Статья Роль методических объединений в структуре методической службы школы в условиях введения ФГОС


Роль методических объединений в структуре методической службы школы в условиях введения ФГОС
Формирование предметных результатов в рамках реализации предметных программ традиционно происходит на уроках и во внеурочной деятельности, которые ведет учитель-предметник. Формирование личностных и метапредметных результатов должно происходить в ходе реализации всех предметных и междисциплинарных программ, внеурочной деятельности обучающихся, их самостоятельной работы вне школы, что требует согласования деятельности (планирования, организации, анализа) разных педагогов школы и учреждений-партнеров. Особую роль в основной школе должно играть согласование деятельности педагогов школы и педагогов дополнительного образования, которые обеспечивают внеурочную деятельность обучающихся. Такой сложный и многогранный процесс невозможно проектировать в рамках только предметных методических объединений. Необходимость достижения новых целей образовательного процесса, заложенных в стандарте, требует принципиальных изменений традиционной структуры и содержания методической работы в школе.
Во-первых, необходимо изменение самой структуры методической работы. Это изменение не предполагает полного разрушения традиционных предметных (вертикальных) методических объединений, они должны остаться в структуре, но они не могут быть единственными объединениями педагогов в школе. В структуре методической работы должны появиться методические объединения педагогов, работающих на одной параллели, или в одном классе, или с одной из категорий учащихся. Такие объединения учителей налаживают горизонтальные связи между учебным процессом, внеучебной деятельностью, дополнительным образованием и самообразованием на уровне конкретной группы или категории обучающихся. Необходимость горизонтальных методических объединений обусловлена пониманием, что разные педагоги в параллели или классе работают с одними и теми же детьми. В условиях нового образовательного стандарта возникает потребность в коллективно-распределенной деятельности педагогов, которая и может происходить в рамках горизонтальных методических объединений. Работу подобных объединений можно рассматривать как круг коллег, которые обсуждают и договариваются друг с другом, как будет проходить образовательный процесс в конкретной параллели или классе, то есть уточняют основную образовательную программу школы для определенной группы или категории обучающихся.
О чем педагогам нужно договариваться? Прежде всего, о достижении личностных и метапредметных результатов обучающихся в школе, которые являются общими для всех предметов, а значит, и для всех педагогов, какой бы предмет они не преподавали, и о роли своего предмета и своей педагогической деятельности в достижении данных результатов. Основой для совместной работы учителей в горизонтальном методическом объединении становится основная образовательная программа школы, в частности, междисциплинарные программы: Программа формирования и развития универсальных учебных действий, Программа воспитания и социализации обучающихся. Только в рамках горизонтальных методических объединений могут быть решены актуальные вопросы об оптимизации учебного времени школьников, устранении перегрузок, реализации индивидуальных образовательных маршрутов.
Вопросы необходимости горизонтального сотрудничества педагогов ранее уже поднимались в педагогической литературе, поскольку ориентация только на логику развертывания предметного знания обусловливает фрагментарность, разрозненность формируемых знаний и способов деятельности, становится причиной формализма в знаниях учащихся, препятствует переносу знаний из одной образовательной области (или предмета) в другую. Такой подход приводит к неоправданным повторам в содержании отдельных курсов, предопределяет значительную рассогласованность, нескоординированность содержания различных образовательных областей и в итоге — значительную перегрузку учащихся. Появление в современной школе горизонтальных методических объединений педагогов сможет обеспечить реализацию новых для массовой школы результатов обучающихся - личностных и метапредметных - при условии, что основным содержанием деятельности данных объединений педагогов будет целенаправленное совместное проектирование образовательного процесса. Это второе принципиальное изменение – изменение предмета обсуждения в ходе работы методических объединений.
Работу горизонтальных методических объединений можно рассматривать как организацию переговорных площадок, где каждый учитель может и должен стать участником обсуждений с целью кооперации дидактических и временных ресурсов участников образовательного процесса. Если раньше на предметных методических объединениях учитель при выступлении говорил: «Я делаю это так…», то сегодня он может сказать: «Давайте, я сделаю это так…» и / или «Давайте, мы это сделаем так…». Происходит смещение акцента: от представления своего опыта для внешней оценки коллег к предложению использовать опыт учителя для достижения конкретных образовательных результатов обучающихся.
Проведение переговорных площадок требует решения вопроса об их организаторе, руководителе или модераторе. Кто может взять на себя эту роль? Трудно ответить однозначно. В некоторых школах и некоторых случаях это могут сделать завучи. Однако было бы лучше, чтобы роль модератора взяли на себя классные руководители. Их роль в современной школе должна быть трансформирована: от присмотра за детьми класса до координации образовательной деятельности обучающихся класса. Содействие в освоении школьниками образовательных программ относится к одной из сфер ответственности классного руководителя. Она предусматривает его информированность об особенностях содержания образования в классе, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы. Он ответственен за координацию деятельности учителей-предметников и родителей, прогнозирование и мониторинг успеваемости, за содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования, планирование и реализацию работы с одаренными и неуспевающими учащимися. Таким образом, требования нового образовательного стандарта изменяют не только представления о результатах обучения в школе детей, но и о функциональных обязанностях педагогов, их новых компетенциях и компетентностях.
Как может измениться план методической работы школы в период введения ФГОС? Здесь необходимо предотвратить ошибку, которая чаще всего делается при введении нового в деятельность школы. В соответствии со сложившимся стереотипом в структуру методической работы, наряду с вертикальными, могут быть просто добавлены горизонтальные объединения педагогов, что вызовет перегрузку учителей и не приведет к новым результатам методической работы. Важно не добавить, а пересмотреть саму деятельность объединений, отказаться от графика заседаний 1 раз в месяц (хотя заседаниями переговорные площадки уже называть трудно). План методической работы школы должен быть нелинейным, когда в течение года происходят разные встречи педагогов. Например, в начале и конце полугодий – работа предметных методических объединений; в зависимости от наполняемости школы и структуры учебного года в начале четверти (семестра, триместра) – горизонтальные методические объединения. Школа сама должна решить вопрос о графике работы методических объединений, он может корректироваться в соответствии с возникающими проблемами в образовательном процессе.