Использование символов в организации воспитания и выработке навыков коммуникативного общения в младшей группе детского сада
Использование символов в организации воспитания и выработке навыков коммуникативного общения в младшей группе детского сада
Исакова Е.В. Воспитатель МВДОУ «Центр развития ребенка – детский сад№145»,
г. Воронеж
Из опыта работы
Я к тебе на пальчик сяду-
Буду я с тобою рядом
Психологией установлено, что знания, умения, навыки формируются при неоднократном повторении и применении информации, упражнений, причем требуется определенные настрой, понимание того, что делается или что осознается. С этой целью вводятся опорные сигналы, в ассоциации с которыми запоминается и понимается лучше, легче, быстрее и прочнее. Однако при работе с детьми 2-3 лет трудно ожидать осознания и понимания того, что делается, и необходимости этой деятельности. Поэтому руководитель занятия (воспитатель) должен стремиться так организовать занятие, чтобы это осознавание приходило к детям непроизвольно, лучше всего в игровой форме так, чтобы ребенок включался в процесс обучения и развития, сам при этом не осознавая этого. Помочь в этом может применение знакомых сказочных персонажей.
Как-то так неожиданно получилось, что на стене игровой комнаты однажды появилась огромная объемная лиса. С любовью выполненная, она сразу привлекла внимание детей, каждому захотелось потрогать ее, погладить, приласкать. Но лиса оказалась непростой: как-то сразу видела неслушников, хулиганов, и при попытке прикоснуться к ней выказывала свое недовольство, выговаривала, но делала это так, что нарушитель надолго запоминал и больше старался не повторять, чтобы не получить новых упреков от любимой лисицы.
Ах ты, глупый шалунишка.
Ах, девчонки, ах, мальчишки.
Я с тобой пришла сюда,
А теперь у вас беда.
Кто сейчас всему виной?
Кто здесь ссорится со мной?
Ссору быстро я прикрою,
Будешь ты дружить со мною.
Во время обеда дети оставляли лисе по ложечке супа (только по одной, тем самым прививалась доброта), но все остальное они должны были быстро съедать сами. Больше одной ложечки супа лисе не нужно, так как от переедания (а ото всех детей группы супа набиралось уже много) у нее может заболеть животик. Тем самым формируется культура еды, поведения за столом, необходимость соблюдения порядка. Дети привыкают ценить труд тех, кто заботится о них. Лисичка приносит им угощения (конфеты, печенье), но при этом оговаривается, что есть много сладостей нельзя, чтобы не болели зубки или животик. Прислушиваясь к советам лисички, дети приучаются соблюдать нормы поведения, питания, не переедать, понимать и чувствовать меру.
Так как все хорошее (и плохое) от любимой лисички приходит от воспитателя, он часто говорит о ней, выражает свое мнение и отношение к ней, которые воспринимают дети, то постепенно они связывают слова воспитателя с лисичкой, начинают считать, что лисичка всегда советуется с воспитателем, поэтому и отношение к воспитателю, его замечаниям, поучениям улучшается, его требования и замечания лучше и быстрее воспринимаются и запоминаются.
Любимой игрой детей была музыкальная подвижная игра «Зайчики и Лисичка»:
Я лисичка, хвостик рыжий,
Сяду к зайчикам поближе.
На зайчаток посмотрю,
Всех зайчат перехитрю.
Это ролевая игра, одни дети изображают зайчат, а кто-то (это может быть ребенок или воспитатель) выполняет роль лисы. Воспитатель предлагает им различные движения, изображающие некоторые действия, и зайчата повторяют их и вместе с воспитателем напевают:
Вышли зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок.
Вот какие зайки,
Зайки побегайки.
Приходи, лисичка,
С нами веселиться.
Лисичка может ловить зайчиков, а они убегать и прятаться в свои домики. При этом дети могут и на какое-то время позволить себе и шумное поведение, и громкие крики, даже визг, убегая от лисы, что вносит разнообразие в их поведение. Но при этом все знают, что такое нарушение порядка не может быть постоянным, а только на время игры, в остальное же время надо соблюдать определенные правила. И дети стараются выполнять их, тем более, что знают, что в другой раз лиса вновь разрешит им отступление от этих норм.
Как-то в группе появилась другая лисичка, яркая, маленькая, сделанная из войлока. Она легко надевалась на палец, с ней можно было выполнять разные движения. Воспитатель показал, что может делать такая лисичка, сопровождая движения лисички словами, напевом, комментируя ее состояния. Эта лисичка так понравилась, что дети нарасхват просили надеть ее им на пальчик, чтобы поиграть с нею. Но лисичка оказалась не простая, а все замечающая и ничего не прощающая: К детям, выполняющим все требования, старательно работающим, никого не обижающим она охотно прыгала на пальчик, и они могли гордо ходить с нею по группе, играть вместе с нею в игрушки, что-то рассказывать и показывать. Наоборот, к нарушителям она не хотела идти и даже выговаривала им за их плохое поведение.
Дети гордились, когда лиса приходила к ним, и стремились получить ее хоть на время. При этом другие завидовали обладателю лисы, стремились сделать все, чтобы лиса захотела прийти к ним.
Помогу я, чем сумею,
Нарисую и наклею.
И в машинке посижу.
Видишь, я с тобой дружу.
Можешь книжки полистать –
Помогу тебе читать.
Я умею быть весёлой,
Смейся ты, и я с тобою.
Кто весёлый, с тем дружу я,
С плаксой вовсе не вожусь.
Прогоню печаль чужую,
С ним улыбкой поделюсь.
Я к тебе на пальчик сяду,
Буду я с тобою рядом.
А наступит час обедать,
Дай и мне кусочек хлеба.
Сон я твой посторожу,
Видишь, рядышком сижу.
День пройдёт, настанет вечер.
Ты домой. Я жду. До встречи!
13 EMBED PBrush 1415
13 EMBED PBrush 1415
13 EMBED PBrush 1415
Root Entry