Тематическое планирование интегрированного курса географии России и географии РСО — Алания 8 класс
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом – школа «Виктория»
РАССМОТРЕНО
На заседании методического объединения ГКОУ ДДШ «Виктория» Протокол №_____ от __________2015г.
__________________________________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
___________________________
____ ____________2015г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор ГКОУ ДДШ «Виктория»
_________________ М. Х. Дауров
____ ____________2015 г.
Тематическое планирование уроков географии «География: природа России» с интеграцией курса «Физическая география РСО – Алания»
8 класс
Составитель: учитель географии
ДДШ «Виктория»
Аршиева М. М.
Владикавказ, 2015 г
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта 2004 г, Примерной программы основного общего образования по географии.
Цель: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы России и Северной Осетии во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.
Задачи:
овладение умениями ориентироваться по карте; использовать один из «языков» международного общения географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:
- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);
- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;
- показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х. учебных часов в неделю, из них 5 часов – «Пространства России», 22 часа – «Особенности природы и природные ресурсы», 38 часов – «Природные комплексы России» из них - 18 часов География РСО – Алания, которая изучается интегрированно в рамках национально – регионального компонента.
Оценочные практические работы
Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
Определение поясного времени для разных пунктов России.
Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей ее хозяйственного использования.
Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе общегеографических и тематических карт.
Используемый УМК:
1. Баринова И. И. География России. Природа. – М.: Дрофа, 2013.
2. А.Д. Бадов, М. Р. Дряев «География Республики Северная Осетия – Алания», Владикавказ, «Ир» , 2013 г
3. Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа,2015
Дополнительная литература:
1.Алексеев А. И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2007.
2.Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобджанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа 2004.
3. Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа 2007.
4. Интернет – ресурсы.
5. Мультимедийные обучающие программы:
География 8 класс. Природа России.
Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.
Интерактивные географические карты.
6. Г. И. Кусов «Неизвестная Осетия»
7. В. А. Станкевич «География Северной Осетии», Владикавказ, «Ир», 1995г
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Календарно-тематическое планирование 8 класса по географии
№
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Характеристика
деятельности
учащихся
или виды
учебной
деятельности
Планируемые
результаты
освоения
материала
Дом.
задание
Дата
Провед.
Ведение (1 час)
1
Что изучают в курсе «Природа России». Источники географи-ческой информации
1
Урок изучения нового материала
Источники географической информации
Уметь: использовать различные источники географической информации
Стр 3-4
Россия и РСО – Алания на карте мира (7 часов)
2
Географическое положение России
Пр/р №1
1
Практикум
Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Особен-ности географического положения России и Осетии. Часовые пояса
Уметь: показывать и называть факторы, определяющие геогра-фиическое положение России; показывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; опре-делять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать на карте субъекты РФ; обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе
&1, контурная карта
3
Моря, омывающие территорию России
1
Практикум
&2, таблица
4
Россия на карте часовых поясов
1
Урок изучения нового материала
&3, вопросы
5
Практическая работа №2 «Определение поясного времени для разных пунктов России»
1
Практикум
решение задач
6
Как осваивали и изучали территорию России
1
Семинар
&4, таблица
7
Географическое положение Республики Северная Осетия - Алания
1
Урок изучения нового материала
§1
Раздел 1. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (22 часа)
Рельеф и недра России (6 часа)
8
Особенности
рельефа России
1
Урок изучения нового материала
Особенности геологичес-кого строения. Устойчивые и подвижные участки зем-
ной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, земле-трясений и вулканизма.
Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования
Уметь: читать тектоническую, геологическую карты, геохроно-логическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектониче-
ских структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные форм рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на контурную карту;определять, как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонческих движений; называть меры безопас-ности при стихийных явлениях; объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей; показывать месторождения полезных иско-паемых, приводить примеры использования полезных ископае-мых, влияния разработки место-рождений на природную среду; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, оценивать условия добычи
&5
9.
Геологическое
строение территории нашей страны Пр/р №3
1
Урок изучения нового материала
&6
10
Минеральные ре-
сурсы России
1
Практикум
&7
11
Развитие форм
рельефа
1
Урок систематизации и обобщения знаний (практикум)
&8, повторить
12
Рельеф. Геологическое строение и тектоника Северной Осетии.
1
Урок изучения нового материала
§ 2, 3
13
Полезные ископаемые РСО - А. Чрезвычайные ситуации природного происхождения.
1
Урок изучения нового материала
§ 4, 5
14
Итоговый урок по теме
1
Климат и климатические ресурсы (5 часов)
15
Климат нашей страны
1
Урок изучения нового материала
Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая по-
верхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны.
Закономерности распре-деления тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость,
коэффициент увлажнения).
Сезонность климата,
чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса. Степень благоприятности природных условий.
Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические явления
Знать: закономерности распре- деления суммарной солнечной радиации. Уметь: приводить примеры влияния климата на
жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей
&9
16
Закономерности
Распределения тепла и влаги на территории нашей страны Пр/р №4
1
Практикум
&10, до стр. 63
17
Типы климатов
России Пр/р №5
1
Исследование
&10, таблица
18
Зависимость человека от климатических условий
1
Практикум
&11, вопросы
19
Климатообразующие факторы. Основные элементы, характеризующие климат Северной Осетии
1
Урок изучения нового материала
§ 6, 7
20
Климат и климати-ческие ресурсы.
Пр/р №6
Итоговый урок.
1
Урок повторения и обобщения
(деловая игра)
§ повторить
Внутренние воды и водные ресурсы (6 часов)
21
Разнообразие
внутренних вод
России. Реки
Пр/р №7
1
Урок изучения нового материала
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны.
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота
Уметь: показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки на конкрет-ных примерах; приводить примеры использования реки в хозяй-ственных целях; показывать на карте озера артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования вод и негативного влияния на них
человеческой деятельности;
давать характеристикукрупных озер страны и области; показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ
&12
22
Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота
1
Практикум
&13
23
Водные ресурсы.
Охрана вод
1
Практикум
&14
24
Внутренние воды РСО – Алания Реки. Оледенение.
1
Урок изучения нового материала
§ 8, 9
25
Озера, водохранилища, болота и подземные воды.
Минеральные воды РСО - А
1
Урок изучения нового материала
§ 10, 11
26
Повторение по теме: «Внутренние воды
и водные ресурсы»
1
Урок повторения и
обобщения
(исследование)
Почва и почвенные ресурсы (4 часа)
27
Образование почв и их разнообразие
1
Урок изучения нового материала
Почвы и почвенные ресурсы. Почвы - основной компонент природы. В.В. Докучаев -основоположник почвоведения
Уметь: объяснять понятия: земельные ресурсы, сельско-хозяйственные угодья; называть факторы почвообразования; назы-
вать свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания; объяснять необходимость охраны почв, рацио-нального использования земель
&15, вопросы
28
Закономерности
распространения
почв
1
Практикум
&16
29
Почвенные ресурсы России.
1
Конференция
&17
30
Почвы Северной Осетии
1
Урок изучения нового материала
§ 12
Растительность и животный мир (6 часов)
31
Растительный и животный мир России
1
Урок изучения нового материала
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительно-
сти и животного мира природных зон России.
Биологические ресурсы, их рациональное использова-ние. Меры по охране рас-тительного и животного мира. Природные террито-риальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России
Уметь: приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесны пространств человеком;
перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; прогнозиро-вать последствия уничтожения болот; объяснять значение животного мира в жизни человека
&18, таблица
32
Биологические
ресурсы. Охрана
растительного и
животного мира
1
Исследование
&19, 20
33
Природно-ресурсныи потенциал России
1
Практикум
&20
34
Растительность и животный мир Северной Осетии.
1
Урок изучения нового материала
§ 13, 14
35
Состояние особо охраняемых территорий и объектов культурного наследия.
1
Урок изучения нового материала
§ 15
36
Итоговый урок по теме
1
Урок систематизации
и обобщения знаний
§ повторять
Раздел II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ (38 часов)
Природное районирование (6 часов)
37
Разнообразие ПК России. Природное районирование
1
Урок изучения нового материала
Природные и антропоген-ные ПТК. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообус- ловленность ее компонен- тов. Роль В.В.Докучаева и Л.С. Берга в создании
учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов
Уметь: описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах
&21, вопросы
38
Моря как крупные ПК
1
Практикум
&22
39
Природные зоны
России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра
1
Урок актуализации
знании и умении
&23, таблица
40
Разнообразие
лесов России: тайга, смешанные и широко-лиственные леса
1
Урок актуализации
знаний и умений
&24
41
Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни Пр/р №8
1
Урок актуализации знаний и умений
&25
42
Высотная поясность
1
Урок повторения и обобщения (исследование)
&26
Природа регионов России ( 20 часов)
43
Русская (Восточно-Европейская) равнина.
1
Урок изучения нового материала
Европейская Россия -основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных усло-вии, ресурсов на жизнь и
хозяйственную деятель- ность населения. Состав района. Особенности географического положения и его влияние на природу, хозяйственное развитие района и геополитические интересы России. Исто-рико-географические этапы развития района.Специфика природы района, природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную дея-
тельность населения
Уметь: определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов объектов; объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей
поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития. растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных
регионов в жизни и деятельности человека
&27, контурная карта
44
Природные комплексы Русской равнины
1
Семинар
&28, таблица
45
Природные ресурсы Русской равнины. Проблемы их рационального использования.
1
Урок изучения нового материала
&29, вопросы
46
Северный Кавказ - самые молодые высокие горы России
1
Путешествие
&30
47
Равнинные ландшафты Северной Осетии
1
Урок изучения нового материала
§ 16
48
Горные ландшафты Северной Осетии
1
Урок изучения нового материала
§ 17
49
Природные комплексы Северного Кавказа
1
Практикум
&31
50
51
Урал - «Каменный пояс» земли Русской Своеобразие природы Урала
2
Игра
Практикум
&32
52
Природные уникумы Урала. Экологические проблемы
1
Семинар
&33
53
Экологические проблемы Урала
1
Семинар
&34
54
Западно-Сибирская низменность
1
Урок изучения нового материала
&35
55
Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения
1
Практикум
&36, таблица
56
Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения
1
Урок актуализации знаний и умений
&37
57
Природные комплексы Восточной Сибири
1
Урок актуализации знаний и умений
&38
58
Жемчужина Сибири - Байкал
1
Урок актуализации знаний и умении
&39
59
Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения
1
Урок актуализации знаний и умений
&40, вопросы
60
Итоговый урок по теме «Восточная Сибирь»
1
Урок повторения и обобщения
61
Дальний Восток -край контрастов. ГП, состав территории. История освоения
1
Урок актуализации знаний и умений
&41
62
Природные комплексы Дальнего Востока
1
Урок актуализации знаний и умений
&42
63
Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком
1
Исследование
&43, повторение
64
Природа регионов России. Итоговый урок.
2
Урок систематизации и обобщения знаний (игра)
Человек и природа (4 часа)
65
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека Антропогенное воздействие на природу
1
Урок изучения нового материала
Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране.
Знать: законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемир-ного природного и культурного наследия в нашей стране. Уметь: объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользова-нии; составлять географические прогнозы, анализировать экологи-ческие карты России, уметь выполнять правила природо-охранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы
&44, таблица
&45
66
Антропогенное воздействие на природу Северной Осетии и ее охрана.
1
Практикум
§ 18
67
Рациональное природопользование Экологическая ситуация в России.
1
Практикум
&46, &47
68
Человек и природа
1
Урок систематизации и обобщения знаний (игра)
15