Технологическая карта урока по окружающему миру Состав воздуха


Технологическая карта урока
Предмет, класс Окружающий мир, 3 класс
УМК, автор программы Гармония, Поглазова О.Т.
Учитель Ерасова Е.В. , учитель начальных классов.
Тема урока,
№ урока в рабочей программе №16: «Воздух и его состав».
Цель урока формирование у обучающихся понимания особой важности воды для всего живого
Задачи урока обучающие развивающие воспитательные
Показать важность воздуха для всего живого на Земле; сформировать представление о составе воздуха; разъяснить экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха Развивать навыки сотрудничества в паре, классификации, коммуникативные навыки в устной речи, самооценку при организации и проведении работы в паре. Продолжить воспитание экологически грамотного поведения в природе, в быту, в классе.
Планируемые результаты урока Предметные знания и умения Личностные качества, метапредметные УУД
Значение воздуха для живых организмов. Представление о воздухе как газообразном веществе, состоящем из смеси газов. Основные понятия: газообразное вещество, смесь газов, кислород, углекислый газ, водяной пар, азот, пустота, скафандр, акваланг.Умение моделировать состав воздуха
Наблюдательность, логическое и эколо-
гическое мышление. Умение высказывать
предположения и находить их доказатель-
ства разными способами.Умение работать с моделями, схемами, диаграммами, пред-
ставляя с их помощью нужную инфор-
мацию. Умение находить информацию в тексте.
Методическое обоснование урока В основу урока положен системно-деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок стимулирует познавательный интерес к теме урока с помощью разнообразных заданий.  Работа в парах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности. На этапе актуализации знаний учащихся используется кейс – реальная жизненная ситуация, в ходе обсуждения которой ученики смогут лучше понять и принять значимость темы урока.
ИОС урока Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)
Учебник – с. 86-89
Рабочая тетрадь – с. 26, задания 15-17

Организационная структура урока
Название этапа Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент Создание эмоционального настроя на урок. Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели
Пожелали всем успеха!
Вперед к новым знаниям! Дети Повторяют вместе с учителем.
2. Проверка домашнего задания Блиц – опрос на знание предыдущей темы Вопросы
1.Как называют ученые окружающие нас предметы?
2.Приведите примеры
3.Из чего состоит тело? Примеры
4.В каких состояниях могут состоять в-ва? Ответы детей.
Тела
Парта, стакан цветок..Из вещества(секло, вода, железо)
Жидком, твердом, газообразном.
3. Актуализация знаний
переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
-Обо всех ли веществах, существующих в природе мы уже поговорили?
-А без какого вещества не может быть жизни?
Ксения прочитает отрывок из рассказа А.Низовой «Невидимка»
-Что же это за Невидимка?
Участвуют в диалоге с учителем.
Чтение рассказа     Есть на земле Невидимка. Каждому приходилось иметь с ним дело. Вы его не видите, но знаете, что он тут. Вы ощущаете его прикосновение. Вот он захлопнул дверь в комнате, распахнул окно, задел на ходу ветку куста. Вы идёте по улице и чувствуете, что он за вашими плечами и слегка толкает вас в спину. Он обращается с вами не очень вежливо – срывает  с вашей головы шляпу. Если вы видите, что листочки срываются с места и начинают путешествовать, можете быть твёрдо уверенным в том, что их несёт Невидимка.
Воздух.
4. Мотивация
Подготовить учащихся к учебной деятельности, совместное открытие темы урока. Подвести учащихся к осознанию учебной задачи урока.
Составить план под руководством учителя -Какова же тема нашего урока?
- А что бы вы хотели узнать о воздухе?
-А какой же основной вопрос? Почему?
-Ответы на эти вопросы мы и должны найти сегодня на уроке.
-Предлагаю составить план (слайд)
1. Для чего же нужен воздух на Земле?
2.Из чего состоит воздух?
3.Источники загрязнения воздуха.
4.Природные фильтры очистки воздуха.
Тема сегодняшнего урока Воздух.
-Нужен ли нам вообще воздух?
- Что такое воздух?
- Из чего состоит воздух?
Читают тему-вопрос в учебнике стр.86
Составление плана совместно с учителем (план на слайде)
5. Открытие учащимися нового знания
Подведение детей
к самостоятельному
выводу чем важен воздух для всего живого на Земле.
Выяснить, каков состав воздуха и везде ли он одинаков.
Выполнить практическую работу, моделируя состав чистого и загрязненного воздуха.
Выявить зкологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха.
1. Для чего же нужен воздух на Земле?
-Как вы думаете, почему мы начинаем изучать именно это вещество?
-Найдите ответ в учебнике на стр 86
-Давайте уточним, чем же важен воздух. В тексте подчеркните карандашом ответы.
Самостоятельная работа в парах.
-Какую информацию о значении воздуха мы можем получить из этой схемы?(у каждой пары на партеи на слайде)
человек
еда вода воздух
5

Недель дней минут
-Но не только. Если вдруг воздух исчезнет, то мгновенно закипит вода на Земле, лучи Солнца сожгут все живое. Почему?
-А могут ли люди находиться там, где нет атмосферы?(космонавты, ныряльщики, летчики, альпинисты)
Вывод На какой вопрос мы ответили?
2. Состав воздуха
-Какой следующий пункт нашего плана?
-Как вы считаете воздух состоит из одного газа или смеси газов?
Показ диаграммы

-Для чего необходим кислород? Азот?
А что еще входит в состав воздуха?
Вот мы и подошли к третьему вопросу нашего плана Источники загрязнения воздуха.
-
-А откуда в воздухе появляются эти примеси?
-Могут ли они настии вред? Какой?
(Показ слайдов с дымящими трубами, выхлопными газами.)
-А может ли меняться состав воздуха например в классе?
Проведем исследование. Опыт со свечой.
-Что показало наще исследование?
- Как же быть?
Предположительные ответы.
Вывод. Чтение ответов из учебника.
Обсуждение в парах.
Делают вывод. Без еды человек может обходиться 5 недель, без воды 5 дней, без воздуха 5 минут.
- Землю защищает атмосфера.
-Например, в открытом космосе надевают скафандры с запасом воздуха. Для ныряния используют акваланги.
-Чем важен воздух?
-Из чего состоит воздух?
- Для дыхания людей и животных
Для подтверждения, читают первый абзац на стр.88
-Дым, ядовитые пары, пыльца.
Люди и животные выделяют углекислый газ, а фабрики и заводы выбрасывают в воздух сажу, ядовитые пары и газы
.-Вред здоровью человека и животных.
Чтение 2 абзаца стр.89.
Различные ответы.
Менялся состав воздуха: кислорода стало меньше, а угл газа больше.
-Проветривать класс.
6. Применение Применить полученные знания при решении конкретного практического задания.
-Думаю вы хорошо разобрались в этом вопросе и выполните сам работу в парах . Тетрадь, стр26 №17
(Проверка поэтапно детьми на доске )-Так где же больше всего кислорода?
-Вот мы и подошли к четвертому вопросу нашего плана
Природные фильтры очистки воздуха.
-Как вы понимаете слово фильтры?
-Что в природе может очищать воздух и быть природными фильтрами?
-Один дуб вырабатывает за год столько кислорода, что его хватает для поддержания жизни 10 людей.
-А какие деревья растут в нашем школьном саду?
- Выберите среди картинок какие по-вашему растения лучше всего очищают воздух?
-Это тополь, подсолнух и трава.
Чтение 3 абзаца стр89.
Вывод
-Так почему леса называют легкими или фильтрами нашей планеты? Выполнение самостоятельной работы.
Над лесом.
(можно из словаря)
-Очистительные сооружения
-Они пополняют наш воздух кислородом
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. Соотнести цель и результаты учебной деятельности и наметить дальнейшие цели деятельности.
-Вернемся к плану урока
-Смогли ли мы ответить на все вопросы?
Открывается слайд, на котором:
1. сегодня я узнал…
2. было трудно…
3. меня удивило…
4. мне хотелось бы знать еще…
-Как вы думаете, сегодня на уроке мы все узнали про воздух?
- На следующем уроке мы узнаем о его свойствах. Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.8. Информация о домашнем задании Дать разноуровневые задания Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания -Выполните задание на выбор:
Записывают информацию о домашнем задании