Доклад на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы»
Доклад на тему:
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы»
Выполнила: Савкина Светлана Ивановна
Учитель русского языка и литературы
Каменка 2014 г.
Содержание.
1) Пояснительная записка.
2) Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.
2.1 ИКТ на уроках литературы.
2.2 ИКТ на уроках русского языка.
Заключение.
1.Пояснительная записка.
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика,… тем легче будет учиться ученику».
Л.Н.Толстой.
Сегодня учитель – это прежде всего наставник, сотрудник и единомышленник. Как же в данное время заставить ребенка учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. Исходя из своего современного образа, педагог сам себе отвечает: «Для того, чтобы смотивировать ребенка на учебу, нужно на уроке дарить ученику интересные яркие эмоции. Только яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, вызывающих самостоятельный поиск ребенка могут удовлетворить активность его пытливого ищущего ума, развить интерес к предмету. К этому стремиться каждый современный педагог.
Современный этап развития общества характеризуется интенсивностью и глубиной информатизации всех его институтов. Существенную роль в этом процессе играет информатизация системы образования, которая осуществляет формирование и становление членов общества в целом.
Сегодня очевидно, что переход образования на качественно новый уровень, соответствующий одной из главных задач российского общества - воспроизводству конкурентоспособного кадрового потенциала, происходит в том случае, если образовательное учреждение в качестве ядра концепции своего развития принимает процесс информатизации всего образовательного пространства и формирования информационной культуры всех его участников.
В образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования. Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет:
1) активизировать процесс обучения,
2) реализовать идеи развивающего обучения,
3) повысить темп урока,
4) увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.
В рамках работы над этой темой мною поставлены следующие цели и задачи:
Цель применения ИКТ: развитие познавательной активности учащихся и повышение мотивации обучения.
Задачи:
1) повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
2 организация самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса.
3) повышение эффективности урока через использование ИКТ.
2. ИКТ на уроках русского языка, литературы.
Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Общаясь с ребятами на уроках русского языка, литературы я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Внедрение в традиционную систему «учитель – класс – ученик» компьютера и компьютерной обучающей программы опосредует участие в учебном процессе педагогов и программистов–разработчиков обучающей программы, координально меняет характер учебной деятельности ученика и роль учителя. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности, которые способствуют различные способы организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов и так далее. И демонстрирует не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения). Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков , различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным. На уроках литературы, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:
1.Значительно сэкономить время на уроке .
2.Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно энциклопедические программы; программа презентаций Power Point).
2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "1С:Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;
7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
2.1 Использование ИКТ на уроках литературы.
На уроках литературы возможны следующие варианты использования ИКТ:
1. При изучении нового материала– программа презентации Microsoft Power Point, позволяющая повысить уровень наглядности в ходе обучения.
2. При закреплении изложенного материала, усвоении содержания произведения можно использовать тренинговые задания, взятые из электронного учебника «Уроки литературы Кирилла и Мефодия».
3. Система контроля и проверки– (тестирование с оцениванием).
Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей. Она реализуется поэтапно, в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Основа данной программы – чтение и изучение доступных учащимся произведений, сопровождаемое практической работой над определенным кругом знаний о художественной литературе.
Программа ставит следующие задачи: углубление интереса учащихся к чтению и урокам литературы, воспитание нравственного идеал как общечеловеческой ценности, развитие навыков творческого чтения, анализа произведения, устной и письменной речи, овладения литературоведческими терминами, установление взаимосвязи литературы с другими видами искусства.
Программа включает все основные разделы программы литературного образования для 6-ого класса, где ведущими проблемами являются следующие: художественное произведение и автор, характеры героев. Курс включает художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни и т. д.).
Программа предусматривает включение тем национально-регионального компонента, а также уроков внеклассного чтения, которые призваны выявить степень самостоятельного использования учащимися знаний, умений и навыков, полученных при совместном с учителем анализе произведений сходного жанра.
2.2 ИКТ на уроках русского языка.
На уроках русского языка возможны следующие варианты использования ИКТ:
1. Создание слайдов с текстовым изображением, предназначенных для уроков объяснения, закрепления и обобщения материала.
1) Найдите грамматически правильное продолжение предложения.
Слушая лекцию
А) меня озарила идея
Б) нас срочно вызвали к телефону
В) у многих родились вопросы
Г) записывайте самое главное
Пример использования слайда-задания на исправление грамматических ошибок.
2) Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) а) Многие доктора, б) в двухтысяча третьем году, в) более скромный г) поезжай
2) а) ложьте сюда, б) крохотная туфля, в) двое солдат, г) девятью годами ранее
3) а) отряд партизанов б) крохотная туфля, в) двое солдат, г) звонче
Слайд-задание, предназначенный для усвоения учащимися орфоэпических норм.
3) Расставить ударение в словах.
Апостроф, гастрономия, диспансер, договор, дремота, еретик, завсегдатай, искра, исповедание, камбала, каталог, квартал, колледж, обеспечение, сосредоточение.
· Слайд-задание по редактированию текста
· Слайды, направленные на демонстрацию алгоритмов выполнения работы.
· Слайды, предназначенные для осуществления самопроверки
Данные варианты работы удобны тем, что их можно организовать как в компьютерном классе, так и в классе при наличии одного компьютера, который находится на столе у учителя.
1. Использование компьютерных тестов, предназначенных для контроля за уровнем знаний школьников на этапе закрепления и повторения пройденного (например, обучающая программа-тренажер по русскому языку «1С:Репетитор. Русский язык»).
Такие тесты представляют собой четкое ясное задание по конкретной, предметной области, требующее однозначного ответа. Тесты являются также дидактическим средством для обучения и позволяют подготовить учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
2. Организация мультимедийных презентаций по темам и разделам русского языка («Имя существительное», « Глагол», « Лексика.Словари» и др.)
Пояснительная записка к программе по русскому языку.
Программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе «Программ общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 кл.» М., «Просвещение», 2007 г. Авторы-составители М.Т.Баранов, Т.Л.ладыженская, Н.М.Шанский.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и обще предметные задачи.
Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.
Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Лингвистическая компетентность- это знания уч-ся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка.
Программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о современном русском литературном языке.
Программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики, фразеологии, морфемики, синтаксиса и стилистики русского языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как о развивающемся явлении;
-сведения о графике, орфографии, пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности.
Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим образом: в 5, 6 и 7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в 8 и 9 классах.
Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся.
Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.
Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все учащиеся общеобразовательной школы (лицея).
Одно из основных направлений преподавания русского языка- организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма.
Обучая школьников русскому языку, учитель поддерживает и совершенствует умения и навыки правильного каллиграфического письма.
Заключение.
В заключение хочу отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.
Задачи перед информатизацией образования стоят важнейшие:
1) повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;
6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
7) разработка информационных технологий дистанционного обучения;
8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.
Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. Появилось новое направление деятельности педагога - разработка информационных технологий обучения и программно-методических учебных комплексов.