Рабочая программа по немецкому языку для 5 класса И.Л. Бим, Л.И. Рыжова
Рабочая программа
по немецкому языку на 2014-2015 учебный год
(2 класс)
Автор:
Программа для общеобразовательных
учреждений
Издательство «Дрофа», Москва, 2009 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса немецкий язык разработана для обучения в 5 классе МБОУ «Верхнепокровская СОШ» в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (2004 г.), примерной программой основного общего образования по немецкому языку (2004 г.), на основе программы общеобразовательных учреждений Немецкий язык для 5-9 классов Бим И.Л., (2008 г.) и материалам авторского учебно-методического комплекса Бим И.Л.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Немецкий язык» «Deutsch» для 5 класса общеобразовательных учреждений, является продолжением серии УМК по немецкому языку «Deutsch. Die ersten Schritte» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений и адресован учащимся 5 класса, начавшим изучение немецкого языка по указанным выше УМК в начальной школе.В состав УМК входит- Учебник Deutsch 5. Klasse. Авторы: Бим И.Л. Рыжова Л.И. М., Просвещение, 2009;
- Рабочая тетрадь на печатной основе Авторы: Бим И.Л. Рыжова Л.И., М., Просвещение, 2010;- МР3 – приложение;- Книга для учителя „Lehrerhandbuch“ Авторы: Бим И.Л. Садомова Л.В. Каплина О.В., М., Просвещение, 2006.
Программа рассчитана на 105 ч (3 ч. в неделю) в т.ч. количество часов для проведения контрольных работ - 16. Данная рабочая программа предусматривает резерв свободного учебного времени в объеме 10% (10 часов) для реализации регионального компонента, данные часы используются для изучения краеведения.
Основная цель обучения немецкому языку в 5 классе – совершенствование дальнейшее развитие способности и готовности школьников осуществлять элементарное общение на немецком языке в рамках ограниченного числа наиболее распространенных тем и стандартных ситуаций общения, а также их воспитание и развитие средствами учебного предмета: их речевое и интеллектуальное развитие, развитие мотивации к изучению немецкого языка, интереса к страноведческой информации, развитие чувств и эмоций и в определённой мере ценностных ориентаций и творческого потенциала.
Задачи обучения: I. 1. Относительно правильно произносить уже известные, а так же новые немецкие звукосочетания, слова и фразы, соблюдая наиболее важные интонационные правила: ударение в слове, фразе, восходящую и нисходящую мелодии.2. Закрепить словарный запас, приобретенный ранее и овладеть новым. Его объём примерно 157 ЛЕ, включая так же устойчивые словосочетания и обороты речи.3. Более сознательно грамматически оформлять свою речь в ходе решения уже как известных, так и новых коммуникативных задач, оперируя всеми основными типами немецкого простого предложения: утверждением, вопросом, возражением, восклицанием.
4. Расширить представление и развивать знания о некоторых основополагающих языковых правилах/закономерностях, например: о порядке слов в немецком предложении, о наличии глагола-связки, артикля, об отрицаниях „nicht“ и „kein“, о слабых и некоторых сильных глаголах в Prдsens и Perfekt и др.
II. 1. Закрепить умения решать уже известные коммуникативные задачи, а также новые в русле говорения:
а) приветствовать сверстника, взрослого, используя вариативные формы приветствия;
давать краткие сведения о себе, других и запрашивать аналогичную информацию у партнера;
что-то утверждать, подтверждать;
выражать сомнение, переспрашивать;
возражать;
запрашивать информацию с помощью вопросительных предложений с вопросительными словами: „Wer? Was? Wie? Wo? Wohin? Wann?“;
о чем-то просить (с помощью повелительных предложений);
выражать мнение, оценку, используя оценочную лексику, клише: „Klasse! Toll! Ich denke/Ich glaube ... Ich finde das interessant. Wie schцn!“;
соблюдать речевой этикет при непосредственном общении: знать, как обратиться к сверстнику, взрослому, как поблагодарить, начать разговор, завершить его и т. п.;
б) вести ритуализированные диалоги в таких типичных ситуациях общения, как «Знакомство», «Встреча», «Разговор по телефону» (о том, кто что делает, приглашение прийти и т. п.), «Обмен впечатлениями» (о каникулах, о погоде, о празднике и др.);
в) уметь делать краткие связные сообщения: описывать, характеризовать, рассказывать о себе, своей семье, о погоде в разное время года, о каникулах, животных, а также кратко выражать свое мнение.
2. Уметь решать следующие коммуникативные задачи в области аудирования:
понимать речь учителя по ведению урока;
распознавать и полностью понимать речь одноклассника в ходе диалогического общения с ним;
распознавать на слух и полностью понимать монологическое высказывание соученика, построенное на знакомом языковом материале;
понимать в целом основное содержание связного сообщения учителя, диктора, включающего некоторые незнакомые явления, опираясь на языковую догадку.
3. Уметь решать следующие коммуникативные задачи в русле чтения:
а) с полным пониманием читаемого:
прогнозировать общее содержание текста по заголовку, иллюстрациям;
зрительно воспринимать текст, узнавая знакомые слова, грамматические явления;
догадываться о значении отдельных незнакомых слов по сходству с русским языком, по контексту;
определять значение незнакомого слова по данному в учебнике переводу, а также самостоятельно с помощью немецко-русского словаря (в учебнике);
находить в тексте требуемую информацию;
кратко выражать оценку прочитанного;
б) с пониманием основного содержания:
осуществлять те же действия с текстом, но с установкой понять только основное, в целом охватить его содержание, не стремясь понять каждое слово, лишь в случае необходимости обращаясь к словарю;
опускать избыточную информацию.
4. Совершенствовать технику письма и письменные речевые умения:
уметь кратко письменно излагать сведения о себе, о других, о погоде, описать картинку;
уметь написать поздравительную открытку, приглашение (по образцу).
III. 1. Знать ряд страноведческих реалий, например:
имена некоторых великих представителей немецкой культуры;
название наиболее популярных праздников, формы поздравления с этими праздниками („Weihnachten“, „Muttertag“, „Ostern“ и др.);
некоторые особенности быта немецких школьников, например: получение от родителей карманных денег, отношение к ним и т. п.;
типы немецких домов, марки немецких автомобилей наиболее популярных в мире и др.
2. Получить некоторое представление об облике маленьких немецких городов (отсутствие деревень в нашем понимании и др.).
3. Несколько расширить представление о персонажах немецких сказок.
4. Уметь воспроизводить произведения немецкого фольклора: стихи, считалки, песни.
5. Уметь ориентироваться в упрощенном аутентичном тексте, пользуясь сносками, содержащими в том числе страноведческий комментарий.
IV. 1. Совершенствовать уже известные общеучебные умения (списывание, выписывание, элементарная работа с текстом) и развивать новые выделение смысловых частей, установление логических связей в тексте.
2. Развивать специальные учебные умения, например: умение использовать языковую догадку на основе сходства немецких и русских слов, по знакомому корню, устанавливать тематические и словообразовательные ассоциативные связи между словами, использовать немецко-русский словарь учебника для семантизации незнакомых слов.
Требования к уровню подготовки учащихся. Говорение
На данном этапе говорение носит преимущественно репродуктивный характер, предполагает непосредственную опору на образец, хотя обучение и строится на основе решения коммуникативных задач и закладываются основы выхода на репродуктивно-продуктивный уровень. Учащиеся овладевают самыми необходимыми исходными речевыми и языковыми знаниями, касающимися произносительной, грамматической, лексической и орфографической сторон речи, а также исходными страноведческими знаниями, формулами речевого этикета. Однако навыки и умения недостаточно прочны, механизмы комбинирования и варьирования, а также речевая инициатива развиты слабо. Решаемые коммуникативные задачи охватывают указанные выше наиболее распространенные стандартные ситуации общения.
Требования к обучению диалогической речи Ученикам предоставляется возможность научиться: 1. Утвердительно отвечать на вопрос, используя все основные типы простого предложения. 2. Возражать, используя отрицательные предложения. 3. Выражать предположение, сомнение, используя вопросительные предложения без вопросительного слова. 4. Запрашивать информацию, используя вопросительные предложения с вопросительными словами (Wer? Was? Was macht...? Wohin? Wem? Wozu?). 5. Выражать просьбу с помощью побудительных предложений. 6. Положительно (отрицательно) реагировать на просьбу, пожелание, используя речевые клише типа Schцn (Nein). 7. Выражать мнение, оценочное суждение, эмоции типа Interessant! Toll! Klasse! Schade! 8. Целенаправленно вести диалог-расспрос типа интервью (с опорой на образец). 9. Вести двусторонний диалог-расспрос, попеременно переходя с позиции сообщающего на позицию спрашивающего. 10. Вести диалог обмен мнениями.
Требования к обучению монологической речи Ученикам предлагается: 1. Описать картину, собственный рисунок. 2. Сделать краткое сообщение о себе, друге, доме, семье, о своем городе, селе, о своих занятиях.
Письмо Обучение письму направлено прежде всего на овладение техникой письма и самыми элементарными коммуникативными умениями для ведения переписки.
Требования к обучению письму
Школьникам предлагается: 1. Письменно фиксировать продуктивно усвоенный материал (слова, предложения), выполнять письменные задания: отвечать на данные вопросы и т. д., в частности списывать текст, выписывать из него слова, словосочетания, предложения. 2. Вести словарь. 3. Составлять письмо по образцу.
Ниже перечислены требования к обучению произносительной, лексической, грамматической и графической сторонам речи, предусматривающие продуктивное владение соответствующими языковыми средствами.
Произнесение звуков, владение интонацией, графикой Ученикам предоставляется возможность научиться: четко произносить и различать на слух все звуки и основные звукосочетания немецкого языка; соблюдать долготу и краткость гласных, твердый приступ; оглушать согласные в конце слога, слова; не смягчать согласные перед гласными переднего ряда (не палатализировать); соблюдать ударение в слове, особенно в сложных словах; владеть интонацией утвердительного, вопросительного (с вопросительным словом и без него) и побудительного предложений. Они должны знать: все буквы алфавита, основные буквосочетания и звуко-буквенные соответствия; основные правила орфографии (например, функции букв h, e в качестве знаков долготы).
Лексическая сторона речи Ученикам предлагается: 1. Овладеть продуктивным лексическим минимумом, который охватывает примерно 400500 лексических единиц и включает также устойчивые словосочетания, реплики-клише. Это прежде всего: приветствия, обращения к сверстнику, взрослым; термины родства, обозначение возраста, профессии; названия качеств человека; названия разных объектов в городе (в том числе реалий), обитателей города, включая животных; оценочная лексика для выражения мнения о городе, его жителях, погоде; лексика для описания улиц города, транспорта, внешнего вида домов, для указания адреса, местоположения домов и других городских объектов; обозначения занятий жителей города, занятий детей в школе и на досуге; выражение желания/нежелания, возможности/невозможности сделать что-либо; обозначения экологических проблем города, восприятия жизни города приезжими; лексика для описания погоды в разные времена года; поздравления с Рождеством, Новым годом, Пасхой; названия подарков, поделок, материала для их изготовления, для строительства своего собственного города; обозначения того, что мы хотим в нем иметь, каким хотим его видеть; названия валюты, выражения для беседы с продавцом (например, в магазине канцтоваров); глаголы, обозначающие долженствование; глаголы движения; названия помещений в доме немецких друзей, обстановки в гостиной, кабинете, спальной, детской; выражения, характеризующие заботу о чистоте и порядке в доме; предложение помощи; приглашение на день рождения, поздравление, пожелания, вручение подарков; названия продуктов питания (за праздничным столом), посуды; названия некоторых детских игр. 2. Знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами: аффиксацией (суффиксами существительных: -chen, -in от существительных мужского рода с суффиксом -er); конверсией (образование существительных от неопределенной формы глагола: lesen das Lesen). 3. Использовать интернационализмы: например, das Kino, die Fabrik и др.
Грамматическая сторона речи
Синтаксис Ученики учатся употреблять: 1. Основные типы немецкого простого предложения, отражающие структурный минимум (так называемые речевые образцы), а именно: предложения с именным сказуемым типа: Das ist Uli/ein Junge. Er ist klein; предложения с простым глагольным сказуемым: Er malt; предложения со сложным глагольным сказуемым: Er kann schon gut malen; предложения с обстоятельством места, отвечающие на вопрос „Wo?“; предложения с обстоятельством места, отвечающие на вопрос „Wohin?“; предложения с дополнением в Dativ; предложения с дополнением в Akkusativ; предложения с двумя дополнениями в Dativ и Akkusativ; предложения с инфинитивным оборотом um ... zu + Infinitiv; безличные предложения. 2. Коммуникативные типы предложений: утвердительные; вопросительные (с вопросительным словом и без него); отрицательные; побудительные. 3. Предложения с прямым и обратным порядком слов.
Морфология Ученики должны владеть: основными случаями употребления существительных с определенным, неопределенным и нулевым артиклем; спряжением слабых и некоторых сильных глаголов в Prдsens; спряжением модальных глаголов wollen, kцnnen, mьssen, sollen в Prдsens; местоимениями личными и указательными: dieser, jener; количественными числительными от 1 до 100; порядковыми числительными; отрицанием nicht, kein; предлогами, требующими Dativ на вопрос „Wo?“ и Akkusativ на вопрос „Wohin?“; употреблением слабых глаголов в Perfekt. Ученики должны иметь представление об основных типах образования множественного числа существительных.
На начальном этапе предполагается обеспечить сформированность механизмов зрительного и слухового восприятия, идентификации и прогнозирования в самой элементарной форме, умение понимать текст, главным образом целиком построенный на изученном языковом материале или включающий единичные незнакомые слова, о значении которых можно догадаться по сходству с родным языком (интернационализмы), по контексту или раскрыть их значение с помощью словаря. Используются несложные тексты разных видов и жанров, в том числе легкие аутентичные тексты.
Аудирование Школьники учатся: 1. Воспринимать на слух и понимать речь учителя, построенную на полностью знакомом материале. 2. Воспринимать на слух и понимать речь своих товарищей, адекватно выбирать речевую реакцию: согласиться или возразить, выразить одобрение/неодобрение. 3. Воспринимать на слух и понимать основное содержание краткого сообщения, содержащего некоторое количество незнакомых слов, с опорой на контекст, иллюстрации.
Чтение Ученикам обеспечивается возможность: 1. Полностью овладеть техникой чтения вслух: соотносить графический образ слова со звуковым, читать текст, соблюдая ударение в словах, фразах, основные правила чтения букв и буквосочетаний, интонацию. 2. Зрительно воспринимать и узнавать изученный материал (слова, словосочетания, предложения), осознавать их значение и смысл в тексте. 3. Овладеть первичными умениями чтения про себя. 4. Овладеть умением полностью понимать содержание текстов, целиком построенных на изученном материале. 5. Овладеть умением полностью понимать содержание текста, включающего отдельные незнакомые слова, с опорой на контекст, языковую догадку: на основе сходства со словом родного языка (интернационализмы), с опорой на словообразовательные элементы, используя также словарь в учебнике. 6. Овладеть первичными умениями в понимании основного содержания текста, включающего значительное количество незнакомых слов, опираясь на языковую догадку, словарь, опуская незнакомые явления, не мешающие понять основное содержание текста.
Лексическая сторона речи 1. Рецептивный словарь учащихся формируется за счет использования в рифмованном материале, в текстах для чтения и аудирования, в формулировках заданий некоторого числа повторяющейся лексики, которую школьники должны узнавать при зрительном восприятии и частично на слух. На первом году обучения ее объем невелик: от 50 до 100 лексических единиц. 2. Владение словообразовательными средствами тоже носит в основном рецептивный характер. Школьники учатся узнавать: а) некоторые аффиксы: суффиксы существительных (-ung, -heit, -keit, -tion); суффиксы прилагательных (-ig, -lich); префиксы глаголов (be-, ge-, er-, ver-, mit-, nach-, auf-, aus-, ьber-); суффикс глаголов (-ieren); б) словосложение: существительное + существительное (der Marktplatz, die StraЯenbahn); глагол + существительное (das Wohnhaus, das Kaufhaus). 3. Ученики учатся узнавать интернационализмы: например, das Bьro, das Rezept и др.