают с таблицей обобщённого характера.
§ 38, упр. 243, упр. 245.


87.

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е (продолжение темы).
1


Усваивают правило слитного и раздельного написания не с наречиями на о и е.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются в написании наречий, определяя выбор орфограммы. Читают тексты, работают над их особенностями, озаглавливают, делят на абзацы, находят наречия с текстообразующей функцией. Работают с таблицей обобщённого характера.
§ 38, упр. 248, тестовые задания, подготовиться к словарному диктанту.


88.

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.
2
1


Усваивают правило написания букв е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются в выборе написаний не- и ни- на материале упражнений, попутно повторяя другие виды орфограмм. Анализируют таблицу, подбирают свои примеры, составляют сложный план ответа на тему, пишут диктант. Составляют устный рассказ по опорным словам, подбирают заголовок.
§ 39, упр. 254, упр. 253.


89.

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий (продолжение темы).
1


Усваивают правило написания букв е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются в выборе написаний не- и ни- на материале упражнений, попутно повторяя другие виды орфограмм. Анализируют таблицу, подбирают свои примеры, составляют сложный план ответа на тему, пишут диктант. Составляют устный рассказ по опорным словам, подбирают заголовок.
§ 39, тестовые задания.


90.

Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.
2
1


Усваивают правило написания одной и двух букв н в наречиях на -о и -е.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются на материале упражнений в выборе н и нн. Попутно работают над разными видами орфограмм, условиями их выбора, а также повторяют пунктуацию.
§ 40, упр. 259.


91.

Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е (продолжение темы).
1


Усваивают правило написания одной и двух букв н в наречиях на -о и -е.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются на материале упражнений в выборе н и нн. Попутно работают над разными видами орфограмм, условиями их выбора, а также повторяют пунктуацию.
§ 40, карточка.


Р 92.

Описание действий.
1


Читают текст, списывают его, подчёркивая наречия и определяя их роль в описании действий. Корректируют неоправданное повторение слов, записывают исправленный вариант.
§ 41, упр. 264.


93.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.
1


Усваивают правило написания букв о и е после шипящих на конце наречий.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с таблицей по теме. Дифференцируют слова с разными видами орфограмм.
§ 42, упр. 265, упр. 267 (устно).


Р 94.

Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям.
Подготовка к написанию сочинения и написание сочинения.
1
Репортаж. Интервью.

Собирают материалы наблюдений за какими-либо действиями в разных профессиях, отмечают наречия. Пишут сочинение о труде как заметку для стенгазеты.
Упр. 262 или упр. 263.


95.

Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-.
1


Усваивают правило написания букв о и а на конце наречий.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с таблицей на данную орфограмму. Тренируются в выборе написаний букв о или а с графическим объяснением условия выбора орфограммы.

§ 43, упр. 269, упр. 271 (устно).


Р 96.

Подробное изложение с элементами сочинения.
1
Подробное изложение.

Пишут подробное изложение рассказа.
Упр. 266.


97.

Дефис между частями слова в наречиях.
2
1


Усваивают правило написания дефиса между частями слова в наречиях.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Образуют наречия разными способами и выбирают правильное написание. Сопоставляют дефисное написание неопределённых местоимений и наречий. Составляют таблицу.
§ 44, упр. 275.


98.

Дефис между частями слова в наречиях (продолжение темы).
1


Усваивают правило написания дефиса между частями слова в наречиях.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Образуют наречия разными способами и выбирают правильное написание. Сопоставляют дефисное написание неопределённых местоимений и наречий. Составляют таблицу.
§ 44, упр. 278, упр. 279 (устно), подготовиться к словарному диктанту.


Р 99.

Контрольное сочинение №2. Описание внешности и действий человека по картине Е.Н. Широкова «Друзья».
Подготовка к написанию сочинения.
2
1


Рассматривают картину и пишут рассказ от имени героя картины.
Анализ текста.


Р 100.

Контрольное сочинение №2. Описание внешности и действий человека по картине Е.Н. Широкова «Друзья».
Написание сочинение.
1


Рассматривают картину и пишут рассказ от имени героя картины.
Анализ текста.


Р 101.

Анализ письменных работ.
1



Индивидуальная работа над ошибками.


102.

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.
2
1


Усваивают правило слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют свои словосочетания или предложения с раздельным и слитным написанием слов. Читают и списывают текст, работая над разными видами орфограмм наречий.
§ 45, упр. 285, составить связный рассказ по схеме о написании наречий, подготовиться к словарному диктанту.


103.

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных (продолжение темы).
1


Усваивают правило слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют свои словосочетания или предложения с раздельным и слитным написанием слов. Читают и списывают текст, работая над разными видами орфограмм наречий.
§ 45, упр. 286.


104.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
1


Усваивают правила написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Сопоставляют разные виды орфограмм, связанных с правописанием мягкого знака после шипящих. Заполняют таблицу обобщённого характера.
§ 46, упр. 289, упр. 290 (устное высказывание по таблице).


105.

Повторение и обобщение материала по теме «Наречие».
1


Отвечают на контрольные вопросы. Готовят сообщение о наречии по собственному сложному плану. Пишут словарный диктант по теме. Пишут свободный диктант, подчёркивая наречия как члены предложения. Выполняют тренировочные упражнения на разные виды орфограмм, изученных по теме «Наречие». Составляют таблицу.
Тестовые задания, контрольные вопросы на стр. 119.


106.

Практикум по теме «Наречие».
1



Упр. 296, упр. 297.


Р 107.

Учебно-научная речь. Отзыв.
1
Учебно-научная речь. Отзыв.

Пишут сочинение на лингвистическую тему. Читают научно-популярный текст.
Определяют признаки учебно-научной речи и правила написания отзыва.
Анализируют отзывы, данные в учебнике и найденные в Интернете. Составляют собственные отзывы.

§ 47, упр. 304 или упр. 305.


108.

Контрольный работа №4 (диктант) по теме «Наречие».
1






109.

Анализ письменных работ.
1



Индивидуальная работа над ошибками.


Р 110.

Учебно-научная речь. Учебный доклад.
1
Учебно-научная речь. Учебный доклад.

Определяют понятие и структуру учебного доклада.
Составляют сложный план текста. Готовят тематические учебные доклады. Анализируют отзыв на доклад и доклад, приведённый в учебнике. Пишут мини-сочинение-рассуждение, анализируя свои доклады по различным школьным предметам.
§ 48, упр. 311 или упр. 312.







Категория состояния (3 ч. + 2 ч.)


111.

Категория состояния как часть речи.
2
1
Категория состояния как часть речи.

Определяют категорию состояния как часть речи. Различают слова категории состояния и наречия. Опознают слова категории состояния с разными значениями.
Списывают предложения, выделяя слова категории состояния как члены предложения. Читают выразительно поэтический отрывок, анализируют функцию слов категории состояния. Работают с прозаическими отрывками, определяя тип текстов и роль наречий и слов категории состояния. Пересказывают кратко художественный текст.
§ 49, упр. 315.


112.

Категория состояния как часть речи (продолжение темы).
1
Категория состояния как часть речи.

Определяют категорию состояния как часть речи. Различают слова категории состояния и наречия. Опознают слова категории состояния с разными значениями.
Списывают предложения, выделяя слова категории состояния как члены предложения. Читают выразительно поэтический отрывок, анализируют функцию слов категории состояния. Работают с прозаическими отрывками, определяя тип текстов и роль наречий и слов категории состояния. Пересказывают кратко художественный текст.
§ 49, упр. 317.


113.

Морфологический разбор категории состояния.
1
Морфологический разбор категории состояния.

Характеризуют категорию состояния по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устные и письменные разборы слов категории состояния. Читают текст, находят слова категории состояния и определяют их значение и роль.
§ 50, упр. 321.


Р 114.

Сжатое изложение с описанием состояния природы (К. Паустовский «Обыкновенная земля).
1
Сжатое изложение.

Пишут сжатое изложение по данному тексту.
Упр. 322.


Р 115.

Сочинение-рассуждение по исходному тексту.
1
Сочинение рассуждение по исходному тексту.


Пишут сочинение-рассуждение по исходному тексту. Читают публицистический текст.
Определяют признаки публицистического стиля.
Анализируют тексты, данные в учебнике и найденные в Интернете. Составляют собственные тексты.

Сочинение-рассуждение по исходному тексту.



Самостоятельные и служебные части речи (1 ч.)


116.

Самостоятельные и служебные части речи.
1
Самостоятельные и служебные части речи.

Различают самостоятельные и служебные части речи. Списывают поэтический текст, работая над орфограммами и знаками препинания, дифференцируют служебные части речи. Читают текст выразительно.
§ 51, упр. 325, составить по схемам связный рассказ по указанным темам.




Предлог (10 ч. + 1 ч.)


117.

Служебные части речи. Предлог как часть речи.
1
Предлог.

Различают предлоги. Проводят морфологический анализ предлога.
Выписывают словосочетания с предлогами. Группируют словосочетания по значению предлога. Работают над текстом научного стиля, делят текст на абзацы, составляют вопросный план, отмечают предлоги. Составляют своё текст научного стиля.
§ 52, упр. 328, подготовиться к словарному диктанту, повторить написание приставок пре- и при-.


118.

Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги.
1
Непроизводные и производные предлоги.

Знакомятся с теоретическим сведениями. Составляют словосочетания, тренируясь в употреблении предлогов. Корректируют неверное употребление предлогов и падежей существительных, записывают словосочетания в исправленном виде.
Распознают производные и непроизводные предлоги.
Дифференцируют словосочетания с разными предлогами. Анализируют производные предлоги по их происхождению. Исправляют неправильное употребление предлогов. Читают текст по ролям и списывают отрывок, анализируя употребление предлогов. Попутно работают над разными видами орфограмм и оформлением диалогов.
§ 53, 54, упр. 333, упр. 334, повторить написание приставок на з-, с-; упр. 338.


119.

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога.
1
Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога.

Распознают простые и составные предлоги.
Дифференцируют словосочетания с простыми и составными предлогами. Читают текст и работают над предложными словосочетаниями и различными видами орфограмм.
Знакомятся с планом и образцом морфологического разбора предлога.
Выполняют морфологический разбор предлогов. Читают тексты в упражнениях и работают над их особенностями. Рассматривают репродукцию картины и записывают свои впечатления.
§ 55, 56, упр. 345, упр. 346.


Р 120.

Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине (А.В. Сайкина «Детская спортивная школа») по данному началу.
1
Рассказ-репортаж.

Пишут рассказ-репортаж на основе картины по данному началу.
Упр. 348.


121.

Слитное и раздельное написание производных предлогов.
2
1


Усваивают правило слитного и раздельного написания производных предлогов.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Читают художественное описание, работают над орфографией текста, выписывают словосочетания по теме. Пишут свободный диктант.

§ 57, упр. 351.


122.

Слитное и раздельное написание производных предлогов (продолжение темы).
1


Усваивают правило слитного и раздельного написания производных предлогов.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Читают художественное описание, работают над орфографией текста, выписывают словосочетания по теме. Пишут свободный диктант.

§ 57, тестовые задания, подготовиться к словарному диктанту.


123.

Повторение и обобщение материала по теме «Предлог».
1



Тест.


124.

Практикум по теме «Предлог».
1



Карточка с индивидуальными заданиями.


125.

Контрольная работа №5 (диктант) по теме «Предлог».
1






126.

Анализ письменных работ.
1



Индивидуальная работа над ошибками.


127.

Комплексный анализ текста.
1
Комплексный анализ текста.

Комплексный анализ текста.
Анализ текста.



Союз (13 ч. + 1 ч.)


128.

Союз как часть речи.
1
Союз.

Определяют союз как часть речи. Производят морфологический анализ союза.
Списывают тексты, работая над их особенностями, выделяют союзы. Классифицируют союзы как простые и составные, сочинительные и подчинительные. Определяют смысловые отношения внутри сложных предложений, выраженных с помощью союзов.
§ 58, упр. 356, подготовиться к словарному диктанту.


129.

Союзы простые и составные.
1
Союзы простые и составные.

Распознают простые и составные союзы.
Составляют свои сложные предложения с составными союзами. Читают текст об учёном, составляют план и пересказывают текст.
§ 59, упр. 360.


130.

Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в сложном предложении.
1
Союзы сочинительные и подчинительные.

Распознают сочинительные и подчинительные союзы.
Анализируют материал для наблюдений. Выписывают сложные предложения, дифференцируя их по союзам. Составляют предложения, используя разные союзы.
Усваивают правило постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Строят схемы сложных предложений. Составляют предложения по схемам.
§ 60, 61, упр.362, 366, подготовиться к словарному диктанту.


131.

Сочинительные союзы.
2
1
Сочинительные союзы.

Знакомятся с классификацией союзов по значению. Опознают разные по значению союзы. Работают с таблицей постановки запятых между однородными членами. Составляют предложения по схемам. Пишут сочинение. Подбирают свои примеры на употребление союзов в поэтической речи.
§ 62, упр. 372, тестовые задания.


132.

Роль сочинительного союза и в простом предложении с однородными членами и в сложном.
1


Усваивают правило постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Строят схемы сложных предложений. Составляют предложения по схемам.
Тестовые задания.


133.

Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза.
1
Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза.

Знакомятся с классификацией союзов по значению. Опознают разные по значению подчинительные союзы в упражнениях. Составляют сложноподчинённые предложения из данных простых. Составляют сложные предложения по схемам. Попутно повторяют разные виды орфограмм и отдельные пунктограммыях.
Знакомятся с планом и образцом разбора. Выполняют морфологический разбор союзов в упражнениях. Читают текст, озаглавливают его, отвечают на вопросы по содержанию.
§ 63, 64, упр. 380, 381;
упр. 382; подготовиться к словарному диктанту.


Р 134.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
1
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Пишут сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Упр. 384.


135.

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато.
2
1


Усваивают правила написания союзов.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Попутно повторяют разные виды орфограмм и пунктограмм. Пишут диктант.
§ 65, упр. 388, упр. 392 (устно), подготовиться к словарному диктанту, составить план ответа по теме «Сходство и различие предлогов и союзов».


136.

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато (продолжение темы).
1


Усваивают правила написания союзов.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Попутно повторяют разные виды орфограмм и пунктограмм. Пишут диктант.
§ 65, тестовые задания.


137.

Обобщение и систематизация материала по теме «Союз».
1


Отвечают на контрольные вопросы. Готовят сообщение о предлогах и союзах по своему сложному плану и со своими примерами.
Списывают текст, работая над правописанием и ролью предлогов и союзов. Подбирают примеры на изученные темы с обозначением условий выбора орфограмм.
Упр.395,
упр. 396.


138.

Практикум по теме «Союз».
1



Карточка с индивидуальными заданиями.


139.

Контрольная работа №6 (диктант) по теме «Союз».
1






140.

Анализ письменных работ.
1



Индивидуальная работа над ошибками.


141.

Комплексный анализ текста.
1
Комплексный анализ текста.

Комплексный анализ текста.
Анализ текста.




Частица (18 ч. + 5 ч.)


142.

Понятие о частице.
1
Частица.

Производят морфологический анализ частицы. Изучают определение частицы как части речи.
Списывают предложения, выделяя частицы и обосновывая выбор. Работают над значением частиц в предложениях.
§ 66, упр. 403.


143.

Разряды частиц. Формообразующие частицы.
1
Формообразующие частицы.

Распознают частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению. Читают и списывают предложения и тексты, содержащие формообразующие частицы. Составляют и записывают свой рассказ по данному рисунку и фрагментам текста, употребляя нужные частицы.
§ 67, упр. 407, подготовиться к словарному диктанту.


144.

Смыслоразличительные частицы.
2
1
Смысловые частицы.

Определяют, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки.
Списывают предложения, выделяя смысловые частицы. Работают над интонацией в соответствии со смысловыми частицами. Производят замены частиц и наблюдают за изменением смысла. Пишут текст-инструкцию или советы, связанные со спортом.
§ 68, упр. 412, упр. 413.


145.

Смыслоразличительные частицы (продолжение темы).
1
Смысловые частицы.

Определяют, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки.
Списывают предложения, выделяя смысловые частицы. Работают над интонацией в соответствии со смысловыми частицами. Производят замены частиц и наблюдают за изменением смысла. Пишут текст-инструкцию или советы, связанные со спортом.
§ 68, тестовые задания.


146.

Раздельное и дефисное написание частиц.
1


Усваивают правила слитного и раздельного написания частиц.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют свои предложения со словом то. Распределяют слова по видам орфограмм и обозначают условия выбора дефиса. Рассматривают картину и готовят письменный текст выступления по картине.
§ 69, упр. 422, упр. 425, составить связный рассказ о частицах по записанному плану.


147.

Морфологический разбор частицы.
1
Морфологический разбор частиц.

Знакомятся с планом и образцом разбора. Выполняют письменные и устные морфологические разборы частиц. Группируют частицы по их написанию.
§ 70, упр. 428 (устно),
упр. 427.


148.

Отрицательные частицы не и ни.
1
Отрицательные частицы.

Дифференцируют не и ни как частицы и как приставки. Тренируются в подборе частиц с отрицательным значением. Пишут диктант.
§ 71, упр. 431, упр. 434; упр.


Р 149.

Контрольное изложение №2.
Подготовка к написанию изложения.
2
1


Пишут подробное изложение текста.
Анализ текста.


Р 150.

Контрольное изложение №2.
Написание изложения.
1


Пишут подробное изложение текста.
Анализ текста.


Р 151.

Анализ письменных работ.
1



Индивидуальная работа над ошибками.


152.

Различение не – ни.
2
1


Дифференцируют не и ни как частицы и как приставки. Тренируются в подборе частиц с отрицательным значением. Пишут диктант.
Тестовые задания.


153.

Различение не – ни (продолжение темы).
1


Дифференцируют не и ни как частицы и как приставки. Тренируются в подборе частиц с отрицательным значением. Пишут диктант.
Тестовые задания.


154.

Приставка не- и частица не с различными частями речи.
2
1


Изучают теоретические сведения. Выполняют упражнения, обозначая частицу не и приставку не. Составляют словосочетания и предложения с частицами. Дифференцируют слова разных частей речи с приставкой не. Составляют таблицу и заполняют её своими примерами на тему параграфа. Пишут сочинение-рассказ по данному сюжету.
§ 72, упр. 443, подготовиться к словарному диктанту.


155.

Приставка не- и частица не с различными частями речи (продолжение темы).
1


Изучают теоретические сведения. Выполняют упражнения, обозначая частицу не и приставку не. Составляют словосочетания и предложения с частицами. Дифференцируют слова разных частей речи с приставкой не. Составляют таблицу и заполняют её своими примерами на тему параграфа. Пишут сочинение-рассказ по данному сюжету.
§ 72, упр. 444.


156.

Различение частицы ни, приставки ни-, союза ни – ни,
2
1


Изучают теоретические сведения и опознают частицу, приставку, союз в упражнениях. Повторяют орфографические правила по теме параграфа. Обозначают условия выбора орфограмм в упражнениях.
§ 73, упр. 449.


157.

Различение частицы ни, союза ни – ни, приставки ни-.
1


Изучают теоретические сведения и опознают частицу, приставку, союз в упражнениях. Повторяют орфографические правила по теме параграфа. Обозначают условия выбора орфограмм в упражнениях.
§ 73, упр. 450, контрольные вопросы (стр. 180 – 181), составить сложный план рассказа о частице как части речи.


158.

Обобщение и систематизация материала по теме «Частица».
1


Отвечают на контрольные вопросы. Пишут диктант из слов с непроверяемыми орфограммами. Читают текст, озаглавливают его, работают над орфограммами и знаками препинания. Пишут свободный диктант по данному тексту. Заполняют таблицы. Готовят устный рассказ на заданную тему. Готовятся к диктанту по материалам упражнения.
Упр. 456.


159.

Практикум по теме «Частица».
1



Упр. 454.


160.

Контрольная работа №7 (диктант) по теме «Частица».
1






161.

Анализ письменных работ.
1



Индивидуальная работа над ошибками.


162.

Комплексный анализ текста.
1
Комплексный анализ текста.

Комплексный анализ текста.
Анализ текста.


Р
163.

Работа над вымышленным рассказом. Придумывание обрамлений к рассказу.
2
1



Составить рассказ.


Р 164.

Составление «рассказа в рассказе» по данному началу и концу. Написание рассказа по данному сюжету.
1



Составить рассказ.



Междометие (3 ч.)


165.

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях.
1
Междометие.

Определяют грамматические особенности междометий. Дифференцируют междометия в упражнениях. Опознают междометия, которые употреблены в значении других частей речи.
§ 74, 75,
упр. 460.


166.

Междометие. Знаки препинания при междометиях.
1
Междометие.

Изучают орфографическое и пунктуационное правила. Записывают предложения с междометиями, ставя знаки препинания. Составляют устный рассказ и вводят в текст междометия. Составляют диалог, включив в него междометия.
§ 74, 75,
упр. 461 или выписать из басен И.А. Крылова 7 предложений с междометиями.


167.

Комплексный анализ текста.
1
Комплексный анализ текста.

Комплексный анализ текста.
Анализ текста.



Повторение и систематизация изученного в V – VII классах (8 ч.)


168.

Русский язык. Разделы науки о языке. Текст и стили речи. Учебно-научная речь.
1
Русский язык. Разделы науки о языке. Текст. Стили речи. Учебно-научная речь.

Отвечают на вопросы о значении языка и его месте в международной жизни. Вспоминают высказывания русских писателей о русском языке. Выражают личностную оценку выразительных возможностей русского языка. Рассматривают таблицу о разделах русского языка, заполняют е терминами.
Вспоминают разные виды текстов и их различия. Читают тексты и обосновывают их стиль и тип речи. Пишут свободный диктант. Заполняют таблицу. Пишут сочинение на заданную тему (на выбор).
§ 76,77, упр. 469 (устное высказывание по таблице), упр. 477 или упр. 478.


169.

Фонетика. Графика.
1
Фонетика. Графика.

Отвечают на вопросы по теме. Заполняют таблицу. Выполняют частичный фонетический разбор слов. Рассказывают алфавит. Соотносят звуки и буквы в упражнениях. Составляют таблицу по теме.
§ 78, упр. 481, подготовиться к словарному диктанту.


170.

Лексика и фразеология.
1
Лексика. Фразеология.

Отвечают на вопросы по теме. Называют значения многозначных слов, выделенных в тексте. Находят диалектные слова и дают толкования их значениям. Попутно повторяют разные виды орфограмм. Расставляют и объясняют знаки препинания.
§ 79, упр. 484, составить и записать (или выписать) 5 предложений с фразеологическими оборотами.


171.

Морфемика. Словообразование.
1
Морфемика. Словообразование.

Отвечают на вопросы о значении языка и его месте в международной жизни. Вспоминают высказывания русских писателей о русском языке. Выражают личностную оценку выразительных возможностей русского языка. Рассматривают таблицу о разделах русского языка, заполняют е терминами.
Вспоминают разные виды текстов и их различия. Читают тексты и обосновывают их стиль и тип речи. Пишут свободный диктант. Заполняют таблицу. Пишут сочинение на заданную тему (на выбор).
Попутно повторяют разные виды орфограмм. Расставляют и объясняют знаки препинания.
§ 80, упр. 488.
Составить словообразовательное гнездо.


172.

Морфология и орфография.
1
Морфология и орфография.

Отвечают на вопросы о значении языка и его месте в международной жизни. Вспоминают высказывания русских писателей о русском языке. Выражают личностную оценку выразительных возможностей русского языка. Рассматривают таблицу о разделах русского языка, заполняют е терминами.
Вспоминают разные виды текстов и их различия. Читают тексты и обосновывают их стиль и тип речи. Пишут свободный диктант. Заполняют таблицу. Пишут сочинение на заданную тему (на выбор).
Попутно повторяют разные виды орфограмм. Расставляют и объясняют знаки препинания.
§ 81, 82, упр. 490 (подготовить устное высказывание по таблице), упр. 503.


173.

Синтаксис и пунктуация.
1
Синтаксис. Пунктуация.

Отвечают на вопросы о значении языка и его месте в международной жизни. Вспоминают высказывания русских писателей о русском языке. Выражают личностную оценку выразительных возможностей русского языка. Рассматривают таблицу о разделах русского языка, заполняют е терминами.
Вспоминают разные виды текстов и их различия. Читают тексты и обосновывают их стиль и тип речи. Пишут свободный диктант. Заполняют таблицу. Пишут сочинение на заданную тему (на выбор).
Попутно повторяют разные виды орфограмм. Расставляют и объясняют знаки препинания.
§ 83, 84, упр. 506, упр. 513.


174.

Контрольная работа №8 (итоговое тестирование).
2
1






175.

Контрольная работа №8 (итоговое тестирование).
1















Календарно-тематическое планирование. Русский язык. 7 класс. Базовый уровень 2016 – 2017 учебный год
Е.В. Овчинникова, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 2 г. Бронницы



13PAGE 15


13PAGE 149615