Статья на тему:Роль краеведения в патриотическом воспитании и формировании познавательного интереса у школьников на уроках истории и внеурочной деятельности.


Роль краеведения в патриотическом воспитании и формировании познавательного интереса у школьников на уроках истории и внеурочной деятельности.
Байрашевская З. С. – учитель истории и обществознания
В ХХI веке, когда постоянно усиливается пропаганда западного образа жизни, жестокости и насилия, чуждых нашим традициям патриотизма, очень важна в школе систематическая, кропотливая поисково-краеведческая, исследовательская работа со школьниками. Она воспитывает в них коллективистские качества, чувства патриотизма, национальной гордости, любви к родному краю, своему народу.
Одним из ведущих направлений патриотического воспитания является историческое краеведение. Краеведческая работа развивает интерес, воспитывает уважение к истокам родной земли, ее преданиям, быту, традициям народа, природным особенностям. Велико ее воздействие на разум и душу человека.
Родина… Любовь к Родине… Что эти слова означают для наших учащихся? Как лучше и доходчивее рассказать ученикам о прошлом своего края, культуре, быте, традициях людей, не вызвав иронию, недоверие, а заинтересовать, заставить думать?!
Острая проблема нашего времени - отсутствие познавательного интереса у многих учащихся. Как сделать урок интересным? Как заинтересовать учеников деятельностью, связанной с прошлым человечества и своей страны в частности?  Перед учителем встает проблема формирования у учащихся познавательного интереса.
В своей практике я убедилась, что краеведческий материал вызывает большой интерес у школьников. Элементы краеведческого материала обогащают изложение программного содержания уроков и вызывают в сознании учащихся связь с окружающей действительностью, что ведет к появлению любопытства и со временем к развитию интереса к предмету. Краеведческий материал создает условия для работы исследовательского характера, помогает развитию активной творческой деятельности. В. Бианки писал, что краевед, прежде всего исследователь, маленький Колумб.
Формирование познавательных интересов у учащихся осуществляться более эффективно, если использовать на уроках истории не только региональный компонент, но и исторический материал по населенному пункту, где находится учебное заведение. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- провести исследования (если нет источников - работа в архивах) и введение краеведческого материала в содержание урока; - применение различных, в том числе и инновационных методов и приемов на уроках.
Чтобы применять краеведческий материал, сначала необходимо его изучить, затем выделить направления его использования на уроках.
Далее - адаптировать содержательную часть краеведческого материала к программе по истории и определить его место в календарно – тематическом планировании. Сформулировать цели и задачи вводимого материала. Краеведческий материал представлять непосредственно в исторический период в связи с программным материалом по истории.
Для формирования познавательного интереса важна организация познавательной деятельности учащегося. Необходимо выбрать формы работы по предмету на основе краеведения, продумать приемы включения элементов краеведения в урок. Возможны следующие варианты: - краеведческое вступление к уроку; - краеведческая конкретизация; - использование краеведческого материала как основного для изучения темы; - краеведческое дополнение. И какой бы вариант вы не выбрали, он непременно заинтересует учащихся.
Большие возможности по формированию познавательного интереса к истории предоставляет внеурочная деятельность по предмету. Хочу поделиться опытом работы, которая ведется по следующим направлениям:
- история Республики Крым (изучая историю Республики Крым, учащиеся знакомятся с теоретическим историческим материалом, совершают видео-путешествия, ездят на экскурсии по Крыму);
- история села Шелковичное (Темеш) (исследуя прошлое своего села, совместно с учащимися описали жизнь немецкой колонии в Темеш с конца ХVIII в., используя архивные материалы, историческую литературу и материалы, собранные у старожилов села);
- история развития образования в селе Шелковичное (Темеш) (В течение сотен тысяч лет в Крыму сменяли друг друга племена и народы, возникали и исчезали государства. История полуострова насыщена событиями, его земля хранит памятники многих культур. Не исключение и наше село Шелковичное - Темеш. Оно было и крымскотатарским, и немецким, и советским… Один народ сменял другой. Одно поколение менялось следующим. Но у всех народов, проживающих здесь, образование и образовательные учреждения имели большое значение. Учащиеся с интересом восстанавливали историю школы и образования села);
- поисково-исследовательская работа с жителями села категории «дети войны» (с 2010 года члены историко-краеведческого кружка ведут исследовательскую работу с жителями села категории «дети войны» (было выявлено 134 человека). Дети встречаются с ними, берут интервью. Затем, полученная информация обрабатывается, систематизируется. Результат работы: в школе организован виртуальный музей, где ученики узнают о тяжелом детстве своих односельчан – «детей войны» и их семьях во время войны). Для того чтобы учащийся, проявив любопытство, а именно с него начинается процесс познания, приступил к изучению того, что его заинтересовало, надо грамотно определить направление исследования. Анализ работ школьников, представленных на конференциях различного уровня, выявил, что учащиеся охотно занимаются изучением историй своих семей, школ, населенных пунктов, судеб выдающихся государственных деятелей страны и края, и гораздо меньше уделяют внимания культурному наследию своего региона. А именно изучение культурного наследия открывает широкий простор для научного поиска.
Организация научно-исследовательской работы школьников имеет массу положительных моментов не только для учащихся, но и для учителя. В процессе руководства исследовательской деятельностью учащихся педагог невольно знакомится с новинками исторической литературы, дополнительными источниками, тем самым расширяет свой кругозор и повышает профессиональный уровень.
Совместная исследовательская деятельность значительно улучшает морально – психологический климат в классе, повышает интерес учащихся к предмету.
Победы на историко-краеведческих конкурсах и олимпиадах различного уровня приносят глубокое удовлетворение учащимся, убеждают их в правильности выбранного пути. Осознается факт, что и в условиях даже маленькой сельской школы можно делать настоящие открытия и конкурировать с учениками лучших школ края и страны.