Урок кубановедения на тему: Праздники народов, живущих на Кубани( 4 класс)


МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16 ГОРОДА ЕЙСКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН
Урок кубановеденияпо теме «Праздники народов, живущих на Кубани»
4 класс,
Подготовила: Бондаренко Светлана Андреевна
2016г


«Утверждаю»
________________ Н. В. Олейникова
Тема: «Праздники народов, живущих на Кубани»
Цель: продолжить знакомить учащихся с народными праздниками, обычаями и традициями народов Кубани.
Задачи урока:
Образовательная: раскрыть характеристику и описание праздников и обычаев народов Кубани;
Развивающие: развивать интерес к предмету, к истории праздников своего народа и соседних народов; активизировать словарь учащихся; развивать мышление, любознательность; Воспитательные: воспитывать чувство гордости за историческое прошлое своего народа; прививать любовь к обычаям и традициям своего народа.
Оборудование: учебник, презентация.
Планируемые результаты урока (УУД):
Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше знать; применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением товарищей; проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности, этническая и национальная самоидентификация.
Регулятивные УУД: планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Познавательные УУД: общеучебные – владеют методом познания окружающего мира – наблюдением; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические –устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме; в коммуникации строят понятные для товарищей высказывания, учитывающие, что они знают и видят, а что нет.
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент
Актуализация прошлых знаний.
Блиц-турнир.
Сообщение темы и цели урока.
Работа по теме урока
Физминутка.
Закрепление изученного материала.
Итоги урока.
Рефлексия
-Здравствуйте, ребята! Проверьте свои рабочие места, все ли лежит у вас на партах? (учебник, тетрадь, пенал)
Сегодня на уроке мы с вами поговорим об обычаях и праздниках народов, живущих на Кубани.
-Скажите ребята, а какие вы знаете народы, проживающие на территории Краснодарского края? Правильно. А знакомы ли вы с праздниками, обычаями или традициями этих народов?
-У каждого народа, каждой национальности своя история. Каждый народ обладает своими праздниками, традициями и мы обязательно должны чтить и уважать культуру наших соседей, земляков. Как правило, у всех народов традиционные праздники связаны с окончанием или началом полевых работ, свадьбой, рождением ребенка, но у каждой нации свои особенности проведения этих праздников.
- Откройте рабочую тетрадь на стр. 25. Посмотрите на задание с ключиком. Что нужно сделать? Попробуйте разгадать этот ребус. Кто первый справится, поднимите руку. Что получилось? У всех так получилось? Скажите, а кто такие земляки? - Запишите, это слово под заданием.
- Продолжим нашу работу, откройте учебник на стр. 66. Прочитаем первый абзац.

– Скажите, кто такие ученые-этнографы?
- Благодаря ученым-этнографам мы знаем множество праздников народов Краснодарского края. Например, в армянских поселениях на Кубани в предновогоднюю ночь ряженные забирались на плоские крыши домов и опускали в дымоход на веревке мешок, а хозяева складывали в него подарки. Но со временем постройки домов изменились, изменился и этот обычай: ряженные в масках или с лицами, вымазанными сажей, стали подбрасывать свои мешки на крыльцо дома. Этот народ отмечает все православные праздники, Новый год, Рождество, Пасху, а 11 августа отмечают 2й Новый год, который отмечался у древних армян. В армянском языке существует слово «тасиб» (честь, великодушие), оно играет большую роль в армянских традициях. Чем больше «тасиба» у человека, тем больше стол может позволить его «сердце» накрыть для гостя. Про гостеприимство армян знают во всем мире. По любому случаю радости и счастья принято накрывать стол. По мнению армян, чем чаще человек накрывает стол, тем больше ему вернется.
А праздники у адыгов называли игрищами. Их устраивали в большом дворе или на площади, в поле. Сюда приглашали весь аул, часто и гостей из соседних аулов. Песни, танцы, угощение, «сражения» всадников, выборы «королевы красоты», заключительный танец в огромном кругу – без этого не обходился ни один праздник!
В апреле греки отмечали праздник Сирандонанс и обязательно готовили хортарике («травяную еду») - блюдо из 40 трав. 1 мая встречали весну. Дети отправлялись в поле, где жарили яичницу, катались по траве, играли в чехарду, в прятки.
- А какие русские праздники вы знаете, и как их отмечают?
А теперь я вам расскажу.
На Кубани существуют богатые устные народные традиции. В станицах нашего края сохранилось немало интересных обрядов. Чаще всего эти обряды связаны со временами года, крестьянским трудом и культом урожая. Они передаются от старших к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них отразились уклад жизни и традиции нашего народа, его душа, доброта, щедрость, любовь к труду, к Земле-кормилице.
-С чем же связаны обряды народов Кубани?
Основные зимние праздники - это Рождество Христово, встреча Нового года и святки. Накануне Нового года, по старому стилю, ходят по дворам с колядками. Они прославляют Рождество, желают хозяевам счастья, здоровья, доброго урожая.
Заканчивалась зима - нужно было ее проводить широким гуляньем так, чтобы не вернулись злые морозы и пригласить, зазвать робкую красавицу весну. Издавна любят у нас в народе весёлую шумную Масленицу – проводы зимы и встречу весны. Во время Масленицы устраивают игры, пляски, катание на санях, сжигают на костре соломенную куклу. По древнему поверью, это должно принести хороший урожай. Самое главное угощение – румяные, аппетитные блины, пышные караваи хлеба и любимые кубанские вареники.
Летом и осенью - время сбора урожая и свадеб.

Очень многие обряды связаны с Православными праздниками. Познакомимся с некоторыми из них.
Рождество Христово.
Рождество - праздник рождения младенца Христа-Спасителя - широко отмечался и почитался на Кубани. К Рождеству в народе готовились заранее, ведь это был один из самых любимых праздников. Так, хозяйки наводили порядок в доме, скребли, чистил углы, мыли окна, вешали чистые шторы и занавеси. В самый канун Рождества - 6 января - варили кутью из зерен пшеницы, ячменя и проса. Кашу укладывали в миску или глубокую тарелку, посередине делали крест из вишневого или другого варенья, украшали мелкими конфетами, сухофруктами и изюмом края, затем перевязывали тарелку платком и дети несли “вечерю” своим крестным отцу и матери. В наше время кутью варят из риса.
Пасха
Один из самых больших Православных праздников. Все ждали этот праздник, готовились к нему. Казаки наводили порядок во дворах и конюшнях, чистили лошадей. Казачки новым веником выметали паутину из углов, стирали занавески, подбеливали печь и хату, доставали из сундуков одежду, вывешивали и гладили ее. В один из дней перед Пасхой глава семьи отправлялся на мельницу и привозил домой мешок нулевки – специальной муки мелкого помола для выпечки пасхи.
Покрова Пресвятой Богородицы
“Покрова Пресвятой Богородицы“ - 14 октября – тоже один из самых значимых православных праздников. К этому дню уже собран урожай, закончились летние работы на полях. Казаки начинали заготовлять дрова на зиму, поправляли хаты, занимались ремеслами. Женщины шили, пряли, ткали. С Покрова дня начинались свадьбы.
- Итак, сегодня мы познакомились с обычаями и праздниками народов Кубани. Мы узнали, что все народы имеют свою историю, свои праздники, обычаи и традиции. У всех народов праздники очень схожи, но обычаи их празднования различны.
- С какими праздниками вы сегодня познакомились? Как они празднуются?
-Ребята, скажите, а что из сегодняшнего урока вам понравилось больше всего? Что вы расскажите родителям?
-Что вызвало затруднения?

-Приготовьтесь к следующему уроку. Урок закончен. До свидания. Настраиваются на урок.
Подготовка рабочего места.
Слушают объяснение учителя.
- Русские, адыги, армяне, греки, украинцы, чеченцы, дагестанцы, осетины, немцы, белорусы и т.д.Слушают объяснение учителя.
Разгадывают ребус.
Получилось слово «земляки».
Ученые-этнографы способны воссоздать прошлое, собирая и изучая обычаи, традиции и фольклор.
Внимательно слушают учителя.
Рождество, Новый год, Пасха и т.д.
Связаны со временами года, крестьянским трудом и культом урожая.