Игровая программа на развитие лидерских качеств Секрет успеха


Городское управление образования Администрации г. Абакана
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества»
Игровая программа
по развитию лидерских качеств у подростков
«Секрет успеха»
Автор-составитель: ЦыбаА.С.
педагог-организатор
МБОУ «СОШ №12»

«Успех – дело случая. Это вам скажет любой неудачник»
Эрл Уилсон (американский журналист)
Пояснительная записка
Игры для выявления лидерских качеств - социоадаптивные игры, позволяющие каждому ребенку проявить индивидуальность, творчество, личные лидерские качества, получить внимание группы. Они подчеркивают значимость и возможности развития каждого ребенка в коллективе.
Игры на развитие лидерский качеств и командообразование - это игры, которые в одной стороны позволяют проявить себя лидерам, а с другой стороны сплачивают и сдруживают команду.
Одна из особенностей подросткового возраста состоит в том, что у ребенка существует объективная потребность во внимании со стороны учителей, родителей и особенно сверстников, потому что в этот период именно эта группа является наиболее значимой (референтной). Подросток пытается каким-либо образом выделиться в этой группе, приобрести авторитет, почувствовать свою важность, т. е. проявить себя как лидер. Но выйти вперед и встать во главе других — значит стать ответственным не только за себя, но и за тех, кого ведет, за то дело, которое организовывает. Развитие лидерских качеств в данном возрасте может быть эффективно в процессе игры, поскольку в игре подросток раскрывается как личность и может чувствовать себя свободно и комфортно, что и является основой для развития лидерских качеств и принятия себя в социально значимой роли.
Алгоритм работы с играми.
Знакомство с содержанием игры.
Объяснение содержания игры.
Объяснение правил игры.
Разучивание игр.
Проведение игр.
Цель программы: создание условий для развития лидерских качеств, формирование социально активной личности ребёнка средствами включения подростков в совместную игровую деятельность.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
• выявление лидерства и формирование социального статуса;
• развитие навыка самостоятельного принятия решения и ответственности;
• формирование социально продуктивных форм деятельности;
• умение организовать самостоятельную деятельность.
Программа реализуется в один этап, с учетом возрастных особенностей и принципа « от простого к сложному».
Реализация программы:
Первое задание "Самый-самый мой плакат"
Участникам предлагается нарисовать на листе бумаги плакат, состоящий из нескольких разделов: 1. Имя 2. Возраст 3. Вес 4. Рост 5. Мой любимый цвет 6.Мой портрет. Затем ребятам предлагается защитить свой плакат и склонить к себе в команду как можно больше участников. Таким образом, образуется две команды.
Второе задание «Яблоко»
Ведущий выдает каждой команде яблоко и клубок ниток, задача команды поднять яблоко с пола при помощи ниток, при этом касаться яблока нельзя. Пока ребята выполняют задание, ведущий следит, кто проявлется себя как лидер, а кто является исполнителем.
Третье задание «Машина»
Один из участников – винтик современной машины, который задаёт движение всей машины. Другие участники подстраиваются к нему. Получается механизм, который слаженно работает. Задача каждой команды создать свою «машину» и продемонстрировать другим командам.
Четвертое задание «Ладошки»
Под релаксационную музыку участникам предлагается обрисовать свою ладонь на общем плакате и написать в ней свое имя, место и цвет каждый выбирает сам. По расположению ладоней можно увидеть какое место в коллективе отводит себе каждый ребенок, а выбранные цвета являются своеобразным экраном настроения.
Пятое задание «Финал»
Ведущий раздает каждому участнику «звезду» и предлагает ребятам высказать кто, по их мнению, был самым активным участником игры, и вручить ему свою «звезду», участник, набравший наибольшее количество «звезд» получает подарок.
Всем участникам игры вручаются сертификаты.

Список литературы:
Выгодский, Л.С. Педагогическая психология[Текст] /Л.С.Выгодский. -М.:Педагогика, 1991.
Интернет ресурс http://www.newtomorrow.ru/liderstvo.php
Формирование личности школьника в коллективе (под редакцией Гуровой), - М.:Просвещение, 1959.
Цукерман, Г.А.,Елизарова, Н.В.О детской самостоятельности, вопросы психологии [Текст] /Г.А.Цукерман, Ж.Пиаже. - М.:Педагогика, 1990.- №6.