Календарно-тематическое планирование уроков русского языка для 6 класса по программе Т.А.Ладыженской (ФГОС)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе.
(204 часа, из них: развитие речи — 25 часов, региональный компонент — 10 часов)
№ урока Содержание
(разделы, темы) Колич. часов Дата проведения Оборудование Основные виды учебной деятельности
план. факт. Язык. Речь. Общение ( 2 часа)
1 Русский язык - один из развитых языков мира. 1 М-м презентация Осознают связь русского языка с культурой и историей России и мира. Осознают, что владение русским языком является важным показателем культуры человека.
2 Р.р. Язык, речь, общение. Ситуация общения
1 М-м презентация Пишут диктант. Строят рассуждение, используя как тезис приведённое в учебнике высказывание .Осознают роль языка, речи, общения в жизни человека. Определяют разницу между выражением настроения и передачей точной информации. Анализируют стихотворения.
Повторение изученного в 5 классе (12 часов)
3 Фонетика, орфоэпия. 1 М-м презентация Активизируют знания в области фонетики и орфоэпии. Выполняют фонетический разбор слов. Устраняют нарушения произносительных норм в словах. Делят слова на группы: с разделительным ъ и разделительным ь.
4 Морфемы в слове. Орфограммы в приставках. 1 Разноуровневые карточки
Таблицы Активизируют знания в области морфемики. Выполняют морфемный разбор слов. Заполняют таблицы морфемами. Анализируют стихотворение, пишут по нему диктант. Выделяют основную мысль в текстах, отвечают на вопросы к текстам. Графически обозначают орфограммы.
5 Орфограммы в корнях. 1 Разноуровневые карточки
Таблицы Активизируют знания в области морфемики. Выполняют морфемный разбор слов. Заполняют таблицы морфемами. Анализируют стихотворение, пишут понему диктант. Выделяют основную мысль в текстах, отвечают на вопросы к текстам. Графически обозначают орфограммы.
6 Части речи. 1 М-м презентация Активизируют знания в области морфологии. Выполняют морфологический разбор слов. Определяют тип и стиль речи в тексте, его основную мысль.
7 Орфограммы в окончаниях слов.
Р.р. Домашнее сочинение « Интересная встреча» ( упр.38). 1 М-м презентация
Разноуровневые карточки
Таблицы Активизируют изученные в 5 классе орфограммы, касающиеся написания окончаний слов. Обозначают условия выбора орфограмм при выполнении упражнений. Ищут в тексте языковые средства, придающие ему выразительность. Пишут сочинение на одну из предложенных тем.
8 Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания .1 М-м презентация
Разноуровневые карточки
Таблицы Активизируют знания в области синтаксиса словосочетания. Выделяют, группируют и составляют словосочетания.
9 Простое предложение. Знаки препинания .1 М-м презентация
Разноуровневые карточки
Таблицы Активизируют знания в области синтаксиса простого предложения. Списывают тексты, расставляя знаки препинания, Составляют таблицу «Члены предложения и части речи, которыми они выражаются •. Подбирают однородные члены к словам.' Выявляют предложения с обобщающим словом при однородных членах; распространённые и нераспространённые предложения; предложения с обращениями.
10 Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. 1 М-м презентация
Разноуровневые карточки
Таблицы Активизируют знания в области синтаксиса сложного предложения. Выписывают из текстов простые и сложные предложения, расставляя знаки препинания. Анализируют стихотворение с точки зрения синтаксиса. Составляют сложные предложения по схемам.
11 Синтаксический разбор предложений. 1 Приложение к учебнику Осуществляют устный и письменный синтаксический разбор простых и сложных предложений. Составляют сложные предложения.
12 Прямая речь. Диалог. 1 Таблицы Активизируют знания в области синтаксиса, касающиеся прямой речи и диалога. Выписывают из текстов предложения с прямой речью и составляют их схемы. Составляют диалоги на заданную тему. Подбирают предложения по схемам.
13 Контрольный диктант с грамматическим заданием по разделу «Повторение изученного в 5 классе». 1 Пишут диктант.
14 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 Анализируют и исправляют ошибки, допущенные при написании контрольного диктанта.
Текст ( 9 часов)
15 Текст, его особенности. 1 М-м презентация
Узнают признаки текста. Характеризуют текст по форме, виду и типу речи. Озаглавливают тексты, расставляют знаки препинания, Устраняют недочёты в выборе средств связи между предложениями.
16 Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. 1 М-м презентация
Анализируют текст с точки зрения его темы, основной мысли, смысловой цельности. Анализируют схему. Определяют основную мысль в текстах стихотворений.
17 Р.р. Сочинение по поданному началу (упр. 68). 1 Приложение к учебнику Работают над составлением текста по заданному началу Пишут сочинение-описание.
18 Начальные и конечные предложения текста. 1 Учебник Анализируют текст с точки зрения последовательности изложения. Определяют роль и признаки начальных и конечных предложений текста. Придумывают сказку по одному из приведённых в упражнении начальных и конечных предложений. Продолжают текст по данному началу.
19 Ключевые слова. 1 Учебник Выделяют ключевые слова в текстах. Пересказывают текст. Создают рассказ и описание картины, записывают ключевые слова. Определяют названия литературных про из ведений по ключевым словам.
20 Основные признаки текста. 1 Учебник Систематизируют основные признаки текста. Анализируют схему. Доказывают, что приведённое в упражнении стихотворение - текст. Анализируют диалог. Пишут рассказ.
21 Текст и стили речи. 1 Учебник Выявляют особенности функциональных стилей речи. Определяют стили речи текстов упражнений.
22 Официально-деловой стиль. 1 Учебник Узнают особенности текстов официально-делового стиля. Реализовывают тексты заявления, объяснительной записки.
23 Комплексный анализ текста. 1 Выполняют композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста, частично выполняют языковой анализ правописания отдельных слов и пунктуации.
Лексика. Культура речи ( 15 часов).
24 Слово и его лексическое значение. 1 М-м презентация
Толковый словарь. Активизируют знания об основных понятиях лексикологии. Определяют лексическое значение слов, учитывают его при выборе орфограмм. Определяют стиль, тему, основную мысль текстов. Выделяют многозначные слова и слова, употреблённые в переносном значении; подбирают синонимы и антонимы к словам.
25 Р.р.Собирание материалов к сочинению.
Подготовка к сочинению по картине А.М.Герасимова «После дождя» . 1 Учебник
Приложение к учебнику Анализируют данные в учебнике материалы к сочинению по картине и устно описывают картину. Проводят наблюдение и записывают увиденное в форме материалов к сочинению.
26 Р.р. Написание сочинения по картине А.М.Герасимова «После дождя» . 1 Пишут сочинение.
27 Общеупотребительные слова. 1 М-м презентация
Толковый словарь. Выделяют в речи общеупотребительные слова. Находят в текстах общеупотребительные и необщеупотребительные слова.
28 Профессионализмы.
1 М-м презентация
Толковый словарь. Различают профессионализмы. Находят профессионализмы в текстах учебника и в толковом словаре. Составляют предложения с профессионализмами. Отмечают ошибки художника в иллюстрациях. Определяют сферу употребления тех или иных профессионализмов.
29 Кубан. Профессиональные слова на Кубани. 1 М-м презентация
Р.М. Гриценко
« Русский язык »
.Литературная норма и кубанские говоры. 5-9 класс Определяют особенности употребления профессиональных слов на Кубани.
30 Диалектизмы.
Кубан. Употребление диалектной лексики на Кубани. 1 М-м презентация
Толковый словарь.
Р.М. Гриценко
« Русский язык».
Литературная норма и кубанские говоры. 5-9 класс Различают диалектизмы. Находят диалектизмы в текстах учебника и в толковом словаре. Подбирают соответствующие диалектизмам общеупотребительные слова. Приводят примеры диалектизмов.
31 Р.p. Подготовка к контрольному сжатому изложению (упр. 119). 1 Учебник Различают способы сжатия текста.
32 Р.р.Написание контрольного сжатого изложения (упр. 119). 1 Пишут сжатое изложение.
33 Исконно русские и заимствованные слова.
1 М-м презентация
Толковый словарь. Различают исконно русские и заимствованные слова, объясняют причины заимствования слов. Определяют происхождение слов по этимологическому словарю. Отвечают на вопросы, отгадывая заимствованные слова. Заменяют заимствованные слова исконно русскими при выполнении упражнения. Составляют словосочетания с заимствованиями.
34 Новые слова (неологизмы). 1 М-м презентация
Толковый словарь.
Характеризуют слова с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу. Выделяют неологизмы, объясняют причины их по- явления, анализируют их использование в текстах разных стилей. Объясняют лексическое значение приведённых в учебнике неологизмов.
35 Устаревшие слова. 1 М-м презентация
Толковый словарь. Выделяют в речи устаревшие слова как принадлежащие к пассивному запасу лексики. Определяют значение устаревших слов при помощи толкового словаря. Отмечают ошибки художника в иллюстрации. Выделяют устаревшие сло- ва в художественном тексте.
36 Словари. 1 Словари. Извлекают необходимую информацию из лингвистических словарей раз- личных типов (толкового, словарей синонимов, антонимов, иностранных слов, этимологического). Записывают примеры словарных статей.
37 Повторение по разделу «Лексика. Культура речи». 1 Карточки, тесты Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Определяют заимствованные слова в тексте. Пишут диктант. "Указывают признаки научного стиля в тексте.
38 Тестирование по разделу «Лексика. Культура речи». 1 Группируют слова и фразеологизмы по заданному основанию, определять лексическое значение слова и фразеологизма, используя различные типы словарей; определяют, в каком значении употреблены слова и фразеологизмы в контексте
Фразеология. Культура речи ( 6 часов).
39 Фразеологизмы.
1 М-м презентация Осознают основные понятия фразеологии. Различают свободные сочетания слов и фразеологизмы. Находят фразеологизмы в текстах упражнений и в толковом словаре и составляют с ними предложения. Работают с иллюстрациями, определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них. Подбирают к словам синонимы-фразеологизмы.
40 Кубан. Особенности кубанских фразеологизмов. 1 Р.М. Гриценко
« Русский язык »
.Литературная норма и кубанские говоры. 5-9 класс Определяют особенности употребления фразеологизмов на Кубани.
41 Источники фразеологизмов 1 Аудио-урок «Крылатые слова» Осознают источники появления некоторых фразеологизмов. Составляют предложения с фразеологизмами. Готовят сообщение о происхождении некоторых фразеологизмов. Пишут диктант.
42 Повторение по разделу «Фразеология. Культура речи». 1 Карточки, тесты Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Определяют фразеологизмы по рисункам. Пишут диктант. Заменяют свободные сочетания слов фразеологизмами.
43 Контрольная работа по теме "Лексика. Фразеология". 1 Пишут контрольную работу.
44 Анализ контрольной работы по теме "Лексика. Фразеология". Работа над ошибками. 1 Анализируют и исправляют ошибки,допущенные при написании контрольной работы.
Словообразование. Орфография. Культура речи( 24 часа)
45 Морфемика и словообразование. 1 М-м презентация Активизируют знания об основных понятиях морфемики и словообразования. Выделяют основы, окончания, корни, суффиксы и приставки в словах.
46 P.p. Описание помещения. 1 Учебник
Приложение к учебнику Характеризуют тексты, содержащие описания помещений. Находят в художественных текстах элементы описания помещений.
47 Основные способы образования слов в русском языке. 1 М-м презентация Анализируют слово с точки зрения способа его образования; различают способы образования слов; оценивают основные выразительные средства словообразования; устанавливают смысловую и структурную связь одно- коренных слов.
48 Основные способы образования слов в русском языке: морфологические и неморфологические. 1 Разноуровневые карточки, тесты
Определяют, от чего и с помощью чего образованы данные в учебнике слова; составляют цепочки однокоренных слов.
49 Этимология слов.
1 М-м презентация
Этимологический словарь Определяют происхождение слов по этимологическому словарю. Готовят устное выступление на тему истории того или иного слова. Анализируют стихотворение с точки зрения состава и способа образования слов.
50 Кубан. Словообразовательные диалектизмы .1 Р.М. Гриценко
« Русский язык »
.Литературная норма и кубанские говоры. 5-9 класс Определяют особенности употребления словообразовательных диалектизмов .на Кубани.
51 P.p. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.
Домашнее сочинение-описание помещения. 1 Учебник
Приложение к учебнику Систематизируют материалы для написания сочинения и составляют сложный план сочинения.
52 Буквы о-а в корне –кос- -кас -. 1 М-м презентация
Таблицы Усваивают правило написания букв а и о в корне -на с- - -кос-. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Определяют разные значения слов с корнем -на с- - -кос-.
53 Буквы о-а в корне –гор- - -гар -. 1 М-м презентация
Таблицы Усваивают правило написания букв а и о в корне -еар- - -гор-.Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют словосочетания с глаголами с изучаемым чередованием в корне. Об-разуют от слов с изучаемым чередованием однокоренные приставочным способом.
54 Буквы о - а в корне –зар----зор. 1 М-м презентация
Таблицы Усваивают правило написания букв а и о в корне -эар- - -эор-. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Анализируют и составляют таблицу. Объясняют орфограммы в стихотворениях. Составляют рассказ по рисункам.
55 Буквы ы-и после приставок. 1 М-м презентация
Таблицы Усваивают правило написания букв ы и и после приставок. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом, объясняя условия употребления буквы ы или и. Образовывают от слов однокоренные приставочным способом
56 Гласные в приставках пре-и при -. 1 Аудио-урок «Приставки при- и пре-» Усваивают правило написания гласных в приставках п.ре- и п.ри-.Анализируют таблицу.
57 Гласные в приставках пре-и при -. Закрепление. 1 Разноуровневые карточки, тесты
Выполняют упражнения, руководствуась усвоен- ным правилом. Определяют способы образования слов. Отрабатывают на- выки работы со словарём. Анализируют тексты, объясняют условия вы- бора орфограмм в них
58 Трудные случаи правописания приставок при- и пре-.
1 Разноуровневые карточки, тесты
Анализируют тексты, объясняют условия выбора орфограмм в них. Пишут диктант.
59 Тестирование по темам « Чередующиеся гласные» и «Правописание приставок». 1 Пишут тестовую работу.
60 Анализ тестирования. Работа над ошибками. 1 Анализируют и исправляют ошибки, допущенные при написании тестовой работы.
61 Соединительные о-е в сложных словах. 1 Аудио-урок «Сложные слова». Усваивают понятие сложного слова и правило написания соединительных о и е в сложных словах. Образуют сложные слова от данных в упражнении слов. Объясняют условия выбора орфограмм в сложных словах
62 Сложносокращённые слова. 1 М-м презентация
Таблицы Усваивают понятие сложносокращенного слова.
Образуют сложносокращённые слова и определяют, как образованы данные в упражнениях сложносокращённые слова. Анализируют рисунки.
63 P.p. Подготовка к контрольному сочинению no картине Т.Н. Яблонской «Утро» (упр.225). 1 Учебник
Приложение к учебнику Систематизируют материалы для написания сочинения и составляют план сочинения.
64 P.p. Написание контрольного сочинения no картине Т.Н. Яблонской «Утро» (упр. 225). 1 Учебник
Приложение к учебнику Пишут сочинение по картине
65 Морфемный и словообразовательный разбор слов. 1 Учебник Выделяют значимые части слова и способ его образования. Выполняют письменный морфемный и словообразовательный разбор слов. Заполняют таблицу. Определяют исходное слово в словообразовательной цепочке. Пишут диктант.
66 Повторение изученного по теме "Словообразование и орфография". 1 Разноуровневые карточки, тесты
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздeлa. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Записывают сложный план сообщения о составе слова и способах словообразования. Приводят примеры образования слов. Составляют и заполняют таблицы.
67 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование и орфография». 1 Пишут контрольный диктант.
68 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 Анализируют и исправляют ошибки, допущенные при написании контрольного диктанта. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Записывают сложный план сообщения о составе слова и способах словообразования.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное (24 часа)
69 Повторение изученного в 5 классе.
P.p. Письмо ( упр.244). 1 Таблицы Активизируют знания об имени существительном как о части речи. Характеризуют морфологические признаки имени существительного и его синтаксическую роль.
70 Имя существительное как часть речи. 1 М-м презентация
Таблицы Выделяют имена собственные в текстах. Пишут письмо товарищу. Анализируют и заполняют таблицы
71 Падежные окончания имени существительного 1 М-м презентация
Таблицы Объясняют правописание окончаний существительных. Склоняют существительные по падежам. Определяют способы образования существительных
72 Разносклоняемые имена существительные. 1 Аудио-урок «Существительные на –мя» Распознают разносклоняемые имена существительные. Заполняют и озаглавливают таблицу. Склоняют по падежам разноскло-няемые имена существительные, составляют с ними словосочетания. Пишут диктант.
73 Буква е в суффиксе -ен существительных на -мя. 1 М-м презентация
Таблицы Усваивают правило написания буквы е в суффиксе -ен- существительных на -МЯ. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Записывают план словарной статьи для словаря русских личных имён. Готовят устное выступление о происхождении имён. Пишут диктант.
74 Р.р. Устное публичное выступление о происхождении имен ( упр.263). 1 Отбирают материал для публичного выступления, выстраивают монологическое высказывание
75 Несклоняемые имена существительные. 1 Аудио-урок «Несклоняемые существительные» Распознают несклоняемые имена существительные. Составляют словосочетания с несклоннемыми именами существитель- ными, ставя их в разных падежах
76 Род несклоняемых имён существительных. 1 М-м презентация
Таблицы Определяют род несклоняемых имён существительных.
77 Род несклоняемых имён существительных .Закрепление. 1 Разноуровневые карточки, тесты
Составляют словосочетания и предложения с несклоннемыми именами существительными. Записывают текст, по аналогии с текстом устно описывают свой родной край.
78 Имена существительные общего рода. 1 М-м презентация
Таблицы Распознают имена существительные общего рода. Составляют предложения с именами существительными общего рода и согласуют их с другими частями речи. Пишут диктант.
79 Кубан. Колебания в роде и образование форм числа имён существительных в кубанских говорах. 1 Р.М .Гриценко« Русский язык »
.Литературная норма и кубанские говоры. 5-9 класс Наблюдают за колебания в роде и образование форм числа имён существительных в кубанских говорах.
80 Морфологический разбор имени существительного. 1 Учебник Характеризуют имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён существительных. Анализируют текст.
81 P.p. Подготовка к сочинению- описанию по личным наблюдениям (упр.284). 1 Учебник
Приложение к учебнику Систематизируют материалы для написания сочинения и составляют план сочинения.
82 P.p. Написание сочинения (упр.284). 1 Пишут сочинение.
83 Не с существительными.
1 Аудио-урок «Не с существительными» Усваивают правило написания не с существительными. Различают не- - приставку, не - часть корня и не - отрицательную частицу.
84 Не с существительными. Закрепление.
Разноуровневые карточки, тесты
Списывают тексты упражнений, обозначая условия выбора орфограмм и расставляя знаки препинания,
85 Буквы ч и щ в суффиксе-чик (-щик). 1 М-м презентация
Таблицы Усваивать правило написания букв ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик).
86 Буквы ч и щ в суффиксе-чик (-щик). Закрепление. 1 Разноуровневые карточки, тесты
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; обозначают условия выбора орфограмм. Узнают слова по толкованию их лексического значения. Пишут диктант.
87 Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик -. 1 М-м презентация
Таблицы Усваивают правило написания гласных в суффиксах существительных -ек и -ик. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заменяют слова однокоренными с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
88 Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. 1 М-м презентация
Таблицы Усваивают правило написания гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; обозначают условия выбора орфограмм. Определяют значения суффиксов в сло-вах. Письменно объясняют способы образования слов. Пишут диктант.
89 Повторение изученного по теме "Имя существительное"..1 Разноуровневые карточки, тесты
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме разде- ла. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составив сложный план, делают устное сообщение об имени существительном.
90 Повторение изученного по теме. Подготовка к контрольному диктанту. 1 Разноуровневые карточки, тесты
Составляют и заполняют таблицы. Характеризуют имена существительные. Анализируют стихотворный текст. Определяют основную мысль, тему текста и ключевые слова.
91 Контрольный диктант » с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». 1 Пишут контрольный диктант.
92 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 Анализируют и исправляют ошибки, допущенные при написании контрольного диктанта.
Имя прилагательное ( 27 часов)
93 Повторение изученного в 5 классе. 1 Таблицы Активизируют знания об имени прилагательном как о части речи
94 Имя прилагательное как часть речи. 1 М-м презентация
Характеризуют морфологические признаки имени прилагательного и его синтаксическую роль.
95 P.p. Описание природы.
1 Учебник
Приложение к учебнику Характеризуют тексты, содержащие описания природы. Определяют основную мысль, структуру описания природы; языковые средства, используемые в описании. Создают собственное описание природы
96 Степени сравнения прилагательных. 1 Аудио-урок « Степени сравнения прилагательных».
Правильно образовывают сравнительную и превосходную степени сравнения имён прилагательных
97 Степени сравнения прилагательных. Закрепление. 1 Разноуровневые карточки, тесты
Выделяют имена прилагательные в разных степенях сравнения как члены предложения. Выделяют морфемы в именах прилагательных в степенях сравнения. Письменно сравнивают обычные
98 Кубан. Особенности образования сравнительной степени в говорах и городском просторечии на Кубани. 1 Р.М. Гриценко
« Русский язык».
Литературная норма и кубанские говоры. 5-9 класс Определяют особенности образования сравнительной степени в говорах и городском просторечии на Кубани
99 Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные.
P.p. Домашнее сочинение -описание природы (упр.342). 1 М-м презентация
Таблицы Характеризуют имена прилагательные по значению. Распознают качественные имена прилагательные. Продолжают текст по данному началу, используя сложные прилагательные. Пишут сочинение-описание природы, предварительно составив план
100 Относительные прилагательные. 1 М-м презентация
Таблицы Распознают относительные имена прилагательные. Анализируют данные в учебнике относительные имена прилагательные, обозначающие разные признаки предмета. Озаглавливают тексты и выде- ляют в них основную мысль.
101 P.p. Подготовка к контрольному выборочному изложению « Возвращение Владимира в отчий» (упр.347). 1 Учебник
Приложение к учебнику Анализируют текст и характеризуют отдельные слова текста. Подбирают сино- нимы к прилагательным. Выписывают прилагательные из отрывка произведения художественной литературы, изучаемого в 6 классе.
102 P.p. Написание контрольного выборочного изложения« Возвращение Владимира в отчий» (упр.347). 1 Пишут выборочное изложение по произведению художественной литературы.
103 Притяжательные прилагательные. 1 М-м презентация
Распознают притяжательные имена прилагательные. Анализируют и списывают текст. Обозначают условия выбора букв ъ или ь в именах прилагательных.
104 Морфологический разбор имени прилагательного 1 Учебник Характеризуют имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён прилагательных. Анализируют текст и характеризуют отдельные слова текста. Подбирают синонимы к прилагательным. Выписывают прилагательные из отрывка произведения художественной литературы, изучаемого в 6 классе.
105 Не с прилагательными. 1 М-м презентация Усваивают правило написания не с именами прилагательными. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Различают не- - приставку, не - часть корня и не - отрицательную частицу. Пишут диктант.
106 Не с прилагательными. Закрепление. 1 Разноуровневые карточки, тесты
Усваивают правило написания не с именами прилагательными. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Различают не- - приставку, не - часть корня и не - отрицательную частицу. Пишут диктант.
107 Не с прилагательными. Урок-практикум. 1 Разноуровневые карточки, тесты
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Различают не- - приставку, не - часть корня и не - отрицательную частицу. Пишут диктант.
108 Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. 1 М-м презентация Усваивают правило написания букв о и е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.
109 P.p. Устное сочинение-описание картины Н.П. Крымова «Зимний вечер» (упр. 364). 1 Учебник
Приложение к учебнику Устно описывают картину
110 Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. 1 М-м презентация
Таблицы Усваивают правило написания одной и двух букв н в суффиксах имён прилагательных.
111 Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Закрепление. 1 Разноуровневые карточки, тесты
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Подбирают к приведённым в учебнике существительным однокоренные прилагательные с изучаемой орфограммой.
112 Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Урок-практикум. 1 Разноуровневые карточки, тесты
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.
113 P.p. Сочинение -описание игрушки (упр. 375). 1 Учебник
Приложение к учебнику Пишут сочинение -описание игрушки.
114 Различие на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.
1 М-м презентация
Усваивают правило написания суффиксов имён прилагательных -к- и -ск-.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заполняют таблицу. Пишут диктант.
115 Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. 1 М-м презентация
Усваивают правило дефисного и слитного написания сложных имён прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Образуют сложные имена прилагательные от данных в учебнике слов. Анализируют текст отрывков' из произведения художественной литературы.
116 Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Закрепление. 1 Разноуровневые карточки, тесты
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Образуют сложные имена прилагательные от данных в учебнике слов. Анализируют текст отрывков' из произведения художественной литературы.
117 Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"..1 Разноуровневые карточки, тесты
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе.
118 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». 1 Пишут контрольный диктант.
119 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 Анализируют и исправляют ошибки, допущенные при написании контрольного диктанта.
Имя числительное ( 15 часов)
120 Имя числительное как часть речи. 1 М-м презентация
Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имени числительного. Распознают количественные и порядковые числительные при выполнении упражнений. Составляют предложения с числительными. Отрабатывают навыки правильного произношения числительных, записанных цифрами. Составляют и пишут расписку.
121 Простые и составные числительные. 1 М-м презентация
Таблицы Распознают простые и составные числительные. Различают сочетания слов, указывающие на точное и приблизительное количество предметов. Анализируют числительные в тексте.
122 Кубан. Диалектные особенности произношения отдельных числительных на Кубани. 1 Р.М. Гриценко
« Русский язык».
Литературная норма и кубанские говоры. 5-9 класс Определяют диалектные особенности произношения отдельных числительных на Кубани.
123 Ь на конце и в середине числительных. 1 М-м презентация
Таблицы Усваивают правило написания слов с мягким знаком на конце и в середине числительных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Делят слова на группы согласно виду орфограммы. Определяют стиль текста, списывают его, заменяя цифры словами.
124 Порядковые числительные. 1 М-м презентация
Распознают порядковые числительные. Составляют словосочетания и предложения с порядковыми числительными. Анализируют примеры объявлений. Составляют и записывают своё объявление. Записывают слова на тему «Спортивная гимнастика» и составляют с ними сложные предложения.
125 Разряды количественных числительных. 1 М-м презентация
Определяют разряды количественных числительных. Заполняют таблицу. Доказывают, что предложения, приведённые в упражнении, составляют текст .. Обозначают падежи числительных в упражнениях. Заменяют цифры словами в упражнениях.
126 Числительные, обозначающие целые числа. 1 М-м презентация
Обозначают падежи числительных в упражнениях. Заменяют цифры сло- вами в упражнениях.
127 Дробные числительные. 1 М-м презентация
Распознают дробные числительные. Записывают словами арифметические примеры.
128 Собирательные числительные. 1 Аудио-урок «Оба,обе». Распознают собирательные числительные. Составляют словосочетания и предложения с собирательными числительными. Анализируют рисунки и составляют по ним предложения. Заменяют цифры в предложениях собирательными числительными. Пишут диктант.
129 Кубан. Диалектные формы собирательных числительных на Кубани. 1 Р.М. Гриценко
« Русский язык».
Литературная норма и кубанские говоры. 5-9 класс Наблюдают за диалектными формами собирательных числительных на Кубани.
130 Морфологический разбор имени числительного. 1 Учебник Характеризируют имя числительное по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён числительных. Составляют предложения по рисункам. Определяют основную мысль текста, заменяют числительные цифрами и списывают один из абзацев
131 Повторение изученного по теме "Имя числительное". 1 Разноуровневые карточки, тесты
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела, Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют и записывают сложный план сообщения об имени числительном как части речи. Определяют стиль текста, списывают его, заменяя числа словами.
132 Р.р. Публичное выступление-призыв на тему «Берегите природу» (упр. 432) 1 Готовят устное выступление перед классом на тему «Берегите природу!»
133 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Имя числительное" .1 Пишут контрольный диктант
134 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 Анализируют и исправляют ошибки, допущенные при написании контрольного диктанта.
Местоимение ( 26 часов)
135 Местоимение как часть речи. 1 М-м презентация
Характеризуют местоимение как часть речи. Списывают предложения, вставляя местоимения. Подчеркивают место-имения как члены предложения. Отмечают недочёты в употреблении местоимений.
136 Личные местоимения. 1 Таблицы Распознают личные местоимения. Склоняют личные местоимения по падежам
137 Особенности склонения личных местоимений. 1 Таблицы Составляют словосочетания с личными местоимениями. Заменяют в предложениях имена существительные местоимениями. Отмечают ошибки в употреблении местоимений. Пишут диктант
138 Возвратное местоимение себя. 1 М-м презентация
Распознают возвратное местоимение себя. Определяют падеж возвратного местоимения в текстах. Заменяют выде-ленные в тексте слова фразеологизмами с местоимением себя. Устраняют недочёты в употреблении местоимений.
139 Pp. Рассказ по сюжетным картинкам (упр.448). 1 Учебник Пишут рассказ от 1-го лица по рисункам.
140 Вопросительные и относительные местоимения. 1 Таблицы Распознают вопросительные и относительные местоимения. Склоняют вопросительные и относительные местоимения по падежам.
141 Кубан. Диалектные ошибки в образовании вопросительных местоимений в кубанских говорах. 1 Р.М. Гриценко
« Русский язык »
.Литературная норма и кубанские говоры. 5-9 класс Находят диалектные ошибки в образовании вопросительных местоимений в кубанских говорах.
142 Неопределённые местоимения. 1 М-м презентация
Распознают неопределённые местоимения. Анализируют таблицу. Составляют предложения с неопределёнными местоимениями, вставляют пропущенные местоимения в текст.
143 Дефис в неопределенных местоимениях. 1 Разноуровневые карточки, тесты
Определяют способы образования неопределённых местоимений. Подбирают однокоренные слова к словам с непроверяемыми орфограммами.
144 Отрицательные местоимения. 1 М-м презентация
Распознают отрицательные местоимения. Определяют способ образования отрицательных местоимений.
145 Правописание отрицательных местоимений. 1 Разноуровневые карточки, тесты
Составляют словосочетания и предложения с отрицательными местоимениями. Обозначают условия выбора не или ни и слитного или раздельного написания в отрицательных местоимениях. Пишут диктант.
146 Притяжательные местоимения. 1 М-м презентация Распознают притяжательные местоимения. Склоняют притяжательные местоимения по падежам, определяют их разряд.
147 Притяжательные местоимения. Закрепление.
1 Разноуровневые карточки, тесты
Заменяют существительные местоимениями в предложениях. Устраняют недочёты в употреблении отрицательных местоимений. Сравнивают тексты писем. Пишут диктант.
148 Кубан. Нарушение норм литературного языка в употреблении притяжательных местоимений в кубанских говорах. 1 Р.М. Гриценко
« Русский язык».
Литературная норма и кубанские говоры. 5-9 класс Определяют нарушение норм литературного языка в употреблении притяжательных местоимений в кубанских говорах.
149 Р.р. Рассуждение..Подготовка к сочинению-рассуждению (упр.480). 1 Учебник
Приложение к учебнику Систематизируют материалы для написания сочинения и составляют план сочинения.
150 Р.р. Написание сочинения-рассуждения (упр.480). 1 Пишут сочинение-рассуждение на заданную тему. Выделяют в сочинении местоимения.
151 Указательные местоимения. 1 М-м презентация Распознают указательные местоимения. Определяют падеж указательных местоимений, склоняют их по падежам.
152 Определительные местоимения. 1 М-м презентация Распознают определительные местоимения. Определяют синтаксическую роль определительных местоимений в предложениях. Анализируют таблицу. Склоняют словосочетания с определительными местоимениями.
153 Р.р. Устное сочинение –рассказ по воображению ( упр.494). 1 Учебник Составляют рассказ по воображению, соблюдая композицию повествования, развивая сюжет, используя ИВС языка.
154 Местоимения и другие части речи. 1 Учебник Выделяют местоимения по признаку сходства с другими частями речи. Заполняют таблицу. Анализируют .пословицы, содержащие местоимения.
155 Морфологический разбор местоимения.
1 Учебник Характеризируют местоимение по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор местоимений.
156 Р.р. Подготовка к сочинению по картине Е.В. Сыромятниковой "Первые зрители" (упр. 499) 1 Учебник
Приложение к учебнику Систематизируют материалы для написания сочинения и составляют план сочинения.
157 Р.р. Написание сочинения по картине Е.В. Сыромятниковой "Первые зрители" (упр. 499) 1 Пишут сочинение по картине.
158 Повторение изученного по теме «Местоимение». 1 Разноуровневые карточки, тесты
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют сложный план сообщения о местоимении как части речи, готовят сообщение. Заполняют таблицы. Выписывают местоимения из художественного текста. Озаглавливают и анализируют текст-рассуждение.
159 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Местоимение». 1 Пишут контрольный диктант.
160 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 Анализируют и исправляют ошибки, допущенные при написании контрольного диктанта.
Глагол (29 часов)
161 Повторение изученного в 5 классе.
Кубан. Особенности образования инфинитива в кубанских говорах. 1 Р.М. Гриценко
« Русский язык »
.Литературная норма и кубанские говоры. 5-9 класс Активизируют знания о глаголе как части речи. Характеризуют морфологические признаки глагола и его синтаксическую роль. Определяют вид, форму, спряжение глаголов при выполнении упражнений. Определяют особенности образования инфинитива в кубанских говорах
162 Личные окончания глаголов. 1 Разноуровневые карточки, тесты
Объясняют условия выбора гласных в корнях и окончаниях глаголов. Анализируют роль глаголов в текстах. Пишут сочинение-рассказ на заданную тему. Подбирают однокоренные глаголы к словам. Обозначают способы образования глаголов
163 P.p. Подготовка к сочинению-рассказу по сюжетным картинкам с обрамлением (упр.517). 1 Учебник
Приложение к учебнику Определяют композиционные части рассказа, учатся писать работу с обрамлением.
164 P.p. Написание сочинения-рассказа по сюжетным картинкам с обрамлением (упр.517). 1 Пишут сочинение-рассказ на заданную тему.
165 Разноспрягаемые глаголы.
Кубан. Диалектные ошибки в употреблении разноспрягаемых глаголов на Кубани. 1 Р.М. Гриценко
« Русский язык »
.Литературная норма и кубанские говоры. 5-9 класс Распознают разноспрягаемые глаголы. Указывают время, лицо, число разноспрягаемых глаголов в предложениях. Спрягают изучаемые глаголы. Анализируют таблицы. Составляют и. записывают диалог на заданную тему. Анализируют значение слов. Находят диалектные ошибки в употреблении разноспрягаемых глаголов на Кубани.
166 Глаголы переходные и непереходные. 1 М-м презентация Распознают переходные и непереходные глаголы. Составляют и анализируют словосочетания с переходными и непереходными глаголами. Составляют схемы предложений. Отмечают ошибки в употреблении глаголов.
167 Глаголы переходные и непереходные. Закрепление. 1 Разноуровневые карточки, тесты
Распознают переходные и непереходные глаголы. Составляют и анализируют словосочетания с переходными и непереходными глаголами. Составляют схемы предложений. Отмечают ошибки в употреблении глаголов. Записывают слова на тему «Стройка» и составляют с ними предложения. Пишут диктант.
168 Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. 1 М-м презентация Определяют наклонение глаголов. Распознают глаголы в изъявительном наклонении. Указывают вид и время глаголов в изъявительном наклонении. Анализируют текст и выписывают из него глаголы, распределяя их по именам.
169 Р.р. Сжатое изложение (упр.542). 1 Учебник
Приложение к учебнику Пишут изложение на заданную тему.
170 Условное наклонение. 1 М-м презентация Распознают глаголы в условном наклонении. Определяют способ образования условного наклонения.
171 Условное наклонение. Закрепление. 1 Разноуровневые карточки, тесты
Анализируют тексты и характеризуют глаголы в текстах. Составляют текст на заданную тему и выделяют в тексте глаголы в условном наклонении.
172 Кубан. Особенности образования возвратных глаголов в говорах Кубани. 1 Р.М .Гриценко« Русский язык»
.Литературная норма и кубанские говоры. 5-9 класс Наблюдают за особенностями образования возвратных глаголов в говорах Кубани.
173 Повелительное наклонение.
Кубан. Особенности образования формы повелительного наклонения на Кубани. 1 Р.М. Гриценко
« Русский язык».
Литературная норма и кубанские говоры. 5-9 класс Распознают глаголы в повелительном наклонении. Анализируют таблицу, демонстрирующую способы образования повелительного наклонения. Обозначают основу, суффиксы и окончание в глаголах в повелительном наклонении. Составляют предложения с глаголами. . Выделяют особенности образования формы повелительного наклонения на Кубани.
174 Повелительное наклонение . Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения. 1 Разноуровневые карточки, тесты
Определяют вид, время и наклонение глаголов. Пишут призывы к празднику, используя глаголы в повелительном наклонении.
175 Суффиксы глаголов повелительного наклонения. 1 Учатся азличать глаголы 2 лица множественного числа и повелительного наклонения.
176 P.p. Рассказ по сюжетным рисункам.(упр. 561) 1 Учебник
Приложение к учебнику Определяют композиционные части рассказа, включая диалог Пишут рассказ по рисункам.
177 Употребление наклонений. 1 Учебник Правильно употребляют наклонения в речи. Выражают просьбу, используя разные наклонения. Анализируют стихотворение.
178 Употребление наклонений. Закрепление. 1 Разноуровневые карточки, тесты
Заменяют в тексте глаголы в неопределённой форме глаголами в форме повелительного наклонения. Обозначают вид и наклонение глаголов в текстах. Составляют связный текст на заданную тему. Изменяют наклонения глаголов. Пишут диктант. Составляют рецепт.
179 Безличные глаголы. 1 М-м презентация Распознают безличные глаголы. Употребляют безличные глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени.
180 Безличные глаголы в текстах художественной литературы. 1 М-м презентация Составляют предложения с безличными глаголами. Пишут диктант.
181 Морфологический разбор глагола. 1 Учебник Характеризируют глагол по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор глаголов.
182 P.p. Рассказ на основе услышанного.
Домашнее сочинение ( упр.572). 1 Учебник Анализируют вступление и заключительную часть рассказа на основе услышанного. Пишут сочинение на основе услышанного от старших рассказа.
183 Правописание гласных в суффиксах глаголов. 1 Разноуровневые карточки, тесты
Усваивают правило написания гласных в суффиксах глаголов.
184 Правописание гласных в суффиксах глаголов. Закрепление. 1 Разноуровневые карточки, тесты
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Образуют от глаголов разные формы времени, лица и наклонения.
185 Повторение изученного по теме «Глагол».
1 Разноуровневые карточки, тесты
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе.
186 Комплексный анализ текста. 1 Анализируют текст, применяя условия выбора орфограмм.
187 Повторение темы «Глагол». Подготовка к контрольному диктанту. 1 Разноуровневые карточки, тесты
Составляют сложный план сообщения о глаголе как части речи, готовят сообщение. Распознают глаголы в разных формах и наклонениях в упражнениях. Называют виды орфограмм в стихотворении. Составляют и заполняют таблицы.
188 Контрольный диктант» с грамматическим заданием по теме «Глагол». 1 Пишут контрольный диктант.
189 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 Анализируют и исправляют ошибки, допущенные при написании контрольного диктанта.
Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах (15 часов).
190 Разделы науки о языке. Орфография. Орфограммы в приставках. 1 Учебник Систематизируют знания о разделах науки о языке. Заполняют таблицу. Составляют и записывают сложный план устного сообщения на тему «Разделы науки о языке».
191 Орфограммы в корне слова. 1 Разноуровневые карточки, тесты
Повторяют содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Обозначают условия выбора орфограмм в упражнениях. Составляют и заполняют таблицы. Группируют слова по видам орфограмм. Записывают примеры заданных орфограмм.
192 Орфограммы в суффиксах. 1 Разноуровневые карточки, тесты
Повторяют содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Обозначают условия выбора орфограмм в упражнениях. Составляют и заполняют таблицы. Группируют слова по видам орфограмм. Записывают примеры заданных орфограмм.
193 Орфограммы в окончаниях. 1 Разноуровневые карточки, тесты
Повторяют содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Обозначают условия выбора орфограмм в упражнениях. Составляют и заполняют таблицы. Группируют слова по видам орфограмм. Записывают примеры заданных орфограмм.
194 Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и простое предложение. 1 Разноуровневые карточки, тесты
Повторяют содержание изученных пунктуационных правил. Расставляют знаки препинания в текстах упражнений.
195 Сложное предложение. 1 Разноуровневые карточки, тесты
Повторяют содержание изученных пунктуационных правил. Расставляют знаки препинания в текстах упражнений
196 P.p. Подготовка к контрольному сочинению на самостоятельно выбранную тему (упр. 610). 1 Учебник Формулируют замысел, тему, основную мысль сочинения, выбирают тип, стиль и средства выразительности языка.
197 P.p. Написание контрольного сочинения на самостоятельно выбранную тему (упр. 610). 1 Пишут контрольное сочинение на самостоятельно выбранную тему
198 Лексика и фразеология. 1 М-м презентация Систематизируют знания о лексикологии и фразеологии как разделах науки о языке. Характеризуют устаревшие слова в отрывке из произведения художественной литературы. Определяют стиль и основную мысль текста, выписывают слова с орфограммами.
199 Словообразование. 1 М-м презентация
Разноуровневые карточки, тесты
Систематизируют знания о словообразовании как разделе науки о языке. Подбирают к словам формы и однокоренные слова. Обозначают состав слов.
200 Морфология. 1 М-м презентация
Разноуровневые карточки, тесты
Систематизируют знания о морфологии как разделе науки о языке. Указывают падежи именных частей речи. Читают текст, выписывают примеры числительных. Подбирают синоним к одному из слов текста. слов и способ их образования.
201 Синтаксис. 1 Разноуровневые карточки, тесты
Повторяют содержание изученных пунктуационных правил. Расставляют знаки препинания в текстах упражнений.
202 Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием .1 Пишут диктант.
203 Анализ итогового контрольного диктанта. Работа над ошибками. Анализируют и исправляют ошибки, полученные при написании контрольного диктанта.
204 Итоги года. Занимательный урок грамматики.
1 Закрепляют теоретические сведения по темам, изученным в течение учебного года; находят орфограммы на письме.
Итого:
204ч. К/д – 8;
к/изл. – 2;
к/соч. – 2