Доклад Концептуальные основы образовательной технологии jigsaw
Концептуальные основы образовательной технологии jigsawОбразование во всем мире рассматривается как важнейший фактор становления и развития личности как индивидуальности. Образование - условие развития личности каждого ребенка, обеспечивающее проявление его активности, самостоятельности, инициативности на основе подлинного уважения к его индивидуальным интересам и потребностям, стремлениям к творчеству и успеху в современном быстро меняющемся мире. Именно такое образование называется личностно-ориентированным. По словам Якиманской И.С., основная его функция - раскрыть индивидуальность каждого ребенка, создать условия для ее развития, обеспечить становление средствами образования критичности, самостоятельности, инициативы, творчества, их проявление в мышлении, поведении.
В мировой практике известны разные пути решения личностно-ориентированного обучения, но, наиболее приемлемым является придание учебной деятельности коллективного характера. Теоретические основы обучения в коллективе начали формироваться под влиянием представлений о социальной взаимозависимости, о развитии интеллекта и идей бихевиоризма уже в начале ХIХ века. Американский психолог Курт Коффка определил группу людей как динамичное целое, внутри которого может меняться характер взаимозависимости [22]. В 20-30-х годах ХХ века его последователь Курт Левин развил это представление и дополнил его утверждением о том, что взаимозависимость членов любого коллектива, созданная общей целью, является основой, из-за которой группа становится единым целым [23]. Это значит, изменение положения одного индивидуума приводит к изменению положения любого другого. Таким образом, источником движения группы к общей цели является напряжение во взаимоотношениях. В свою очередь, в конце 40-х годов, Мортон Дейч, сформулировал принципы сотрудничества и конкуренции, которые явились основой создания братьями Роджером и Дэвидом Джонсон теории социальной взаимозависимости. В соответствии с данной теорией, результаты работы группы (коллектива) определяются характером позитивной или негативной взаимозависимости. Позитивная взаимозависимость (сотрудничество) состоит в том, что члены коллектива, стремясь к общей цели, поддерживают друг друга и стимулируют деятельность. Негативная взаимозависимость (конкуренция, соревнование) приводит к тому, что все начинают друг другу мешать в достижении личных целей. Но если взаимозависимости нет, то каждый работает сам за себя. Жан Пиаже, Л.С. Выготский тоже полагали, что индивидуумы объединяются для познания окружающей действительности, а в результате возникающей дискуссии рождаются, разрешаются познавательные конфликты и корректируются неверные суждения. Бихевиористическая теория (Скиннер, Бандура, Хоманс, Тибо, Келли) основывалась на постулате: совместные действия, заслуживающие одобрения, будут повторяться. Таким образом, три основных подхода к теории обучения в сотрудничестве отличаются друг от друга, но именно они вызвали многочисленные исследования, которыми ученые и педагоги старались их доказать или опровергнуть. В наши дни они имеют разные названия: коллективный способ обучения, коллективное взаимообучение, обучение в сотрудничестве, организованный диалог и др. Исследования проводились А.Г. Ривиным в 30-е годы прошлого века, В.К. Дьяченко в 90-е, тремя группами американских педагогов: Р.Славиным в университете Джона Хопкинса; Р. Джонсоном и Д. Джонсоном в университете штата Миннесота; Э. Аронсоном и С. Каганом в университете штата Калифорния. Сегодня в педагогической науке технология КСО представлена разработкой теоретических и методологических основ (В.К. Дьяченко, М.А.Мкртчян).
Идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные, но если каждый отвечает за результат всей группы, то и работа его будет направлена на ликвидацию возможных пробелов при изучении материала. Такова общая идея обучения в сотрудничестве. Полат Е.С. предлагает несколько вариантов данного метода:
1.Обучение в команде /Student Team Learning ( STL ): индивидуально-групповая работа / Student-Teams-Achievement Divisions (STAD); командно-турнирная работа / Teams-Games-Tournament (TGT).
2. J I G S A W (c англ. “ажурная пила”), J I G S A W-2
3.Учимся вместе (Learning together) [14].
Рассмотрим кратко каждый метод. Student Team Learning (STL, обучение в команде). Этот вариант метода обучения в сотрудничестве был разработан в Университете Джона Хопкинса. Организация обучения в сотрудничестве в малых группах предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек (мальчиков и девочек разного уровня обученности). Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Говоря языком психологии, организуется работа по формированию ориентировочной основы действий (но для каждого ученика). Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.
После завершения заданий всеми группами учитель на каждом уроке организует либо общее обсуждение работы над этим заданием разными группами (если задание было одинаковое для всех групп, например, упражнение или задача, серия задач), либо рассмотрение заданий каждой группой, если задания были разные.
Когда учитель убеждается, что материал усвоен всеми учащимися, он дает тест на проверку понимания и усвоения нового материала. Над заданиями теста учащиеся трудятся индивидуально, вне группы. При этом учитель, конечно, дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за индивидуальную работу (тест) суммируются в группе, и объявляется общая оценка. Таким образом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом. И сильный, и слабый ученики, таким образом, могут принести группе одинаковые оценки или баллы. Такой метод может быть использован на занятиях по разным предметам, начиная от математики и кончая языковыми дисциплинами, в начальных и старших классах. Это - чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым учеником.
Разновидностью такой организации групповой деятельности является командно-игровая деятельность. Учитель так же, как и в предыдущем случае, объясняет новый материал, организует групповую работу для формирования ориентировки, но вместо индивидуального тестирования предлагает каждую неделю соревновательные турниры между командами. Для этого организуются «турнирные столы» по три ученика за каждым столом, равные по уровню обученности (слабые - со слабыми, сильные - с сильными). Это особенно рекомендуется для уроков математики, естественно-научных дисциплин. Задания даются опять же дифференцированные по сложности. Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов независимо от «планки» стола. Это означает, что слабые ученики, соревнуясь с равными им по силам учениками, имеют одинаковые шансы на успех для своей команды. Та команда, которая набирает большее количество баллов, объявляется победителем турнира с соответствующим награждением.
Learning Together разработан в университете штата Миннесота в 1987г. (David Johnson, Roger Johnson). Класс разбивается на однородные (по уровню обученности) группы в 3-4- человека. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. По ходу работы группы общаются между собой в процессе коллективного обсуждения, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая друг другу вопросы. Основные принципы: награды – всей команде, индивидуальный подход, равные возможности [6].
Другой подход в организации обучения в сотрудничестве (cooperative learning) был разработан проф. Эллиотом Аронсоном в 1978г. и назван jigsaw (в дословном переводе с английского - ажурная пила, машинная ножовка). Именно описанию этой технологии мы бы и хотели уделить большее внимание.
Данная технология сравнительно молодая и пока еще не стала «широкой повседневной практикой» на занятиях по иностранному языку. Для работы над учебным материалом учащиеся разбиваются на группы по 4-6 человек. Учебный материал разбит на фрагменты. Каждый ученик получает для разработки часть этого материала. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это так называемая «ВСТРЕЧА ЭКСПЕРТОВ». Затем ученики возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). В процессе работы в группе идет обмен информацией: все слушают друг друга, задают вопросы, делают пометки. Учащиеся кровно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. По всему тексту отчитывается вся команда, или один из её членов. На заключительном этапе мы можем попросить любого ученика ответить на любой вопрос, причем вопросы задают также и члены других групп. Ученики одной группы вправе дополнять ответ своего товарища.
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Так реализуется главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
В качестве примеров приемов работы с текстом в рамках данной технологии можно привести следующие:
- «Зигзаг». Класс делится на четверки, которые меняются на каждом уроке с тем, чтобы возникли неожиданные новые комбинации. Затем ребятам предлагается рассчитаться на 1,2,3,4, таким образом, у каждого члена группы появляется свой номер. После этого учитель предлагает школьникам обратиться к материалу урока. Кратко обсуждается тема, ставится задача - разобраться в данном материале, к концу урока каждый член группы должен понять тему. Однако растолковать ее друг другу ученики будут по частям, в результате чего группа и сможет понять ее в целом. Весь материал данного урока делится на четыре части. Первые номера каждой группы будут отвечать за первую часть, вторые - за вторую и так далее. Как только все поняли, ученики рассаживаются иначе: все первые номера собираются вместе, вторые тоже и так далее. Теперь это уже экспертные группы, их задача: изучить материал, обсудить его и досконально разобраться, выбрать наиболее приемлемые методы и приемы для объяснения товарищам в кооперативной группе. По завершении работы экспертных групп они расходятся по своим «родным» кооперативным группам и принимаются обучать своих друзей.
- «Инсерт (INSERT)». Этот приём работает на стадии осмысления содержания текста
I -interactive интерактивная
N -noting размечающая
S -system система дляE - effective эффективного
R -reading and чтения и
T -thinking размышления
Это маркировка текста значками по мере его чтения.
" V" - уже знал
"+" - новое
"-" - думал иначе
"?" - не понял, есть вопросы
Во время чтения учащиеся делают на полях пометки, заполняют таблицу, в которой значки являются заголовками граф, в таблицу тезисно заносятся сведения из текста.
- «Оставьте за мной последнее слово» (прием для стимулирования размышления после чтения текста)
1.Учащиеся находят отрывки, которые они считают интересными
2. Выписывают цитату на карточку, обязательно указав страницу
3. На обратной стороне карточки учащийся пишет свой комментарий
4. Затем цитата зачитывается перед классом, и учащиеся высказывают свои суждения
5. В заключении учитель просит учащегося, который выбрал цитату, прочитать собственный комментарий. За ним последнее слово.
- Также в качестве примера можно привести модификацию этого метода «Пила-2», которую разработал Р. Славин в 1986г.
Учащиеся работают группами по 4-5 человек. Вместо того, чтобы каждый член группы получал отдельную часть общей работы, вся команда работает над одним и тем же материалом. При этом каждый член группы получает свою подтему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Встречи экспертов из разных групп остаются. В конце цикла учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты учащихся суммируются. Команда, сумевшая достичь наибольшей суммы баллов, награждается.
Десятки учителей уже используют в своей деятельности основы и приемы данной технологии.
Технология jigsaw не является способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.
Специфика технологии jigsaw заключается в следующем. Учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Учитель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени. Речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. Стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Технология подразумевает следование определенным коммуникативным и поведенческим условиям: уважение к личности ребенка; принятие разных точек зрения; учет индивидуального стиля учебной деятельности; готовность идти на оправданный риск.
Использование этой технологии дает возможность учесть индивидуальные особенности познавательных интересов учащихся, обучать каждого в зоне ближайшего развития.
При работе по технологии jigsaw у учащихся повышается ответственность за качество собственного образования; развиваются навыки работы с текстами любого типа с большими объемами информации; развиваются творческие и аналитические способности, умение эффективно работать совместно с другими учащимися. Вся образовательная технология jigsaw базируется на исследованиях когнитивных психологов, занимающихся изучением закономерностей и механизмов процессов познания, а также - последних достижений в области психологии эффективного обучения.