РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Занятие в рамках проекта.
Разработала: учитель начальных классов МОБУ гимназии №1
Ганзина Инна Георгиевна
Цель:
введение понятия «толерантности», «толерантной личности», «интолерантной личности»

Задачи:
познакомить участников тренинга с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности тремя способами:
1) на основе выработки «научного определения»,
2) посредством экспрессивной формы,
3) с использованием ассоциативного ряда
способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу и формированию умения жить в мире с другими людьми;
развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Форма проведения: тренинг

Ход тренинга:

I Организационный момент
Доброе утро, мои дорогие четвероклассники!
Давайте пожелаем здоровья нашим гостям! (здороваются слух)
А теперь я вас приглашаю в круг.
Пусть будет шире Дружбы круг!
В кругу стоят друзья твои
Ты им улыбку подари!
Улыбнитесь соседу справа, слева, посмотрите в глаза тому, кому хотите подарить свою улыбку. И улыбнитесь!
Чтобы поддержать артистов, поблагодарить их за выступление, обычно люди что делают? (хлопают, аплодируют)
Давайте поаплодируем нашим гостям и себе тоже в качестве поддержки!

II Игра «Общий ритм»
Все стоят по кругу.
Я хлопаю несколько раз с определённой скоростью, задаю ритм, который вы должны поддержать: стоящий справа от меня делает хлопок, далее следующий. Должно создаваться ощущение, что хлопает один человек, а не все по очереди.

Рефлексия:
- трудно было справиться с заданием?
- сразу ли получился нужный ритм, почему?
- а было ощущение «единого оркестра»?
- что должен был сделать каждый, чтобы не выбиться из ритма?
Так вот умение слушать другого, а главное слышать его – это важная наука для любого человека
Спасибо! Усаживайтесь поудобнее!

III Работа с мудростью
В древние времена мудрых людей называли мудрецами, а их мысли записывали на бумаге и называли мудростью.
На плакате написана мудрость, но некоторые слова в ней исчезли, догадайтесь какие?

«Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит..,
а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит..»

Посмотрите, что у меня в руках? (сердце)
Потрогайте, какое оно? (мягкое, тёплое, нежное.).
Его мне подарил Никита Идиатуллин, брат Лизы, уже много лет назад, я его берегу, оно для меня дорого, и я хочу с вами поделиться частичкой его тепла.
Я вам предлагаю составить словарь родственных слов и выражений слову «сердце». И будем помещать их вот в этот словарь (изображение книги с названием «Словарь»)

Милосердие
Сердечность
Добросердечность
Чистосердечность
Доброе сердце
Золотое сердце
Благородное сердце
Отходчивое сердце
Горячее сердце
Мягкое сердце
Сострадание

Молодцы! Сколько слов сердечных вы знаете!

IV Релаксация «Чистое сердце»
Обувь, одежда, время от времени пачкаются, их необходимо чистить, стирать. Тоже самое происходит с сердцем. Иногда человек злится, завидует, на его сердце накапливаются крупинки злости, зависти, обиды, поэтому сердце нужно тоже очищать.
Сядьте поудобнее, положите руки так, чтобы им было комфортно, закройте глаза. Прислушайтесь к музыке. (звучит инструментал Дмитрия Маликова)
Положите правую руку на область своего сердца. В сердце есть дверка через которую можно получать или посылать любовь. Что бы повернуть ключ и отворить дверку, надо только представить себе, что она открывается при дыхании. Вдыхая можно почувствовать, что она открывается и в сердце каждого впускается любовь и солнечный свет, а при выдыхании посылается из сердца. Она может посылаться разным людям. Глубоко вдохните, получите каплю любви, а выдыхая представьте того, кому вы свою любовь посылаете.

Рефлексия:
Можно открыть глаза.
- кто сумел подарить каплю своей любви другому?

·- а получить капельку тепла?
- какие чувства вы испытываете сейчас?

V Упражнение «Сундучок»
На одном из занятий вы писали свои положительные качества, которыми вы хотели бы поделиться с другими и отрицательные, от которых хотели бы избавиться, я эти записи сохранила, но они перемешались. Нужно навести порядок! У меня есть два предмета: сундучок и урна.
Что обычно хранится в сундуках? (драгоценности, богатство)
А в нашем сундучке нет ни каких колец, бус, браслетов – ведь их можно потерять; в нашем сундучке будет другое богатство – это достоинство, мы его не потеряем, пока не захотим этого сами! Его не возможно отнять!
Ну, а что будем кидать в урну, наверное всем понятно?
(каждый ребёнок выходит, берёт листочек, и «складывает» либо в сундучок, либо в урну)


VI Притча
Послушайте притчу, которую вам расскажет Арина.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, эгоизм, ложь, ревность. Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь!

Рефлексия:
- Ребята, скажите, пожалуйста, вот эти качества и положительные, и отрицательные у вас присутствуют?
Если вы в общении с другими людьми будете больше проявлять «-» качества, вы будете кормить вот этого волка (изображение волка с оскалом), а если будете больше проявлять «+» качества, то будете кормить вот этого волка(«добрый»)
Выбор за вами!!!

VII Знакомство с понятиями.
Замечательно!
Навели порядок!
Так как мы называли то, что лежит сундучке? (богатство)
Но есть и другое слово, которым можно назвать эти качества, посмотрите. (лист чистый, слово написано свечой)
На столе лежат «волшебные» краски разных цветов, они нам помогут разгадать загадку.
- Максим, ты бы какой цвет выбрал для нашего богатства?
- Аня, а ты?
- Антон, какой тебе цвет нравится?
(дети берут кисти и красят лист, проявляется слово «толерантность»)
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

- Как мы назовём человека, который обладает этими качествами?
ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ
- если сравнить по значению эти две группы слов, как их можно назвать? (антонимы)
- Значит и личность будет другая, ИНАЯ – ИНТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ
Наше произведение искусств «подсохло». Давайте найдём этому слову место на нашей доске. (выслушать предположения детей, подвести к тому, чтобы это слово было названием словаря)


VIII Итог тренинга
И в завершении нашего занятия я хочу вам подарить эмблемы.
Помогите друг другу прикрепить их обратной стороной на спину.
Представьте себе, что вы попали в экстремальную ситуацию, ну например, на необитаемый остров.
Дайте друг другу оценку толерантности, по 10-ти бальной системе. А теперь поможем друг другу снять эмблемы, посмотрите на баллы, которые вам поставили ваши друзья, и я надеюсь, вы сделаете правильные выводы для себя. И не будете кормить злого волка!
15