Методические рекомендации для психологов на тему: Позитивная профилактика употребления психоактивных веществ среди подростков
Методические рекомендации для педагогов.
Позитивная профилактика употребления психоактивных веществ среди подростков.
Работе по профилактике употребления психо-активных веществ среди подростков в последнее время уделяется все больше и больше внимания. Это направление становится приоритетным в работе психолога и социального педагога. Так как современное общество все еще характеризуется крайней степенью социально-психологической и политической нестабильности. В таких условиях возникает почва для социально-негативных явлений, таких, как преступность, падение нравов, наркомания и алкоголизм. Девальвация культурных ценностей, неуверенность в завтрашнем дне плюс неумение или неспособность части населения, особенно подростков и молодежи, активно справляться с жизненными трудностями – вот те предпосылки, которые обеспечивают наркомании и алкоголизму прочные позиции в обществе.
Подростковый возраст (особенно младший подростковый) является тем периодом, когда особенно остра необходимость в проведении мероприятий по предотвращению алкоголизма и других форм аддиктивного (зависимого) поведения.
Часто причинами начала употребления алкоголя и наркотических веществ являются социально-психологические сложности подросткового возраста, психологические проблемы процесса взросления.
В подростковом возрасте дети очень любознательны, активно “познают мир”, в то же время они еще очень доверчивы, полны ощущения собственной неуязвимости. Из-за этих особенностей они нередко могут попадать в опасные для жизни ситуации. Поэтому встает необходимость предупреждения начала экспериментирования с токсическими веществами, вызывающими зависимость, обучения детей навыкам безопасного поведения, навыкам сохранения жизни, здоровья и психологического благополучия в разных ситуациях.
У подростков развивается потребность во внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение значимой рефрентной группы, усиливается чувство собственного достоинства и максимализма.
Поэтому в этот период особенно важно развитие определенных социально-психологических навыков, обсуждение с подростками тех проблем, с которыми они часто сталкиваются один на один, проблем общения, отношений с людьми, как взрослыми, так и ровесниками.
Также в этот период формируется система ценностей, переосмысливается и переоценивается уже накопленный опыт и вырабатывается основание жизненной позиции, отношение к людям, обществу, миру и к своему месту в нем. В связи с чем, как никогда встает необходимость знания и принятия норм и правил функционирования коллектива, получения информации о взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, о конфликтных ситуациях и путях разрешения конфликта. Возникает необходимость выработки навыков, способствующих формированию установки на здоровый образ жизни.
Часто в школах проводятся занятия и лекции, на которых учащимся рассказывают о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ. Приводится пугающая статистика. Но подростки редко примеряют чужой опыт на себя, не доверяют цифрам, продолжая "экспериментировать" и набивать шишки на собственных ошибках. Однако, употребление ПАВ очень быстро вовлекает ребят в зависимость, и остается пагубной привычкой на всю жизнь. Что в дальнейшем негативно отражается на здоровье и, зачастую, приводит к трагическим последствиям.
Чтобы уберечь молодежь от пагубного влияния, необходимо проводить профилактические занятия. И главным в этой работе мы считаем проведение позитивной профилактики употребления ПАВ (психо-активных веществ).
Позитивная профилактика – это та форма работы, которая позволяет через развитие личности формировать установки на здоровый образ жизни, не "запугивая" детей. Так как, часто запугивая, мы настраиваем подростков против себя, они перестают нам доверять, считая, что мы "давим" на них и даем недостоверную информацию.
Поэтому, для достижения успеха в вопросах профилактики потребления наркотических и других психо-активных веществ в работе с подростками необходимо главный упор делать на развитии личностных качеств и социальных навыков подростков, обучать детей новым формам поведения, формировать стрессоустойчивость, воспитывать личность, способную самостоятельно и ответственно строить свою жизнь. В связи с этим неотъемлемой частью курса по позитивной профилактике употребления ПАВ являются занятия, направленные на формирование гармоничной личности, на осознание ценности здоровья (т.е. позитивная профилактика).
Такие занятия можно проводить в рамках классных часов.
Цель:
Позитивная профилактика всех видов зависимости от психо-активных веществ (ПАВ) среди подростков путем формирования гармоничной личности, через осознание ценности здоровья.
Задачи:
Обучение подростков навыкам безопасного поведения, навыкам сохранения жизни, здоровья и психологического благополучия в разных ситуациях.
Формирование у подростков адекватной самооценки.
Развитие навыков общения и настойчивого поведения, в том числе противостояние давлению сверстников.
Профилактика употребления ПАВ (психо-активных веществ).
Адаптация к меняющимся условиям и развитие социальной гибкости.
Профориентация: выявление склонностей и интересов. Разработка жизненных целей и поэтапный план достижения этих целей с учетом интересов и склонностей.
Во время проведения занятий с подростками по профилактике зависимости от ПАВ мы решаем двойную задачу.
С одной стороны, на занятиях развиваются недостающие им навыки, обсуждаются важные проблемы: общения, отношения с людьми, проблемы конфликтов и стрессов.
С другой стороны, в ходе занятий вырабатывается целый комплекс навыков, необходимых для противодействия давлению сверстников, действию рекламы, с тем, чтобы подростки могли принимать решения о неупотреблении алкоголя и других психо-активных веществ на основе объективной информации и умения правильно оценивать последствия своих действий.
Занятия основаны на уважении личности человека, его прав. При этом происходит обучение социально-психологическим навыкам и навыкам здорового образа жизни.
Эффективность проведения предложенных занятий невозможна без доверительных отношений между педагогом-психологом и учащимися. Если нет доверия к педагогу, ведущему занятия, подростки просто не будут усваивать информацию, и не смогут интериоризировать (присвоить) новый опыт.
Совместный досуг, который позволяет с пользой провести свободное время, узнать друг друга, проявить себя, что отвлекает подростков от возможности употребления ПАВ: посещение экскурсий, выставок, участие в социально значимой деятельности посёлка и школы: разработка проектов, организация и участие в праздниках и викторинах, Прогнозируемые результаты
Основным условием для осуществления является ориентированность на сотрудничество с взрослым (педагогом) и сверстниками, на создание благоприятной среды для формирования нравственных ценностей, жизненной перспективы, помощь в осознании подростком самого себя, своих возможностей, способностей, интересов.
Подростки научатся сознательной регуляции своих поступков, ориентироваться на чувства, интересы других людей в своем поведении, умению говорить “нет” в ситуациях вовлечения в деятельность, угрожающую их здоровью (отказ от употребления ПАВ), получат основные навыки в общении с окружающими, в разрешении конфликтных ситуаций. Узнают свои склонности и интересы, наметят свой профессиональный путь. Что, безусловно, окажет благотворное влияние на взаимоотношения с родителями, учителями, сверстниками.
Использование различных методик на занятиях: тренинги, игры (ролевые, деловые и т.д.), викторины.
Помимо клубных дней предусматриваются экскурсии, посещение выставок, участие в городских праздниках и мероприятиях.
Каждое занятие состоит из трех блоков:
Информационно-дидактическая часть.
Анкетирование/тестирование.
Тренинг на усвоение полученной информации и закрепление необходимых навыков поведения.
Информационно-дидактическая часть
Информационно-дидактическая часть содержит постановку проблемы и основные положения по заявленной проблеме, которые рекомендуется проработать в тренинговой части занятия. Подобный подход позволяет вести скрытую профилактику отклоняющегося поведения среди подростков этой возрастной группы и дает возможность для свободного выражения позиций подростка.
Анкетирование/тестирование
Анкетирование/тестирование направлены на самопознание, помогает выявить личностные особенности и уровень мотивации подростков, позволяет актуализировать полученную в первой части занятия информацию, а также постепенно включает учащихся в активную часть тренингового занятия.
Тренинг
Тренинг направлен на личностный рост, на осознание основных положений информационно-дидактического блока занятий, на закрепление навыков безопасного поведения и содержит прямые и косвенные методики предупреждения развития девиантных тенденций, в первую очередь опасности употребления ПАВ, учитывая возрастные особенности подростков.
Специальные мероприятия необходимы, поскольку имеют целью символическое отреагирование накопившихся, но не выраженных чувств, настрой на обычные дела. Домашнее задание может включать в себя наблюдение за собой, за реакциями окружающих в определенные моменты жизни, с целью обогащения своего опыта, анализа и обсуждения.