Разработка методической темы «Технология проектного обучения»

Методическая разработка темы «Проведение нестандартных уроков по русскому языку в 5-м классе»

Разработала учитель ГБОУ СОШ № 881
ЛУКЬЯНЕНКО В.М.









Повторение и обобщение материала- очень важный этап в закреплении знаний учащихся. На основании своего многолетнего опыта преподавания русского языка я пришла к выводу о необходимости завершения сложных тем нетрадиционными уроками ( урок- путешествие, урок- соревнование, урок- игра).Поэтому я разработала систему нестандартных уроков повторения и систематизации материала по русскому языку в 5-7 классах. В основу системы положены возрастные особенности ребёнка: в 10- 11 лет тяжело заниматься однообразной работой, как бы учитель ни старался сделать урок разнообразным и доступным. Поэтому в 5 классе я провожу нестандартные уроки по повторению следующих тем:
«Фонетика и графика», «Путешествие в историю русской азбуки», «Алфавит Кирилла и Мефодия», «КВН по лексике, словообразованию, а также интеллектуальные игры и состязания.

В качестве примера привожу урок- игру по теме «Словообразование и орфография» на этапе повторения и обобщения знаний. Данный урок- игра был разработан на основе традиционной программы изучения русского языка в 5 классе.
Ученики в классе делятся на 2 команды. Каждый ребёнок не хочет подвести свою команду, хочет ответить хорошо и получить хорошую оценку за урок.

ЦЕЛИ УРОКА:

- повторить и обобщить изученный материал по теме «Словообразование и орфография»;

-

у детей любознательность и интерес к предмету.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Карточки для работы на уроке

Таблица приставок и суффиксов

2 листа ватмана со словами для морфемного анализа

Магнитофон с музыкальными записями.


Оформление доски: на доске изображены военный форт и ведущие к нему две тропы ( жёлтая и зелёная), на каждой тропе точками обозначены препятствия, которые придётся преодолевать командам. В начале каждой тропы тотемы команд.

УЧИТЕЛЬ:

Сегодня мы будем играть на уроке в старую детскую игру- в индейцев. Но наша игра в индейцев- это игра по русскому языку. Мы будем вспоминать и закреплять правила по теме:»Словообразование и орфография». Класс делится на 2 племени: делаверы и омоги. Вождём племени делаверов будет НН, и имя его будет БЕЛОЕ ПЕРО. Вождём омогов станет НН, имя его будет СОКОЛИНЫЙ ГЛАЗ. Задача каждого племени- пройти через испытания, то есть выполнить определённые задания по русскому языку, добраться до форта бледнолицых и добыть там для себя пятёрки и четвёрки. Племя делаваров будет двигаться по жёлтой тропе, ваш тотем- дикобраз. Омоги пойдут по зелёной тропе, ваш тотем- дикий кабан.
В жюри у нас входят старшеклассники.
Учитель: начинаем состязание!(включается запись боевых индейских барабанов)

- Племя делаверов готово?

- Племя омогов готово?

- Тогда начинаем!

Состязание 1. Устная разминка. Вожди племён, вы должны приветствовать друг друга .Кто знает больше этикетных слов и выражений, тот получит больше баллов. За каждое приветствие – 0, 5 балла.

Учитель: молодцы! С заданием вы справились. Двигаем тотемы вперёд по зелёной и жёлтой тропе.

СОСТЯЗАНИЕ 2.Хорошо ли вы знаете морфемный разбор слова? Перед вами на доске листы ватмана со словами. От каждого племени к доске выходит по одному представителю для морфемного разбора.

ДЕЛАВЕРЫ ОМОГИ

Драчливый Лебёдушка

Серебристый Пригородный

Заговорить Сбежать

Подсказка Загадка

Медленно Бесстрашно


Жюри оценивает работу. Каждое правильно разобранное слово- 1 балл. За ошибки баллы снимаются.

УЧИТЕЛЬ: Идут индейцы дальше по тропе и чувствуют, что уводит их тропа в сторону от намеченной цели. Сбились они с пути! Чтобы выбраться снова на правильную тропу, нужно выбраться снова на правильную дорогу, нужно выполнить самое трудное задание.

Состязание 3.Учитель раздаёт карточки с напечатанным текстом сказки В.А.Сухомлинского» Дед Осенник». Нужно вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

«В ч рном лесу живёт дед Осенник. Он спит на сухой листве и ч тко прислушивается к ш роху леса и пению птиц. Как только усшит грус ную песню журавлей- курлы- курлы, поднимается и говорит

Пришло моё время.
Бес трашно выходит из лесу дед Осенник. Где пройдёт, там листья становятся ж лтыми. Выходит дед на опушку садит ся прислоняет ся к дубу расч сывает бороду и тихо что- то поет. Это не песня, а осенний ветер.Когда он поёт, его борода р стёт разв вается по ветру. Вот она прот нулась на лугу. Луг сделался серым.

Осенний туман г ворят люди. Они и не догадываются, что это борода деда Осенника».

Карточки сдаются на проверку жюри.

Учитель продолжает работать с текстом.



-Читаем текст вслух.

- Определим тему текста и основную мысль.

- Тип и стиль текста.

- Найдём в тексте слова со знакомыми орфограммами, которые изучались в теме «Словообразование и орфография». Объясним их.

Жюри объявляет лидирующее племя. Тотемы на доске продвигаются вперёд.

УЧИТЕЛЬ: на пути индейцев у форту встретилась бурная горная река, в которой водится золотая форель. Поймаем эту рыбу и двинемся дальше. Итак, игра «Рыбалка».

СОСТЯЗАНИЕ 4. К доске выходят поочерёдно по одному представителю племени. Они с помощью игрушечной удочки «вылавливают из «аквариума» записки с вопросами по теме.

Перечень вопросов:

1 Назови морфемы слова.

2 Что такое корень? (приставка? Суффикс?)

3 Какая буква О или Ё пишется в корне слова после шипящих?
4 Назови слова- исключения из правила «Правописание приставок на З/С»

5

5Перечислите корни с чередующимися гласными О//А.

6 Расскажите правило правописания И-Ы после Ц.

Каждый правильный ответ жюри оценивает 1 баллом.

Тотемы на доске продвигаются вперёд.

Учитель: А сейчас мы попробуем создать музей слов. Создавать новые слова будем с помощью редко употребляемых приставок и суффиксов.

СОСТЯЗАНИЕ 5. На доске таблица приставок и суффиксов.

ПРИСТАВКИ СУФФИКСЫ

Архи Ени

Пра Ёр

Сверх Навт

Контр Иц

Экс Ищ

Вице Меж


Дети записывают образованные слова. Жюри оценивает ответы. Тотемы продвигаются вперёд.
Победившее племя получает пятёрки, отставшее племя_ четвёрки. Звучат победные барабаны.
Детям нравятся такие уроки. Они хотят быть на высоте. И это важно.
15