Конспект урока по творчеству Лескова. «Мятежный человек, полный бунтующих страстей». Слово о Н.С.Лескове. «Очарованный странник».
Урок по творчеству Лескова.
«Мятежный человек,
полный бунтующих страстей».
Слово о Н.С.Лескове.
«Очарованный странник».
Цели урока:
1. Создать представление о личности и творчестве Н.С.Лескова
2. Начать знакомство с повестью Лескова «Очарованный странник».
Задачи:
1. Раскрыть смысл названия повести.
2. Выявить суть души русского человека в понимании Н.Лескова.
3. Показать роль образа Ивана Флягина в раскрытии идеи произведения.
4. Способствовать воспитанию у подростков чувства гордости за русского человека, патриотизма, умения решать житейские вопросы. Подвести детей к осознанию Родины и своей национальности.
Я не знаю в русской литературе более загадочного писателя, чем Николай Семенович Лесков. Разгадать его загадки вам только предстоит. Задача сегодняшнего урока гораздо скромнее - познакомиться с автором и начать знакомство с его произведением. Кроме того, знакомство с творчеством Лескова – прекрасный повод поговорить о Родине, России, о русском человеке, национальном характере, поскольку это главные темы творчества Лескова.
В его произведениях отразились противоречия времени, мятежный дух самого писателя и его героев и неутомимость в поисках истины.
Откройте тетради, запишите дату и тему урока. Слайд
Нам снова необходимо подумать
о русском народе, вернуться к
познанию духа его.
Н.Лесков
Эти слова самого Лескова станут эпиграфом сегодняшнего урока.
В настоящее время с экранов телевизора, со страниц газет и журналов виднейшие учёные, политики, писатели ведут разговоры о гибели русской культуры, о вырождении русского народа. Я думаю, они изрядно преувеличивают, но проблема, несомненно, существует. И суть этой проблемы в том, что мы оторвались от своих корней, перестали испытывать «чувство Родины».
Без осознания Родины и своей национальной принадлежности у человека, как и у народа в целом, не может быть будущего. Наверняка, вы говорили об этом на уроках обществознания и истории. Продолжим этот разговор.
Вам уже известно имя великого русского писателя Николая Семеновича Лескова.
Н.С.Лескова «великим» не называли никогда. Мало того, Лесков до последнего времени считался писателем «второго ряда» и не включался в число классиков. Его творчество долго находилось вне школьных и вузовских программ по литературе, оно было изъято из русского литературного процесса.
Лесков жил в одно время с такими великими писателями, как Иван Тургенев, Федор Достоевский, Лев Толстой. Но он не был так ясен и последователен, как, скажем, Тургенев. Он не старался “измерить бездну”, подобно Достоевскому, не пытался осознать самые основы веры, подобно Толстому. Он не ставил своей задачей ни мифотворчество, ни пророчество, ни вероучительство. Он просто писал, как он сам говорил, “всякую всячину”... А написал вечного человека в уникальном русском преломлении, неповторимый автопортрет нации, памятник ее иллюзиям, преобразившим реальность и ставшим реальностью. Но время все расставляет на свои места. Л.Н.Толстой не случайно пророчески предрек: «Лесков писатель будущего».
Кто мы, русские? Каковы наши корни? Что значит «загадочная русская душа»? Почему за длительную историю российского государства никому так и не удалось победить русского человека, сломить его дух?
Эти вопросы ставит Лесков в своих произведениях и помогает нам найти на них ответы.
Вспомните, пожалуйста, названия его произведений, которые вы изучали ранее?
«Левша», «Тупейный художник», «Человек на часах», и др
А помните ли вы какие-нибудь факты из биографии писателя?
Где он родился?
Кто его родители?
Какое образование он получил?
Где он провел свое детство? Какие воспоминания о детстве у него остались?
«Это не жизнь, а только житие», так определил свой жизненный путь сам Лесков. Действительно, этот путь складывался не просто. А причины тому были разные, как внешние обстоятельства, так и внутренний мир автора.
Николай Семенович Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в сельце Горохове Орловского уезда. Дед священник, отец чиновник, мать из орловского дворянского рода Алферьевых.
Детство стало для Лескова родником светлых и отрадных «памятей» и позволили ему с гордостью говорить: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе. Я с народом был свой человек...».
В 1841 году Лесков поступил в Орловскую гимназию, но учился неважно и недолго умер отец, нужно было обеспечивать себя и семью. Этот трагический поворот «положил предел и правильному продолжению учености...» - писал Лесков. Впоследствии он скажет о себе: «В науках далеко не зашелся», и назовет он себя «малообученным» для литературного дела.
Но, от жизни Лесков получил немало. К тридцати годам он побывал и чиновником уголовной палаты, и помощником столоначальника, и коммерсантом в фирме А.Я. Шкотта.
Он жил в Орле, Киеве, Петербурге, изъездил почти всю Российскую империю: служба «требовала беспрестанных разъездов, удерживала в глухих захолустьях». Лесков увидел Россию во всем многообразии ее характеров, быта, нравов, языка, пейзажа. Это все помогло ему стремительно и свободно войти в русскую литературу. Его литературное поприще было небезоблачно, но он никогда не отказывался от своих убеждений, сохранял веру себе, свой мятежный дух.
Проблемы национального сознания русского народа, национального самосознания человека из народа, веры и безверия находят отражение в творчестве Лескова.
А что значит быть русским человеком?
Можно ли, будучи не русским по национальности, иметь русскую ментальность?
В нашей республике живут представители разных национальностей, можете ли вы сказать, что у нас есть общие черты?
Конечно, мы все давно живем вместе. Произошла ассимиляция (как называется это в географии) или проще сказать уподобление, объединение. Недаром нас во всем мире называют русскими.
Я бы хотела вас попросить прочитать два высказывания о своеобразии русского характера, одно – философа серебряного века Н.Бердяева, а другое – нашего современника, хорошо вам известного писателя-сатирика М.Задорнова.
Н.Бердяев: «Бездонная глубь и необъятная ширь сочетается с какой-то низостью, неблагородством, отсутствием достоинства. Бесконечная любовь к людям сочетается с человеконенавистничеством и жестокостью. Жажда абсолютной свободы мирится с рабской покорностью»
М.Задорнов: «Мы удивительные люди! Хотим жить как все, при этом быть непохожими на всех остальных. У нас безработица при нехватке рабочих рук. Мы сочувствуем умом, а голодаем сердцем. Робкие в быту, зато всегда герои на войне. Чтим погибших, недоплачиваем выжившим.
Какие основные черты русского характера и русского менталитета отмечают эти два автора?
Это, прежде всего, двойственность характера. Русский характер может сочетать в себе прямо противоположные качества. Причем, эти качества могут быть и высокими и самыми что ни наесть низкими. Русского человека отличает мятежный дух и сильные страсти.
Поистине «Умом Россию не понять», как сказал Тютчев
Русская литература многократно обращалась к теме национального характера. Подлинные национальные герои встречаются в произведениях Гоголя и Лермонтова, Тургенева и Некрасова.
Назовите их.
Тарас Бульба, купец Калашников и герои «Бородина», Хорь и Калиныч из одноименного очерка Тургенева, Матрена Тимофеевна, Савелий – богатырь святорусский и другие герои поэм и лирики Некрасова. Они носители основных черт русского народа. Тех самых, которые мы с вами перечислили.
На сегодняшнем уроке нам предстоит начать знакомство с еще одним образцом русского национального характера.
Кто главный герой повести «Очарованный странник»?
Иван Северьянович Флягин.
Это единственное его имя?
На каждом этапе жизни у него новое имя. Приведите примеры.
У героя на протяжении рассказа несколько раз меняется имя.
Как и почему назвали его после рождения?
“Голован” – прозвище в детстве и юности;
Как и почему его зовут татары?
“Иван” – так зовут его татары (это имя здесь не столько собственное, сколько нарицательное: “у них все если взрослый русский человек – так Иван, а женщина – Наташа, а мальчиков они Кольками кличут”;
Под чьим именем он служит на Кавказе?
Под именем Петра Сердюкова служит он на Кавказе: уйдя в солдаты за другого, он как бы наследует и его судьбу и по истечении срока службы уже не может вернуть себе своё имя.
Как он зовется в иночестве?
Ставши иноком, зовётся “отец Измаил”.
Изменяя имена, герой проживает несколько жизней. Как он сам о себе говорит, ему суждено «Много раз погибать», но «ни разу ни погибнуть». Какие бы имена не носил герой, он всегда остается русским человеком Иваном Северьянычем Флягиным).
Почему в повести он назван «очарованным странником»?
Рассмотрим значение каждого олова и подумаем, выражает ли название повести подлинный смысл характера главного героя.
Одно из значений слова "очарованный" связано с его происхождением от глагола "очаровывать" - "производить впечатление на кого-либо, пленить".
Чем очаровывает Флягин читателя?
В самом начале произведения Флягин очаровывает читателя своей внешностью. Найдите в 1 главе. "Это был человек огромного роста... в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца..."
Фрагмент фильма.
Флягин очаровывает читателя не только своей незаурядной внешностью, но и положительными качествами, о которых читатель все больше узнает по ходу повествования.
Второе значение слова "очарованный" связано с глаголом "очаровываться".
Чем очаровывается герой повести? Что ему нравится? Чем он восхищается?
Герой повести очарован красотой мира, ценит ее, а главное, может описать, будь то красота животного или женщины. Иван Северьяныч, например, так говорит о лошади: "Кобылица была, точно, дивная... головка маленькая, глазок полный, яблочком, ушки сторожкие; бочка самые звонкие, воздушные, спинка как стрелка, а ножки легкие, точеные, самые уносистые". У человека, прочитавшего эти строки, ясно встает перед глазами образ кобылицы. Внешность Груши же Флягин описывает так: "...вся станом гнется, а из черных глаз так и жжет огнем... промеж черных волос на голове, будто серебро, пробор вьется... под тонкой кожею, точно в сливе на солнце, краска рдеет и на нежном виске жилка бьет..."
Все очарование объединилось в его, Флягина, сознании в одно понятие Родины и ее народа. Ведь все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы-кони - все это Отчизна. А все эти кучера, форейторы, борцы, торговцы, солдаты, уланы, дети, красавицы-женщины - родной народ. И все это - достойно очарования. Вот отчего Флягину-Головану, богатырю и очарованному страннику, за них " очень помереть хочется "
Иван очарован самой жизнью.
Прилагательное "очарованный" можно также связать со словами "околдованный".
Есть ли поступки, которые Флягин совершает как бы под воздействием колдовства?
Действительно, главный герой совершает неосознанные поступки (убийство монаха, спасение графа, воровство лошадей и т.д.) Он считал, что рок, судьба, родительское предначертание - причины всего происшедшего с ним: "...я многое даже не своею волею делал... По родительскому обещанию. Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть".
Кто убедил в этом Ивана Северьяныча?
Убитый монах поведал Флягину, что тот - "моленый сын", "сын обещанный", и дал "знамение в удостоверение". То, что предсказание монаха сбылось, заставило Ивана Северьяныча поверить: над его судьбой властны какие-то высшие силы.
Рассмотрим слово "странник".
Скажите, пожалуйста, вам нравится дом (квартира), в котором вы живете?
Какие причины могли бы побудить вас уйти из дома и отправиться в странствие?
Жажда приключений, новых впечатлений, желание узнать мир, познакомиться с другими людьми и познать себя.
Чем отличается странник от путешественника или туриста?
Путешественник узнает прежде всего мир, а странник – познает себя.
Странничество - не столько физическое перемещение в пространстве, сколько духовное - в постижении высшего смысла жизни.
Н. Бердяев, цитату которого мы уже приводили на уроке, считал, что странничество является важным русского национального самосознания, оно традиционно, и за ним стоит элементом поиск смысла жизни - не в частных, земных делах, а в обретении Царства Божия, то есть такого состояния души, когда мирские ценности - ничто в сравнении с высокой идеей Бытия в Боге.
Ради чего отправляется в путь герой повести?
Ради поиска смысла жизни Иван Северьянович Флягин и проходит свой жизненный путь.
Понятие "странник" связано со словами "сторона", "сторонка". Какие чувства испытывает герой к своей родине?
Любовь к России, к родной земле озаряет высшим смыслом метания и духовные искания героя. В плену он тоскует: "...тоска делалась... зришь сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь... и молишься... так молишься, что даже снег инда под коленами протает и где слезы падали - утром травку увидишь".
На слайде перечислены основные эпизоды, в которых рассказывается о жизни героя.
Крепостной форейтор. Побег
В разбойниках
В " няньках ".
Поединок.
Плен.
Возвращение на родину. Конэсер.
Любовь.
Под чужим именем.
Монастырь. Прозрение.
Какие основные черты характера Ивана Флягина проявляются в этих эпизодах?
Бездумность
Бесстрашие
Смелость
Наивность, простодушие
Слепой азарт
Смекалка
Доброта
Любовь
Можно ли назвать их чертами русского национального характера?
На сегодняшнем уроке мы, на примере образа Ивана Флягина попытались разобраться в особенностях русского национального характера.
В чем заключаются эти особенности?
Через образ русского крепостного человека показал Лесков нравственную и физическую силу, душевную щедрость, способность всегда прийти на помощь слабому, любовь к своему народу, Родине, природе. Это основные черты русского национального характера.
«Русский человек со всем справится» - пишет Лесков.
Можно ли назвать Флягина мятежным человеком, полным бунтующих страстей?
А самого Лескова?
Разговор получился серьезный. Он продолжится на следующих уроках. Свою задачу Лесков видел в поиске положительного героя, в «оправдании Руси» и в утверждении высокого призвания человека. Герой Лескова –человек невысокого звания, он не святой. Это простой человек, который живёт среди людей, скромный, незаметный.
Но если присмотреться, за внешней оболочкой увидишь редкой нравственной чистоты душу. Такие люди живут среди нас.
Это распознание внутренне прекрасного в человеке, его человеческое достоинство, праведничество, понимаемое как человеколюбие, бескорыстное служение людям – литературное открытие Лескова.
Лесков попытался изобразить Русь святую и грешную, неправую и праведную. Как в сказке перед читателем открывается удивительная страна, населенная удивительными людьми. Вся она застыла в очаровании, застыла в невыраженной красоте и святости своей и некуда ей деть себя. На Руси есть удаль, есть размах, есть великое дарование, но всё дремлет, всё сковано, всё зачаровано. И все-таки, у такой страны не может не быть великого будущего.
Дома вам предстоит написать эссэ на тему: «Россия - вечная странница, она постоянно находится в пути».
Спасибо за урок. Мы продуктивно паработали.
Оценки.
До свидания.
13PAGE 15
13PAGE 141115
Заголовок 115