Представление опыта работы Ориентация учащихся на принятие и освоение социально значимых ценностей на уроказ ОРКСЭ
Ориентация учащихся на освоение и принятие социально-значимых ценностей на уроках ОРКСЭ.
Михайлова Н.Г.,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МБОУ «Гимназия» г. Гая
Есть много родов образования и развития,
и каждое из них важно само по себе,
но всех выше должно быть образование нравственное.
В.Г.Белинский.
В настоящее время, в век информационных технологий, в век, когда машины выполняют сотни операций и заменяют людей, встает как первоочередная проблема душевной теплоты. К сожалению, необходимо задуматься над этим, надо быть добрее друг к другу, надо слушать, чувствовать души других, не проходить мимо людей, зовущих на помощь. Стремясь к собственному благополучию, люди забывают, что существуют, живут в мире не одни, что кругом тоже люди, о которых нужно думать, с которыми необходимо считаться. Необходимо бороться с этим, не допускать превращения человека в робота, не допускать, чтобы черствели души. Начинать учить этому должна школа, тем более, что это диктуется стандартами второго поколения.
По требованиям ФГОС второго поколения, главной задачей школы является воспитание жизнеспособной личности, а духовно-нравственному воспитанию отводится первостепенная роль. Мы должны защитить наших детей от мира зла и жестокости, сделать их невосприимчивыми ко злу и способными творить добро. Это можно сделать только одним способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание.
.Сформировать нравственные чувства ( совесть, долг, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм).
. Сформировать нравственный облик (терпение, милосердие, кротость).
. Сформировать нравственную позицию ( различать добро и зло, готовность к преодолению жизненных трудностей и испытаний).
. Сформировать нравственное поведение ( готовность служить Родине и Отечеству).
Данную проблему призвано решить введением нового предмета ОРКСЭ в начальном звене. Шесть модулей: «Светская этика», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Буддизм», «Основы исламской культуры» - призваны реализовывать духовно-нравственное воспитание, приобщать учащихся к общечеловеческим ценностям, совершенствовать культуру учащихся, обогащать их кругозор.
Результаты двух лет позволяют сказать о том, что уроки ОРКСЭ развивают в школьниках лучшие человеческие качества, побуждают к прекрасному, учат видеть и различать хорошее и плохое, подводят к формированию таких качеств, как: милосердие, отзывчивость, сочувствие, любовь к ближнему.Уроки ОРКСЭ призваны утверждать понятия добра и справедливости не путем внешнего принуждения и нотаций, а путем создания у обучающихся внутренней мотивации. На каждом уроке большое значение отводится становлению нравственного облика ребенка. Постоянно на слуху у обучающихся такие слова, как: добро, милосердие, сострадание, любовь к ближнему и другие.
Именно поэтому, главными педагогическими технологиями, которые используются мною в преподавании курса ОРКСЭ, являются личностно- ориентированные технологии.
Личностно-ориентированные технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания общения. Изучение каждого предмета в общеобразовательной школе является не целью, а средством для развития личности ребенка, его мышления, речи, памяти, интеллектуальных умений, чувств, эмоций, характера может происходить только в деятельности. Особое внимание на уроках ОРКСЭ уделяется речевому виду деятельности: «…человек развивается в общении» - постулат А. Г. Ривина.
К популярным личностно-ориентированным технологиям общения относится мысль А. Г. Ривина, высказанная им еще в 1918 г. «Обучение – особым образом организованное общение, в ходе которого усваивается и воспроизводится общественно-исторический опыт. Общение – это то, что дает возможность получить информацию». Что больше всего влияет на успеваемость? Квалификация учителя? Затраты на обучение? Уровень развития одноклассников? Количество книг в школьной библиотеке? Результаты исследования американского социолога Коумена Джеймса показали, что больше всего на успешность обучения ребенка влияет его класс. Развитие товарищей по классу, их успеваемость и жизненные планы по большому счету важнее, чем затраты средств на одного учащегося, число учеников в классе, количество книг в школьной библиотеке и даже квалификация учителя. Поэтому важнейшими формами организации деятельности учащихся я считаю групповую и парную работу. На мой взгляд, для большинства форм групповой работы оптимальна группа из 4 – 5 учащихся. В своей практике я использовала некоторые методики организации групповой работы учащихся:
методика взаимообмена заданиями: особенности устройства священных сооружений в христианстве и исламе; подобрать схожую по смыслу пословицу; религиозные праздники в католичестве и православию и другие.
мурманская методика
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению нравственного содержания курса, выступают следующие методы, успешно применяющихся при организации работы в группах:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания учащихся проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового.
Исследовательский метод, при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Например, используя прочитанный текст, сделай вывод: что особенного было в традициях русской крестьянской кухни? Что может рассказать о религиозной культуре интерьер синагоги?
Групповая работа, работа в парах, ролевые игры, дискуссии позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе добра. Обращением к душе ребенка служит и сама формулировка темы урока, которая призвана заострить внимание, разобраться в значении слов, вынесенных на доску.
Удивительная сила и красота Православия.
Духовная красота и многоликость нашего мира.
Красота и мудрость Ислама.
Идеал человека в Православии.
Великолепие и тайны Буддизма.
Физминутка тоже должна быть тематической. Это может быть игра с мячом, когда, поймав мяч, ребенок должен назвать антонимы к прозвучавшим словам ( добро…зло, красота… безобразие, смех и .. слезы, мир и … война) или закончить предложение (Моя мама- это… Я хочу, чтобы мир был… и др). Вместо мяча можно использовать и мягкую игрушку, которую ребята передают друг другу и называют слова определенной тематики, например:
- пожелание однокласснику
-ты сегодня…
Большое значение в ориентации по освоению и принятию социально-значимых ценностей имеет работа с текстом (притча, рассказ, сказка). Педагогика текста – «метафора, позволяющая рассматривать текст в качестве самостоятельного носителя педагогических функций. В данном контексте педагогика может пониматься как способ социо-культурной коммуникации взрослых и детей». (СПбГУ //http://alteredu.ru/)
На уроки курса больше отбираю тексты личностно-окрашенные и ценностно- окрашенные:
тип учебного текста характеристика «маркеры» развивающие возможности
Личностно- окрашенные Содержит обращение к эмоциям, образу жизни Обращение к чувствам, ощущениям, риторические вопросы и восклицания Расширение
эмоционального опыта,
формирование
мировоззрения
Ценностно-
окрашенный Интерпретирует
информацию в контексте
культурных и духовных
ценностей,
нравственных проблем,
жизненных позиций Ценностная лексика,
диалоговая форма,
изложение ценностныхпротиворечий, дилемм
или проблем, обращение
к личному мнению Формирование
нравственных
ценностей,
критического мышления
Так, к типу личностно – окрашенного можно отнести историю из Ветхого завета «Каин и Авель»: что побудило Каина совершить такой жестокий поступок? Каких людей называют Каинами? Какое из изречений из вашей копилки мудрости больше всего подходит к библейской истории?
К ценностно- окрашенному можно отнести работу над текстом «Пророк Мухаммад о зависти» (см. Приложение).
- Согласен ли ты с тем, что зависть и злобу можно назвать болезнью?
- Какое лекарство от этой болезни предлагает Пророк Мухаммад?
Использование правильно подобранных текстов нравственной ориентации позволяют «включить» психологические механизмы усвоения ценностей:
Усвоение типическогоопыта
«так надо» Накопление личногоопыта
«без чего я – не я»
Имитация
Идентификация
Чувство стыда
Чувство вины Личная деятельность
Самовоспитание
Катарсические переживания
Привычка
Работа с текстом может быть организована по- разному, это может быть простая беседа по тексту, а может и инсценирование эпизода («Блудный сын», «Притча о добром самарянине»). Необходимо проводить взаимосвязь прочитанного с жизнью. В этом помогут учебные вопросы разного типа:
Простые (фактические) вопросы- (Что…? Кто...? Когда…?). - Приходилось ли тебе сталкиваться с этим в жизни?
Уточняющие вопросы (Правильно ли я понял, что …? Можно ли сказать, что…?).Интерпретационные (объясняющие) вопросы- (Почему…?, В чём причина…?). Можно предложить размышление на тему: «Чего не хватает в нашем многоликом 21 веке?», «О чем забыли люди современности?», «В чем причина жестокости сердца?»
Оценочные - (В чём отличие…? В чём сильные и слабые стороны…?). Оценочные могут представлять собой рассуждения на тему: « В чем сильные и слабые стороны Красоты?»
Творческие (аналитико-синтетические)- (А что было бы…? Как изменится…, если…?, Как ты думаешь, какой выход может быть из сложившейся ситуации? Уместно будет предоставив детям текст без оконцовки, предложить домыслить текст самим, а потом сравнить с авторским вариантом (например, работа над историей из Ветхого завета «Суд Соломона» или буддийской притчей «Будда и его отец»).
Практические (применение)- (Как сделать так, чтобы…? Как применить в жизни…? - Хотелось бы тебе оказаться в такой жизненной ситуации?). Особое место на уроках занимает такой вид дидактического текста, как притчи. Притчи выполняют важнейшие социально-нравственные функции:
Функция зеркала
Функция модели
Функция опосредованияФункция хранения опыта
Как уже говорилось выше, одним из приемов работы с притчами является инсценирование их эпизодов. Сложным для учащихся является осмысление философского смысла притч. Для этого я учу детей анализу, используя следующую схему:
Ключевые слова Ключевые образы
Основные понятия
Символы
Смысл – вывод
Мною апробированы другие способы использования притч в учебном процессе, которые показали высокую эффективность:
Определить основную идею и смысл
Придумать название
При использовании приема чтения с остановками – предположить финал
Проиллюстрировать притчу (рисунки, репродукции, фотографии и т.д.).
Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.
Выделить ключевые понятия.
Инсценировать притчу
Найти или предположить (вставить) пропущенные слова.
Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определеннойисторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии,
социальной роли т.п.)
Сопоставить нескольких притч
Сопоставление нескольких вариантов понимания и интерпретаций притч, предложение путей согласования
Многие ценностно- окрашенные тексты, приведенные в учебнике «Основы религиозных культур народов России», содержат крылатые выражения, работа с которыми не проходит бесследно для ребят. В качестве задания им предлагается следующее: закончи выражение; составь рассказ, уместно употребив выражение:
- Каинова…(печать)
- Запретный… (плод)
- Козел отпущения
- Соль земли
- Валтасаров пир
- Египетские казни
- Нищие духом
- Волк в овечьей шкуре и др.
Ориентирует учащихся на принятие ценностей и задание «Домысли и закончи». В качестве материала послужат тексты пословиц, поговорок и крылатых выражений.
Самая большая глупость в жизни человека – это…(ложь), самая большая печаль- это…(зависть), самое большое утешение- это…(добрые дела).
Добро помнится долго, но зло…(еще дольше).
Мир исчезнет не оттого, что много людей, а оттого, что много…(нелюдей).
Кто посеял колючки,…(не пожнет виноград).
Зависть и злоба – это болезнь, убивающая в человеке веру.
Уклоняйся от зла, делай добро; ищи мира и следуй за ним.
Мир прекрасен, только люди его портят.
Все вышеуказанные приемы и методы относятся к способам формирования и развития навыков смыслового чтения.
Смысловое чтение - это «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» (Из Примерной ООП НОО). В зависимости от целевой установки, в зависимости от того какие задачи урока мы с учениками решаем, применяем все уровни чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое.
Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста.
Опираясь на признанный подход при работе с любым текстом, выделяем три основных этапа работы (дотекстовый, текстовый, послетекстовый) с текстом.
На предтекстовом этапе происходит пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом; актуализация личного опыта учащихся путем привлечения знаний из других образовательных областей школьных предметов; прогнозирование содержания текста с опорой на знания учащихся, их жизненный опыт, на заголовок и рисунки и т.д.
Дотекстовые упражнения направлены на прогнозирование информации (по заголовку или по началу текста высказать предположение о возможном содержании). При работе с текстом используем следующий прием:
Карта «пошагового смыслового организатора»
на примере текста «Скромность преподобного Сергия»
Я ожидал, что… Я знаю, что… Я ожидаю, что…
Текстовый этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, он самый продолжительный во времени и может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного. Личностное восприятие текста осуществляется учащимися индивидуально, без помощи учителя и других учеников, самостоятельно. Используем следующие виды упражнений на использование полученной информации в речи:
Упражнения по работе с денотативной (денотатной) картой текста
на понимание лексико- тематической основы текста.(Изучить карту и дополнить ее ключевыми словами из текста (прочитать текст и завершить составление его денотативной карты);
на установление смысловой связи между единичными фактами текста
( прочитать текст и заполнить карту. ( Заполнен только 1 блок),
(прочитать текст и изучить его карту, сказать, какие сведения из текста не получили в ней отражения);
Широко используем прием смыслового организатора, в котором пропущено смысловое звено. С учащимися заранее обсуждают отдельные текстовые детали, существенные идеи, но ядерный смысл во время предварительной работы остается не раскрытым. Его учащиеся определяют сами в процессе чтения. «Смысловой организатор» представляет собой таблицу, все ячейки которой заполняются до начала чтения текста в ходе предварительного обсуждения его содержания. Незаполненной остается центральная ячейка, в которую после прочтения текста учащиеся вписывают основной смысл. Например, при работе с притчей «Кто есть ближний?» таблица выглядит следующим образом:
Смысловой организатор при работе с притчей «Кто есть ближний?»
Я ожидал, что… Я знаю, что… Я ожидаю, что…
Заполнив последнюю ячейку, учащиеся проникают в смысл притчи: «Ближним может быть не тот, кто находится рядом с тобой, а тот, кто, даже не зная тебя, придет на помощь». В результате восприятия текста его смысловые элементы подразделяются на главный смысл, центральные и второстепенные элементы. Понимание смысла текста тем глубже, чем выше уровень критического мышления у школьников. Для формирования познавательных операций понимания нравственно- этического смысла существуют приемы типа «установка на смысловое содержание», «смысловой организатор», «мысленное вращение».
Прием «мысленного вращения»: Задание: Прочитайте тексты притч «Кто есть ближний» и «Милосердная Руфь», и ответьте на вопрос: передают ли они одно и то же содержание или разное? Содержание и смысл какой из притч вам ближе?
Можно предложить учащимся установить ядерный смысл притчи «Милосердная Руфь», выполнив задание -подсказку:
- вспомни смысл пословиц: Красна птица перьями, а человек – делами.
Цель послетекстового этапа – интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом, т.е. учащиеся применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях. В качестве заданий можно организовать дискуссию, ролевую игру, презентацию, написать письмо, сочинение и т. д., предложив ученикам обобщенные темы на общечеловеческие ценности.
Рассмотрим реализацию всех этапов работы с текстом на примере отрывка из рассказа В. Солоухина «Под одной крышей» (приложение)
Предтекстовый этап.
Ребята, вы когда - нибудь были в деревне?
Какая природа в деревне?
Как живут люди в деревне?
Что вам больше всего запомнилось в деревне?
Какие книги о деревне вы читали?
Какие ассоциации у вас возникают при слове «деревня»?
Деревня
Лес речка домик бабушки лето друзья
Текстовый этап.
Учащиеся читают первый раз текст с установкой проверить свои предположения, сделанные до чтения текста.
Учащиеся выделяют:
- где происходит действие (в деревне Светиха);
- кто действующие лица (автор, его жена, Нюшка);
- что происходит (Нюшка выливает помои на лужайку перед домом);
- результат действия (образовалась зловонная чёрная яма);
3. Разделить текст на смысловые части:
а) описание деревенских привычек,
б) действия Нюшки,
в) конфликт между Нюшкой и женой автора,
г) выход из ситуации.
4. Выделить ключевые слова в каждой части:
(выливать помои на дорогу, помои на лужайке, пришибла пушистого котёнка, подарок Нюшке)
5. Логические связи между частями текста.
6. Метод денотативного анализа текста.
Основная мысль текста
(Добро побеждает зло)
Привычка Последствия действий Гибель Примирение
Нюшки животных
Помои на Помои на зелёной Петух, Подарок
дороге лужайке котёнок Нюшке
План составления денотатной карты текста:
Прочитайте текст с целью полного извлечения информации.
Найдите объекты (денотаты), о которых идёт речь в тексте.
Определите основную тему текста и выделите основную тему текста и выделите вершину денотатной карты (слово, фраза, предложение).
Постройте денотатную карту, соединяя вершину с выделенными объектами (денотатами), используя слова (глаголы, союзы, наречия), раскрывающие предметные взаимосвязи между денотатами.
Проверьте логическую взаимосвязь между денотатами.
Заключите глаголы в овалы, а всю остальную информацию – в прямоугольники.
Послетекстовый этап.
Закончите предложения:
- Волею судеб мы жили…
- Против дома….
- … …яма образовалась на нашей чистой зелёной лужайке.
- Жена рыдала и требовала, чтобы….
- Крупица зла …. Горошина породила …И вот в конце концов …
- Если и дальше идти по пути …
- Никогда не забуду я сияющих глаз моей жены…
2. Пересказать текст:
а) от имени Нюшки,
б) от имени жены автора,
в) от имени соседки
3. Для подведения итогов работы с текстом я использую метод «Шесть шляп мышления»
Каждому ученику предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить.
Учащихся можно объединить в группы по цвету шляп.
4. Творческие задания.
а) Подобрать пословицы и поговорки, которые наиболее точно подходят по смыслу к данному тексту. (Добро побеждает зло. Всё хорошо, что хорошо кончается. Во зле жить, по миру ходить. Зло как волна, ударившись о берег, возвращается назад.)б) Составить синквейн.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему текста. (Обида)
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. (горькая, мужественный)
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.(убивать, совершить поступок, помириться)
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.(Зло порождает зло.)
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). (Добро)
Используя приемы составления денотативной карты текста, смыслового организатора, мысленного вращения и другие приемы работы с текстами, считаем, что данная система является эффективной. Работая по этой системе, учащиеся показывают более высокие результаты
Деятельностный характер обучения курса ОРКСЭ проявляется в организации творческой работы учащихся. Одним из видов работы, практикуемых на каждом уроке, является создание «Копилки мудрости», в которую ребята заносят подобранные из разных источников, а также услышанные от бабушек и дедушек мудрые мысли. Постоянное пополнение «копилки мудрости» приобщает учащихся к красоте, мудрости, справедливости. Повышению мотивации и познавательной активности учащихся также способствует работа по подбору афоризмов, отражающих смысл темы урока.
Любовь- смысл и сущность человеческого существования.
Человек – единственное существо во вселенной, которое может совершить нравственный выбор.
Наш ковчег – обращение к добру и истине.
Гордость – причина непонимания людьми другого человека.
Большие возможности для творчества детей имеют задания, направленные на осмысление и представление в визуальном или вербальном видах (рисунки, ребусы, коллажи, эссе и т.д.) десяти заповедей, которые являются основой общечеловеческих моральных норм. Таким же творческим проектом будет и создание собственных роликов и презентаций на заданные темы
Понять внутренний мир четвероклассника помогут творческие работы: синквейны, ассоциативные цепочки, сочинения по этим цепочкам (Родина- мама- любовь; Сердце- красота- любовь).
Например, синквейн к слову «мама»:
Добрая, красивая, любимая
Заботится, любит, оберегает
Мама – самый родной человек.
Счастье.
Ориентировать учащихся на добро, сочувствие, терпимость, отзывчивость помогают и подвиги святых. Здесь могут быть различные виды работы, но по душе детям внеклассные мероприятия, посвященные Серафиму Саровскому, Ксении Петербургской, Борису и Глебу, проведение которых они готовят под руководством учителя.
Результатом проведённых уроков по курсу ОРКСЭ за последние два года стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.
В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях. Об этом свидетельствуют ответы учащихся 4 класса на вопросы журналиста газеты «Гайская новь» о значении предмета для ребят:
- «В жизни этот предмет очень пригодится, тем более что у меня проблемы с поведением,- рассказал ученик 4 класса Арсений- Я узнал, что самое важное в жизни человека – дарить людям частичку себя, оставить свой добрый след».
«Этот предмет очень нужен в школе. Мы узнаем о других народах и их истории. Это очень интересно»,- говорит Рафаэль.
В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей. Только учащиеся гимназии охотно принимают участие во Всероссийской предметной олимпиаде школьников по Основам православной культуры на муниципальном и всероссийском уровне. В этом учебном году (2013-2014) среди учащихся четвертых классов первое место присвоено Коваленко Александре, среди учащихся 5 классов – Топчиенко Дмитрию, среди 11 классов – Дунаеву Михаилу. Одиннадцатиклассник получил сертификат участника олимпиады по Основам православной культуры.
Своим педагогическим опытом я делилась со своими коллегами на заседаниях школьного и городского методических объединений. В течение двух лет являюсь руководителем городского методического объединения учителей, преподающих ОРКСЭ. На заседаниях ГМО я выступала с сообщениями по темам: «Творческие задания на уроках ОРКСЭ», «Использование проектного метода в рамках курса ОРКСЭ», «Эффективные формы работы с учащимися на уроке ОРКСЭ», представляя опыт «А я делаю так…». Ежегодно даю открытые уроки для учителей города в рамках недели гуманитарных предметов. Темы уроков разнообразны: «Духовная красота и многоликость нашего мира», «Удивительная сила и красота православия».
Мой опыт по теме «Ориентация учащихся на освоение и принятие социально-значимых ценностей на уроках ОРКСЭ» был представлен на педагогических чтениях «Актуальные проблемы современной школы в условиях внедрения ФГОС». Педчтения проходили в рамках проведения зонального семинара региональной экспериментальной площадки «Обеспечение принципа преемственности в системе «МДОУ – начальная школа – основная школа» как важное условие реализация стандартов второго поколения» в г. Гае в 2014 году. Материалы размещены на сайте гимназии и на моем персональном сайте.
Представленная система работы на уроках ОРКСЭ позволяют направить учащихся на тропу Добра, Отзывчивости, Сострадания, Любви к ближнему, чего так не хватает в нашем многоликом 21 веке…
Показать, что счастье – это не богатство, не следование европейской моде, не роскошный особняк и белый лимузин, а счастье – это чистая душа, богатство внутреннего мира, удивительно доброе сердце, способное любить не за что-то, а просто так.
Задача учителя - подвести к тому, что нравственность – это наивысшая мера человечности, которая начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в ответ на благодарственное слово. Во все времена актуальны будут общечеловеческие ценности, которые должны прививаться со школьной скамьи
Приложение
Пророк Мухаммад о зависти.
«В человеке есть качества, которые очень сложно победить, но работать над ними ради своего благополучия необходимо. Одно из них – это зависть. Если появилось чувство зависти – не давайте ему ход, не делайте что – либо неправильное по отношению к тому, кому вы позавидовали. Не желайте тех преимуществ, которые Всевышний вам не дал, но предоставил другим. Зависть и злоба – это болезнь, которая убивает веру в человеке. Вы не излечитесь от нее, пока не начнете испытывать чувство любви и уважения друг к другу. Это растопит ваши сердца и удалит неприязнь, ненависть и злобу. Старайтесь преодолеть чувство зависти, ибо зависть пожирает добрые дела столь же быстро, как огонь пожирает древесину».
Скромность преподобного Сергия.
Однажды в Троицкий монастырь из далекой деревни пришел крестьянин. Он прослышал о духовных подвигах Сергия Радонежского и захотел увидеть его. Монахи сказали страннику, что Сергий работает на огороде. Увидев человека в бедной, изношенной одежде, крестьянин подумал, что его обманывают. «Это какой-то нищий,- заявил он. – В нем нет ни величия, ни славы».
Рассерженные монахи хотели прогнать крестьянина, но Сергий не дал им этого сделать. В это время в монастырь прибыл князь с большой свитой. Князь поклонился Сергию до земли и, сев, завел с ним беседу. Крестьянин спросил у одного из стоявших возле него людей, кто это говорит с князем. «Разве ты не знаешь,- услышал он,- что это преподобный отец Сергий?» После отъезда князя крестьянин упал на колени перед Сергием и попросил прощения. Но Сергий поднял его с земли, ласково поговорил и, благословив, отпустил восвояси.
Кто есть ближний?
Иисус Христос учил: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Его спросили : «А как узнать, кто есть ближний?» В ответ Иисус рассказал притчу.
Шел человек из города и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, побили и ушли, оставив едва живым. Мимо прошел один путник и не помог человеку из своего племени. Затем прошел второй и тоже не оказал помощи соплеменнику. И только третий путник, оказавшийся из другого племени, увидев раненого, сжалился и перевязал ему раны. Он посадил его на осла, привез в гостиницу и попросил позаботиться о нем.
Милосердная Руфь.
В ту пору в Израиле царил голод, и многие евреи переселились в землю Моав. Был среди них и Елимелих. Он взял в жены Руфь, девушку из племени моавитян. Через десять лет Елимелех умер. Руфь стала вдовой. Его состарившаяся мать Ноеминь захотела вернуться домой в Израиль. Она знала, что Руфь будет нелегко покинуть Родину, и предложила ей остаться. Но та решила последовать за своей свекровью в чужую страну.
До последних дней Руфь оставалась надежной помощницей Ноемини. Она стала для нее дочерью – ухаживала, заботилась, нежно любила, опекала, скрашивала ее старость. Своим милосердием и состраданием чужеземка Руфь заслужила уважение евреев.
В. Солоухин «Под одной крышей»
(Не) которое время волею судеб мы жили в деревне Светихе. У жителей этой деревн.. существует пр..вычка – помои выливать на дорогу. Каждая хозяйка выносит помои на дорогу против своих окон и выливает их в колею.
Против дома ровная зеленая лужайка. По ней пр..ятно ступать босиком, пр..ятно полежать на ней в тени развесистой старой липы.
И вот мы вид..м из окна, что Нюшка выносит большой таз помоев и выливает его на лужайку, как раз против окон.
Во-первых, теперь (не) полежишь на траве под липой; во- вторых, начнут разводиться мухи, которые будут залетать в окна и садиться на хлеб, на сахар; в- третьих, помои (во) время дождя стекут в пруд, в котором жители полощ..т белье , моют ноги, а ребятишки купаются.
Зловонная черная яма образовалась на нашей чистой зеленой лужайке.9)…жена посыпала гнилую черную яму дустом, но совпало так, что у Нюшки в этот день околел петух. Не думаю, чтобы от дуста. В тихий предвечерний час в комнату с рыданиями вбежала моя жена. Она бросилась на кровать плашмя и тряслась всем телом. Оказывается, Нюшка пр..шибла палкой нашего пр..красного пушистого котенка.
Жена рыдала и требовала, чтобы я немедленно застрелил Рубикона. Значит, дело будет выглядеть так: я в ответ на ее злодеяния убиваю Рубикона, она затаптывает в грязь наши простыни, я истребляю ее кур, а она ошпаривает кипятком наших детей… Моя фантазия остановилась на этом месте…
Вероятно, так и началась история на земле. Обида отплачивается обидой. Всегда хотя бы с маленьким перехлестом. Крупица зла породила горошину зла.Горошина породила орех, орех породил яблоко, яблоко породило арбуз… И вот в конце концов нак..пился океан зла, в котором может потонуть все человечество.
- Ну что же ты сидишь?!- говорила моя жена. -Сегодня она убила котенка, завтра перешибет ноги твоей дочери, а ты все будешь сидеть. Надо набраться мужества и застрелить.
- Видишь ли, ты меня призываешь к мужеству. 27)Но дело в том, что застрелить собач..нку … 28)Можно сказать, что мужества для этого не потребуется. 29)Но у тебя есть возможность, если ты хочешь, совершить поступок истинно мужестве..ый. 30)Иди и соверши.