ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ
Баринова Инна Евгеньевна, учитель информатики МБУ «Школа № 56» г.о. Тольятти (Россия)

Аннотация
Рассматриваемые технологии направлены на формирование ключевых предметных компетентностей и личностно-ориентированного обучения. Более подробно рассмотрен метод проектов. Использование данного метода на уроках информатики и ИКТ позволяет увеличить успеваемость в преподаваемых классах, повысить качество знаний не ниже, активизировать познавательную деятельность, повысить мотивацию к образованию, развивать навыки оценочной (самооценочной) деятельности, формировать научно-исследовательские навыки обучающихся, овладевать ключевыми общеучебными компетентностями, повысить заинтересованность учащихся в изучении предмета, увеличить объем выполненных на уроке заданий, повысить мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия форм работы на уроке, проводить проверку качества знаний при полной объективности. Представлен краткий обзор разработанного элективного курса, основанного на удовлетворении индивидуальных образовательных интересов, личностных потребностей и склонностей учащихся, а также практической и продуктивной направленностью занятий. Курс ориентирован на обеспечение условий овладения учащимися практическими умениями и навыками владения информационных технологий, необходимых для работы с информацией. Данный курс ориентирует учащихся в мире современных профессий, помогает реализовать свой интерес к предмету, способствует повышению информационной культуры школьников, развитию навыков работы с ПК. По окончании школы это может пригодиться для сдачи экзаменов, а в дальнейшем – при поступлении в учебные заведения.

Ключевые слова
Технология, дифференциальное обучение, проектная деятельность

Адрес:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 56»

e-mail:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Школьное образование должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
В свете современных требований учебный процесс должен быть направлен на формирование ключевых предметных компетентностей, личностно-ориентированное обучение, усвоение учебного материала на уровне федерального государственного образовательного стандарта.
Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся [1].
Актуальность обуславливается, тем, что существует противоречие между существующими знаниями в области образовательных технологий и неумением применять данные знания на практике.
В последнее время все большее внимание в школьном образовании уделяется разноуровневому обучению, которое является одной из педагогических технологий в рамках личностно - ориентированного обучения.
Необходимость введения в образовательную практику уровневой дифференциации обусловлена тем, что в условиях большого объема учебной информации возникла проблема перегрузки школьников. В такой ситуации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более, что он является часто недостижимым для многих школьников. А это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом. Уровневая дифференциация осуществляется не за счет уменьшения объема изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к его усвоению. Цель данной технологии - обучение каждого учащегося на уровне его возможностей, способностей, адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся.
Существенно то, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом знаний, умений и навыков [2].
На своих уроках я использую технологию дифференцированного обучения. Учитывая уровень знаний, я выделяю в классе три группы учащихся. В первую группу отношу учащихся, знающих программный материал. Они на уроках активны, хорошо владеют приёмами учебного труда, решают любые учебные задачи. Во вторую группу отношу ребят, имеющих положительное отношение к учению, но слабо владеющих приёмами учебного труда. У них есть желание хорошо учиться, однако - многое не получается из-за минимального уровня знаний и умений. К третьей группе относятся ребята, имеющие низкий уровень учебной мотивации.
Особое место среди педагогических технологий, которые направлены личностно-ориентированное обучение, занимает метод проектов. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале ХХ века. Но цель его остается прежней – развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему[3].
Считаю технологию проектного обучения одной из необходимых технологий в современной системе обучения.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает набор исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Основываясь на вышеизложенном мною был разработан элективный курс «Особенности работы с программой Flash» (имеющий рецензию), который я эффективно применяю в своей практической деятельности в течении трех лет. Программа нацелена на групповое обучение и личностно – ориентирована, подобной программы нет в школе, хотя некоторые темы, изученные ранее, прослеживаются.
Актуальность программы обусловлена изменениями, происходящими в последнее время в технологиях производства, экономических и социальных отношениях, что формирует качественно новые требования общества к личности выпускника общеобразовательной школы, его умениям и навыкам. Учащиеся учатся творчески подходить к поставленным целям, создавая собственные информационно – технологические продукты (Flash ролики, которые в дальнейшем используются на уроках информатики). Кроме того, развитие ключевых компетентностей школьника является целью региональной системы общего образования.
Пояснительная записка включает цель, задачи, которые соответствуют содержанию и методам предполагаемой деятельности, указывается назначение программы и методы и формы обучения. Указаны требования к уровню подготовки обучающихся. Знания определены в соответствии с теоретическими и практическими пунктами программы.
Содержательная часть рабочей программы раскрывает основные разделы, в которых обозначены темы занятий, ориентированные на получение запланированного результата обучения.
В тематическом плане указана последовательность тем, распределены часы по разделам и темам в пределах установленного времени. Рабочая программа отражает взаимосвязь теоретических и практических занятий, составляющих единое целое.
Материал программы соответствует специфике предмета и изложен четко, ясно, доказательно. Список литературы соответствует содержанию рабочей программы.
Обращает на себя внимание предложенный программой циклический подход к формированию надпредметных умений. Один раз год ученик проходит полный цикл проектной работы по информатике, проектная работа начинается практически с начала изучения курса, а во втором полугодии отличается большой самостоятельностью школьника, овладевшего образцами деятельности в первой половине года. Предложенная система работы находится в полном соответствии с законами дидактики и призвана обеспечить высокие результаты в достижении целей программы.
На уроках информатики и ИКТ не возможно, обойтись без использования информационно-коммуникационных технологий, которые за короткое время стали важнейшей составляющей современного общества.
Ранее информацию по любой теме ученик мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации[4]. Обучающие программы и компьютерные модели, мультимедиа-учебники, программы-тренажеры, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы учителя и учащихся.
Большим подспорьем в моей работе стали различные коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), которые позволяют разнообразить процесс подачи материала, заинтересовать учащихся, делают процесс обучения увлекательным. Многие ЦОР для своих уроков я разрабатываю сама, часть выполняют ученики в проектной деятельности, часть берется с сайта авторов программ (Босовой Л.Л. и Семакина И.Г.).
Информационные компьютерные технологии я использую на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, в ходе устной работы, при объяснении нового материала, при закреплении полученных знаний.
Для меня информационно-коммуникативные технологии являются средством повышения эффективности педагогического труда, для ученика – средство, облегчающее и улучшающее продуктивность его обучения.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяют мне:
повысить заинтересованность учащихся в изучении предмета;
увеличить объем выполненных на уроке заданий;
повысить мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия форм работы на уроке;
проводить проверку качества знаний при полной объективности;
Анализируя результаты своей деятельности на уроках и показатели усвоения учащимися учебного материала, я пришла к выводу, что при изучении некоторых тем (разделов) эффективнее использовать метод проектов. Проекты могут быть разных типов: учебные, социальные. Главное - ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Учитель при этом является разработчиком проекта, направляет и координирует процесс работы учащихся над проектом (может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска). Да, разработка проекта – это огромный труд, необходимо продумать все до мелочей (каждый этап, каждое задание, каждый критерий), но это того стоит, т.к. метод проектов повышает интерес учащихся к изучаемому предмету. В проектной деятельности учащиеся создают единый готовый продукт от каждого класса. Например, тема проекта: «Разработка электронной тетради по информатике для 5 класса». Задания для электронной тетради разрабатываются в программе Flash [5], и записываются в виде роликов, которые в свою очередь можно вставить в программу Notebook (программа для интерактивной доски), или применять на уроке отдельными заданиями. Кроме этого учащиеся должны самостоятельно решить все задания в тетради для 5 класса. Темы проектов различные: создание итогового (по теме) теста по информатике (математике, истории и т.д.), разработка обучающих программ по темам (по предметам) и т.д.
Результатом использования в практической деятельности современных образовательных технологий является:
Успеваемость в преподаваемых классах – 100%.
Качество знаний не ниже – 90 %
Активизация познавательной деятельности.
Повышение мотивации к образованию.
Развитие навыков оценочной (самооценочной) деятельности.
Сформированность научно-исследовательских навыков обучающихся.
Овладение учащимися ключевыми общеучебными компетентностями.



Литература:
Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. /Учитель № 1, 2000г.
Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы.- М.,»Академия»,2002.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.- М.: АРКТИ, 2003.
Пахомова Н.Ю. Метод проектов./Информатика и образование. Международный специальный журнал. Технологическое образование.1996.
Боршуляк М.П., Программа Flash 5. 10-11 классы: учебное пособие. М.: Дрофа, 2005г.
15