Рабочая программа курса по выбору предпрофильной подготовки по русскому языку Технология написания сочинения — рассуждения на лингвистическую тему (9 класс)



ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
решением педагогического совета приказом МБОУ «СОШ № 41
Протокол от 30.08.2013г. № 1. им. В.В.Сизова»
от « »_______2013г. №____
Директор школы _________Т.П.Бринева.












Рабочая программа курса по выбору предпрофильной подготовки по русскому языку в 9-х классах


« Технология написания
сочинения-рассуждения на лингвистическую тему».


Общее количество часов – 16



Основания для разработки программы:

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования – 2004.
Учебный план школы.

Учитель –составитель программы Мамзина Любовь Николаевна




2013-2014 учебный год


Рабочая программа
1.1.Пояснительная записка
Грамотно выражать свои мысли, создавать собственное связное высказывание на заданную лингвистическую тему на основе прочитанного текста, аргументировать свои мысли, используя прочитанный текст, – важнейшие умения, которыми должен обладать выпускник.
Представленный курс поможет обучающимся 9-х классов дополнительно подготовиться к успешному написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему, предусмотренному государственной итоговой аттестацией по русскому языку.
Цели данной программы:
научить обучающихся создавать собственное связное высказывание на заданную лингвистическую тему на основе прочитанного текста;
подготовить учащихся к сдаче экзамена по русскому языку.
Задачи:
совершенствовать коммуникативные умения;
обучить порядку работы над сочинением-рассуждением;
обучить умению формулировать тезис, делать вывод, подбирать примеры для обоснования лингвистического высказывания;
овладение умением аргументировать свои мысли, используя прочитанный текст;
правильно, логично и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме; совершенствовать и редактировать текст.

Приоритетные формы, методы, средства и технологии обучения.

Формы обучения:
лекции-презентации;
практикумы;
самостоятельная работа по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Методы обучения:
практические;
словесные;
наглядные;
методы контроля;
видеометоды.


Средства обучения:
справочная литература;
лингвистические словари;

КИМы;
памятки;
технические средства;
ресурсы Интернета.

Технологии обучения: информационно-коммуникативная, личностно ориентированная, обучение в сотрудничестве (парная, групповая работа), здоровьесберегающая.




Категория слушателей: учащиеся 9А класса.

Срок обучения: две четверти (I и II).

Режим занятий: один час в неделю.


1.2. Планируемый результат
В результате обучения написанию сочинения-рассуждения по данной программе ученик должен
знать:
требования к сочинению части С (критерии оценивания);
смысл понятий: рассуждение, тезис, аргументы, вывод;
композиционные особенности текста-рассуждения;
основные нормы русского литературного языка;

уметь:
писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в соответствии с критериями оценивания части С;
владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников;
формулировать разными способами тезис;
подбирать примеры-аргументы, используя прочитанный текст;
правильно, логично, последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст.







Основное содержание
Учебно-тематический план



п\п
Разделы программы
Кол.
часов
Теория
Лекция
Практика
Формы контроля

1
Введение в курс «Подготовка к ГИА. Технология написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему».
1
1



2
Композиция сочинения-рассуждения
1
1



3
Способы моделирования частей сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

4

4


4
Создание модели сочинения-рассуждения на заданную лингвистическую тему
5
1
4


5
Виды ошибок. Редактирование творческих работ.
2

2


6
Итоговое занятие в форме ГИА (Часть С 2).
2

2
Сочинение-рассуждение

7
Подведение итогов курса
1





Всего часов:
16
3
12




Основное содержание каждого раздела

Раздел 1. Введение в курс «Подготовка к ГИА. Технология написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему» (1 час).
Основные цели и задачи курса. Учебные материалы и пособия для подготовки к ГИА. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в системе ГИА. Критерии оценивания задания части С 2.
Раздел 2. Композиция сочинения-рассуждения (1 час).
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи. Структура сочинения- рассуждения (тезис – аргументы - вывод). Алгоритм написания сочинения – рассуждения. Средства связи частей рассуждения. Речевые клише.

Раздел 3. Способы моделирования частей сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (4 часа).
Способы оформления тезиса. Толкование лингвистического высказывания. Подбор и оформление примеров для обоснования лингвистического высказывания. Требования к примерам, иллюстрирующим языковые явления. Способы моделирования вывода. Речевые клише.
Раздел 4. Создание модели сочинения-рассуждения на заданную лингвистическую тему (5часов).
Знакомство с цитатами, положенными в основу заданий С 2 (по сборнику типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П.Цыбулько2013). Определение тем цитат. Распределение тем по блокам. Проектирование модели сочинения-рассуждения на заданную лингвистическую тему.
Раздел 5. Виды ошибок. Редактирование творческих работ (2 часа).
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Редактирование текста сочинения. Исправление недочетов.
Раздел 6.Итоговое занятие в форме ГИА (2 часа).
Письменное оформление сочинения.

Подведение итогов курса (1 час).


Тематическое планирование
№ пп
Тема курса
Кол-во часов
Форма занятия
Виды деятельности
Дата

Раздел 1. Введение в курс «Подготовка к ГИА. Технология написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему» (1 час)

1.
Введение в курс «Подготовка к ГИА. Технология написания сочинения-рассуждения».
1
Лекция-презентация с элементами беседы
Знакомства с целями и задачами курса, учебными материалами и пособиями для подготовки к ГИА, с формулировкой задания части С2 и критериями оценивания сочинения-рассуждения.


Раздел 2. Композиция сочинения-рассуждения (1 час)

2.
Композиция сочинения-рассуждения.
1
Лекция-презентация с элементами беседы
Просмотр презентации «Композиция сочинения-рассуждения».
Составление алгоритма написания сочинения-рассуждения.
Памятка «Средства связи частей рассуждения»..


Раздел 3. Способы моделирования частей сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (4 часа)

3.
Способы оформления тезиса.
1
Практикум
Оформление тезиса


4.
Способы толкования лингвистического высказывания.
1
Практикум
Толкование лингвистического высказывания


5.
Подбор и оформление примеров для обоснования лингвистического высказывания.
1
Практикум
Подбор и оформление примеров


6.
Способы моделирования вывода.
1
Практикум
­°Оформление вывода


Раздел 4. Создание модели сочинения-рассуждения на заданную лингвистическую тему (5 часов)

7.
Цитаты, положенные в основу заданий части С2.
1
Лекция -презентация
Просмотр презентации «Цитаты, положенные в основу заданий части С2». Распределение тем по блокам.


8.
Создание модели сочинения-рассуждения на тему «Связь лексики и грамматики в русском языке».
1
Практикум
Проектирование модели сочинения-рассуждения на заданную лингвистическую тему.


9.
Создание модели сочинения-рассуждения на тему «Богатство, точность и выразительность русской лексики».
1
Практикум
Проектирование модели сочинения-рассуждения на заданную лингвистическую тему.


10.
Создание модели сочинения-рассуждения на тему «Синтаксис и пунктуация».
1
Практикум
Проектирование модели сочинения-рассуждения на заданную лингвистическую тему.


11.
Создание модели сочинения-рассуждения на тему «Морфология».
1
Практикум
Проектирование модели сочинения-рассуждения на заданную лингвистическую тему.


Раздел 5. Виды ошибок. Редактирование творческих работ (2 часа)

12-13
Виды ошибок. Редактирование творческих работ.
2
Практикум
Работа с деформированным текстом.


Раздел 6. Итоговое занятие в форме ГИА (Часть С2) (2 часа)

14-15
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
2
Самостоятельная контрольная работа
Написание сочинения-рассуждения на заданную лингвистическую тему.


16.
Подведение итогов курса.
1






Список основной литературы
для учителя
Методические рекомендации по подготовке к написанию сочинения-рассуждения, ООО «Учитель», Курск, 2012.
для обучающихся
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году ГИА по русскому языку.
Русский язык . 9 –й класс. Подготовка к итоговой аттестации – 2014: учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н Д: Легион, 2014
Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2014 Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Т.М.Бандоля, Н.М.Смеречинская. – Ростов н Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2014
Г.Т.Егораева. Русский язык. ГИА. Практикум С2. Работаем над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему.
Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. – М.: Дрофа, 2009.


3.Дидактический материал.
Занятие № 3

1.Учимся оформлять тезис:

Как предложения с прямой речью
«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом», - писал К.Г.Паустовский.

Известный писатель К.Г.Паустовский говорил: «Нет ничего в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Как предложение с косвенной речью

Известный писатель К.Г.Паустовский утверждал, что «нет ничего в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Как простое предложение с вводными конструкциями
(по словам, по мнению, как писал, как говорил)
По мнению известного писателя К.Г.Паустовского, «нет ничего в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом ».

2.Учимся оформлять «мостики», связывающие тезис и аргументы.

Для обеспечения логической связи между частями (тезисом и аргументами) можно использовать следующие речевые клише:

Я согласен с мнением писателя и постараюсь его доказать.
Или
Я постараюсь доказать справедливость слов писателя.
Или
Обратимся к тексту Б.Васильева и постараемся доказать справедливость слов писателя.
3.Задание. Сформулируйте тезис, используя один из вариантов его оформления.

«Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства». (С.Я.Маршак)
«Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». (К.Г.Паустовский)
«Орфография предельно упрощает чтение, делает его быстрым и легким. Поэтому она и заслуживает благодарность всех читающих». (М.В.Панов).

Занятие № 5
Учимся подбирать примеры
Подберите примеры из текста Р.Погодина (сборник «Русский язык. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации - 2012» под редакцией Н.А.Сениной, Вариант №1), которыми можно подкрепить следующие аргументы:
Чтобы выразить свои мысли, чувства, эмоции, человеку необходимо владеть большим количеством слов. Чем больше слов человек знает, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Но каждое слово в языке имеет свои индивидуальные особенности, и прежде всего лексическое значение. Но в русском языке больше слов, которые имеют не одно, а несколько лексических значений. Такие слова называются многозначными. Например, в предложении 1 текста Р.Погодина есть такие слова – «» и «». Слово «» в данном предложении употреблено в значении «», а слово «» - в значении «».
В русском языке много слов, близких по значению, их называют синонимами. Они связывают предложения, части текста, а также встречаются в одном и том же предложении. В прочитанном мною тексте синонимы используются автором в предложении 20. Это слова - . Они позволяют избегать повторов одного и того же слова и делают речь яркой, выразительной.
Словарное богатство русского языка создается не только большим количеством слов, но и тем, что в нем много слов, противоположных по лексическому значению (антонимов). Их употребление делает речь ярче и выразительнее, поэтому они часто встречаются в одном и том же тексте, а иногда и в одном и том же предложении. Например, в предложении текста Р.Погодина используются следующие антонимы: .
Но чтобы выразить свои мысли правильно, так, чтобы тебя поняли другие, нужно не только знать большое количество слов, но и правила образования их форм. За примером обратимся к предложению 18 текста. Здесь используется прилагательное, стоящее в сравнительной степени, это слово «». Также нужно уметь правильно соединять слова в предложении. Для примера возьмем предложение 2, в нем сказуемое «» согласуется с подлежащим «» в






Пример сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.


Известный лингвист Г.Степанов говорил, что «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают ». Я постараюсь доказать справедливость слов ученого.
Словарь языка – это все слова языка, то есть его лексика. Они очень разнообразны, как разнообразен и многолик окружающий нас мир. С помощью слов человек выражает свои мысли, чувства, переживания. Чем больше слов человек знает, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Но каждое слово в языке имеет свои индивидуальные особенности, прежде всего лексическое значение. В русском языке очень много слов, близких по лексическому значению, их называют синонимами. Они связывают предложения, части текста, а также встречаются в одном и том же предложении. В прочитанном мною тексте Р.Погодина синонимы используются в предложении 20. Это слова «большим», «огромадным» и «необъятные». Они помогают избежать повторов одного и того же слова и делают речь яркой и выразительной.
Но чтобы выразить свои мысли правильно, так, чтобы тебя поняли другие, нужно не только знать большое количество слов, но и правила их соединения в словосочетания и предложения. За примером обратимся к предложению 2 текста. В нем сказуемое «доносилось» согласуется с подлежащим «дыхание » в среднем роде, единственном числе.
Из всего сказанного следует, что словарь языка помогает человеку выразить его мысли, а грамматика – правильно их понять.



15