Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной М. Ю. Лермонтову
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной памяти М. Ю. Лермонтова.
Группа чтецов расположена в глубине сцены. Сцена затемнена. Звучит спокойная мелодия.Входит ведущий, зажигает свечи.Музыка стихает.Ведущий (юноша): История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа.(М. Ю. Лермонтова)Продолжает звучать музыка.Чтец: На буйном пиршестве задумчив
·
·
·
·делОдин, покинутый безумными друзьями,И в даль грядущую, закрытую пред нами,Духовный взор его смотрел.И помню я, исполнены печали,Средь звона чаш, и криков, и речей,И песен праздничных, и хохота гостей,Его слова пророчески звучали.
Он говорил: «Ликуйте, о друзья!»
Что вам судьбы дряхлеющего мира?..
Над вашей головой колеблется секира,
Но что ж!.. Из вас один ее увижу я.
Музыка на фоне отрывка из фильма «Лермонтов»Ведущий (юноша): 15 июля 1841 года у подножия горы Машук в окрестностях Пятигорска был убит русский поэт Михаил Лермонтов. Во время дуэли началась гроза. Молнии рассекали сумрак. Гремел гром. Секунданты скомандовали сходиться. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Мартынов быстро подошел к барьеру и застрелил поэта в упор. За раскатом грома выстрела не было слышно. Два часа тело Лермонтова лежало под ливнем, освещаемое вспышками молний. Поэту было 26 лет Он был рожден для них, для тех надежд, поэзии и счастья
Звучит романс «Белеет парус одинокий»
Ведущий 2. В истории короткой жизни Лермонтова и его гибели есть какая-то тайна, рок. Поэт страдал более, чем жил. Недаром он сказал о себе:
«Я сын страданья».
4 вед. В Пензенской области расположилось старинное село Тарханы, куда Лермонтова привезли полугодовалым ребенком. Барский дом был похож на все усадьбы: деревянный, с мезонином. В этом доме поэт прожил много лет с горячо любящей его бабушкой. Жизнь ему дали в 1814г. Мария Михайловна и Юрий Петрович. Но воспитает его и поставит на ноги бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева (урожденная Столыпина). Мама умерла, когда Михаилу было 2,5 года. Отца Лермонтова бабушка не любила, считала, что он не сможет дать сыну материальный достаток. Так Мишель лишился и матери, и отца. Эта душевная рана вылилась в горькие строки.
. Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина!
Но ты свершил свой подвиг, мой отец,
Постигнут ты желанною кончиной;
Дай бог, чтобы, как твой, спокоен был конец
Того, кто был всех мук твоих причиной!
Но ты простишь мне! Я ль виновен в том,
Что люди угасить в душе моей хотели
Огонь божественный, от самой колыбели
Горевший в ней, оправданный творцом?
Однако ж тщетны были их желанья:
Мы не нашли вражды один в другом,
Хоть оба стали жертвою страданья!
Не мне судить, виновен ты иль нет;
Ты светом осужден. Но что такое свет?
Толпа людей, то злых, то благосклонных,
Собрание похвал незаслуженных
И стольких же насмешливых клевет.
Далеко от него, дух ада или рая,
Ты о земле забыл, как был забыт землей;
Ты счастливей меня, перед тобой
Как море жизни - вечность роковая
Неизмеримою открылась глубиной.
Ужели вовсе ты не сожалеешь ныне
О днях, потерянных в тревоге и слезах?
О сумрачных, но вместе милых днях,
Когда в душе искал ты, как в пустыне,
Остатки прежних чувств и прежние мечты?
Ужель теперь совсем меня не любишь ты?
О, если так, то небо не сравняю
Я с этою землей, где жизнь влачу мою;
Пускай на ней блаженства я не знаю,
По крайней мере, я люблю!
1 вед. Бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, дала клятву: сделать для внука все возможное и невозможное. И она это сделала. И это был её подвиг. Хилый, болезненный Мишель жил под постоянным наблюдением врача, в полном достатке и средств, и друзей. У него были учителя немецкого, французского, греческого и латинского языков, арифметики и других наук. В одном из стихов Лермонтов вспоминает свои мальчишеские годы:
И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться,- памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей.
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
Ведущий 2. Разносторонняя одарённость Лермонтова проявилась очень рано. Он играл на скрипке, хорошо рисовал, лепил из воска, талантливо играл в шахматы. Музыкальность – от матери. Мать Лермонтова была наделена музыкальной душой. Посадив к себе сына на колени, она играла на пианино, а он, прильнув к ней, сидел неподвижно. Звуки потрясали его младенческую душу, слёзы катились по лицу.
Ведущий 1. Из воспоминаний поэта: «Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал: не могу теперь её вспомнить, но уверен, что, если б услыхал её, она бы произвела прежнее действие. Её певала мне покойная мать».
Звучит «Казачья колыбельная»
Чтец. По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звёзды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нёс
Для мира печали и слёз,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
2 вед. Осенью 1827г. бабушка вместе с 13-летним Мишей перебралась в Москву для продолжения его образования. Она решила отдать его в Московский университетский пансион. Наняла ему учителя английского языка. И вскоре он стал читать Шекспира и Байрона в оригинале. Поэзия Байрона произвела на Лермонтова сильное впечатление. И он сравнивал себя с этим поэтом.
Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
3 вед. В 16 лет молодой Лермонтов говорит о «прожитых годах». Не успел пожить, а уже думает об ином мире.
Настанет день, и миром осужденный,
Чужой в родном краю, на месте казни
Гордый, хоть презренный, я кончу жизнь мою.
Откуда это? Ведь жизнь у него идет, как по маслу. Учеба идет хорошо, бабушка всегда рядом, достаток. Он танцует, играет на фортепиано, рисует, лепит, пишет стихи, влюбляется. А в его стихах звучат грустные мотивы.
Чтение стиха уч-ся « И скучно, и грустно»
4 вед. Лермонтов – студент Московского университета. Пишет много, но мало кому показывает свои стихи. Молодой с пожилой душой, он чувствует, что проживет недолгий срок.
Боюсь ли смерти я? О, нет!
Боюсь исчезнуть совершенно.
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
когда-нибудь увидел свет.
1 вед. Каким же казался Лермонтов своим сверстникам?
Петр Вистенгоф –однокурсник – Лермонтов имел тяжелый, несходчивый характер, любил посещать балы, был всегда изысканно одет и постоянно в окружении хорошеньких дам.
Одних он поражает живостью и веселостью, другим кажется холодным, раздражительным
Как всякий настоящий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии. Перечитывая его стихи, мы можем прочесть историю его души и понять его как человека.
: Иван Сергеевич Тургенев вспоминает о встрече с Лермонтовым:«В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое: какой-то сумрачной и недоброй
·
·лой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз.
: В. Г. Белинский о Лермонтове:«Вот
·
·о, то бурное одушевление, та трепещущая, изнемогающая от полноты своей страсть. Вечная и никогда неудовлетворимая жажда
·
·
· обнять, со всем слиться. Великий поэт, говоря о себе самом, говорит об общем – о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем живет человечество. И потому в его грусти всякий узнает свою и видит в нем не только поэта, но и человека, брата своего по человечеству.
Чтение записи стихотворения «Печально я гляжу на наше поколенье»
2 вед. Волнения любви поэт начал чувствовать очень рано. Одним из первых адресатов его любовной лирики стала Екатерина Сушкова, красивая, умная, ироничная – юношеское увлечение поэта в 1830г.
Михаил Юрьевич очень переживал из-за своей незавидной внешности, имел комплекс неполноценности, который при его несносном характере, болезненном самолюбии и огромном желании любить делал его личную жизнь невыносимой.
3 вед. Но с годами облик его менялся: гений преображал его. И впоследствии люди, видевшие его впервые, обращали внимание на огромные пламенные глаза, высокое чело и серьёзную мысль, которая одухотворяла его внешность. В женском обществе поэт чувствовал себя легко и свободно. Казалось, он старался доказать самому себе, что женщины могут его любить, несмотря на малый рост и некрасивую наружность.
В 1831г. Лермонтов познакомился с Варенькой Лопухиной, милой, умной девушкой, и влюбился с первого взгляда. Но Вареньку выдали замуж и Лермонтов пишет: «Расстались мы, но твой портрет я на груди своей храню»
Расстались мы, но твой портретЯ на груди моей храню:Как бледный призрак лучших лет,Он душу радует мою.5 И, новым преданный страстям,Я разлюбить его не мог:Так храм оставленный всё храм,Кумир поверженный всё Бог!
4 вед. Про Лермонтова говорили: беспокойный, злоречивый, слишком часто дает волю своему колкому остроумию. Поэт был любим далеко не многими. Но кто сказал, что гений должен быть простым, милым человеком?
Ранняя слава не вскружила голову поэту, потому что мир искусства был для него святыней, куда не допускалось ничего недостойного. Лермонтов был человеком необычайно одаренным. Ему была присуща удивительная музыкальность, он играл на скрипке, фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи. До нас дошли блестящие образцы его живописи: пейзажи, портреты, рисунки. Он мог стать замечательным художником. Слыл хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков.
Казался ты и сумрачным и властным,
Безумной вспышкой непреклонных лет:
Но ты мечтал об ангельски прекрасном,
Ты демонски мятежное любил.
И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали В твоих как будто кованых стихах.
Музыка А.Варламов «Белеет парус одинокий»
1 вед. Когда бабушку спросили, какую карьеру изберет она внуку, она ответила: «А какую он хочет, лишь бы он не был военным». Но в жизни чаще всего происходит так: то, чего мы боимся и не хотим, как правило, и случается. В 1832г. Лермонтов поступил в Школу гвардейских прапорщиков. А в 1837г корнет Лермонтов был сослан на Кавказ за «непозволительный стих» «На смерть поэта», посвященный гибели А.С.Пушкина. Этим стихотворением поэт брал на себя великую миссию быть продолжателем дела Пушкина. Это было и пророчество собственной судьбы, добровольно избранной им.
Чтение стихотворения уч-ся «На смерть поэта»
Кавказ тогда был только что присоединен к России; отдельные горские племена не признавали себя покоренными, поэтому и шла на Кавказе война. Под пули горцев и отправил Лермонтова Николай Первый.
На войне Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что и был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость».
Но поэта поразила и навсегда покорила величественная природа Кавказа.
Музыка А. Рубинштейн «Горные вершины»
Ведущий 2. Надвигалась катастрофа. 16 февраля 1840 года на балу у графини Лаваль произошло столкновение Лермонтова с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. Де Барант вызвал Лермонтова на дуэль. Формальной причиной вызова был обмен резкими словами во время разговора.
Инсценирование сцены разговора Лермонтова и Эрнеста де Баранта
Барант. До меня дошли слухи, что вы, господин Лермонтов, распространяете обо мне порочащие мою честь эпиграммы.
Поэт. Верить сплетням - удел неумных женщин. Я считаю даже излишним вступать с вами в объяснение по такому вздору. В конце концов это становится скучным.
Барант. Вы поступаете неблагородно. Советую вам взять свои слова обратно.
Поэт. Я не нуждаюсь в ваших советах, сударь.
Барант (вспыхивая). Если б я был во Франции, я бы знал, как поступить с вами.
Поэт. В России правила чести соблюдаются так же строго, как и во Франции.
Барант. Однако вы пользуетесь тем, что находитесь в стране, где дуэли запрещены.
Поэт. Это ничего не значит, сударь. Я к вашим услугам. Сегодня же я пришлю к вам своего секунданта.
Барант. Но мы будем драться на шпагах.
Поэт. Как угодно. Пистолеты вернее и решительнее кончают дело. Я предпочел бы пистолеты, но выбор оружия принадлежит вам. (Кланяются и расходятся).
Ведущий 1. Дуэль с Барантом состоялась в воскресенье 14 февраля 1840 года на Парголовской дороге за Черной речкой. Сначала дрались на шпагах. Барант слегка оцарапал противника. Перешли на пистолеты. Барант стрелял первым и промахнулся. Лермонтов выстрелил в сторону. Противники тут же помирились.
Ведущий 2. Военно-полевая комиссия обвинила Лермонтова в том, что он был зачинщиком дуэли. И вновь Лермонтов дет на Кавказ, на сей раз уже в Тенгинский пехотный полк, расположенный в одном из самых опасных пунктов войны с горцами.
Ведущий 1. Впереди всего один год
Чтец. Есть речи - значеньеТемно иль ничтожно,Но им без волненьяВнимать невозможно.Как полны их звукиБезумством желанья!В них слезы разлуки,В них трепет свиданья. Не встретит ответаСредь шума мирскогоИз пламя и света
Рожденное слово;Но в храме, средь бояИ где я ни буду,Услышав, его я
Узнаю повсюду.Не кончив молитвы,На звук тот отвечу, И брошусь из битвыЕму я навстречу
2 вед. Бабушка хлопочет о внуке, и Лермонтов едет в отпуск в Петербург. Где, как говорят свидетели, он только и говорил о своей скорой смерти. Из отпуска он возвращается на Кавказ, но по дороге заехал в Пятигорск, где и встретился с майором Мартыновым. Здесь и произошла известная ссора, ставшая роковой. Повод был пустячный. Лермонтов что-то по обыкновению сострил, нарисовал 2-3 карикатуры на Мартынова. Все посмеялись. Мартынов озлился и вызвал Лермонтова на дуэль. Лермонтов готов был к примирению, но Мартынов не согласился. Стрелялись с 15 шагов. Рана была смертельной.
3.вед. Из письма бабушке: «Дорогая бабушка! Пишу вам с того света. Когда вы получите это письмо, меня уже не будет в живых. Завтра у меня дуэль с Мартыновым, черкесом с большим кинжалом. Сам виноват: не шути с дураком, нарвался на вызов. Стрелять я в него не стану, а он выстрелит, не промахнется. Я понял это по его злобному взгляду».
Звучит «Реквием» Моцарта.
4.вед. Так закончилась его земная и началась великая жизнь поэта в веках. И мы его потомки и почитатели, несем в душе его образ – человека грустного и веселого, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями, и волей, и проницательным умом. Поэте гениального и так рано оставившего этот мир. Бессмертного и навсегда молодого.
Песяня Талькова «Поэтом не рождаются случайно»
15