Программа курса предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов «Информационные системы»
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования колледж сервисных технологий и предпринимательства
УТВЕРЖДАЮ
Председатель Экспертного совета
_______________ М.В. Горбунова
«___»______________2014г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАОУ СПО ТКСТП
_____________ С.В. Дятлов
«__»_______________ 2014г.
Программа курса предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов
«Информационные системы»
Автор программы:
Фокина Елена Борисовна,
преподаватель высшей квалификационной категории
Тольятти 2014
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для знакомства учащихся 9-х классов с профессиональной деятельностью специалистов, вовлеченных в создание и эксплуатацию информационных систем, автоматизирующих задачи организационного управления (учета, анализа, контроля, планирования, реализации и т.д.) коммерческих компаний и бюджетных учреждений.
При изучении курса учащиеся познакомятся с профессией: «Разработчик баз данных».
При изучении данного курса учащиеся получат возможность расширить свои представления о современной информационной картине мира. Профориентационная составляющая курса поможет учащимся определиться с выбором профиля обучения в старшей школе, практическая направленность ориентирует учащихся на будущую трудовую деятельность.
Целями курса является
информирование учащихся о профессии «Разработчик баз данных».
формирование у учащихся умения проектировать базы данных.
Задачами курса является:
Показать виды профессиональной деятельности специалиста по информационным системам в области разработки баз данных.
Показать правила проектирование баз данных, основные знания и умения, которыми должен обладать специалист.
В содержании программы включены следующие виды знаний:
состав информационной модели данных;
типы логических моделей;
этапы проектирования базы данных;
общую теорию проектирования прикладной программы.
В содержании программы представлены следующие виды деятельности учащихся:
построение информационной модели данных;
выполнение нормализации базы данных;
проектировка базы данных.
Основанием для отбора содержания курса является то, что основная работа по планированию информационных потребностей предприятия, проектирование концептуальной и логической схемы базы данных, внешних схем, используемых в отдельных процессах обработки информации, полностью легла на автоматизированную систему. Стали более определёнными функции разработчика баз данных – это обеспечение надежной и эффективной работы пользователей и программ с базами данных, поддержка разработчиков в их доступе к базе данных.
В результате изучения курса учащиеся должны:
иметь представление:
о роли и месте знаний по дисциплине при освоении смежных дисциплин по выбранной специальности и в сфере профессиональной деятельности;
знать:
состав информационной модели данных;
типы логических моделей;
этапы проектирования базы данных;
общую теорию проектирования прикладной программы;
уметь:
строить информационную модель данных для конкретной задачи;
выполнять нормализацию базы данных;
проектировать базу данных.
Для реализации данного содержания необходимо применять методы: беседы, проблемные лекции, демонстрация приёмов работы преподавателем; необходимо приготовить: готовые модели, как эталоны для выполнения практических заданий, действующие модели и программы; форма обучения: фронтальный, групповой, индивидуальный; технические средства: компьютерная система типа клиент-сервер на 13 рабочих мест (учащийся-клиентская машина); программное обеспечение: профессиональный пакет программ MS OFFICE, программа управления классом NETOP SCHOOL.
В качестве итогового контроля проводится защита разработанного проекта.
Учебно-тематический план
№ темы
Тема, разделы
Всего часов
В том числе
Форма контроля преподавателя
теория
практика
1
Введение в профессию «Разработчик баз данных».
1
1
Устный опрос
2
Теория проектирования баз данных Практическая работа №1 «Проектирование структуры базы данных «Студенты». Нормализация таблиц»
2
0,5
1,5
Результат практической работы
3
Организация баз данных Практическая работа №2 «Открытие, редактирование и пополнение табличного файла. Сортировка, поиск и фильтрация данных в таблице. Установление взаимосвязей между таблицами.»
2
0,5
1,5
Результат практической работы
4
Организация интерфейса с пользователем Практическая работа №3 «Создание интерфейса (входной формы). Управление внешним видом. Создание и печать отчётов»
3
0,5
2,5
Результат практической работы
6
Итоговая работа: «Разработка проекта на тему по выбору»
3
3
Результат практической работы
Итого:
11
2,5
8,5
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Введение в специальность. ( 1 часа)
Содержание профессии «Разработчик баз данных», нормативные сроках освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой и углублённой подготовки при очно-заочной (вечерней) формах получения образования и присваиваемая квалификация, об области профессиональной деятельности, об объектах профессиональной деятельности, виды профессиональной деятельности, общие компетенции разработчика баз данных, о саморазвитии специалиста.
Тема 2. Теория проектирования баз данных ( 2 часа)
Отличия концептуальной, логической и физической моделей данных. Назначение СУБД. Преимущества реляционной модели данных при построении баз данных. Требования, предъявляемые к базам данных. Этапы проектирования базы данных.
Форма занятий: практическая работа.
Практическая работа №1: Проектирование структуры базы данных «Студенты». Нормализация таблиц.
Тема 3. Организация базы данных (2 часа)
Команды по созданию, открытию, редактированию и модификации таблицы. Способы и приёмы перемещения по таблице. Методы добавления, редактирования и удаления записей. Назначение сортировки, поиска и фильтрации данных. Отличие поиска от фильтрации. Методы и команды сортировки, поиска и фильтрации. Типы ключей и типы взаимосвязей.
Форма занятий: практическая работа.
Практическая работа №2: Открытие, редактирование и пополнение табличного файла. Сортировка, поиск и фильтрация данных в таблице. Установление взаимосвязей между таблицами.
Тема 4. Организация интерфейса с пользователем (3 часа)
Понятие, свойства и назначение объекта. Назначение и свойства формы. Свойства и методы элементов управления. Назначение и виды отчётов. Методы создания и редактирования отчётов. Методы вывода отчётов на экран и принтер.
Форма занятий: практическая работа.
Практическая работа №3: Создание интерфейса (входной формы). Управление внешним видом. Создание и печать отчётов.
Тема 6. Итоговая работа: «Разработка проекта на тему по выбору» (3 часа)
Форма занятий: практическая работа
Итоговая работа: Разработка проекта на тему по выбору.
Информационное обеспечение
Перечень специализированных помещений: компьютерный класс типа клиент-сервер на 15 рабочих мест (учащийся-клиентская машина).
Перечень демонстраций, практических и лабораторных работ, экскурсий: Практическая работа №1: Проектирование структуры базы данных «Студенты». Нормализация таблиц.
Практическая работа №2: Открытие, редактирование и пополнение табличного файла. Сортировка, поиск и фильтрация данных в таблице. Установление взаимосвязей между таблицами.
Практическая работа №3: Создание интерфейса (входной формы). Управление внешним видом. Создание и печать отчётов.
Перечень необходимого оборудования: компьютерный стол, компьютерное кресло, персональный компьютер, профессиональный пакет программ MS OFFICE, программа управления классом NETOP SCHOOL.
Перечень дидактических материалов: индивидуальный раздаточный материал с пошаговым описанием выполнения практических работ.
Список литературы преподавателя:
Афонин В.В. Моделирование систем / В.В. Афонин, С.А. Федосин. –М: БИНОМ. Лаборатория знаний, Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2010 – 143с
Макарова Н.В. Информатика 5-6 кл. / Н.В. Макарова. – СПб.:Питер, 2004 – 137 стр.
Макарова Н.В. Информатика.7-9 класс. Задачник по моделированию/ Н.В. Макарова. – СПб.: Питер, 2001 – 98 стр.
Макарова Н.В. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям / Н.В. Макарова. – СПб.:Питер, 2003 – 112 стр.
Макарова Н.В. Информатика. 10-11 кл. / Н.В. Макарова. – СПб.:Питер, 2003 – 202стр.
Семакин И. Г. Информационные системы и модели. Элективный курс: Учебное пособие/ И. Г, Семакин, Е. К. Хеннер. – М,: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 – 184 стр.
Информация об авторе программы
Название программы
«Информационные системы»
Фамилия автора
Фокина
Имя
Елена
Отчество
Борисовна
Место работы
ГАОУ СПО ТКСТП
Должность
Преподаватель спец. дисциплин
контактный телефон
(8482) 36-70-85, 36-56-59
e-mail
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Аннотация
Программа предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы «Информационные системы».
Автор – Фокина Е.Б.
Учреждение: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования колледж сервисных технологий и предпринимательства.
Описывает профессиональную деятельность специалистов по профессии «Разработчик баз данных», вовлеченных в создание и эксплуатацию информационных систем, автоматизирующих задачи организационного управления.
В результате обучения учащиеся будут иметь представления о профессиональной деятельности специалистов, вовлеченных в создание и эксплуатацию информационных систем, автоматизирующих задачи организационного управления офиса.
13PAGE 15
13PAGE 15
13PAGE 14815
Заголовок 1Заголовок 315