«Развитие лидерских качеств обучающихся в условиях детской организации».
«Развитие лидерских качеств обучающихся в условиях детской организации».
«Лидерство начинается тогда, когда начинаемся мы».
Эта цитата Фрэнка Кардэлла, известного американского психолога, подтверждает положение о том, что понятия «лидерство» и «коллектив» тесно взаимосвязаны друг с другом. В любой группе выделяются свои лидеры и группа немыслима без лидера.
На мой взгляд, проблема лидерства интересна и актуальна, т.к. она встречается практически в каждом коллективе.
В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или же творческая, нам везде нужны лидеры. Мы можем прожить всю жизнь, следуя за кем-нибудь, претворяя в жизнь чужие желания, потребности и мечты, принося в жертву свои собственные. Мы можем достичь того уровня развития, который поставили перед собой другие. Мы теряем большую часть своей способности самостоятельно определять каждый шаг своей жизни, а наша «личная сила» и «лидерство» оказываются не в наших руках, где они должны находиться, а в руках окружающих нас людей, культуры и общества.
Даже между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Да, некоторые из них могут убедить нас в том, что кто-то, несомненно, от рождения обладает некой «экстраординарной особенностью», которая делает его лидером, в то время как другие убеждены, что при условии определенного правильного сочетания образования, подготовки и имеющегося опыта- лидера можно «создать» и сформировать.
Лидер – это человек, способный повести за собой людей, пробудить интерес к делу и организовать его выполнение.
Различают «формальное» и «неформальное» лидерство.
«Формальное» лидерство связано с установленными правилами назначения руководителями и подразумевает функциональное отношение.
«Неформальное» лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Это так называемый характер лидерства. Поэтому в школьных классах официальный лидер, занимающий руководящие должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Иногда его выдвигают не столько сами ребята, сколько взрослые; вот почему классный руководитель либо должен очень хорошо знать своих учеников, либо предоставлять им возможность самим выбирать старосту класса. (Если же староста не будет являться одновременно и «неформальным» лидером, то человек, пользующийся большим авторитетом у учеников, будет разлагать коллектив и эффективность организации и самой результативности деятельности упадет. Вполне может произойти такое, что возникнет конфликт между формальным и неформальным лидером.) Поэтому очень важно, чтобы учителя имели представления о том, кто же является лидером класса.
В пределах одного школьного класса всегда можно выделить школьников, которым лучше других дается организация и проведение спортивных, культурно-массовых, общественно полезных, туристских и других мероприятий. Имеются случаи, когда в группе появляется универсальный лидер (он и самый подходящий капитан волейбольной команды, и самый лучший капитан команды КВН, только он может лучше других организовать проведение вечера или выпуск стенной газеты и т.д.). Однако, как правило, в различных ситуациях выдвигаются различные лидеры.
Лидера - выдвигает деятельность. Лидер - развивает в себе лидерские качества и стремление проявить их в реальных жизненных ситуациях, социально-значимых делах:
- умеет вести диалог;
- познает и развивает себя как личность;
- активный участник конкурсов, акций и операций.
В нашем классном коллективе были созданы подразделения: оформители - танцоры - артисты - фотографы - спортсмены – сценаристы- ученые- трудовики.Убрав хотя бы одно подразделение, теряется общая картина, ведь в организации какого - либо мероприятия важны:
и оформители (они оформляют стенды, выставки, стенгазеты; ребята этого подразделения приобретают навыки оформительской работы, основы дизайна),и танцоры (без них ни один праздник не обходится; ребята этого подразделения совершенствуют технику танца, укрепляют физическое здоровье),и артисты (это опора, фундамент объединения, ребята этого подразделения приобретают навыки актерского мастерства, учатся держаться на сцене),и фотографы (запечатлевают самые запоминающие моменты праздников, мероприятий, ребята этого подразделения приобретают навыки работы с видео– фото и компьютерной техникой),и спортсмены (они отвечают за спортивные мероприятия, ребята этого подразделения укрепляют физическое здоровье, пробуют себя в роли тренера - учителя),и сценаристы (вносят идеи, разрабатывают план, пишут сценарий; ребята этого подразделения приобретают опыт в написании сценариев, совершенствуют актерское мастерство и ораторское искусство, проявление лидерских и коммуникативных качеств.)
Для развития организации как коллектива характерна постоянная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности, что обеспечивает каждому члену организации возможность пребывания в роли лидера и приобретения навыков организации других людей и самоорганизации. Лидеры одного подразделения часто являлись активными участниками других подразделений, поэтому любое проводимое мероприятие было организованным и слаженным.
Процесс развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении будет эффективным, если:
систематически вовлекать подростков в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта;
В ходе организации деятельности должны быть реализованы основные принципы личностно-ориентированного подхода: нравственная и общественно - полезная направленность деятельности, добровольность, демократизм и гуманизм, коллективизм и творчество, инициатива и самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых.
Имеющийся опыт работы с детскими организациями, позволили сделать вывод, что процесс воспитания активной личности сложен. Грань между пассивом и активом будет стираться постепенно. Только на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека, формирования лидерских качеств.
В каждом человеке живёт лидер.Главное – его вовремя увидеть и раскрыть.Генри Форд
(Американский инженер,
промышленник, изобретатель)