Сценарий литературной гостиной Что без страданий жизнь поэта…, посвящённой М.Ю. Лермонтову
Внеклассное мероприятие для учащихся 6-11 классов
«Литературная гостиная «Что без страданий жизнь поэта…», посвященная жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова»
Цель: привитие интереса к литературе, расширение литературного кругозора.
Задачи:
Образовательные:
познакомиться с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова, основными мотивами и темами его произведений,
воссоздать характер лирического героя поэзии Лермонтова.
Развивающие:
развивать навыки монологической речи, выразительного чтения наизусть прозы и стихотворений поэта,
развивать творческие способности учащихся (драматического перевоплощения, умений работать на сцене, со слушателем, партнёром по сцене, владеть голосом, жестом, мимикой),
развивать навыки самостоятельной работы,
совершенствовать навыки восприятия художественного произведения.
Воспитательные:
формировать коммуникативную культуру, эстетический вкус учащихся, средствами поэзии воспитывать чувство любви к семье, Родине, природе, воспитывать чувство личной ответственности за коллективное дело.
Ход сценария
Слайд 1, трек №1
От автора: 15 октября любители изящной словесности отметили 200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова. Этот вечер мы посвятим поэту, чье творчество сияет яркой звездой на небосклоне русской и мировой литературы. Наш литературный салон посвящен его памяти. «Что без страданий жизнь поэта…»
Выходят ведущие с зажжёнными свечами в подсвечнике. Слайд 2
1 Ведущий: 15 октября 1814 года в Москве, в доме у Красных ворот, не спали. В комнатах горел свет и суетились люди. Отставному капитану Юрию Петровичу Лермонтову сообщили, что он стал отцом.
2 Ведущий: Слайд 3, трек №2 Рахманинов «Вокализ»
По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез.
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
Ставят подсвечник на стол или фортепиано и присаживаются в кресла.
Слайд 4
1 Ведущий: Тугой узел семейной драмы завязался намного раньше, когда бедный дворянин Юрий Петрович Лермонтов попросил руки Марии Михайловны, а Елизавета Алексеевна Арсеньева, ее мать, произнесла слово «нет». «Нет» повторила за нею вся родня, потому что считала: они не пара.
2 Ведущий:
Но влюблённая Мария Михайловна настояла на своем.
1 Ведущий. А что же Елизавета Алексеевна? Ради дочери она пошла на уступки. Но невзлюбила Юрия Петровича. Здоровье Марии Михайловны было слабым. Маленькому Мишелю не было и трех лет, когда она скончалась. Слайд 5, 6
2 Ведущий: «После дочери моей Марьи Михайловны, - говорилось в завещании Арсеньевой, - остался в малолетстве законный ее сын, а мой родной внук Михаил. Завещаю и предоставляю по смерти моей ему, родному внуку моему М.Ю. Лермонтову, принадлежащее мне движимое и недвижимое имение, однако, ежели оной внук мой будет до совершеннолетнего возраста находиться при мне, на моем воспитании и попечении. Ежели отец внука моего истребовает, то я, Арсеньева, все имение предоставляю в род мой Столыпиных».
1 Ведущий: . Оскорблён и унижен был Юрий Петрович этим духовным завещанием. Но будущее сына важнее, и он покинул имение Арсеньевых один.
2 Ведущий: Смерть матери, ссоры между близкими, толки о наследстве, разлуку с отцом Мишель переживал болезненно.
Лермонтов:слайд 7
Однажды приехав к отцу, в его кабинете на стене я увидел портрет матери. На меня смотрела и нежно улыбалась мать, как бы выступив из моих мучительно-смутных снов. Кружевные воротнички, белое платье, руки, окутанные шалью. Открытое, прекрасное молодое лицо. Я не мог глаз отвести от портрета. Казалось, и мама смотрела на меня – глаза как будто раскрылись шире, и улыбка стала живее, лицо просветлело! Мечталось, мама сейчас выпростает руки из-под складок шали и протянет их ко мне… Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал. Её я не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал её, она произвела бы прежнее действие. . Трек № 3 Песня «Спи, младенец мой прекрасный»
Ее певала мне моя покойная мать. Ах, какие это были мгновения! «Молитва»
В минуту жизни трудную,Теснится ль в сердце грусть,Одну молитву чуднуюТвержу я наизусть.Есть сила благодатнаяВ созвучье слов живых,И дышит непонятная,Святая прелесть в них.С души как бремя скатится,Сомненье далеко —И верится, и плачется,И так легко, легко… (Встаёт за мольберт. Рисует.) Ведущий 2: Бабушка с тревогой приглядывалась к Мишеньке, единственному, ненаглядному внуку, во всём ему потакала. Любит играть в войну – вот ему ватага крестьянских ребятишек, верховая лошадь, катание на лодках, лечение – на Кавказских минеральных водах. Учителя – самые знаменитые, всякий праздник – дым коромыслом, лишь бы Мишенька был весел.
1 Ведущий: А в душе будущего поэта совершалась постоянная напряжённая работа.
Лермонтов:
Я жить хочу! Хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора, насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берёт. (покидает сцену) Слайд 8
Ведущий 2: В 1827 году Михаил Лермонтов поступает в Благородный пансион при Московском университете, в котором поощрялись занятия воспитанников сочинениями и переводами.
Лермонтов-юноша: (входит, декламирует, садится за письменный стол)
Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,Как русский, - сильно, пламенно и нежно!
Ведущий 2: За годы учебы им было написано более 60 стихотворений.
Ведущий 1: 1831 год оказался для Михаила очень тяжелым. В день, когда юноше исполнилось 17 лет, он получил известие о скоропостижной смерти отца.
Ведущая подаёт Лермонтову письмо. Трек №4
Лермонтов:
Отец! «..дражайший сын мой Михаил, благословляю тебя на путь правый… ты одарен способностями ума, — не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оные на что-либо вредное или бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь некогда дать отчет богу!.. Ты имеешь, любезнейший сын мой, доброе сердце... Благодарю тебя, бесценный друг мой, за любовь твою ко мне и нежное твое ко мне внимание...»
Стихотворение « Ужасная судьба отца и сына»
Ужасная судьба отца и сына - Жить розно и в разлуке умереть,И жребий чуждого изгнанника иметьНа родине с названьем гражданина!Но ты простишь мне! я ль виновен в том,Что люди угасить в душе моей хотелиОгонь божественный, от самой колыбелиГоревший в ней, оправданный творцом?
Однако ж тщетны были их желанья:Мы не нашли вражды один в другом,Хоть оба стали жертвою страданья!
Не мне судить, виновен ты иль нет;Ты светом осужден. Но что такое свет?Толпа людей, то злых, то благосклонных,Собрание похвал незаслуженныхИ стольких же насмешливых клевет.
1 Ведущий: Поэт пытался найти спасение от одиночества и утрат в любви и нежности, искал родную душу среди тех прекрасных женщин, которые встречались ему. Это были яркие, но трагичные страницы жизни.
Слайд 9, трек № 5
Ведущий 2: Лермонтову было 15 лет, когда он познакомился с Екатериной Сушковой. Барышня была двумя годами старше юного поэта, была более развита и начитанна, чем девушки её круга. Лермонтов был по-мальчишески увлечён черноглазой Катюшей Сушковой.
Лермонтов (Екатерине Сушковой приносит вещицу и читает):
Из-под таинственной холодной полумаски
Звучал мне голос твой, отрадный, как мечта,
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста.
Сквозь дымку лёгкую заметил я невольно
И девственных ланит и шеи белизну,
Счастливец! Видел я и локон своевольный,
Родных кудрей покинувший волну!
И создал я тогда в моём воображенье
По лёгким признакам красавицу мою;
И с той поры бесплотное виденье
Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.
Ваша шляпка, Катенька.
Екатерина: Благодарю вас, Мишель (Лермонтов следует за девушкой)
Ведущий 2:
Самовлюблённой барышне нравилось встречать восхищённый взгляд мальчика-поэта, она подтрунивала над ним и не относилась серьёзно к его чувствам.
Ведущий 1: Слайд 10
В 17-летнем возрасте Лермонтов пережил пылкое увлечение дочерью известного московского драматурга, Натальей Фёдоровной Ивановой, девушкой необыкновенной красоты. Ей адресовано около 40 стихотворений, скрытых под инициалами Н. Ф. И. (Наталья вбегает, завязывает глаза юноше, играет с ним в жмурки) Трек № 6
Лермонтов читает с завязанными глазами (Наталье Ивановой):
Как мальчик кудрявый, резва,
Нарядна, как бабочка летом;
Значенья пустого слова
В устах её полны приветом.
Ей нравиться долго нельзя:
Как цепь, ей несносна привычка,
Она ускользнёт, как змея,
Порхнёт и умчится, как птичка.
Таит молодое чело
По воле – и радость и горе.
В глазах – как на небе, светло,
В душе её тёмно, как в море!
То истиной дышит в ней всё,
То всё в ней притворно и ложно!
Понять невозможно её,
Зато не любить невозможно. (Наталья на цыпочках покидает зал, Лермонтов снимает повязку, огорчённый, садится за стол, пишет)
Слайд 11 Видеоклип «Я не люблю вас и люблю»
Ведущий 2: Светская кокетка искала выгодную партию для замужества. Лермонтов таковой не являлся.
Ведущий 1: Самолюбие поэта было задето. Лермонтов начинает посещать московские гулянья, балы, почти не бывает в университете, старается забыть о своём горе. Именно в это время Михаил ощущает рядом дружескую поддержку Варвары Александровны Лопухиной. Слайд 12
Варя: Добрый день!
Лермонтов: Варенька, здравствуйте (держит руку девушки в своей)
1 Ведущий.
Белокурые волосы, продолговатое лицо, прямой нос, задумчивые тёмные глаза, родинка над бровью. В ней не было никакого кокетства, но были удивительная природная грация и мягкость. Лермонтов смотрел на нее, и в нем, словно от какого-то кошмарного сна, просыпалась душа.
Лермонтов: Варенька, пройдите к свету.
(Варя присаживается, Лермонтов рисует) Трек № 7
2 Ведущий:
Она не гордой красотоюПрельщает юношей живых,Она не водит за собоюТолпу вздыхателей немых.И стан ее — не стан богини,И грудь волною не встает,И в ней никто своей святыни,Припав к земле, не признает.Однако все ее движенья,Улыбки, речи и чертыТак полны жизни, вдохновенья,Так полны чудной простоты.Но голос в душу проникает,Как вспоминанье лучших дней,И сердце любит и страдает,Почти стыдясь любви своей.
Лермонтов: Это Вам.
Варя: Как оригинально. Неужели я так печальна?
Лермонтов: Вы чисты (присаживается рядом).
2 Ведущий: Уединенные прогулки в аллеях подмосковного имения Столыпиных сблизили Вареньку с Михаилом. (Музыка стихает).
1 Ведущий: Весной 1832 г. в судьбе Лермонтова произошёл неожиданный поворот: при переходе на следующий курс университета он не сдал экзамен и поссорился с преподавателем.
Ведущий 2: Честолюбивый юноша решил отправиться в Петербург, но в университет он не попал, а поступил в военную школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров.
1 Ведущий: Словно предчувствуя, что расстаются навсегда, молодые люди признались друг другу в любви.
Лермонтов (Варваре Лопухиной):
Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою,
Хоть пути не кончить нам вдвоём!
Варвара Александровна:
Так поток весенний отражает
Свод небес далёкий голубой,
И в волне спокойной он сияет
И трепещет с бурною волной.
Лермонтов
Будь, о, будь моими небесами,
Будь товарищ грозных бурь моих;
Пусть тогда гремят они меж нами,
Я рождён, чтобы не жить без них.
Я рождён, чтоб целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей,
Но с тобой, мой луч-путеводитель,
Что хвала иль гордый смех людей!
Варвара Александровна:
Люблю тебя нездешней страстью,
Как полюбить не можешь ты,
Всем упоением, всей властью
Бессмертной мысли и мечты.
Ведущий 1:
Они прощались навсегда,
Хотя о том пока не знали.
Погасла в небе их звезда,
И тихо свечи догорали.
Лермонтов:
«Я обещаю помнить вас… (уходит)
Варвара Александровна:
Дай бог дожить до новой встречи…» (отходит к фо-но)
Ведущий 2:
И каждый день, и каждый час
Звучать в них будут эти речи.
Она его не дождалась…
Варенька вышла замуж за Николая Фёдоровича Бахметева. Вышла, как Татьяна Ларина, по настоянию родителей и от безнадежности ожидания.
Ведущий 1: Лермонтов воспринял этот факт не как предательство, а как невосполнимую потерю. Наши герои пронесли своё чистое, глубокое чувство через всю жизнь.
2 Ведущий:
Тем временем неумолимо приближался январь 1837 года… Трек № 8
Ведущий 1: Слайд 13
Не просто, не в тиши, не мирною кончиной, -
Но преждевременно, противника рукой –
Поэты русские свершают жребий свой,
Не кончив песни лебединой!
Поклонник: Господа, Пушкин скончался.
(ведущие поднимаются с мест, проявляют интерес к рукописи)
Весь Петербург повторяет строки неизвестного поэта, Лермонтова:
Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь … - он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навёл удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьётся ровно.
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?.. издалёка,
Подобно сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..
Ведущий 1: Разрешите (берёт список).
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы гения и славы палачи,
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи…
Это обвинение – это решительный поступок!
Ведущий 2: Стихотворение звучит, как набат, в день народной беды. Да, молодого поэта ждут тяжкие испытания – испытания славой и жестокие гонения.
(Ведущие и поклонник расходятся в стороны)
Жандарм (выходит в центр, читает жёстко):
Высочайшее повеление: «Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова за сочинение…известных стихов перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк» (удаляется).
Ведущий 2:
Упомянутый полк участвовал на Кавказе в опасных операциях против горцев.
Девушки исполняют романс «Ты идёшь на поле битвы» (под аккомпанемент) Слайд 14
(Варвара, поклонник покидают сцену, ведущие занимают места в креслах)
Ведущий 1:
Лермонтов полюбил «синие горы Кавказа» ещё мальчиком, и вот судьба его снова забросила в эту далёкую страну. Снеговые вершины, бурные реки, зеленеющие долины Лермонтов прославил не только пером поэта, но и кистью вдохновенного художника. (Лермонтовские пейзажи сопровождают чтение отрывка из «Демона») Слайд 15
Лермонтов (в бурке): (отрывок из «Демона») трек № 9
И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал:
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял,
А, глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище змея, Слайд 16
Вился излучистый Дарьял,
И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребте,
Ревел,- и горный зверь и птица,
Кружась в лазурной высоте,
Слайд 17
Глаголу вод его внимали;
И золотые облака
Из южных стран, издалека
Его на север провожали;
И скалы тесною толпой, Слайд 18
Таинственной дремоты полны, Над ним склонялись головой,
Следя мелькающие волны;
Слайд 19
И башни замков на скалах
Смотрели грозно сквозь туманы –
У врат Кавказа на часах
Сторожевые великаны!
И дик и чуден был вокруг
Весь божий мир… Слайд 20
Ведущий 2: Кавказ стал поэтической родиной Лермонтова и его последним пристанищем. Там, под пулями, в дыму сражений создаются его лучшие стихотворения, поэмы, первый в русской литературе психологический роман «Герой нашего времени». Слайд 21
Ведущий 1: Из дневника Печорина, 11 мая…
Печорин:
Вчера приехал я в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука. Во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в 5 часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов.
Воздух свеж и чист, как поцелуй ребёнка. Чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления? Однако пора. Пойду к Елисаветинскому источнику: там, говорят, утром собирается всё «водяное общество».
(Навстречу Печорину Грушницкий)
Грушницкий:
Печорин! Давно ли здесь?
(Проходят княгиня и княжна Лиговские)
Вот княгиня Лиговская и с нею дочь её Мери, как она её называет на английский манер. Они здесь только три дня.
Печорин:
Однако ты уж знаешь её имя?
Грушницкий:
Да, я случайно слышал... Признаюсь, я не желаю с ними знакомиться. Эта гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких. И какое им дело, есть ли ум под нумерованной фуражкой и сердце под толстой шинелью?
Печорин:
Бедная шинель!
(дамы подходят ближе)
Грушницкий:
Я ненавижу людей, чтобы не презирать их, иначе жизнь была бы отвратительным фарсом.
(княжна оборачивается)
Печорин:
Эта княжна Мери прехорошенькая! У неё такие бархатные глаза. Именно бархатные. Я тебе советую присвоить это выражение, говоря об её глазах... Впрочем, кажется, в её лице только и есть хорошего... А что у неё зубы белы?
Грушницкий:
Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади...
Печорин:
Мой милый, я презираю женщин, чтобы их не любить. Иначе жизнь была бы смехотворной мелодрамой (уходят).
Ведущий 1: 16 мая… (Вера проходит на скамейку)
Печорин:
Сегодня встал поздно; прихожу к колодцу – никого уже нет. Становится жарко; Воздух напоен электричеством. Углубляюсь в виноградную аллею, ведущую в грот; мне грустно. Я думаю о той молодой женщине, с родинкой на щеке, про которую говорил мне доктор Вернер. Зачем она здесь? — и она ли? И почему я думаю, что это она? и почему я даже так в этом уверен? Мало ли женщин с родинками на щеках! (подходит к гроту)
- Вера!
Вера:
- Я знала, что вы здесь.
Печорин:
- Мы давно не видались.
Вера:
- Давно, и переменились оба во многом!
Печорин:
- Стало быть, уж ты меня не любишь?..
Вера:
- Я замужем.
Печорин:
- Опять? Однако несколько лет тому назад эта причина также существовала. Может быть, ты любишь своего второго мужа? Или он очень ревнив? (Молчание). Что же? Он молод, хорош, особенно, верно, богат, и ты боишься... (Вера плачет)
Вера:
- Скажи мне, тебе очень весело меня мучить? Я бы тебя должна ненавидеть: с тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий!
Печорин:
- Может быть, ты оттого-то меня и любила: радости забываются, а печали никогда!
Вера:
- Послушай, я не хочу, чтобы ты знакомился с моим мужем, но ты должен непременно понравиться княгине Лиговской; ты можешь все, что захочешь. Мы только там будем видеться…
Печорин:
- Только?.. Ну, хорошо.
Вера:
- Ты знаешь, что я твоя раба: я никогда не умела тебе противиться... и я буду за это наказана: ты меня разлюбишь! По крайней мере, я хочу сберечь свою репутацию... не для себя: ты это знаешь!.. О, я прошу тебя, не мучь меня по-прежнему пустыми сомнениями и притворной холодностью: я, может быть, скоро умру, я чувствую, что слабею день ото дня... и, несмотря на это, я не могу думать о будущем, я думаю только о тебе... Вы, мужчины, не понимаете наслаждений взора, пожатия руки... а я, клянусь тебе, я, прислушиваясь к твоему голосу, чувствую такое глубокое, странное блаженство, что самые жаркие поцелуи не могут заменить его. Прости. (Вера уходит)
Печорин (встал):
- За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более, что это та женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими слабостями, дурными страстями… Неужели зло так привлекательно?
Ведущий 1:
Зал благородного собрания, 22 мая… Слайд 22 (Хачатурян «Маскарад»)
На сцене - Печорин, Вера, дама и капитан, княгиня (ведущая) , княжна, кавалер (ведущий).
Дама 1: Слайд 23 Бал
- Эта княжна Лиговская пренесносная девчонка! Вообразите, толкнула меня и не извинилась, да ещё обернулась и посмотрела на меня в лорнет.
И чем она гордится? Её надо проучить!
Капитан:
- За этим дело не станет!
Печорин (подойдя к Мери):
- Позвольте вас пригласить?
Мери ( не скрывая торжествующей улыбки):
- Пожалуйста (танцуют).
Печорин:
- Я слышал, княжна, что, будучи вам вовсе не знаком, я имел уже несчастие заслужить вашу немилость... что вы меня нашли дерзким... неужели это правда?..
Мери (с иронией):
- И вам бы хотелось теперь меня утвердить в этом мнении?
Печорин:
- Если я имел дерзость вас чем-нибудь оскорбить, то позвольте мне иметь еще большую дерзость, просить у вас прощения... И, право, я бы очень желал доказать вам, что вы насчет меня ошибались...
Мери:
- Вам это будет довольно трудно...
Печорин:
- Отчего же?
Мери:
- Оттого, что вы у нас не бываете, а эти балы, вероятно, не часто будут повторяться.
Печорин:
- Знаете, княжна, никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться еще вдвое преступнее... (идёт за веером)
Капитан:
- Пермете... ангажирую вас на мазурку...
Мери:
- Что вам угодно? (произносит дрожащим голосом, бросая кругом умоляющий взгляд).
Капитан:
- Что? разве вам не угодно?.. Я имею честь вас ангажировать на мазурку. Вы, может, думаете, что я пьян? Это ничего!
Печорин:
(подходит к пьяному господину, берет его довольно крепко за руку)
- Попрошу вас удалиться, потому что княжна давно уж обещалась танцевать мазурку со мною.
Капитан:
- Ну, нечего делать! в другой раз!
Мери:
- Мама, вы знаете, Печорин только что поступил благородно. Он избавил меня от пьяного капитана.
Княгиня (обращается к Печорину):
- Благодарю вас, господин Печорин! Я знала вашу мать и была дружна с вашими тетушками.
Я не знаю, как случилось, что мы до сих пор с вами незнакомы, но признайтесь, вы этому одни виною: вы дичитесь так, что ни на что не похоже. Я надеюсь, что воздух моей гостиной разгонит ваш сплин... не правда ли?
(все покидают сцену) Трек №10
Ведущий 1: 23 мая…
Грушницкий (крепко пожав руку Печорину) :- Благодарю тебя, Печорин... Ты понимаешь меня?..
Печорин:
- Нет; во всяком случае, не стоит благодарности. Я не помню на совести никакого благодеяния.
Грушницкий:
- Как? а вчера? ты разве забыл?.. Мери мне всё рассказала...
Печорин:
- А что? разве у вас уж нынче всё общее? и благодарность?
Грушницкий:
- Послушай, пожалуйста, не подшучивай над моей любовью, если хочешь остаться моим приятелем... Видишь: я ее люблю, до безумия... и я думаю, я надеюсь, она также меня любит... Ты будешь нынче у них вечером... обещай мне замечать всё: я знаю, ты опытен, ты лучше меня знаешь женщин... Женщины! Кто их поймет? Вот хоть княжна: вчера ее глаза пылали страстью, нынче они тусклы и холодны...
Печорин:
- Скажи мне, однако, как твои дела с нею? Как ты думаешь, любит ли она тебя?..
Грушницкий (смутившись):
- Помилуй, Печорин, какие у тебя понятия! как можно так скоро?.. Да если даже она и любит, то порядочная женщина этого не скажет...
Печорин:
- Хорошо! И, вероятно, по-твоему, порядочный человек должен тоже молчать о своей страсти?..
Грушницкий:
- Эх, братец! на всё есть манера; многое не говорится, а отгадывается...
Печорин:
- Это правда... Только любовь, которую мы читаем в глазах, ни к чему женщину не обязывает, тогда как слова... Берегись, Грушницкий, она тебя надувает...
Грушницкий:
- Она! (самодовольно улыбнувшись) - мне жаль тебя, Печорин!.. (презрительно). Ты во всем видишь худую сторону... матерьялист!
Ведущий1: Дом Лиговских, 29 мая… Трек №11
Печорин:
Здравствуйте, Мери.
Мери (сидит):
- Вы странный человек! Отчего вы избегали моего общества?
Печорин:
- Я не хотел с вами знакомиться, потому что вас окружает слишком густая толпа поклонников, и я боялся в ней исчезнуть совершенно.
Мери:
- Вы напрасно боялись! Они все прескучные...
Печорин:
- Все? Неужели все?
Мери (решительно):
- Все…
Печорин:
- Даже мой друг Грушницкий?
Мери:
- А он ваш друг? (показывая некоторое сомнение).
Печорин:
- Да.
Мери:
- Он, конечно, не входит в разряд скучных...
Печорин:
- Но в разряд несчастных…
Мери:
- Конечно! А вам смешно? Я б желала, чтоб вы были на его месте...
Печорин:
- Что ж? я был сам некогда юнкером, и, право, это самое лучшее время моей жизни!
Мери (разочарованно):
- А разве он юнкер?..А я думала...
Печорин:
- Наверное, что он разжалованный офицер?… Бедный Грушницкий! Ему не понравится, что я выдал его тайну.
Мери:
- А вы опасный человек! Я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок… Я вас прошу не шутя: когда вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, я думаю, это вам не будет очень трудно.
Печорин:
- Разве я похож на убийцу?
Мери:
- Вы хуже…
Печорин:
- Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был искренен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен.
Я был готов любить весь мир,— меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли… Я сделался нравственным калекой. Пробегаю в памяти всё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно, она существовала, и верно, было мне назначение высокое. Благодарю. Разрешите откланяться. (Уходят)
Слайд 24, трек № 12
Ведущий 2: Возвратившись из ссылки в 1838 году, Лермонтов имел невероятный успех в свете. Его стихи и прозу печатают журналы. О его произведениях спорят. Имя Лермонтова у всех на устах. Внешне он был доволен происходящим, но внутренне… Вспоминает Иван Сергеевич Тургенев (входят, Барант, дама, кавалер, Лермонтов).
Слайд 25
Ведущий (за Тургенева) 1: Лермонтова я видел всего два раза: в доме одной знатной петербургской дамы, княгини Шаховской, и несколько дней спустя на маскараде в Благородном собрании, под новый 1840 год. В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ. Мне думается, что он до некоторой степени изобразил самого себя в Печорине. По крайней мере, слова «Глаза его не смеялись, когда он смеялся» — действительно, применялись к нему.
На бале дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк.
Гость 1:
Я вас знаю.
Лермонтов:
Помнится, что нам
Встречаться не случалось.
Гость 1:
По рассказам.
И столько я о вас слыхал того-сего,
Что познакомиться давным-давно желаю.
Лермонтов:
Про вас я не слыхал, к несчастью, ничего.
Но многое от вас, конечно, я узнаю.
Гость 1 (скорчив кислую мину, уходит к другому собеседнику):
Он мне не нравится... Видал я много рож,
А этакой не выдумать нарочно;
Улыбка злобная, глаза... стеклярус точно,
Взглянуть — не человек, — а с чертом не похож.
Маска:
Эх, братец мой — что вид наружный?
Пусть будет хоть сам черт!.. да человек он нужный.
Гость 1:
Рассеяться я был бы рад.
Ведь нынче праздник, маскерад.
Лермонтов:
Всё маски глупые...
Маска:
Я знаю...
Тебя!
Лермонтов:
И, видно, очень коротко.
Маска:
О чем ты размышлял, — и это мне известно.
Лермонтов:
А в этом случае вы счастливей меня.
И я хоть очень не хитер,
Но знаю, кто вы...
Маска:
Так, стало быть, ты знаешь,
Чем кончится наш разговор?..
Лермонтов:
Поговорим и разойдемся.
(Маска с обидой уходит).
(Читает)
«Как часто пестрою толпою окружён…» (пытается выбраться из толпы)
Ведущий 1:
Внутренно Лермонтов скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба.
Сцена «Вызов на дуэль:
Барант:
(Силь ву пле) До меня дошли слухи, что Вы, господин Лермонтов, распространяете обо мне порочащие мою честь эпиграммы!
Лермонтов:
Верить сплетням – удел неумных женщин. Я считаю даже излишним вступать с вами в объяснение по такому поводу. В конце концов, это становится скучным.
Барант:
Вы поступаете неблагородно. Советую взять свои слова обратно.
Лермонтов:
Я не нуждаюсь в ваших советах, сударь.
Барант:
Если бы я был во Франции, я бы знал, как поступить с вами. Однако вы пользуетесь тем, что дуэли в России запрещены.
Лермонтов:
В России вопросы чести решаются так же просто. Я к вашим услугам! Сегодня же пришлю к вам моего секунданта. Слайд 26
Барант:
Мы будем драться на шпагах.
Лермонтов:
Как угодно. Пистолеты вернее кончают дело. Я предпочёл бы пистолеты, но выбор оружия принадлежит вам (все покидают сцену). Трек № 13
Жандарм (олицетворение власти):
«Поручика Лермонтова как зачинщика дуэли с сыном французского посла Барантом перевести в Тенгинский пехотный полк». Секретное предписание: «Ни под каким видом не удалять поручика Лермонтова из полка и не прикомандировывать к экспедициям, дабы отрезать всякий путь к выслуге».
Ведущий 1:
Последний день перед отъездом Лермонтов провел среди друзей, в салоне Карамзиных.
Звучит романс «Мне грустно» Трек №14
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно… потому что весело тебе.
Ведущий 2 (дама): Вы очень расстроены сегодня?
Лермонтов: У меня нет причин веселиться, сударыня.
Ведущий 2 (дама): Право, Мишель, вы совершенно пали духом.
Лермонтов: У меня такое чувство, будто я попал в железное кольцо, оно все время сжимается и вот-вот меня раздавит.
Ведущий 1: Забудьте эти мысли! Когда вы вернетесь с Кавказа…
Лермонтов : Я не вернусь. Простите, у меня дурные предчувствия.
Ведущий 2 (дама): Вам, возможно, нездоровится?
Лермонтов:
Не смейся над моей пророческой тоскою;
Я знал: удар судьбы меня не обойдёт;
Я знал, что голова, любимая тобою,
С твоей груди на плаху перейдёт;
Я говорил тебе: ни счастия, ни славы
Мне в мире не найти; - настанет час кровавый,
И я паду, и хитрая вражда
С улыбкой очернит мой недоцветший гений;
И я погибну без следа
Моих надежд, моих мучений... ( прощаясь, уходит )
Ведущий 1:
Лермонтов был храбрым офицером. Но погиб он не в пылу сражений, не от руки горца, а от руки давнего товарища по юнкерской школе. Вспоминает Эмилия Шан-Гирей.
Ведущий 2: Слайд 27
Накануне офицеры, отдыхающие после экспедиции, собрались в доме Верзилиных. Звучала музыка, некоторые танцевали. Вдруг музыка умолкла, и все явственно услышали слова «А вот и горец с большим кинжалом», сказанные Лермонтовым о вошедшем Мартынове. Мишель часто подшучивал над нелепым маскарадом сослуживца.
Ведущий 1: Мартынов побледнел, глаза его сверкнули гневом. Ссора произошла 13 июля 1841 года.
Никто предстоящую дуэль всерьёз не воспринимал: рассматривали как очередное развлечение. «Это пустяки. Завтра мы будем друзьями», - говорил Лермонтов. Попыток примирить соперников не предпринималось. На завтра секундантами был заказан ящик шампанского. Что собирались праздновать?
Ведущий 2: Тем более нелепым, чудовищным и необъяснимым был роковой выстрел Мартынова 15 июля 1841 года.
Трек № 15 Моцарт
Лермонтов не только предчувствовал свою смерть, но чуть ранее изобразил её в стихотворении «Сон», подтверждая не в первый раз свою гениальную проницательность.
Ведущий 1:
Стихотворение «Сон» Слайд 28
В полдневный жар в долине Дагестана С свинцом в груди лежал недвижим я; Глубокая еще дымилась рана, По капле кровь точилася моя.
Лежал я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня – но спал я мертвым сном.
2 Ведущий: Он лежал не в долине Дагестана, а у подножия Машука. Над Кавказом грохотала гроза.
Трек № 16 Гроза
1 Ведущий: Через 9 месяцев убитая горем бабушка перевезла прах внука в имение Тарханы Пензенской губернии.
2 Ведущий :Выйдем вдвоём на дорогу,
Где, не дожив до седин,
Юноша выплакал Богу
Душу один на один.
Звучит романс «Выхожу один я на дорогу» (под аккомпанемент)
Слайд 29
Слайд 30 финал
Трек № 17
От автора: Ираклий Андроников писал о Лермонтове: «Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, язвительного, мечтательного, насмешливого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным, беспощадным умом. Поэта бессмертного и навсегда молодого».