Модифицированная логопедическая программа «Профилактика и коррекция аграмматической дисграфии».
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка
2-3
II. Содержание программы и учебно-тематический план
4
III. Методическое сопровождение
11
IV. Литература
12
V. Приложение
13
Пояснительная записка
Данная программа является III основным этапом логопедической коррекционно-развивающей работы с обучающимися начальных классов. Все обучающиеся 3-х классов коррекционно-развивающего обучения VII вида имеют нарушения письменной речи, обусловленные общим и системным недоразвитием речи (ЗПР). На I и II этапах работы основной задачей являлось формирование полноценных представлений о звуковом составе слова, восполнение пробелов в словарном запасе и совершенствование навыка словообразования. Данные промежуточного обследования позволили сделать следующие выводы:
в письменных работах обучающихся практически не встречаются замены по акустико-артикуляционному сходству;
значительно снизилось количество ошибок, обусловленных несформированностью языкового анализа и синтеза.
На первый план вышли ошибки, обусловленные лексико-грамматическим недоразвитием. Отмечаются аграмматизмы в виде отсутствия сложных синтаксических конструкций, аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций. Наблюдаются ошибки в согласовании, управлении. Семантические аграмматизмы проявляются в неправильном употреблении слов при составлении фразы. Вследствие недостаточной ориентировки в языковых явлениях, несовершенного набора средств языка у обучающихся данных классов наблюдаются недостаточное понимание учебных заданий, трудности в формулировании собственных мыслей, в оформлении собственных высказываний из-за недостаточно развитой связной речи.
Основная цель данной программы – предупреждение неуспеваемости, обусловленной недостаточной сформированностью лексико-грамматического строя речи.
Основные задачи:
дальнейшее обогащение словарного запаса за счёт слов, обозначающих обобщённые и абстрактные понятия, относящихся к различным частям речи;
развитие умения активно пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения навыками лексической сочетаемости слов, словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций;
формирование полноценных морфологических представлений и навыков морфологического анализа;
совершенствование умения правильного грамматического оформления предложений;
формирование связной речи;
использование при формировании орфографических навыков не только метода сознательного применения правил, но и альтернативных приёмов усвоения навыка правописания.
Продолжительность реализации программы: данная программа рассчитана на один год занятий. Объём программы: 90 занятий. Предусмотрено проведение коррекционно-развивающих занятий 3 раза в неделю продолжительностью 35 минут. Начало курса занятий – третья неделя сентября.
Основными критериями оценки эффективности реализации курса являются данные, полученные в результате первичного и повторного логопедического обследования. Первичное обследование проводится в мае – сентябре, повторное – по окончании курса занятий. Косвенным показателем эффективности могут быть успешность в обучении, отзывы учителей и родителей.
Оценка эффективности программы: данная программа предусматривает наблюдение и контроль над развитием лексико-грамматического строя речи, связной речи обучающихся. Для отслеживания и оценивания результатов коррекционной работы используются:
методика Т.А. Фотековой «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников»;
методика И.Н. Садовниковой «Диагностика нарушений письменной речи у учащихся младших классов».
Учитывая сложную структуру дефекта, коррекционно-развивающая работа носит комплексный характер и проводится по нескольким направлениям:
формирование, развитие и совершенствование умения точного соотнесения слова с предметом, явлением, действием; уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей, и дальнейшее его обогащение как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей активно пользоваться различными способами словообразования;
формирование, развитие и совершенствование полноценных представлений о морфологическом составе слова;
формирование, развитие и совершенствование умения грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложениях, моделями различных синтаксических конструкций;
формирование, развитие и совершенствование связной речи включающее в себя: установление последовательности высказывания; отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения; совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
Предполагаемый результат.
По окончании коррекционно-развивающих занятий обучающиеся должны
знать:
значимые части слова;
способы образования слов различных частей речи;
основные части речи;
виды предложений по цели высказывания и интонации.
уметь:
ориентироваться в морфологическом составе слова, то есть уметь определять, посредством каких частей слова образуются новые слова и изменяются их значения;
активно пользоваться различными способами словообразования;
подбирать родственные, однокоренные слова;
правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением);
передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развёрнутом высказывании;
определять последовательность развертывания высказывания (план), определять связность предложений и смысловую зависимость между ними.
Содержание программы и учебно-тематический план
№
Темы занятий
Задачи
Содержание занятий
Связь
с общеобразовательной программой
Активизация познавательных процессов
Кол-во
часов
Предложение. Словосочетание.
Предложение. Словосочетание.
Обучать умению выделять границы предложения, опираясь на семантическую завершенность, выделять из предложения слова, связанные между собой по смыслу (без предлога, с предлогом).
Соотнесение предложений с графической схемой;
составление предложения из слов, данных в беспорядке (все слова даны в нужной грамматической форме);
составление предложения, не меняя порядок слов (существительные даны в начальной форме);
определение границ предложения в тексте.
Различение понятий предложение и словосочетание. Выделение словосочетаний в предложении.
Определение главных членов предложения и частей речи, которыми они выражены.
Активизация межполушарного взаимодействия «Ленивые восьмерки для письма и глаз». Развитие внимания игра «Мой любимый фрукт».
2
Состав предложения.
Виды связи
в предложении.
Обучать умению устанавливать в сложных предложениях причинно-следственные связи;
дифференцировать понятия: предложение словосочетание текст.
Построение сложных предложений различного типа;
постановка вопроса к отдельным словам в предложении;
наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от переста-новки слов, изменения количества слов;
работа с деформированными предложениями.
Установление связи между главными и второстепенными членами предложения.
Составление распространённых предложений.
Различение предложений по цели высказывания и интонации.
Активизация межполушарного взаимодействия «Поза святого».
Развитие памяти «Запоминание слов».
2
Логическое ударение в предложении.
Обучать умению ставить логическое ударение в предложении.
Соотнесение предложений с графической схемой;
составление схемы постановки логического ударения;
наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от логического ударения;
отработка интонации перечисления в устной речи.
Предложения с интонацией перечисления. Обозначение на письме запятой интонации перечисления.
Активизация межполушарного взаимодействия «Крюки Кука».
Развитие мышления
«Оперирование смыслом».
2
Изложение «Березки».
Преодоление аграмматизмов в устной и письменной речи. Обучение последовательному пере-сказу с опорой на вопросы.
Составление плана рассказа в виде вопросительных и повествовательных предложений;
расширение словарного запаса.
Развитие связной речи. Анализ содержания текста, деление его на смысловые отрезки, составление плана.
Активизация межполушарного взаимодействия «Думающий колпак».
2
Контрольно-тренировочный тест «Предложение и текст».
Закрепление и проверка знаний по изученной теме.
Активизация межполушарного взаимодействия «Крюки Кука».
1
Слово. Развитие навыков словообразования
Окончание и основа слова.
Склонение существительных (выделение окончании).
Работа с перфокартами (вставить окончания существительных);
работа с деформированными предложениями (изменение формы слова);
составление предложений из слов с изменением формы существительного.
Окончание - изменяемая часть слова. Основа слова. Выделение основы.
Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания. Активизация межполушарного взаимодействия «Поза святого».
2
Корень слова.
Знакомство с понятием «корень».
Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов;
соотнесение слов со схемой;
Правописание безударных гласных в корне. Способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова.
Развитие памяти «Нелогические ассоциации».
4
Родственные слова.
Знакомство с понятием «родственное слово».
Знакомство с однокоренными словами;
подбор родственных слов;
дифференциация однокоренных и родственных слов и слов с корнями-омонимами: гора горе, рис рисовал;
последовательное накопление гнезд родственных слов.
Различение разных форм одного слова и однокоренных слов. Сравнение основ однокоренных слов и разных форм одного и того же слова.
Активизация межполушарного взаимодействия «Крюки Деннисона».
Упражнение на тренировку распределения и избирательности внимания.
5
Диктант «Лиса и ворона»
Проверка знаний по теме безударные гласные в корне слова.
1
Приставка. Роль приставки в изменении значения слова.
Практическое усвоение префиксального способа образования слов; графическое обозначение приставки; правописание приставок.
Образование слов с помощью приставок;
упражнения на различение приставки и предлога, смыслового значение предлогов, на лексический оттенок слова с приставкой и без нее.
Приставка – значимая часть слова. Правописание приставок.
Развитие временных и пространственных представлений.
Развитие внимания «Корректурная проба».
4
Суффикс. Роль суффикса в изменении значения слова.
Практическое усвоение суффиксального способа образования слов; графическое обозначение суффикса; правописание суффиксов.
Объяснение значений различных суффиксов;
образование слов с помощью суффиксов, придающих слову значение уменьшения, увеличения {стена стенка, дом домище);
образование слов с помощью суффиксов, образующих название некоторых профессий (печь печник, сварка сварщик); обогащение словаря по теме «Профессии».
Образование однокоренных слов с помощью суффиксов. Правописание суффиксов. Проверка написания гласной в суффиксах –ик, -ек.
Активизация межполушарного взаимодействия «Ленивые восьмерки для письма и глаз».
Развитие мышления «Анаграмма».
4
Сложные слова.
Практическое усвоение способа образования сложных слов; графическое обозначение сложных слов; правописание соединительных гласных.
Образование сложных слов (лесоруб, кофемолка, овощехранилище, снегоочиститель), включение ихв словосочетание и предложение.
Правописание сложных слов. Соединительные гласные.
Активизация межполушарного взаимодействия «Энергетичекая зевота».
3
Морфологический состав слова.
Совершенствование словаря детей, обучая их подбору родственных слов и образованию новых слов с помощью приставок и суффиксов; формирование навыка разбора слов по составу; закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании.
Пополнение словаря
и развитие навыков словообразования;
практические упражнения на выделение основных частей слова: корень, приставка, суффикс, окончание;
подбор однокоренных слов;
конструирование слов из данных морфем;
воспитание языкового чутья, умения чувствовать и понимать лексические оттенки слов.
Разбор слова по составу.
Развитие мышления «Выделение существенных признаков».
Развитие внимания игра «Что изменилось?».
4
Контрольно-тренировочный тест «Состав слова».
Закрепление и проверка знаний по изученной теме.
Активизация межполушарного взаимодействия «Ленивые восьмерки для письма и глаз».
1
Предлоги.
Формирование представление о смысловом значении предлогов и о предлоге как об отдельном слове, навыка предложного управления.
Закрепление понятий о предлоге как о целом слове.
узнавание и употребление предлога в устной речи без зрительной опоры;
упражнение на дифференциацию предлогов на над, по под, из из-за, из из-под;
упражнения на усвоение временных (после обеда), целевых (от головной боли), причинных (из-за непогоды) предлогов;
составление предложений с правильным употреблением падежной формы существительного спредлогом.
Правописание приставок и предлогов.
Развитие временно-пространственных представлений;
определение расположения предмета, изображенного на картинке;
4
Диктант «Осень».
Проверка усвоения дифференциации приставок и предлогов.
1
Изложение «Переменка».
Обучение последовательному пересказу с опорой на слова действия.
Составление плана рассказа с опорой на слова действия;
расширение глагольного словарного запаса.
Развитие связной речи. Анализ содержания текста, деление его на смысловые отрезки, составление плана.
Развитие памяти «Запоминание текста».
2
Развитие навыков словоизменения
Слова-предметы.
Знакомство со словами-предметами; выделение из предложения существительного;
Выделение из предложения подлежащего;
упражнения на объяснения значений слов, обозначающих отвлеченные понятия (счастье, верность, ложь);
обогащение словаря антонимами, синонимами.
Имя существительное. Основные грамматические признаки. Вопросы кто?, Что?. Одушевленные и неодушевленные существительные. Собственные и нарицательные.
Активизация межполушарного взаимодействия «Думающий колпак».
Развитие памяти «Группировка».
3
Практическое употребление существительных разного рода.
Знакомство с понятием рода.
Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу.
Род имен существительных. Существительные с твердой и мягкой основывами и их окончания в начальной форме.
Активизация межполушарного взаимодействия «Энергетичекая зевота». Развитие памяти «Оживление».
3
Практическое употребление существительных в форме единственного
и множественного
числа.
Знакомство с понятием числа, формирование навыка образования форм единственного и мно-
жественного числа имен существительных.
Упражнения на дифференциацию существительных единственного и множественного числа. Озаглавливание рассказа, письменные ответы на вопросы предложениями из текста.
Изменение существительных по числам.
Развитие памяти «Конкретизация абстрактного».
2
Изложение «Кормушка для птиц».
Преодоление аграмматизмов в устной и письменной речи. Развитие пересказа близко к тексту.
Составление подробного плана произведения;
расширение словарного запаса.
Развитие памяти «Запоминание слов».
2
Диктант «Бумажное чудо».
Проверка усвоения знаний.
1
Контрольно-тренировочный тест «Имя существительное»
Закрепление и проверка знаний по изученной теме.
Активизация межполушарного взаимодействия «Крюки Деннисона».
1
Употребление
существительных в
косвенных падежах.
Знакомство с падежными формами имен существительных; формирование навыка словоизменения; преодоление аграмматизма в устной речи.
Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей;
образование форм косвенных падежей единственного числа существительных с предлогами:
Р. п. от, до, из, без, у, для, с;
Д. п. к, по;
В. п. в (во), на, за, про, через;
Т. п. с (со), за, под, над, между, перед;
образование форм косвенных падежей множественного числа существительных без предлогов и с предлогами
составление предложения из слов, данных в беспорядке, с добавлением нужного предлога;
образование предложно-падежных конструкций;
образование форм косвенных падежей существительных I, II, III склонений.
Понятие о склонении существительных. Употребление существительных в речи.
Активизация межполушарного взаимодействия «Ленивые восьмерки для письма и глаз».
Развитие памяти «Запоминание стихов».
6
Контрольно-тренировочный тест на закрепление предложно-падежных конструкций.
Закрепление и проверка знаний по изученной теме.
1
Развитие навыков согласования слов
Слова-признаки.
Развитие навыка постановки вопроса
к словам-признакам,
умения выделять из предложения имя прилагательное.
Выделение из предложения прилагательного по значению и по вопросам;
соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой. Подбор признаков к предмету.
установление связи существительного и прилагательного в словосочетании и предложении.
обогащать словарь прилагательных синонимами, антонимами, омонимами;
Имя прилагательное. Основные грамматические признаки. Вопросы какой?, какая? какое?.
Активизация межполушарного взаимодействия «Думающий колпак».
Развитие внимания «Корректурная проба».
2
Согласование
прилагательных
с существительными
в роде и числе.
Учить согласовывать существительные
с прилагательными в роде
и числе.
Работа по словоизменению и согласованию имен
прилагательных с именами существительными в роде и числе;
согласование существительных и прилагательныхв именительном падеже единственного числа.
составление простого распространенно-го предложения из слов, данных в беспо-рядке (слова даны в начальной форме).
Число и род прилагательных. Изменение прилагательных по вопросам, числам, родам. Родовые окончания прилагательных.
Активизация межполушарного взаимодействия «Энергетичекая зевота».
Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания.
4
Изложение «Перелеска».
Формировать умение описывать предмет по предложенному плану.
Составление текста-описания по вопросам плана с элементами описания.
Развитие памяти «Запоминание текста».
2
Согласование
прилагательных с
существительными
в падеже.
Учить согласовывать существительные с прилагательными в падеже.
Согласование существительных и прилагательных в форме косвенных падежей единственного
и множественного числа;
согласование существительных и прилагательных в форме косвенных падежей образование относительных прилагательных от существительных;
образование притяжательных прилагательных от существительных (сосед соседский).
Понятие о склонении прилагательных.
Активизация межполушарного взаимодействия «Думающий колпак».
Упражнение на тренировку распределения и избирательности внимания.
4
Контрольно-тренировочный тест «Имя прилагательное»
Закрепление и проверка знаний по изученной теме.
Активизация межполушарного взаимодействия «Крюки Деннисона».
1
Местоимения.
Знакомство с понятием личные местоимения, изменение их по лицам.
Закрепление понятий о том, что местоимения первого лица указывают на говорящего, местоимения второго лица указывают на собеседника, а местоимения третьего лица на того, о ком идёт речь;
выделение местоимений в тексте.
Общее понятие о личных местоимениях
Развитие памяти «Оживление».
2
Слова-действия.
Знакомство с действиями предметов, обогащение предикативного словаря. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам.
Выделение глаголов из текста по значению и по вопросам;
подбор действия к предмету.
соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой.
упражнения на дифференциацию существительных и глаголов;
упражнения на образование глаголов приставочным способом;
включение в предложение глаголов, близких по значению. Наблюдение за изменившимся смыслом (мыть стирать, нести везти, рисовать раскрашивать);
образование возвратных глаголов (мыл мылся);
упражнения на дифференциацию глаголов совершенного и несовершенного вида (моет вымоет).
Лексическое значение (глаголы типа бегать, читать, думать, грустить и т.д.) основные грамматические признаки. Вопросы что сделать? Что сделать?
Активизация межполушарного взаимодействия «Ленивые восьмерки для письма и глаз».
Развитие памяти «Группировка».
3
Согласование
глагола с существительным в числе.
Учить согласовывать существительные и глаголы в роде и числе, выделять из предложения подлежащее и сказуемое.
Упражнения на употребление глагола в разных значениях (Идет человек. Идут часы.);
согласование существительных и глаголов единственного и множествен-ного числа в настоящем времени;
составление предложения из слов, данных в беспорядке (существительные и глаголы даны в начальной форме).
Употребление глаголов в речи.
Активизация межполушарного взаимодействия «Крюки Деннисона».
Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания.
3
Изложение «Лиса и Журавль».
Учить составлять план текста с использованием опорных глаголов.
Деление повествовательного текста на части. Выделение из каждой части опорных глаголов.
Развитие памяти «Запоминание текста».
2
Согласование
глагола с существительным в роде.
Учить согласовывать существительные и глаголы в роде, выделять из предложения подлежащее и сказуемое.
Согласование существительных и глаголов прошедшего времени в роде;
выделение из предложения сказуемого; восстановление пропущенного глагола в предложении;
упражнение на подбор пропущенного сказуемого или однородного сказуемого по смыслу;
составление предложений с однородными сказуемыми.
Время, лицо, число глаголов.
Активизация межполушарного взаимодействия «Думающий колпак».
Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания.
3
Согласование глагола с существительным во времени.
Знакомство с категорией времени глагола.
Упражнение на дифференциацию глаголов настоящего и прошедшего времени;
установление смысловых связей между частями сложноподчиненного предложения;
составление предложений с возвратны-ми и невозвратными глаголами (Мама мыла Дашу. Даша мылась в ванной.).
Время, лицо, число глаголов.
Развитие пространственно-
временных отношений.
Развитие памяти «Конкретизация абстрактного».
2
Контрольно-трениро-вочный тест «Глагол»
Закрепление и проверка знаний по изученной теме.
Текст
Работа над текстом
Закрепление понятия текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых
связей текста.
Закреплять умение восстанавливать рассказ из предложений, данных в беспорядке, выделять главные члены предложения;
установление смысловых связей между предложениями в составе текста.
Развитие связной речи.
Активизация межполушарного взаимодействия «Ленивые восьмерки».
Развитие памяти «Запоминание текста».
2
Изложение с элементами сочинения на основе собственного опыта.
Обучение самостоятельному пересказу с элементами описания.
Составление небольшого рассказа о детских играх, прогулке с элементами описания.
Употребление прилагательных в речи.
Активизация межполушарного взаимодействия «Энергетичекая зевота».
2
Диктант «Джинн в электричке».
Подведение итогов за год.
1
Методическое сопровождение
Программа построена с учётом программы по русскому языку для начальной школы авторов Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой в рамках концепции комплекта “Школа России”.
Подбор грамматических и лексических тем и их последовательность определяется как спецификой речевого нарушения, так и особенностями усвоения русского языка детьми-логопатами, с учётом таких важнейших принципов коррекционной педагогики как системность, комплексность, принцип развития, онтогенетический принцип.
Данная программа позволяет реализовывать общедидактические принципы, занимающие важное место в коррекции речевых нарушений, а именно: наглядность, доступность, сознательность, активность, индивидуальный подход, принципы педагогики сотрудничества.
В коррекционном обучении используются следующие методы:
практические;
наглядно-демонстрационные;
игровые;
методы ролевого моделирования типовых ситуаций;
словесные.
Каждый метод имеет целый комплекс разнообразных приёмов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к её решению.
Логопедическая коррекция речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи может проводиться в различной форме. Одной из форм является проведение групповых и индивидуальных логопедических занятий.
В структуру логопедического занятия входят: организационно-подготовительный, основной и заключительный этапы.
Задачей подготовительного этапа является создание положительного эмоционального фона, снятие утомления или чрезмерного возбуждения, развитие артикуляционной моторики и фонематического восприятия. На этом этапе формируется ритуал приветствия, используются различные игры на групповое сплочение, психогимнастические упражнения, элементы релаксации, упражнения для улучшения мозговой деятельности.
Задачей основного этапа является работа над активизацией словарного запаса, практическим усвоением той или иной грамматической категории, развитием связной речи. Обязательным условием является неоднократное выполнение заданий определённой лексико-грамматической направленности, имеющих разнообразное оформление. В середине основного этапа проводится динамическая пауза, содержание которой в большинстве случаев связано с темой занятия. Для динамической паузы также подбираются упражнения, направленные на развитие двигательного праксиса, моторики пальцев рук.
Задачей заключительного этапа является сообщение домашнего задания, подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы и тех чувств, которые испытывали дети в процессе занятия. Дети также дают оценку своему состоянию после занятия с помощью различных символов.
Данная программа предполагает следующие разделы коррекционной работы:
словообразование;
словоизменение;
согласование;
предложение;
текст.
Коррекционная работа осуществляется с учётом закономерностей нормального онтогенеза в развитии лексической, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе работы происходит постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала. Навыки словоизменения закрепляются сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее – в связной речи.
Овладение грамматическим строем языка, морфологическими и синтаксическими его элементами ведётся в практическом плане, без лишнего употребления грамматических терминов. Это достигается путём сознательного различения, выделения и обобщения морфологических элементов слова, синтаксических конструкций, на которые направляется внимание детей.
Обучение осуществляется на основе речевых образцов, по аналогии с которыми в дальнейшем составляются другие предложения. Применение метода моделирования позволяет уточнить представление учащихся о способах составления словосочетаний и предложений.
Лексический и демонстрационный материал необходимо подбирать с учётом принципа доступности. На занятиях дети знакомятся со свойствами предметов, пополняют словарный запас различными частями речи. Также проводится работа по дифференциации предлогов и приставок между собой. На всех занятиях уделяется внимание работе над семантикой слов.
Лексический материал (предложения, тексты (приложение 5)) сопровождается заданиями на словотворчество, на развитие воображения, что повышает эмоциональный уровень развития детей, вносит дополнительный стимул. Проверка усвоения знаний проходит в виде тестовых заданий и письменных работ (приложение 6, 7), что значительно сокращает нагрузку и повышает уровень эмоционального комфорта обучающихся.
Поскольку дети этого класса имеют интеллектуальные проблемы, одним из важных направлений коррекции является совершенствование психологических предпосылок к обучению:
активизация межполушарного взаимодействия (приложение 1);
формирование и уточнение пространственно-временных представлений;
тренировка памяти (приложение 2), запоминание при помощи ассоциативных рядов, эмоциональной близости запоминаемого, с помощью графической зашифровки объекта запоминания;
развитие внимания (приложение 3), важно для нахождения «ошибкоопасных» мест в слове, собственных ошибок;
активизация мышления (приложение 4).
Литература
Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Коррекционные упражнения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС (Коррекционная педагогика)., 2006.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС (Коррекционная педагогика)., 2001.
Забродина Л.В., Ренизрук Е.С. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Астрель, 2006.
Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/ Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003.
Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы. – М.: Астрель, 2006.
Коррекция нарушений письменной речи. Под ред. Яковлевой Н.Н. – СПб.: «КАРО», 2007.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1998.
Логопедия в школе: практический опыт. Под ред. Кукушина В.С.: – «МарТ», 2004.
Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. – М.: Гном и Д, 2007.
Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников с ОНР. – СПб.: «КАРО», 2005.
Сычева Г.Н. Изложения 2-4 класс. – Ростов на Дону: «БАРО-ПРЕСС», 2003.
Приложения
Приложение 1.
Упражнения для активизации межполушарного взаимодействия
"Крюки Деннисона" прекрасное упражнение для сосредоточения. В результате происходит полная интеграция всех психических процессов в одно целое, гармонизируется совместная работа правого и левого полушарий головного мозга. Примите по желанию положение сидя, лежа или стоя. Вытяните руки перед собой. Разверните внутренние стороны ладоней наружу, соприкоснитесь тыльными сторонами ладоней. Теперь перекрестите руки, положив ладонь правой руки на ладонь левой. Сцепите пальцы “в замок”, так чтобы большой палец правой руки оказался поверх большого пальца левой руки. Выверните руки перед грудью “наизнанку”. Кончик языка прижмите к верхнему небу, а взгляд направьте вверх. В таком положении следует находиться 1-2 минуты до появления зевка либо до ощущения достаточности. Затем, действуя в обратной последовательности, вернитесь в исходное положение. Это упражнение эффективно перед началом и завершением какого-либо дела. Его следует выполнять также в ситуации, когда вы взволнованы и желаете быстро восстановить психоэмоциональное равновесие.
"Поза святого" хорошо успокаивает, снимает нервно-мышечное напряжение и гармонизирует психические процессы. Примите положение сидя, стоя или лежа. Ноги держите параллельно, не скрещивая. Соедините попарно кончики пальцев обеих рук, словно вы обхватываете небольшой шар, и расположите кисти перед грудью. Взгляд направьте вниз. Кончик языка между зубами. Побудьте в этом положении 1-2 минуты, до появления зевоты или до ощущения достаточности. Это упражнение хорошо выполнять вместе с «Крюками Деннисона» перед началом и завершением какого-либо дела.
"Крюки Кука" эффективное упражнение для снятия напряжения и гармонизации совместной работы полушарий мозга. Сядьте, положив левую ногу на правую. Колено левой ноги насколько возможно отведите в сторону. Ладонью правой руки обхватите щиколотку левой ноги. Левую руку положите на правую так, чтобы ладонью левой руки обхватить стопу левой ноги. Язык прижмите к верхнему небу. Находитесь в такой позе 1-2 минуты до появления зевоты или ощущения достаточности.
"Ленивые восьмерки для письма" прекрасно помогают установить необходимый ритм для улучшения координации «руки-глаза». Чтобы сделать это упражнение, надо нарисовать символ «бесконечности» (восьмерка «на боку») на доске или бумаге непрерывающимся движением. Начинайте от центра, затем двигайтесь против часовой стрелки: вверх, влево и обратно к центру; затем по часовой стрелке: вверх, вправо и обратно через низ к центральной точке. Каждой рукой рисуется пять или более «восьмерок», а затем пять или более - обеими руками вместе. Лучше всего рисовать восьмерки крупно (но в пределах поля зрения), чтобы стимулировать крупные мышцы глаза, и на какой-либо поверхности, чтобы стимулировать тактильную чувствительность. Это действие способствует расслаблению мышц кистей, предплечий и плеч, а также облегчает процесс слежения глазами.
"Ленивые восьмерки для глаз" похожи на «Ленивые восьмерки для письма», за исключением того, что при их выполнении внимание фокусируется на движениях глаз и системе координации «руки-глаза», и «глаза-руки». Эти «Ленивые восьмерки» заключаются в слежении глазами за движущимся большим пальцем, описывающим «8-ку» (как знак бесконечности) в горизонтальном поле видения. Чтобы сделать это, выставьте руку вперед, поднимите большой палец на уровне переносицы в переднем зрительном поле, примерно на расстоянии локтя и начните движение по форме «Восьмерки». Движения должны быть медленными и осознанными для достижения максимальной мышечной концентрации. Держите голову прямо и расслабленно. Следите при этом за движением большого пальца только глазами. Большой палец начинает движение от центра зрительного поля и идет вверх по краю поля видения, далее следует против часовой стрелки вниз и возвращается в центр. Затем аналогично по часовой стрелке – вправо и вверх, и обратно в центр. Движение необходимо повторить как минимум по три раза каждой рукой, плавными и непрерывными движениями. После этого сцепите руки в замок: большие пальцы направлены вверх и образовывают перекрестие («X»). Сосредоточившись на центре перекрестия, проделайте «Ленивую Восьмерку», теперь уже двумя сцепленными руками.
"Думающий колпак" активизирует весь механизм слухового восприятия и способствует развитию памяти. Для того, чтобы сделать это упражнение, надо оттягивать ушные раковины, слегка выворачивая их и продвигаясь сверху вниз, несколько раз. Простое действие физического стимулирования тактильных рецепторов наружного уха пробуждает весь механизм слухового восприятия.
"Энергетическая зевота" расслабляет все лицо и поэтому поступление сенсорной информации происходит более эффективно. Для выполнения Энергетической зевоты нужно массировать мышцы вокруг зоны челюстно-височного сустава. Этот сустав находится прямо перед ушным отверстием и является суставом, соединяющим верхнюю и нижнюю челюсти. Через этот сустав проходят стволы пяти основных черепных нервов, которые собирают сенсорную информацию от всего лица, глазных мышц, языка и рта, активизируют все мышцы лица, глаз и рта при жевании и воспроизведении звуков. Упражнение «Энергетизатор» стимулирует и повышает концентрацию внимания, помогает пробудить весь организм, особенно после долгого сидения. Чтобы выполнить «Энергетизатор», положите руки на стол перед собой. Наклоните подбородок к груди, ощущая растяжение мышц спины и расслабление плеч. С глубоким вдохом запрокиньте голову назад, прогните спину и раскройте грудную клетку. Затем сделайте выдох, снова расслабьте спину и опустите подбородок к груди.
Приложение 2.
Упражнения для развития памяти
"Оживление" предложите детям представить себе какого-либо зверя, животное. После того, как образ создан, попросите их "оживить" картинку, т.е. чтобы животное начало двигаться, жить своей жизнью в воображении. Пусть дети расскажут друг другу про своих зверей. Затем подведите итоги, чей рассказ оказался самым интересным. После упражнений с живыми существами можно переходить к "оживлению" предметов. Упражнение выполняется сначала с закрытыми глазами, а потом с открытыми. Всего на различных занятиях предлагается для достижения хорошего результата оживить 50 живых существ и 100 предметов. Можно провести это упражнение в качестве игры в волшебника: ребенку предлагается стать волшебником, способным оживлять при помощи волшебной палочки все, что угодно. Например, он касается в своем воображении предмета, и тот оживает, затем "волшебник" рассказывает всем, что он видит; после роли меняются.
"Группировка" вы даете детям несколько слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчить запоминание; а потом придумать историю, которая свела бы их вместе.
Медведь
Воздух
Тележка
Ваза
Пчела
Кот
Колокольчик
Солнце
Ромашка
Вода
"Конкретизация абстрактного" упражнение направлено на формирование умения устанавливать логичные ассоциации, т.е. развивают логический вид запоминания. Найдите конкретные зрительные образы, которые могут ассоциироваться с каждым из приведенных ниже слов, например, любовь/сердце и т.д.
Зима
Время
Бедность
Смерть
Жара
Терпение
Свобода
Обед
Болезнь
Танец
Энергия
Скука
Справедливость
Скорость
Надежда
Нежность
Виновность
Счастье
"Нелогичные ассоциации" дайте детям несколько слов, логически не связанных между собой: книга, цветок, сосиска, мыло. Предложите им попробовать найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Пусть они фиксируют первые пришедшие на ум ассоциации. Постарайтесь дать простор их воображению, не ограничивайте их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история. Используйте это упражнение как можно чаще, чтобы выработать у детей устойчивый навык.
"Запоминание слов" учить детей запоминать несколько логически не связанных слов. Начните с 10 слов, например: дерево, стол, река, корзина, расческа, мыло, ежик, резинка, книга, солнце. Эти слова надо связать в рассказ:
"Представьте зеленое красивое ДЕРЕВО. Из него начинает расти в сторону доска, из доски вниз опускается ножка, получается СТОЛ. Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем лужу, которая стекает вниз, превращаясь в целую РЕКУ. Посередине реки образуется воронка, которая превращается в КОРЗИНУ. Корзина вылетает из реки на берег. Вы подходите, отламываете один край - получается РАСЧЕСКА. Вы берете ее и начинаете расчесывать свои волосы, а затем мыть их МЫЛОМ. Мыло стекает и остаются волосы, торчащие ЕЖИКОМ. Вам очень неудобно, и вы берете РЕЗИНКУ и стягиваете ею волосы. Резинка не выдерживает и лопается. Когда она падает вниз, разворачивается по прямой линии и превращается в КНИГУ. Вы открываете книгу, а из нее прямо вам в глаза ярко светит СОЛНЦЕ".
Сначала пусть дети пытаются представить рассказ, составленный вами, затем практикуются сами, придумывая рассказ (используются другие слова) и делясь им друг с другом. На заключительном этапе - вы диктуете им слова, а они, самостоятельно воображая, запоминают их. Постепенно количество слов, предназначенных для запоминания, увеличивается.
Задача взрослого во всей этой работе - привести подобную запись, упорядочение и извлечение материала из памяти в устойчивый навык работы с информацией.
"Запоминание стихов" любой текст можно представить мысленными образами, на этом и основана предлагаемая техника запоминания, которой следует обучать детей.
а) Прочитайте внимательно первую строчку стихотворения.
б) Закройте глаза и попробуйте зримо представить себе содержание этой строки в уме. Постарайтесь нарисовать картинку яркой, почувствовать, как вы к ней относитесь: нравится вам ее содержание или нет.
в) Перейдите к следующей строчке. Прочитайте ее вслух и представьте в своем оображении. Продолжайте то же самое со всеми строчками.
У детей в голове должна получиться очень ясная картина образов, содержащихся в стихотворении. Дайте им задание прочитать все стихотворение вслух без остановок, подкрепляя слова возникающими зрительными образами.
г) "Теперь, - говорите вы детям, - попробуйте вспомнить стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов. Закройте глаза и воспроизведите те образы, которые вам запомнились. Опишите их своими словами".
д) Проверьте себя, повторно перечитывая стихотворение вслух. Если нужно, подправьте образы, перечитывая стихотворение еще раз внимательно. Исправьте также последовательность, в которой эти образы у вас возникают.
е) Произнося стихотворение, вслушайтесь в звучание слов.
Обращайте внимание на ритм и рифмы.
Каждый раз обсуждайте заучиваемое стихотворение; опишите и охарактеризуйте с детьми стихи, попросите их поделиться впечатлениями от самого текста.
"Запоминание текста" примерный вариант работы с текстом, облегчающий его запоминание.
- Определите основную идею содержания текста. Выявите главное - о чем идет речь? Для этого разрешите детям бегло просмотреть текст. Обратите внимание ребят на заголовок.- Спросите, из скольких частей состоит текст. Теперь постарайтесь помочь им поставить вопросы к каждой части, основываясь на подзаголовках (если есть), а затем при чтении дайте им возможность найти на них ответы. Это позволит детям проследить развитие главной идеи произведения.
- Составьте с детьми план текста, выявляющий его структурную композицию. Для этого разбейте текст на длинные абзацы, содержание внутри которых объединено общей идеей. План можно составить письменно, а можно подчеркивать ключевые слова в абзаце, которые и составят основную мысль.
- Предложите детям пересказать эти идеи сначала вслух, а затем про себя.
- Теперь дети должны тотчас же повторно просмотреть текст, вновь акцентируя внимание на основных идеях, порядке их изложения и выделяя яркие образы и примеры, подкрепляющие основную мысль. При чтении просите детей зримо воспроизводить образы, подсказываемые текстом.
- Перейдите к рассмотрению деталей произведения. Выявите вместе с детьми самые существенные из них.
- Наконец, перейдите к личным комментариям и замечаниям детей. Выясните, что думают ребята об отношении автора к главным героям, событиям. Попросите их доказать это. Затем перейдите к обсуждению впечатлений самих детей. Старайтесь, чтобы дети не ограничивались согласием или несогласием с автором, а выражали, почему их мнение таково. Попросите их точно описать, что им нравится, а что нет.
- В заключение дайте ребятам возможность ответить на шесть простых вопросов: Кто делает, Что, Когда, Почему, Где, Как? Это позволит дольше сохранить прочитанное в активной зоне детской памяти.
Приложение 3.
Упражнения для развития внимания
«Мой любимый фрукт» упражнение позволяет создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания. Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы. Можно так же видоизменять это упражнение например «Мой день Рождения» участники группы, как и в предыдущем варианте, по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня Рождения.
"Что изменилось?" мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают. Кто первый желает проверить свою наблюдательность, пожалуйста, просим к столу! Ему предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего их опять накрывают. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены? Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается в выигрыш 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.
Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания.
Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:
1. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА
ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА
2. ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ
ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА
3. РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА
ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА
4. ГРУММОПД
5. ВАТЕРПРООФЕТТА
СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ
ЕММАСЕДАТОНОВ
6. ГРАСЕМБЛАДОВУНТ
ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВАТЕНОРРА7. ЛАЙОНОСАНДЕРА
8. МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ
МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН
Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания. Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова. Пример (слова, которые необходимо ребенку подчеркнуть, выделены курсивом):
бсолнцеитранвстолрюджыметокноггщшщатмашина
прстыюрозаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай
"Корректурная проба" данное упражнение направлено на развитие умения анализировать написанные слова, "видеть" буквы в них, а в результате сформировать внимательность. Оно представляет собой игру, которая в основе своей имеет тест "корректурная проба". Для нее берутся старые, пригодные лишь для макулатуры книги с крупным шрифтом. В течение 5 минут (только 5) детям предлагается вычеркнуть все встретившиеся буквы "а". При этом уславливается, что если ребята пропустят больше четырех букв, то они проиграли, четыре и меньше пропусков - выиграли. Проверку заданий проводят сами ребята - сосед у соседа. Затем игру можно усложнить. Например, вычеркивать в каждой строчке ту букву, которая стоит в ней первой:
Следующий этап - одну букву в строчке вычеркивать, а другую подчеркивать. Например, "е" - вычеркиваем, а букву "м" подчеркиваем". Другой вариант: "Сначала одну букву подчеркиваем, а другую вычеркиваем, затем по команде: "Внимание!" работа идет наоборот - первую вычеркиваем, а вторую подчеркиваем". Например, "1-я часть работы: "С" - подчеркиваем, "О" - вычеркиваем, по команде: "Внимание!'" проводится черта и начинается 2-я часть работы: букву "С" теперь вычеркиваем, а букву "О" - подчеркиваем. Подобное упражнение можно провести на учебном материале, предложив ученикам грамматический анализ нескольких текстов. В тексте надо подчеркнуть одной чертой имена существительные, а прилагательные - двумя, затем по команде "Внимание!" - наоборот: существительные - двумя, а прилагательные - одной. Одновременно с введением таких игровых упражнений следует изменить установку ребенка на чтение учебника по русскому языку. Детей приучают к тому, что упражнения в учебнике русского языка, надо читать вслух так, как оно написано (называя непроизносимые согласные, знаки препинания и т.д.). При проверке ребенком выполненного задания следует подчеркнуть, что читать написанное нужно вслух и так, как будто это писалось кем-то другим - "другой девочкой", "плохо обученным щенком".
Приложение 4.
Упражнения для развития мышления
"Анаграмма" в основе этого упражнения лежат задачи комбинаторного типа, т.е. такие, в которых решение получается в результате создания неких комбинаций. Примером таких комбинаторных задач являются анаграммы - буквосочетания, из которых необходимо составлять осмысленные слова. Предложите ребенку составить слово из определенного набора букв. Начните с 3 букв, постепенно доведя количество до 6-7, а может быть, и 8 и даже 9 букв. "Составь слова из следующих букв":
а) к, о, с а) е, р, о, м а) л, а, н, е, п
б) у, д, б б) ш, а, к, а б) к, ч, а, р, у
в) м, р, и в) а, к, у, р в) ч, а, к, о, с
г) т, о, р г) б, о, н, е г) п, о, г, и, р
После того, как ребенок усвоит принцип составления слов из буквосочетаний, усложните задание. С этой целью введите новое условие: "Расшифруй, какие тут спрятаны слова, и скажи, какое слово из данных лишнее".
1) с, л, у, т 2) ш, у, г, а, р 3) с, б, а, а, к, о
ш, а, ф, к е, р, а, з, б, е о, о, р, к, а, в
ж, о, а, к, л б, я, я, о, л, н ш, к, к, о, а
к, ь, в, а, р, т, о н, о, и, л, м в, ь, я, и, с, н
с, л, т, о а, с, в, и, л я, а, ц, з
Задание может быть и другого типа: "Расшифруй слова и скажи, каким общим словом их можно объединить".
1) п, и, к, а, т 2) ь, о, ч, н 3) й, е, н, и
т, ф, и, у, л ч, е, е, р, в д, а, р, г
б, и, и, т, н, о, к у, о, р, т с, г, е, н
г, а, о, п, и, с н, е, д, ь ь, д, д, о, ж
"Выделение существенных признаков" упражнение позволяет целенаправить поиск решения, активизировать мышление, создать определенный уровень абстрагирования.
Взрослый говорит детям: "Сейчас я прочитаю вам ряд слов. Из этих слов вы должны будете выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Вам нужно найти самые главные слова. Например, сад... Как вы думаете, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, т.е. то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника... собаки... забора... земли?.. Почему?" Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.
Примерные задания:
а) Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище).
б) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
в) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
г) Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
д) Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
е) Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
ж) Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
з) Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).
и) Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).
"Оперирование смыслом" упражнение для развития способностей к образованию суждений. Целенаправленность суждений, степень их глубины зависят от умения ребенка оперировать смыслом, понимать переносный смысл. Для этой работы можно использовать различный литературный материал, пословицы, поговорки, содержащие в себе возможности вербализации и трансформации текста. "Сейчас я прочитаю тебе пословицу, а ты попробуй подобрать к ней подходящую фразу, отражающую общий смысл пословицы, например:
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
а) Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы
б) Прежде чем сделать, надо хорошо подумать
в) Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал Правильный выбор здесь - "Прежде чем сделать, надо хорошо подумать", а ножницы или продавец - лишь частности и не отражают основного смысла". Примерные задания:
1. Лучше меньше, да лучше.
а) Одну хорошую книгу прочесть полезней, чем семь плохих.
б) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных. в) Важно не количество, а качество.
2. Поспешишь - людей насмешишь.
а) Клоун смешит людей.
б) Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать.
в) Торопливость может привести к нелепым результатам.
6. Сделал дело - гуляй смело.
а) Если выполнил работу хорошо, можешь отдохнуть.
б) Мальчик вышел на прогулку.
7. Умелые руки не знают скуки.
а) Петр Иванович никогда не скучает.
б) Мастер своего дела любит и умеет трудиться.
Приложение 5.
Изложения
Березки
Осенью выдался хороший денек. Прозрачно синеет даль. Белоствольные березки стоят на косогоре. Тоненькие и прямые с желтыми и бурыми листьями, они купаются в лучах солнца. Их разноцветная листва так и светится золотым огоньком. (33 сл.)
По Г. Скребицкому
Вопросы и задания к тексту
Какое время года описано в тексте?
Назовите характерные признаки осени.
Почему березку называют белоствольной?
Какая листва на березке?
Как понять выражение купаются в лучах солнца?
Что значит разноцветная листва?
Вопросы плана и слова для построения ответов
Какой денек выдался осенью? (Хороший)
Как синеет даль? (Прозрачно)
Какие березки стоят на косогоре? (Белоствольные)
Какие листья на березках? (Желтые и бурые)
Как сказать, что они освещаются солнцем? (Купаются в лучах солнца)
Что говорится о разноцветной листве? (Светится золотым огоньком)
Словарно-орфографическая работа
Слова для справок: косогор, березка, огоньком, желтые.
Как понять выражение прозрачно синеет даль?
Разобрать по составу слова белоствольная, разноцветные, косогор.
Разделить на слоги слова прозрачно, выдался, листьями.
Объяснить написание мягкого знака в словах листьями, огоньком, тоненькие, белоствольные, осенью.
Проверить безударные гласные в словах осенью, денек, синеет, стоят, прямые, листва
Переменка
Звенит заливистый звонок. Окончен урок математики. Наступает любимая переменка. Дети с шумом выбегают из класса. У каждого свои дела! Вика и Аня торопятся в буфет. Саша и Толя решили побегать по школьным коридорам. Дежурные вытирают доску и проветривают класс. Но вот звенит звонок. В класс вошла учительница Ирина Константиновна. Начинается урок чтения. (52 сл.)
Вопросы и задания к тексту
Для чего в школе дается перемена? Как вы ее используете?
Куда торопятся Вика и Аня?
Что решили сделать Саша и Толя?
Чем заняты дежурные в перемену?
Вопросы плана и слова для построения ответов
Какой звенит звонок? (Заливистый)
Какой урок окончен? (Математики)
Как выбегают дети из класса? (С шумом)
Кто торопится в буфет? (Вика и Аня)
Кто решил побегать по школьным коридорам? (Толя и Саша)
Что делают дежурные в классе? (вытирают доску, проветривают класс)
Перемена окончена. Куда звенит звонок? (На урок)
Кто вошел в класс? (Ирина Константиновна)
Какой урок начался? (Чтения)
Словарно-орфографическая работа
Слова для справок: коридор, буфет, дежурные, класс.
Объяснить выражение заливистый звонок.
Объяснить написание больших букв в тексте.
Разделить на слоги слова дежурные, заливистый, торопятся.
Обратить внимание на написание предлогов и приставок.
Обратить внимание на написание слова математика.
Кормушка для птиц
Наступила зима. На улице мороз. Витя и Андрей решили сделать кормушку для птиц. Работа закипела. И скоро столик был готов. Утром дети побежали в сад. Хотелось скорее открыть птичью столовую. Кормушку повесили на яблоне. Насыпали крошек хлеба. Гости не заставили себя долго ждать.
Теперь птицы зимой будут сыты. (48 ел.)
Вопросы и задания к тексту
Какое время года наступило?
Что решили сделать Витя и Андрей?
Как они работали?
Где повесили кормушку?
Что насыпали туда?
Как понять выражение гости не заставили себя ждать?
Почему особенно зимой надо подкармливать птиц?
Примерный план
Решение сделать кормушку для птиц.
Работа закипела.
Птичья столовая ждет гостей.
Сытая будет зима.
Словарно-орфографическая работа
Проверить безударные гласные в словах кормушка, столовая, зимой.
Проверить сомнительные согласные в словах готов, мороз.
Обратить внимание на приставки в глаголах сделать, заставили, побежали, наступила, закипела, повесили, открыть.
Объяснить постановку мягкого знака в словах птичья, ждать.
Обратить внимание на окончание существительного на яблоне.
Перелеска
Под березками в лесу можно найти милые весенние растения. Эти синие звездочки – голубая перелеска. Как хороши свежие, чистые, яркие цветы под сухими листьями березы!
Скоро расцветет и белая перелеска. На светлых полянах она разрастается чудесным ковром. Ярко выделяются светлые разрезные листья и над ними белые цветочки с тонкими нежными лепестками. (50 ел.)
По Н. Павловой
Вопросы и задания к тексту
Первые весенние цветы, которые часто называют пролеской, перелеской, подснежником, являются украшением наших лесов. С чем сравнивает их автор? (С синими звездочками).
Как вы думаете, сколько сил надо этим тонким нежным цветам, чтобы пробиться из-под толстого слоя сухих прошлогодних листьев.
С чем сравнивается обилие белых перелесок? (С чудесным ковром)
Можно ли по этому описанию почувствовать отношение автора к цветам?
Примерный план
Голубая перелеска.
Белая перелеска.
Словарно-орфографическая работа
Слова для справок: лепестки, растение, перелеска.
Обратить внимание на приставочные глаголы и прилагательные расцветает, разрастается, разрезные.
Обратить внимание на суффиксы в словах звездочки, цветочки и в них сочетание ЧК.
Объяснить написание мягкого знака в словах листья, листьями.
Обратить внимание на написание признаков: весенние растения, синие звездочки, голубая перелеска, белая перелеска, чудесный ковер, нежные тонкие лепестки, разрезные листья, сухие листья.
Приложение 6.
Тесты для 3 класса
Предложение и текст
1. Выберите правильное определение предложения.
Предложение - это слова в тексте.
Предложение - это слово или несколько слов, связанных или не связанных между собой по смыслу.
Предложение - это случайный набор слов или словосочетаний.
Предложение - это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.
Предложение - это слова в тексте.
Определите, сколько предложений в тексте:
Наступила осень в зелёной листве деревьев появились жёлтые пряди ярко краснеют гроздья рябины а сколько грибов появилось в лесу очень хороши стройные подберёзовики и нарядные подосиновики.
1. три 2. четыре 3. пять 4. шесть 5. семь
Отметьте слово, с которого начинается пятое предложение в следующем тексте:
До чего же хорошо было на лугу ветерок шутил с колосками у ручейка зеленела яркая травка между листьями выглядывали жёлтыми глазками весёлые лютики у пригорка росли пышные кустики лугового василька.
1. у ручейка 2. между листьями 3. лютики 4. у пригорка 5. росли
Какие бывают предложения по цели высказывания?
длинные
вопросительные
восклицательные
повествовательные
побудительные
В каких предложениях нужно поставить знак вопроса?
Когда начнётся фильм
С кем ты пойдёшь на праздник
Что ты подаришь другу
Мама испекла вкусные пирожки
Меня зовут Саша
Определите, сколько восклицательных предложений в тексте:
Шелестит хлебное поле. Шепчут о чём-то колосья. Много людей растили хлеб. В кусочке хлеба солёный пот хлеборобов. Берегите каждое зёрнышко. Берегите хлеб.
1. два 2. три 3. четыре 4. пять 5. шесть
Найдите главные члены в следующем предложении:
Зелёные ёлочки выгибают колючие ветки.
колючие ветки 4. ветки выгибают
зелёные ёлочки 5. ёлочки выгибают
выгибают колючие ветки
В каких предложениях правильно указаны подлежащее и сказуемое?
Сова охотится ночью.
Грачи и соловьи вьют гнёзда на деревьях.
Нависли тучи над городом.
Тропинки в лесу укрыл ковёр из пёстрых листьев.
Миша пишет письмо другу.
Укажите второстепенные члены в следующем предложении:
Крупные капли дождя застучали по крышам домов.
капли, застучали
крупные, капли, дождя, по крышам, домов
крупные, дождя, застучали, по крышам, домов
крупные, дождя, по крышам, домов
крупные, домов
Какими словами можно распространить предложение:
Падают снежинки.
1. на землю 2. пушистые 3. снежные 4. медленно 5. с грохотом
Выберите правильное определение словосочетания.
Словосочетание - это главные члены предложения.
Словосочетание - это подлежащее и сказуемое.
Словосочетание - это одно или несколько слов.
Словосочетание - это два слова, связанные между собой по смыслу.
Словосочетание - это два слова, связанные или не связанные между собой по смыслу.
Найдите словосочетания в следующем предложении:
Утром стрижи летают высоко над землёй.
стрижи летают
летают утром
летают высоко
летают над землёй
стрижи летают над землёй
Определите, сколько словосочетаний в предложении:
Ласковые лучи солнца посылают на землю тепло.
1. три 2. четыре 3. пять 4. шесть 5. семь
В каких словосочетаниях правильно поставлен вопрос от одного слова к другому?
Весной птицы защищают молодые деревца от прожорливых гусениц.
защищают (когда?) весной
защищают (что?) деревья
деревья (какие?) молодые
защищают (от кого?) от гусениц
гусениц (кого?) прожорливых
В каких парах словосочетаний есть слова, противоположные по смыслу?
пасмурный день - ясный день
говорит громко - говорит тихо
весёлая песня - звонкая песня
горькие ягоды - сладкие ягоды
простая задача - лёгкая задача
Состав слова
1. В каких группах слов все слова являются однокоренными?
лес, лесной, лесник, лесочек
соринка, сорняк, сорвал, насорил
добро, доброта, добрый, чуткий
двор, дворник, дворик, дворовый
зима, зимовать, зимушка, зимний
2. Какие слова состоят только из корня и окончания?
1. пригород 2. роща 3. чужой 4. снега 5. снежок
3. С какими приставками можно образовать от слова ДУМАЛ однокоренные слова, отвечающие на вопрос ЧТО СДЕЛАЛ?
1. по 2. при З.в 4. с 5. за
4. Какие слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания?
1. заморский 2. перелеты 3. закладка 4. погрузка 5. рыженький
5. Буквы А и О в приставках. В каких словах пишется А?
д_смотрели фильм 4. в_оружить армию
н_мазала хлеб маслом 5. громко з_смеялся
лучший п_дарок
6. Буквы А и О в корнях. В каких словах пишется А?
ств_лы деревьев 4. выставка к_ртин
пр_вдивый рассказ 5. едем на тр_мвае
двигались на в_сток
7. Буквы Е и И в приставках и корнях. В каких словах пишется Е?
п_реплыл на другой берег 4. пер_шёл через дорогу
од_нокий прохожий 5. широкая ул_ца
салат из пом_доро
8. Найдите неправильное сочетание слов.
слизал сливки 4. свила гнездо
слезал с дерева 5. свела ребёнка по лестнице
очки слизали на нос
9. Отметьте слова с двумя безударными гласными в корне.
1. молоток 2. дорогой 3. дерево 4. зеленеть 5. звоночек
10. Буквы Д и Т в приставках. В каких словах пишется Д?
о_крыл тетрадь . 4. по_точить карандаш
по_готовка к уроку 5. о_гонять комаров
на_кусить яблоко
11. Буквы Д и Т в корнях. В каких словах пишется Д?
вкусный обе_ 4. де_ский сад
прокатиться на лоша_ке 5. ягоды лежат на блю_це
несколько утя_
12. Буквы 3 и С в приставках и корнях. В каких словах пишется 3?
дрова _горели 4. коло_ки пшеницы
привё_ на машине 5. _делал своими руками
хитрые гла_ки
13. В каких словах есть непроизносимые согласные?
известный 4. праздник
известность 5. здравствуй
весть
14. Буквы Ъ и Ь. В каких словах пишется твёрдый знак?
с_ел бутерброд 4. подъехали к вокзалу
п_ют сок 5. объявить о собрании
растут деревья
15. Приставки и предлоги. Какие слова пишутся раздельно?
собака (по)бежала по следу 4. рассказал (о)поездке
дошли (до)школы 5. луна (о)светила дорогу
написал (на)конверте
Имя существительное
1. Выберите имена существительные.
1. провод 2. думать 3. опасный 4. ошибка 5. доктор
2. Выберите существительные женского рода.
1. долина 2. болото 3. метель 4. огонь 5. птичка
3. Выберите существительные среднего рода.
1. осень 2. лето 3. шар 4. солнце 5. богатство
4. Выберите существительные множественного числа.
1. загадка 2. ботинки 3. гвозди 4. города 5. растение
5. В каких группах существительных все слова стоят в форме единственного числа?
бассейн, аллея, сердце, ласточка
трава, огороды, море, роза
стадион, хлеб, тарелка, фабрика
Москва, народ, дорога, страна
пастух, корова, тропинка, огни
6. Выберите вопросы дательного падежа.
1. кого? 2. кому? 3. тем? 4. чему? 5. о чём?
7. В каких словосочетаниях есть существительные в винительном падеже?
взял карандаш 4. вымыла посуду
сделан мастером 5. смотрит на картину
лепестки ромашки
8. В каких словосочетаниях есть существительные в предложном падеже?
стихотворение о лете 4. учимся в школе
тень от дерева 5. катались на лыжах
подошёл к доске
9. Какие существительные отвечают на вопрос КТО?
1. стена 2. медведь 3. Чкалов 4. рябина 5. художник
10. В каких группах существительных все слова отвечают на вопрос ЧТО?
ветер, буря, ураган, молния
класс, карта, доска, учитель
колос, зерно, пшеница, поле
лес, поляна, заяц, грибы
облако, туча, дождь, зонтик
11. В каких словосочетаниях есть существительные мужского рода?
пятый этаж
хороший врач
верный товарищ
золотая рожь
дружная молодёжь
12. В каких словах пишется мягкий знак?
1.шалаш_ 2. глуш_ З.полноч_ 4. мяч_ 5. кирпич_
13. В каких предложениях существительное является подлежащим?
Я шёл на охоту.
Высокие сосны окружали меня.
На просеке я увидел мальчика.
Мы подошли к реке.
Ярко светило солнце.
14. В каких существительных ударение падает на первый слог?
1. досуг 2. щавель 3. свекла 4. хвоя 5. портфель
Имя прилагательное
1. Отметьте имена прилагательные.
1. синеет 2. синий 3. синеватый 4. синева 5. синенький
2. Определите, сколько прилагательных, стоящих в форме множественного числа, в следующем тексте:
Закончилась холодная зима. Грачи прилетели и заняли летние квартиры - берёзовые и осиновые рощи. Грачи - заботливые хозяева. Они начали поправлять старые гнёзда. Далеко слышны громкие крики птиц.
1.пять 2. шесть 3. семь 4. восемь 5. девять
3. Какие прилагательные указывают на вкус?
1. сладкий 2. солёный 3. белый 4. большой 5. горький
4. Какими прилагательными можно охарактеризовать ЛЕТО?
1. жаркое 2. дремучее 3. короткое 4. смелое 5. долгожданное
5. Какими прилагательными можно охарактеризовать ЗАЙЦА?
серый
длинноухий
длиннохвостый
клыкастый
пугливый
6. Отметьте прилагательные, близкие но значению.
грустный - веселый 4. любознательный - пытливый
знаменитый - известный 5. верный - преданный
прилежный - ленивый
7. В каких словосочетаниях есть прилагательные среднего рода?
мохнатый шмель 4. родное село
стальное перо 5. разноцветная бабочка
холодное молоко
8. Найдите ошибки в окончаниях прилагательных.
ягодная поляна 4. снежные узоры
хмурая утро 5. широкий река
вкусное мороженое
9. В каких словосочетаниях есть прилагательные в форме множественного числа?
румяное яблоко
оконное стекло
глубокие озёра
10. Какие прилагательные состоят из приставки, корня, суффикса и окончания?
придорожный 4. трудные
грозовая 5. смешное
беззаботный
11. Е и И в окончаниях прилагательных. В каких словах пишется Е?
син_е небо 4. горяч_е котлеты
мелк_е ягоды 5. хорош_е сочинение
соседн_е поле
12. Е и И в корнях прилагательных. В каких словах пишется Е?
тр_скучий мороз 4. сев_рный ветер
г_ройский поступок 5. з_мляничное варенье
с_реневый куст
13. Б и П в корнях прилагательных. В каких словах пишется Б?
ро_кий первоклассник 4. це_кие пальцы
кре_кий орешек 5. ли_кие руки
ги_кие гимнастки
14. В каких прилагательных пишется непроизносимая согласная?
капус_ный пирог 4. звёз_ное небо
чудес_ный день 5. гроз_ный царь
гиган_ские акулы
15. В каких словосочетаниях слово ЗОЛОТАЯ употреблено в переносном значении?
золотая цепочка
золотая пора детства
золотая душа
Глагол
1. Сколько в тексте глаголов, обозначающих действия ВЕТРА?
Ветер по лесу шумит, Ветер по лесу бежит. Ветер дует в чистом поле, Волком воет он на тле. А за ветром меж берёз пробирается мороз.
1. два 2. три 3. четыре 4. пять 5. шесть
2. Сколько в тексте глаголов, отвечающих на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?
С первым снегом прилетели к нам красногрудые снегири. На дне реки заснули усатые сомы, зарылись в ил лягушки. Ежи накрылись одеялами из сухих листьев. Только медведь ещё бродит, Он ждёт глубокого снега. Только тогда он уляжется в берлогу.
1. два 2. три 3. четыре 4. шесть 5. семь
3. Выберите глаголы, близкие по смыслу.
строил-ломал
бороться - сражаться
темнеет - светлеет
очутился - оказался
почувствовать – почуять
4. В каких парах словосочетаний глаголы противоположны по смыслу?
приплывать к берегу - отплывать от берега
купили квартиру - приобрели квартиру
выехали из города - въехали в город
вспомнил о встрече - забыл о встрече
вымокнешь под дождём - высохнешь на солнце
5. В каких предложениях глаголы употреблены в переносном значении?
Мальчик громко смеялся.
Море смеялось.
Вьюга злится.
6. В каких предложениях сказуемое выражено глаголом?
Летом ночи короткие.
Лёгкие облака украшают голубое небо.
Стоит на поляне высокая ель.
7. Выберите глаголы в форме множественного числа.
позавтракали
сохраним
перевернул
8. Выберите глаголы настоящего времени.
нарисовал
шумит
будет выращивать
9. В каких предложениях есть глаголы будущего времени?
Весна радует цветками, а осень грибками.
Разыгрался ветер на лесной поляне.
Скоро вылезут из берлоги неуклюжие медвежата.
Приложение 7.
Проверочные работы
Диктант за первое полугодие
Бумажное чудо.
Шёл Колька мимо речки и зачерпнул воды ладошкой. Вода в речке холодная! Вдруг прямо в его ладошке возник крошечный бумажный кораблик с парусом. На кораблике кто-то был! Колька разглядел девочку в платьице из цветной бумаги. Она была в носочках из тетрадной странички и в шапочке из обложки от альбома.
Колька опустил кораблик, и бумажное чудо заскользило по воде. Он посмотрел вслед девочке. Скоро ночь! Куда она плывёт?
(69 слово, служебных 17)
Комплексное задание
Закончи рассказ с помощью одного-единственного предложения.
Покажи в тексте 8 любых ловушек.
Покажи, где буквы «е» и «и» выглядывают в окошко-окончание.
Найди в последнем абзаце слова, у которых согласные буквы в корне работают по очереди. Покажи эти корни.
Найди в тексте существительные со знакомыми ловушками в суффиксах. Покажи эти суффиксы.
Учителю
1.Новые орфограммы (3-го класса) выделены в тексте жирным шрифтом, а орфограммы на повторение (2-го класса) подчеркнуты. Cлово «кто-то» лучше всего написать на доске, а запятую в сложном предложении подсказать.
2.Если при выполнении первого задания ребенок допустит ошибки в придуманном им предложении, то их необходимо исправить (или показать), но не следует учитывать.
С третьим заданием разобраться несложно, т.к. во всех случаях это окажутся падежные окончания существительных: нужно, чтобы ребенок их обозначил.
В четвертом задании имеются в виду слова «бумажное» (ср.: бумага) и «заскользило» (ср.: скольжение).
В пятом задании речь идет о суффиксах -очк- (девочка, шапочка) и -ик- (кораблик). Ловушка в суффиксе -иц- (платьице) – незнакомая.
Диктант за год
Джинн в электричке.
Фаня решил побывать в_деревне. Он покупает билет и едет на_новенькой электричке.
За_окошком лето. Мимо проносится зелёное пастбище. Исчезает за_поворотом синий пруд. Разноцветные телята смотрят на_джинна и изумляются.
Тут Фане захотелось настоящего волшебства. Он легонько шевелит мизинцем, и на месте деревенского пейзажа возникает сказочная страна. Звездочёт считает звёзды. Не_спится маленькой феечке. Королевич танцует с прекрасной незнакомкой. На_цветочной полянке кружатся в_вальсе эльфы и бабочки.
Пассажиры прильнули к_окнам, а поезд мчится быстрей и быстрей
(83 слова, служебных 18; изученных «упрямых» слов 5)
Комплексное задание
Какие слова во втором абзаце могли напомнить нам о согласовании?
От каких ловушек в третьем абзаце можно спастись с помощью стишка, в котором есть строчка «Что в вопросе, то в ответе»? Покажи хоть одну.
В каком из этих слов род спрятался и ни за что не покажется?
А что сразу видно и понятно? Зашифруй свой рассказ об этом слове по всем правилам.
Придумай, как показать в первом абзаце 4 глагола. О каких из них рассказы получились бы почти одинаковыми? Запиши ту часть рассказов, которую можно составить по начальным формам, а всё остальное не нужно.
В самом первом предложении отыщи машину времени, а в ней глагол. Сколько морфем ты в нем увидел? Покажи их с помощью специальных значков. Если успеешь, покажи и основу.
Измени начало текста. Замени для этого два первых предложения. Могло ли всё начаться совсем по-другому? А как? Новое начало запиши.
Учителю
Новые орфограммы (3-го класса) выделены в тексте жирным шрифтом, а орфограммы на повторение (2-го класса) подчеркнуты.
В зависимости от уровня подготовки и особенностей Вашего конкретного класса можно помочь (или не помогать) в процессе диктовки со словами джинна, исчезает, настоящего, деревенского. О букве «г» в окончаниях прилагательных в учебнике 3 класса есть материал, но навык, связанный с этой орфограммой, наравне со всеми остальными не отрабатывается. Вам виднее, насколько он усвоен. Поэтому помогать или нет, в данном конкретном случае решаете тоже вы. А вот запятую перед союзом «и» в сложном предложении подскажите обязательно.
По первому заданию: предполагается что будут выписаны словосочетания зелёное пастбище, синий пруд, разноцветные телята.
По второму заданию: настоящего, деревенского, сказочная, прекрасной, цветочной.
Достаточно, если ребенок покажет одну из этих ловушек. Если он найдет три, четыре или все пять, это может компенсировать при выставлении оценки отдельные недочеты в других частях комплексного задания.
По третьему заданию: разноцветные. Ребята должны помнить (и понимать!), что это именно прилагательные изменяются по родам и что когда они во множественном числе, признак рода у них не проявляется (род «прячется»). Существительное же обладает постоянным родом. Он один и тот же, и его всегда легко определить по начальной форме т.е. по форме им. п. ед. ч. Кстати, у существительных, не имеющих единственного числа (типа санки или брюки) род неопределим. Это задание проверяет глубину осмысления достаточно тонких грамматических моментов, поэтому если ученик с ним не справится, существенным образом повлиять на оценку это не должно.
По четвертому заданию. Теперь выполняется разбор этого прилагательного как части речи.
По пятому заданию. Предполагается, что ученик надпишет над глаголами гл. Однако допустимы и графические варианты выделения. Почти одинаковыми получатся рассказы о глаголах покупает и едет, поскольку они не только употреблены в одной и той же форме, но совпадают также по виду и по типу спряжения. Так что остается только одно отличие разные начальные формы.
По шестому заданию. Это задание по сути состоит из трех. Во-первых, нам важно, чтобы ученик различил между собой по грамматическим признакам две глагольные формы: инфинитив и форму прошедшего времени. Во-вторых, мы предлагаем ему распознать и обозначить морфемы, и здесь главное, чтобы он разглядел два суффикса. Наконец, мы просим его показать основу. Это вытекает из выражения «если успеешь». На самом деле подразумевается «если сможешь»: чтобы справиться с этим заданием, нужно помнить о том, что суффикс прошедшего времени -л в основу не входит. (Правильно выполненное факультативное задание ведет ребенка к более высокой оценке, а невыполненное или выполненное неверно не ведет к ее снижению.)
По седьмому заданию. Такое волшебство Фаня мог устроить не только находясь в вагоне электрички Впрочем, в этом вопросе дети разберутся и без нас.
Остальные моменты комментариев не требуют.
13PAGE 15
13PAGE 14215
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 915