Обобщающий урок чтения по рассказу Ю. Нагибина
КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 1» Минобразования Чувашии
ШМО учителей гуманитарного цикла
Открытый урок в 5 классе
Зимний дуб. Ю. Нагибин
Подготовила и провела
учитель русского языка и чтения Петрова Светлана Юрьевна
Чебоксары 2015
Тема: Обобщающий урок по рассказу Ю.Нагибина «Зимний дуб».
Тип урока: комбинированный.
Цель: довести до обучающихся смысл рассказа Ю. Нагибина.
Задачи:
1)образовательные: научить обучающихся анализировать произведения и выделять главную мысль;
2) коррекционно - развивающие: совершенствовать навыки осознанного чтения и развивать словесно-логическое мышление через ответы на вопросы;
3) воспитывающие: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру, научить видеть красоту природы.
Оборудование: учебные пособия, рисунок (изображение дуба), аудиозапись классической музыки (Вивальди или Чайковский).
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учителя, контроль посещаемости, сообщение темы и целей занятия. Написание даты и темы урока в тетрадях.
II. Проверка домашнего задания.
- Скажите мне пожалуйста, что увидели за кустом боярышника Анна Васильевна и Савушкин?
- Найдите описание дуба. Какие слова говорят о том, что это дерево было самым большим в лесу? С чем сравнивается дуб?
- Что обнаружил Савушкин под дубом? Почему он обращался с дубом «как со своим старым знакомцем»?
- Как вы думаете, почему короткий путь оказался не самым верным? Что посоветовала Анна Васильевна Савушкину? Почему?
- Что поняла Анна Васильевна? Какие выводы она сделала? Вы согласны с ней?
III. Повторение и обобщение пройденного.
- Давайте теперь вспомним все части рассказа.
- О чем говорится в первой части? Что вы узнали об Анне Васильевне? Почему она пригласила Савушкина в учительскую?
- Что мы узнали о Савушкине из второй части? Как он объяснил свое опоздание и почему Анна Васильевна не поверила ему? Какое решение приняла учительница? Кем чувствовала себя в лесу Анна Васильевна? А каким ей показался Савушкин?
- О чем говорится в третьей части?
- Теперь давайте озаглавим каждую часть текста.(Учащиеся предлагают названия каждой части и записывают в тетради). Например:
1. Опоздание Савушкина.
2. Беседа в учительской и дорога к Савушкину.
3. Зимний дуб.
IV. Физкультминутка.
Мы по лугу прогулялись И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.) Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.) Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети (Присели.) А потом все дружно встали, Великанами мы стали. (Встали.) Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.) Ногами топаем! (Топаем ногами.) Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)
V. Анализ рассказа.- Прочитайте описание зимнего дуба. Как вы понимаете выражение «в белых, сверкающих одеждах стоял дуб»? Как вы думаете, почему автор выбрал именно это выражение? Что он хотел этим сказать? Разве у дуба может быть одежда? (Автор хотел показать дуб живым существом, он как бы оживляет, олицетворяет его, такой прием обычно используют в стихотворных произведениях для придания большей красочности).
- А еще какие примеры описания дуба как живого существа вы можете привести? (глубокие морщины коры). Каким он показался Анне Васильевне? Найдите ответ в тексте. (Он казался ей в своем зимнем сне сказочным существом, живущим какой-то своей особенной, сказочной жизнью).
- Какие примеры еще нам говорят о том, что зимний дуб здесь показан как живой? Для кого он является не просто деревом, а жильем? Еще каких «постояльцев» приютило подножие дуба? Какими словами выражает данную мысль автор? Найдите в тексте ответ на этот вопрос. (Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверье и крошечные, невесомые насекомые не могли сыскать лучшего жилья на зиму).
- Как вы думаете, почему Анна Васильевна соглашается с Савушкиным, что «зимний дуб – это настоящее существительное»? Что это значит?
- Посмотрите на рисунке изображение зимнего дуба. Вам нравится? Опишите его своими словами.
- Какова главная мысль этого текста?
- Посмотрите в окно. Что вы там видите? Как выглядят деревья? Опишите их.
- А теперь посмотрите на изображение зимнего леса (предлагается картина с изображением зимнего пейзажа) под музыку Вивальди (или Чайковского). Какие чувства вы испытываете? Вам нравится?
VI. Подведение итогов урока.
- Природа – это место проживания человека. Именно в природе мы находим источники всех благ, необходимых для жизни и отдыха. Всё живое на нашей планете является частью природы. Нам, людям, нужно научиться видеть красоту окружающего нас мира, ценить ее и сберечь то, что у нас есть. Поэтому проводите больше времени на свежем воздухе, наслаждайтесь красотой природы, но старайтесь это делать так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной!
VII. Задание на дом, выставление оценок. (Подготовить пересказ всего текста по плану).