Рабочая программа по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика, 5 класс, ФГОС, учебник Бунеева

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33 Г.ЛИПЕЦКА ИМЕНИ П.Н. ШУБИНА

Рассмотрена на заседании МО
учителей истории, обществознания, права и эстетического цикла
Протокол № от
Рассмотрена на заседании педагогического совета
Протокол № от
«Утверждаю»______________
Директор МБОУ СОШ №33 г.Липецка
И.В.Знаменщикова
Приказ № от






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО
«ОСНОВАМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. СВЕТСКАЯ ЭТИКА»
ДЛЯ 5-ЫХ КЛАССОВ










Составитель
Синицына Ульяна Павловна,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №33 г.Липецка












2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Светской этике» для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Светской этике» [Составители: ученые Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий] программы по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Светской этике» - М.: Вентана-Граф, 2012.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказ Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10);
Приказ Минобрнауки РФ от 14 декабря 2009г. №729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 13 января 2011 г., 16 января 2012 г.);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 31 марта 2014 года № 253;
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), реализуемых при освоении ООП ООО в соответствии с ФГОС ООО МБОУ СОШ №33 г.Липецка;
Учебный план МБОУ СОШ № 33 г.Липецка на 2015-2016 учебный год;
Календарный учебный график МБОУ СОШ №33 г. Липецка на 2015-2016 учебный год;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №33 г.Липецка.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекта) Бунеев Р.Н. Данилов Д.Д. Кремлева И.И. «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Светская этика» - М.: Баласс, 2013 г.

Общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»
 формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
 становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
 организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
 совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры;
 углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
 осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
 становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется его нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям;
 сформировать представления о таких качествах человека как порядочность, интеллигентность, патриотизм, кодекс чести и др.;
 сформировать понимание должного поведения в обществе на основе представлений об образцах мужского и женского поведения.

Общая характеристика учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.»
Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» носит интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.
Данный курс способствует развитию и воспитанию личности, что имеет огромное значение для формирования гражданской позиции, умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без решения этих задач невозможны выработка общероссийской идентичности и адаптация к поликультурному глобализирующемуся миру.
Данный модуль выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, расширяя знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Он призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.
На уроках светской этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимания особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Модуль «Основы светской этики» вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности, национального самосознания чувства принадлежности к своей стране и народу.
Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.
На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой. Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним.
Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Место учебного предмета (курса) в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №33 г.Липецка на изучение «Основ духовно-нравственной культуры народов России. Светской этики» в 5 классе отводится 1 часов, из них 0 часов за счет части, формируемой участниками образовательных отношений. Данная рабочая программа предусматривает обучение «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Светской этики» в объеме 35 часов в течение 1 учебного года.
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ: -5;
проектных работ - 4 .
В ходе изучения «Основ духовно-нравственной культуры народов России. Светской этики» (предмет) обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся по «Основам духовно-нравственной культуры народов России. Светской этике» организована через проблемные уроки, практические занятия, проектные занятия; реализацию программы надпредметного курса «Мир деятельности», НОУ «Научно-исследовательский институт».
Программой предусмотрены различные формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях: урок-исследование, урок – творческий отчет, урок «Удивительное рядом», урок – рассказ о мыслителях, урок – защита исследовательских проектов, урок открытых мыслей.
На уроках «Основ духовно-нравственной культуры народов России. Светской этики» будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
Среди видов учебной деятельности, обеспечивающих формирование ИКТ-компетенции обучающихся на уроках «Основ духовно-нравственной культуры народов России. Светской этики», можно выделить в том числе такие, как:
выполняемые на уроках, дома и в рамках внеурочной деятельности задания, предполагающие использование электронных образовательных ресурсов;
создание и редактирование текстов;
создание и редактирование электронных таблиц;
использование средств для построения диаграмм, графиков, блок-схем, других графических объектов;
создание и редактирование презентаций;
создание и редактирование графики и фото;
создание и редактирование видео;
создание музыкальных и звуковых объектов;
поиск и анализ информации в Интернете;
моделирование, проектирование и управление;
математическая обработка и визуализация данных;
создание web-страниц и сайтов;
сетевая коммуникация между учениками и (или) учителем.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (взять из примерной основной образовательной программы ООО)
Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми достигать в нем взаимопонимания.
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Таким образом, в качестве планируемых метапредметных результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности, по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД:
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства (под-идеи); выстраивать логическую цепь ключевого слова и соподчиненных ему слов; выделять признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений; определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать па информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные причины/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно- следственный анализ; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа решения задачи; создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный тексты); критически оценивать содержание и форму текста.
Коммукативные УУД:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции). Обучающийся сможет: целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; использовать информацию с учетом этических и правовых норм; создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
Ученик должен знать/понимать:
Основные нормы морали, нравственные и духовные идеалы, хранимые в культурных традициях народов России;
основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России ;
Основное содержание понятия «Светская этика», «Культура», «Традиционные религии»;
Основное содержание понятий «нравственность», мораль», «духовность», «интеллигентность», «порядочность», «родина», «кодекс чести»;
Понимать роль традиционных религий в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
Ученик должен уметь:
 строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);
излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;
устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;
строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;
договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;
участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
готовить сообщения по выбранным темам.





Содержание учебного предмета
Что такое хорошо и как не делать плохо? (9 часов) Сокровища нравственности. Разные ценности. Нематериальные ценности. Жизнь по законам чести. Выбор своего пути на развилке жизненных дорог. Правила дружбы. Доброе слово и дело. Человек слова. Что значит держать слово? Как научиться держать слово? Строитель своей души. Посеешь привычку – пожнёшь характер. Врач и скульптор своего внутреннего мира. Чтобы стать лучше, нужна сила воли. Представление проектов по теме.
Какие правила мужские, а какие женские? (9 часов) Образцы мужского поведения. Мир – театр, люди – актёры, но жизнь – не игра. Духовная среда общества. Роли в обществе. Кодексы поведения. Разные представления о настоящем мужчине. Кодексы мужского поведения в разные времена. Кодекс чести рыцаря (Западная Европа, XI–XVI века). Дворянский кодекс чести (Россия, XVIII–XIX века). Кодекс светского аристократа (Европа, Америка, Россия, XIX век). Свод правил Василия Кесарийского. Роли в семье. Образцы женского поведения. Кодексы женского поведения в разые времена. Правила поведения благонравной девицы (Россия, XVI–XIX века). Требования дворянского общества к воспитанию девочек и поведению женщин (Россия, XIX век). Моральный кодекс Екатерининского института благородных девиц (Россия, XIX век). Кодекс современной леди. Женские роли в семье. Классический взгляд на положение женщины в семье. Кто такая леди? Кто такой джентльмен? Представление проектов по теме.
Что можно и что нельзя людям разных призваний? (9 часов) Кодексы чести разных
профессий. Уточнение понятия чести. Люди играют роли, роли определяют людей. Разные правила для людей разных профессий. Варианты общественных ролей одного человека. Честь рабочего человека. Честь делового человека. Мораль российских предпринимателей XIX века. Порядочность истинного интеллигента. Интеллигентность – состояние души, обострённое чувство справедливости. Мир добрых соседей. Что такое толерантность? Представление проектов по теме.
Что хранит многоликую Россию? (7 часов) Чувство родной страны. Разные представления граждан России о своей малой родине. Любовь к родине у каждого своя. Представление проектов по теме.









Тематическое планирование
№п/п
Тема
Колич. часов
Контрольные мероприятия
Основные виды учебной деятельности учащихся

1
Как работать с учебником
1

Находить информацию в тесте;
Давать определение понятиям «роль», «результат деятельности»;
Формировать культуру пользования учебником, ориентироваться в структуре учебника.

Глава 1. Что такое хорошо и как не делать плохо? (9 часов)

2
Сокровища нравственности
2

Давать определение понятиям «духовные ценности», «совесть», «честь»
Научиться оценивать свои и чужие поступки с позиции нравственности;
Понимать пословицы и уметь объяснять их смысл;

3
Доброе слово и дело
2

Давать определения понятиям «дружба», «честное слово». Объяснять пословицы. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. 

4
Строитель своей души
2

Давать определения понятиям «саморазвитие», «нравственность», «привычка», «характер» «сила воли». Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.
Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами.

5
Обобщение главы 1
1
1
Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.
Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами

6
Представление проектов
2

Формировать общекультурную эрудицию. Развивать представления о нравственных и духовных ценностях.
Развивать представления о морали и нравственности.
Развивать ценностное отношение к памятникам истории и культуры

Глава 2. Какие правила мужские, а какие женские?
(9 часов)

7
Образцы мужского поведения
3

Уточнить смысл понятий: «нравственность», «честь».
Давать определение понятиям «благородство», «мужские образцы поведения».
Научиться оценивать поступки людей с точки зрения их ролей в обществе; проявлять свое поведение в соответствии с определенной ролью.
Называть образцы мужского поведения в разные исторические времена.

8
Образцы женского поведения
3

Давать определение понятиям «достоинство», женские образцы поведения».
Проявлять свое поведение в соответствии с определенной ролью. Научиться оценивать поступки людей с точки зрения их ролей в обществе. Называть образцы женского поведения в разные исторические времена.

9
Обобщение главы 2
1
1
Определять причины различия мужского и женского поведения с соответствии с их социальной ролью.
Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

10
Представление проектов
2

Формируют общекультурную эрудицию.
Развивают представления о нравственных и духовных ценностях.
Развивают представления о морали и нравственности.
Развивают ценностное отношение к памятникам истории и культуры

Глава 3. Что можно и что нельзя людям разных призваний?
(9 часов)

11
Кодексы чести разных профессий
2

Давать определения понятиям «трудовая честь», «деловая честь»: научиться анализировать поступки людей с точки зрения выполнения ими определенных общественных ролей.
Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках.
Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами.

12
Порядочность истинного интеллигента
2

Давать определения понятиям «порядочность», «интеллигент», «интеллигентность».
Научиться анализировать поступки людей с точки зрения выполнения ими определенных общественных ролей.

13
Мир добрых соседей
2

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.
Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Давать характеристику дружеским и соседским отношениям, определять разницу между ними.

14
Обобщение главы 3
1
1
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы.

15
Представление проектов
2

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Глава 4. Что хранит многоликую Россию? (7 часов)

16
Чувство родной страны
2

Давать определения понятиям» Родина», патриотизм», «отечество», любовь к родине», «традиция», народ», многонациональный народ», «соотечественник»; описывать культурные достижения народов России. Характеризовать Россию как многонациональную страну Объяснять смысл понятия «толерантность».

17
Обобщение главы 4
1
1
Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. 

18
Представление проектов
2

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы

19
Обобщение курса светской этики
2
1
Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. 

Итог: 35 часов


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса

1. А.Я.Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики, программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 кл.- М.: Просвещение, 2011.
2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.- М.: Просвещение 2011.
3. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2011.
4. Интернет – ресурсы: http://fcior.edu.ru/, http://school-collection.edu.ru/
5. Интернет-портал «ProШколу.ru» - материалы, разработанные апробаторами курса ОРКСЭ
6. Конкурсы и фестивали Православного Свято-Тихоновского университета -http://pravolimp.ru/main/main
7. Р.Н. Бунеев, Д.Д Данилов, И.И. Кремлева. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. Учебник 4-5 класс.М. Баласс 2010.
8. Методические рекомендации по преподаванию курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе. АУ ИРОИО 2013 г.
9. Поурочные рекомендации по курсу ОДНКНР в 5 классе. АУ ИРОИО 2013 г..
10 Тетерина С.Л. Методические материалы для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса ОРКСЭ в субъектах Российской Федерации. Минобрнауки России, 08.07.2011.



Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ученик научится/получит возможность научиться
Личностные результаты изучения курса:
Ученик научится:
- Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
- Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
- Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
- Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
Ученик получит возможность научиться:
- Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
- Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
- Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.
- Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Метапредметными результатами изучения курса:

Регулятивные УУД:
Ученик научится:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
- Совместно с учителем составлять план решения задачи.
Ученик получит возможность научиться:
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Познавательные УУД: Ученик научится:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).Ученик получит возможность научиться:
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД: Ученик научится:
- Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
Ученик получит возможность научиться:
- Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
-Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.














Календарно-тематический план

№ урока
Название темы
Дата
Универсальные учебные действия



1.
Как работать с учебником

3.2.6, 3.1.4, 2.3, 4.9.

Глава 1. Что такое хорошо и как не делать плохо? (9 часов)

2.
Сокровища нравственности

1.3, 2.6, 2.1,

3.
Сокровища нравственности

3.1.7, 4.1.

4.
Доброе слово и дело

4.2, 4.9, 3.2.6,

5.
Доброе слово и дело

3.1.8, 2.1.

6.
Строитель своей души

1.2,1.3.,2.3,

7.
Строитель своей души

3.1.6, 4.10.

8.
Обобщение главы 1

3.1.6, 2.6., 1.3, 4.10, 4.2

9.
Представление проектов

4.2, 4.4., 4.10, 3.1.12, 1.3.

10.
Представление проектов

4.2, 4.4., 4.10, 3.1.12, 1.3.

Глава 2. Какие правила мужские, а какие женские?
(9 часов)

11.
Образцы мужского поведения

1.1, 2.1.,

12.
Образцы мужского поведения

2.7., 3.1.2., 4.1.

13.
Образцы мужского поведения

4.10, 1.1., 3.1.1.

14.
Образцы женского поведения

1.1, 2.2, 3.1.4,

15.
Образцы женского поведения

3.1.1. 4.9.

16.
Образцы женского поведения

2.7, 2.1, 4.4.

17.
Обобщение главы 2

3.1.4., 3.1.3., 3.1.2., 4.3.

18.
Представление проектов

4.9, 4.10, 3.2.4, 3.2.7

19.
Представление проектов

4.9, 4.10, 3.2.4, 3.2.7

Глава 3. Что можно и что нельзя людям разных призваний?
(9 часов)

20.
Кодексы чести разных профессий

3.1.12, 3.3.1,

21.
Кодексы чести разных профессий

4.6, 2.5, 1.3

22.
Порядочность истинного интеллигента

1.2, 2.6, 3.1.8,

23.
Порядочность истинного интеллигента

3.1.9, 4.9.

24.
Мир добрых соседей

1.3., 3.1.3., 2. 4,

25.
Мир добрых соседей

3.1.5, 4.4.

26.
Обобщение главы 3

3.2.7, 2.6, 3.1.6, 3.1.11

27.
Представление проектов

2.1., 1.2., 3.1.2, 3.1.3, 4.10

28.
Представление проектов

2.1., 1.2., 3.1.2, 3.1.3, 4.10

Глава 4. Что хранит многоликую Россию? (7 часов)

29.
Чувство родной страны

3.2.7, 3.2.5,

30.
Чувство родной страны

4.5., 1.3, 2.3

31.
Обобщение главы 4

2.7, 4.1.4, 3.1.2, 4.1, 1.2.

32.
Представление проектов

1.2., 2.4., 3.1.3., 3.1.8, 3.2.7, 4.2, 4.10

33.
Представление проектов

1.2., 2.4., 3.1.3., 3.1.8, 3.2.7, 4.2, 4.10

34.
Обобщение курса светской этики

4.4, 4.10, 3.1.13, 3.2.2, .2.1, 2.6, 1.3

35.
Обобщение курса светской этики

3.1.4., 3.1.3., 3.1.2., 4.3










13PAGE 15






Заголовок 215