Авторская программа курса по выбору Люби и знай родной свой край

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ
ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Отдел образования города (района)
Полное название учреждения, где разработана программа


СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Ученого совета Донецкого института последипломного педагогического образования
__ _______ 20___ №_____
УТВЕРДЖЕНО
Приказом министерства образования Донецкой Народной Республики
__ _______ 20___ №_____





Программа курса за выбором

ЛЮБИ И ЗНАЙ
РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ
(Литературное краеведение Донбасса)

5-11 классы, русская филология

(34 часа)











Донецк – 2015
«Одобрено к использованию
в общеобразовательных учебных заведений»
комиссией _________________________
______________________________________
Научно-методическим советом
Министерства образования и науки ДНР
Протокол № _____________________


Рецензенты:

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность, научная степень, звание, место работы)

2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность, научная степень, звание, место работы)

Составитель: Кочубей Ольга Николаевна
Учитель русского языка и литературы
Категория высшая, учитель методист
Оленовская ООШ № 1

Аннотация к программе:
На современном этапе развития образования особую роль приобретает краеведческая работа. Она способствует не только повышению качества обучения, но и укреплению связи с жизнью.
Культурные страницы нашего региона богаты плеядой блестящих литературных имен, что позволяет организовать плодотворную работу по литературному краеведению. Многие поэты и писатели любили путешествовать по донецкому краю, они оставили интересные воспоминания, путевые заметки, поэтические строки, посвященные нашей «малой родине».                                                                                  
 Поэтому литературное краеведение как часть учебно-воспитательного процесса может плодотворно развиваться в каждом классе.
          Занятия литературным краеведением позволяют учащимся осознать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества писателя, проникнуть в его творческую лабораторию, изучать его творческий метод, вкусы и  пристрастия.
 
 Решающее значение для организации литературно-краеведческой работы имеет личность педагога, который выступает не только в роли учителя-предметника, но в первую очередь в качестве пропагандиста знаний о родном крае.
          Занятия краеведением являются важным источником патриотического воспитания учащихся, расширения их жизненного кругозора. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений. Это не только углубляет представления школьников об истоках литературы, но и расширяет их кругозор. В этом случае ярче предстает сам процесс литературного произведения, зримее выступает, так называемый «первоэлемент» литературы - слово.
          Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы. Близость к природе убеждает учащихся беречь ее богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Школьники становятся ее добрыми друзьями и защитниками. Любовь к природе у людей, способных понимать ее живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения.
       Краеведческие занятия воспитывают жажду познания, формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствуют развитию творческой мысли, воспитывают активного читателя-книголюба. В. Бианки писал, что краевед, прежде всего исследователь, маленький Колумб. Он влюблен в свой край, и это поможет ему понять многое, что недоступно пониманию равнодушных.
Литературно-краеведческая работа в школе развивается в двух тесно связанных между собою направлениях: на уроке и во внеурочное время. Краеведческие интересы учащихся, формируясь во время изучения литературы в классе, находят дальнейшее развитие в процессе внеклассных и внешкольных литературно-краеведческих занятий. Сближение этих двух направлений, являясь одной из важных особенностей развития школьного литературного краеведения в последние годы, обеспечивает создание определенной системы в занятиях.
         
Утверждено педагогическим советом школы
(протокол № 7 от “ 10 ” августа 201 5 г.)

Директор _______________ О.Н.Кочубей_____
М.П. (подпись) (Ф.И.О. директора)


Согласовано с методическим центром (кабинетом)
Директор (заведующий) ___________________ _____________
М.П. (подпись)



Научно-методическая экспертиза ИППО:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________



I.Пояснительная записка
Донецкий край – в этих словах и далекая, полыхающая пожарами история, и полный всевозможных больших и малых дел день сегодняшний. Древние курганы, старинные памятники могут рассказать не только свою собственную историю. Они хранят множество тайн, которые интересно разгадывать, с ними связано много самых разных событий, жизнь многих замечательных людей, прославивших нашу республику.
Уникален и самобытен наш Донецкий край. Он издавна привлекает к себе активное внимание великих русских путешественников, ученых, художников, писателей. В нем переплелись европейская, русская и даже скифская культуры.
Многие уголки нашей страны были предметом изображения для писателей. Не менее важным для писателей оказался и Донецкий край. Воспета ими и природа Донбасса, и история его заселения, жизнь и быт дончан.
Цель: воспитание гражданина Новороссии, знающего и любящего свой край, его традиции и культуру и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи:
воспитательные задачи: развитие гражданских качеств, патриотического отношения к Донецкой Народной Республике и своему краю, пробуждение любви к малой Родине;
развивающие задачи: формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных и творческих способностей;
образовательные задачи: формирование представлений о различных сторонах жизни своего края, города, поселка и его населения.
Структура программы:
Программа состоит из 5 разделов.
В первом разделе знакомство школьников серией увлекательных очерков «о царских скифах», живших в VII-III до нашей эры в Донбассе, о взаимоотношениях скифов с местной природой, удивительных и ярких памятниках, оставленных прославленными в Древнем мире кочевниками в нашем крае.
Во втором разделе знакомство обучающихся с яркими и известными страницами в истории Донбасса – походу русичей 1185 г. в Половецкую степь под руководством новгород-северского князя Игоря Святославовича.
Третий раздел посвящен поэту - земляку Григорию Бойко. Выпускнику Еленовской первой школы. Знакомство с его судьбой и творчеством.
В четвертом разделе основное внимание уделяется писателям-классикам, в разное время побывавшим в Донецком крае или судьба которых была связана с ним, а так же с молодыми писателями Донбасса. Происходит знакомство с их биографиями, творчеством и теми местами, в которых они побывали.
В пятом разделе подводятся итоги программы «Люби и знай родной свой край!»
Срок реализации программы: 34 часа
Режим занятий: 1 час в неделю
Данная программа рассчитана на учащихся 5 – 11 классов




II.Содержание

Тема
Кол-во часов

I
Золотой шлем (Скифы и Донбасс)
Мы те, об ком шептали в старину
С невольной дрожью эллинские мифы:
Народ, взлюбивший буйство и войну
Сыны Геракла и Ехидны – скифы.
В.Я Брюсов
4

1
Кто такие скифы. Мариупольские первооткрыватели скифских древностей.
1

2
Скифы и Донецкие степи. Одна из тайн донецких скифов.
1

3
Открытие у Старогнатовки. Донбасс скифов.
1

4
«Опустошение» Скифии. Литература о скифских памятниках Донбасса.
1

II
Тайна похода князя Игоря в донецкие степи (новая версия о причинах похода»
«О, Донец! Немало тебе величия,
Что лелеял князя на волнах,
Постилая ему зеленую траву
На своих серебристых берегах,
Одевая его теплыми туманами
Под сенью зеленого дерева;
Ты стерег его гоголем на воде,
Чайками на струях, чернядями на ветрах».
(перевод Д.С.Лихачева)
4

5
Тайна похода дружины князя Игоря Святославовича в половецкую степь.
1

6
«Земля знаемая» – Донбасс.
1

7
Мир половецкой степи Донетчины.
1

8
У торского «моря». Неожиданный финал.
1

III
Григорий Бойко – поэт-земляк.
Григорий Бойко – непревзойденный мастер смеха в поэзии для детей. Он, как никто другой, умел не просто развлекать младших читателей, но и теплым, добрым юмором остроумно и незлобиво показать самые недостатки детского характера.
Из Википедии свободной энциклопедии
3

9
Знакомство с биографией и творчеством поэта.
1

10
Арт-кафе-шантан (art  «искусство», кафе-шантан - увеселительное заведение с эстрадой, на которой выступали артисты .) Инсценирование стихотворений поэта.
1

11
Арт-кафе-шантан . Конкурс на лучшего чтеца стихотворений Григория Бойко. Просмотр мультфильма «Стихи Г.Бойко»
1

IV
Писатели - классики, прославившие Донбасс, в разное время побывавшие в Донецком крае или судьба которых была связана с ним.
Славлю я тебя, мой Донецкий край!
Как весенний сад, пышно расцветай!
Новоселова Л.
22

12
Проездом в Донецке/Донбассе был Александр Серафимович Он оставил забавные картинки из донецкого шахтерского быта. Серафимович точно и беспощадно описал климат и этнические отношения крестьян-малоросов и рабочих-великороссов (кажется, он вообще был первым и чуть ли не единственным, кто писал на эту тему),.
1

13
Каронин-Петропавловский дал срез экономической самодеятельности крестьянских владельцев шахт
1

14
Александр Куприн посвятил юзовскому заводу повесть «Молох» и серию очерков.
1

15
Константин Паустовский в автобиографической повести «Книга о жизни. Беспокойная юность» описал свой визит в Юзовку и целую главу посвятил действующей гостинице «Великобритания».
1

16
Викентий Вересаев в 1892 году написал повесть «Без дороги», в которой описал шахтерский быт и условия работы.
1

17
Автор знаменитых строк «Донбасс никто не ставил на колени и никому поставить не дано» Павел Иванов Беспощадный – (псевдоним, ставший потом фамилией). Он очень жёстко клеймил в стихотворениях буржуев, а сам родился в Смоленской губернии. Потом семья перебралась в наш край. Выпустил сборники «Каменная книга», «Горный пламень», «Над шахтой летят журавли», «Шахтёрские поэмы», «Донецкие просторы»...
1

18
Енакиевец Михаил Пляцковский одно время трудился в местной заводской многотиражке «За металл». Описывал красоты родного края, романтизировал работу метзавода. Потом уехал покорять Москву. А покорил весь Союз.
1

19
Иван Сергеевич Костыря родился в Днепропетровской области, а писать начал в Киеве, учась в мединституте. Но главные свои произведения создал на донецкой земле. Он подарил нам «Сказку о солнечных братьях», «Как зверята ума набирались». И, конечно, - «Думы о Донбассе», где причудливо переплелись легенды, шахтёрские сказы, были, реальные факты.
1

20
Василий Семёнович Гроссман. жил в Донецке. Работал химиком- ассистентом в областном институте патологии и гигиены труда, а также был ассистентом кафедры общей химии в мединституте. Спустя два года после отъезда в Москву Гроссман опубликовал повесть из жизни шахтёров и заводской интеллигенции - «Глюкауф». Вышла она в газете «Литературный Донбасс» при поддержке Максима Горького.
1

21
Иван Ле. Приехал в Артёмовск в 1929-м , и в нашем крае, где Ле два года редактировал журнал «Забой», ему нашёлся простор для творчества.
1

22
Виктор Шутов Поэт и прозаик, защитник Ленинграда от оккупантов, а наших героев - от забвения, почётный гражданин Донецка. Он оставил нам богатое наследство: стихотворные сборники, романы, книги для детей, повести, очерки о Донецке. И, конечно, песни о нашем крае
1

23
Николай Александрович Рыбалко. Фронтовик, получивший три ордена Красной Звезды и потерявший зрение после ранения в феврале 45-го на Одерском плацдарме, прославил Краматорск, почётным жителем которого стал.
1

24
29 июля 1927 года в Донецке ожидалось настоящее литературное событие – здесь должен был выступать поэт Владимир Маяковский, о чем вещали афиши, расклеенные по всему городу. 
1

25
Борис Горбатов. В нашем крае, а именно в Артёмовске (тогда - Бахмут) - провёл немало времени. Соавтор сценариев к телефильмам «Это было в Донбассе», «Непокорённые» и «Донецкие шахтёры», один из создателей объединения пролетарских писателей Донбасса
1

26
Наряду с Горбатовым, на лавры первого донецкого писателя может претендовать уроженец Юзовки Леонид Жариков, прославившийся благодаря трилогии «Повесть о суровом друге»-«Червонные сабли»-«Судьба Илюши Барабанова», действие которой разворачивается в Донбассе в годы революции и Гражданской войны.
1

27
В 1934 году в Юзовке жил немного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Об этом мы бы ничего и не знали, кабы не интереснейшее свидетельство областного писателя Петра Северова. Он вместе с Бабелем ходил по городу, читал ему свои рассказы в номере гостиницы «Металлург», ездил на Новосмоляниновскую шахту.
1

28
В 1937 году в свет вышла «Старая Юзовка» - первая книга, посвященная истории региона, написанная Ильей Горошем (Гонимовым). Автор под одной обложкой собрал литературно обработанные рассказы и байки старых юзовских рабочих, исторические сведения, и в итоге вышло неплохое повествование о рождении индустриального центра. 
1

29
Николай Анциферов. Из родной Макеевки отправился покорять Москву, в чем и преуспел. Несмотря на обретенный столичный статус, он не забывал малую родину и создал немало стихотворений о шахтёрах. К сожалению, он умер в 1964 году, прожив всего 34 года, так до конца и не раскрыв свой талант.
1

30
Сейчас по всему СНГ верхние позиции в рейтингах лучших авторов уверенно занимают донецкие фантасты. Книги Глеба Гусакова и Владислава Русанова активно издаются и переиздаются, и их можно встретить в магазинах от Минска до Владивостока.
1

31
Далеко за пределами родной Луганской области стал известен Глеб Бобров, автор нашумевшего романа «Эпоха мертворожденных». Пронзительная книга была издана в 2008 году и была посвящена будущей гражданской войне на Украине. Прошло пять лет, и выяснилось, что эта антиутопия оказалась настоящим пророчеством.  
1

32
Фёдор Березин – творец параллельных реальностей да иных миров.
1

33
Роздобудько Ирэн. Эта дончанка сейчас входит в топ-10 самых издаваемых украинских писателей. Победительница трёх национальных конкурсов «Коронация слова», обладатель международной литпремии им. князя Юрия Долгорукова. По произведениям нашей землячки сняты полнометражные фильмы и сериалы «Пуговица», «Осенние цветы», «Таинственный остров», «Ловушка».
1

V
«Люби и знай родной свой край!» (творческий вечер)
Край донецкий, смуглолицый,  С золотинкою в глазах.  Нелегко в тебя влюбиться,  Разлюбить тебя нельзя  Н.Рыбалко 
1

Всего

34


Прогнозируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
писателей-классиков, жизнь и творчество которых были связаны с Донецким краем;
новую версию о причине похода князя Игоря, как похода за каменнной солью;
о родном крае, его историческом прошлом, творчестве местных поэтов и писателей, их стихотворения, прозу и публицистику.






Литература
1.Кравец Д.П. Золотой шлем (Скифы и Донбасс) «Печатный двор», 2002
2.Кравец Д.П. Тайна похода князя Игоря в донецкие степи (новая версия о причинах похода) Славянск, 2005
3. Пырин С.Н., Ефимович Л.Ф., Булинг В.Г., Кравец Д.П. Первая соляная шахта Донбасса, «Печатный двор», 2003
4.Бойко Г.Ф. Биография.
5. Бойко Г.Ф. Стихотворения для детей.
6. Терещенко В. Т. Золоті полотна.  Донецьк: Сх. вид. дім, 2013.
7.Романько В. Література рідного краю Донецьк, 1995.
8. В. Оліфіренко, С. М. Оліфіренко. До питання про періодизацію літературного процесу на Донбасі // Схід, 2000, № 4.
9. Литература родного края : (Метод. реком. к урокам лит. краевед. В помощь учителям русского языка и лит. общеобраз. школ области) / Донецк. обл. ин-т усоверш. учителей; Донецк. обл. пед. о-во .  Донецк, 1991 .  49 С.

















МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРОГРАММЕ



























·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·СЦЕНАРИЙ ТВОРЧЕСКОГО ВЕЧЕРА

Край родной, навек любимый

Край донецкий, смуглолицый,  С золотинкою в глазах.  Нелегко в тебя влюбиться,  Разлюбить тебя нельзя  Н.Рыбалко 


На заднем плане – березы и куст рябины.
Слева – выставка книг писателей Донбасса. Свеча
Справа стоят ведущие.
Ведущий 1.
Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове Донбасс. И для каждого человека это слово содержит в себе что-то свое, личное, особенное и что-то общее, более значительное.
Думая о Донбассе, мы думаем о той великой, прекрасной стране, в которой родились, связываем понятие Родины со сложной и интересной, насыщенной и иногда трагической историей родной земли. Мы чувствуем гордость оттого, что являемся частью этой страны, частью этого большого мира.
Ведущий 2.
Из поколения в поколение передаются рассказы о важнейших событиях, выдающихся личностях, об их подвигах и великих делах. Поэтому, думая о Донбассе, мы думаем и о героях прошлого и настоящего, и об известных писателях, поэтах, музыкантах, художниках. Все это наша история, все это наша Родина.
Ведущий 1.
Наша Родина  это и люди, которые нас окружают в повседневной жизни. Люди, которые родились в одном краю, всегда как-то ближе друг к другу, всегда лучше смогут понять друг друга, им легче найти общий язык и стать друзьями.
Ведущий 2.
В известной песне «Наш край»  (Автор текста: Пришелец А. Композитор : Д.Б. Кабалевский),   есть такие слова:
То берёзка, то рябина, Куст ракиты над рекой. Край родной, навек любимый, Где найдёшь ещё такой!
От морей до гор высоких, Посреди родных широт - Всё бегут, бегут дороги, И зовут они вперёд
Солнцем залиты долины, И куда ни бросишь взгляд - Край родной, навек любимый, Весь цветёт, как вешний сад.
Ведущий 1.
 У каждого из нас есть свой родной уголок, свой родной край  своя маленькая родина. Это тот город, поселок или деревня, та улица и тот дом, где мы родились, где сделали свои первые шаги, сказали первое слово, узнали первые радости и первые обиды.
Звучит стихотворение Евгения Седнева,
молодого поэта Донбасса
Давно на шахтах отменен гудок.
Береза машет террикону веткой.
И озорной донецкий ветерок
Мне пахнет углем и полынью терпкой.
Умчались вдаль на взмыленных конях
Донецкие лихие коногоны,
И лишь остались на семи ветрах,
Взвалив на плечи небо, терриконы.
Шахтерская родная сторона...
Здесь ночью звезды кружат в ритме вальса.
Земля отцов, на свете ты одна –
И я горжусь, что родом из Донбасса.
Пусть самоцветом вспыхнет уголек
Под ярким солнцем на ладони жесткой,
А под землей нам светит огонек
И днем, и ночью лампочки шахтерской.
Люблю тебя, родной Донецкий край,
Прошла здесь через сердце жизни трасса.
И где бы ни был ты, не забывай,
Что мы с тобою родом из Донбасса.
Ведущий 1.
Моя Родина  это и родина моих родителей. Те места, где они родились, тоже бесконечно дороги мне. Часто мы всей семьей выезжаем в деревню, где прошло их детство. Там совсем не такая обстановка, как у нас в городе, совсем другая атмосфера. Тишину и спокойствие хранят стены дома, словно приглашая послушать какую-то историю, прикоснуться к какой-то тайне.
Думая об этой Родине, мы думаем о самом раннем детстве. И в эти минуты  вспоминаем мамины руки, которые помогали нам крепче стоять на ногах, знакомый и неповторимый запах бабушкиных пирожков, только что вынутых из печки, колыбельные песни и загадочные и интересные детские сказки.
Каждому из вас есть что рассказать о своём родном крае

Стихотворение «ДОНЕЦКАЯ СТЕПНАЯ» Павел Беспощадный. 1945
Степь донецкая без края,
Чебрецы да ковыли...
Я люблю тебя, родная,
И в тюльпанах, и в пыли,
И в снегу акаций пряных,
И в сиреневом дыму,
И в монистах колчеданных,
Как подругу, обниму.
Я прильну к родным криницам
Чудодейственным ключам,
Чтоб шахтеркам смуглолицым
Сладко пелось по ночам.
Я из сердца выну песню,
Им на сердце положу.
Я скажу им: труд ваш честен!
Больше слова не скажу.

«ДОНБАСС». Зоя Цыкунова, 2.08.06 г.
Донбасс грохочет и пылит.
Огнями яркими сверкает.
К себе зовет друзей, манит
И добротой своей ласкает.
Изрыта шахтами земля,
Заводы едкой гарью дышат.
Шумят устало тополя.
Чуть листья грязные колышут.
Народ здесь знает цену жизни.
Не раз он смерти лик встречал.
Он рад служить своей отчизне
Донбасс его родной причал.
Донецк шахтерская столица
И город роз и тополей.
Здесь встретишь радостные лица.
На площадях, в тени аллей.
Поля бескрайние и море,
Да сотни городов вокруг.
Живут здесь постоянно в споре,
Кто враг для них, а кто их друг.
Кто на колени их поставить
Так норовит уж много лет.
И по приказу жить заставить,
Закрыть в окошке белый свет.
Живет Донбасс. Здесь дым и розы.
Живет по-барски и в нужде. А
в думах сладостные грезы
О жизни мирной и труде.
Но на колени не поставил
Его и гитлеровский штык.
Сынов своих Донбасс заставил
Угомонить этих владык.
Все будет толком и путем.
Недаром ведь народ трудится.
Стоит на площади Артем
Донбасса сердце будет биться.
Ведущий 1
Горловка. Рядом с горловской шахтой «Кочегарка» стоит первый в мире памятник рабочему человеку – забойщику Никите Изотову. Он словно только что поднялся на-гора с чувством выполненного долга, широкой грудью вдохнул родной донецкий воздух. Когда легендарный Алексей Стаханов за смену добыл 102 тонны угля при норме всего 7 тонн, Изотов решил посоревноваться с ним и в 1936 году установил новый мировой рекорд – 607 тонн угля за шесть часов работы. О славных тружениках Донбасса народ сложил песню: В ЧИСТОМ НЕБЕ ДОНЕЦКОМ Слова и музыка народные
(Ансамбль исполняет песню) В чистом небе донецком голубиные стаи Обгоняет степной ветерок Пусть им вслед улетает эта песня простая Песня трудных шахтерских дорог.
Что ты знаешь о солнце, если в шахте ты не был Если бродишь под солнцем с утра Только тот ценит солнце и высокое небо Кто поднялся с зарей на-гора.
Не глядите подруги на шахтерские руки С них донецкий не смыт уголек Вы в глаза и в сердца их загляните подруги В них горит золотой огонек.
  Юноша читает стихотворение
«НОЧНОЙ ДОНБАСС» . Николай Доризо

Спят поля и села
В ночной дали,
Только ты не спишь,
Мой Донбасс,
Золотые пчелы – Огни твои,
Трудятся они
В этот час. Донбасс,
Ты ночью так красив,
Рабочий мой Донбасс,
Огни, насколько хватит глаз,
Донбасс, Шахтерская земля,
Ты черный от угля
И светлый от огней, Донбасс!
Сколько же в груди У тебя любви
И тепла ко мне, И добра!
Золотые пчелы – Огни твои,
Слышу я,
Гудят до утра,
Для большой моей,
Для родной земли.
И могуч твой свет И крылат...
Золотые пчелы – Огни твои,
Пусть Отчизну всю Облетят!
Донбасс, Ты ночью так красив,
Рабочий мой Донбасс,
Огни, насколько хватит глаз
Донбасс, Шахтерская земля,
Ты черный от угля И светлый от огней, Донбасс!
Звучит песня «Спят курганы темные»
Слова Бориса Ласкина ,
музыка Никиты Богословского
Девушка читает стихотворение
Николая Анциферова
О Донбассе пишут
в географии,
Что Донбасс край угля
и металла.
Верно. Но для полной биографии
Это очень сухо, очень мало.
Кажется, есть песня
о Донбассе,
Терриконы
и копры воспеты.
Верно, есть такие. Я согласен.
Только это внешние приметы.
Ну, а где же люди? Их не видно...
Потому мне горько
и обидно...
Я хочу сказать
о земляках.
Может быть, получится коряво,
Все-таки
Горняк.
О горняках,
Как могу,
Сказать
Имею право.
Юноша читает стихотворение
«МОЙ ДОНБАСС». Григорий Заварзин
Уже давно живу
в Донбассе,
В шахтерском доблестном краю.
Нет для меня земли прекрасней –
Здесь
я нашел мечту свою.
Я полюбил его, как отчий,
Родной мне дом на берегу...
Донецкий край ты мой рабочий,
Жить без тебя
я не смогу!

Звучит песня Шака Олега – «Песня о Донецке»
1.
Ты был разным и звался по-разному, а я знаю тебя, как Донецк
Не шумишь ты на нас по напрасному и согрет теплом наших сердец
От рожденья солдат ты и труженик, и по жизни, вообще, молодец
А поэтому ты очень нужен нам, сильный духом и добрый Донецк
А поэтому ты очень нужен нам, сильный духом и добрый Донецк.
2.
Я люблю твои улицы шумные и разливы огней золотых
На аренах сраженья безумные и браваду парней молодых
От рожденья солдат ты и труженик, и по жизни, вообще, молодец
А поэтому ты очень нужен нам, сильный духом и добрый Донецк
А поэтому ты очень нужен нам, сильный духом и добрый Донецк.
3.
Я уверен, всё сложиться к лучшему, не пройдёт мимо нас стороной
Годы жизни не зря нам отпущены, а ты лучший и самый родной
От рожденья солдат ты и труженик, и по жизни, вообще, молодец
А поэтому ты очень нужен нам, сильный духом и добрый Донецк
А поэтому ты очень нужен нам, сильный духом и добрый Донецк.

Ведущий 1. За что мы любим свой край? Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природные ее силы можно использовать для нашего благосостояния! Ведущий 2. Не только за это мы любим родные места. Мы любим их еще за то, что, даже небогатые, они для нас прекрасны. Я люблю Донецкий край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. Ведущий 1. На первый взгляд это тихая земля под высоким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, каким бы на вид оно ни было, этот шахтерский задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ
Самобытный дух Донецка всегда привлекал литераторов. Наблюдая за суровыми испытаниями, выпадающими на долю дончан, за их характерами и бытом, писатели получали богатейший материал для творчества. В удивительный город, где закаляются характеры, а человеческие ценности проходят самые суровые испытания, приезжали по несколько раз. В частности, Викентий Вересаев дважды побывал в Донецком крае и после каждой поездки описывал свои впечатления.
Автор пронзительного рассказа о любви "Суламифь" Александр Куприн посвятил городу-заводу несколько произведений. Самое значительное из которых – повесть "Молох".
Рафинированный знаток русской природы Константин Паустовский оставил в своих мемуарах описание первой Юзовской гостиницы.
Каждый писатель находил в Донецке свою тему. Городу посвящали романы, повести и стихи. Самые интересные произведения о шахтерской столице.

Александр Куприн. "Молох" (Урок № 14)

Посещение Юзовки запомнилось Куприну надолго  
Фото: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Более столетия назад был написан "Молох" Куприна, но с тех пор он не только не потерял актуальности – наоборот, это произведение все более ярко и отчетливо отражает современную жизнь. Машины, заводы, грохот цехов – кто-то называет это прогрессом, а герою Куприна видится Молох, пожирающий своих жертв. Повесть Александра Куприна "Молох" хорошо известна в России, её изучают в школах и вузах, восхищаясь тем, как точно и неумолимо автор описывает ужас человека перед железной хваткой прогресса. "...Заводский гудок протяжно ревел, возвещая начало рабочего дня. Густой, хриплый, непрерывный звук, казалось, выходил из-под земли и низко расстилался по ее поверхности. Мутный рассвет дождливого августовского дня придавал ему суровый оттенок тоски и угрозы..."
Прообразом чудовища, ежедневным зычным ревом собирающего свои жертвы, стал для писателя Юзовский завод.
Куприн пишет целую серию очерков о тяжелой жизни рабочих – "Юзовский завод", "В главной шахте", "В огне" и, конечно же, повесть "Молох". В этих произведениях вам откроется суровый рабочий Донецк староюзовских времен.

Викентий Вересаев "Без дороги" (Урок № 16)
Одним из первых Донецк упоминает известный советский писатель Викентий Вересаев, который посещал Юзовку дважды. Вначале он приезжал в 1890 году, чтобы написать восемь очерков под названием "Подземное царство". В своей работе писатель рассказал о рудниках Донецкого бассейна, где работал во время эпидемии холеры. Второй раз Вересаев нанес визит в 1892 году, чтобы продолжить борьбу с холерой. В поездке он пишет повесть "Без дороги", рассказывая о быте и условиях труда шахтеров. Эта книга приносит писателю известность.

Александр Серафимович. "На заводе" (Урок № 12)

Серафимовича потрясла жадность заводчиков и беспросветная нищета рабочих
Фото: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Лауреат Сталинской премии, писатель Александр Серафимович приезжал в город, названный в честь вождя, от газеты "Приазовский край". После поездки издал рассказ "На заводе". В произведении Серафимовича живо и красочно описан быт жителей Юзовки в 1899 году. "...Домики стоят необыкновенно тесно на нескончаемых улицах. Дворики тесные, все жмутся насколько возможно плотнее друг к другу. Это потому, что земля-то, на которой стоит Юзовское поселение, принадлежит заводу, и он неукоснительно собирает с обывателей очень высокую контрибуцию за каждую пядь земли. Здесь все обложено: каждый вершок земли, каждое яйцо, проданное торговкой, каждая картофелина, привезенная мужиками, и эти деньги идут отнюдь не на благоустройство поселения, а в карман заводчиков. Удивительное дело: Юзовка – это целый город с тридцатью с лишним тысячным населением, с огромными рядами каменных лавок, с кипучей торговой деятельностью, и жители его умирают без медицинской помощи, дети вырастают, не зная грамоты и школы..."

Леонид Жариков. "Повесть о суровом друге" (Урок № 26)
В советские времена тональность описаний города-завода резко меняется. Суровые будни Юзовки, непосильный шахтерский труд – в дореволюционные времена вызывал ужас и сострадание. А после Октября 17-го года преподносился как пример невиданного героизма и мужества.
Повесть, овеянную романтикой юности и борьбы с пережитками прошлого, посвятил родному городу уроженец Юзовки Леонид Жариков.
Он увидел свет в семье рабочего в 1911 году. В отличие от приезжих писателей, Леонид с детства и не понаслышке знал все тяготы шахтерского труда.
Но в беззаботном детстве мало кого волнуют взрослые проблемы. Для маленького Леонида Юзовка – это прежде всего широкая степь, речка Кальмиус, походы на завод, книги. И хотя после смерти родителей мальчику пришлось год скитаться по улицам, ему все же удалось добраться до своего дяди в Калуге и позже вернуться на Юзовский завод учеником токаря. Свою юность, а также все, что происходило в годы революции в Юзовке, Жариков описал в "Повести о суровом друге".

Борис Горбатов. "Донбасс" (Урок № 25)

Борис Горбатов не только писал книги о Донбассе, но и снимал фильмы 
Фото:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Уроженец Донбасса Борис Горбатов посвятил родному краю значительную часть своего творчества . Он писал романы и повести и даже снимал фильмы.
Родился будущий писатель в 1908 году на Первомайском руднике в Луганской области. В Донецке Горбатов жил с 1946 по 1954 год.
Лауреат двух Сталинских премий Второй степени задумал многотомный роман "Донбасс", в котором описывал тему 1930-х годов и стахановского движения, Но проект остался незаконченным. Из-под пера Бориса Горбатого вышли красочные описания Донецка, которые можно найти в пьесе "Юность отцов", в кинофильмах "Это было в Донбассе" и "Донецкие шахтеры", снятых Горбатовым. Горбатов даже выступил одним из создателей объединения пролетарских писателей Донбасса "Забой".



Константин Паустовский. Гостиница "Великобритания" (Урок № 15)
Вернемся из советского Донбасса в дореволюционную Юзовку. Камбек посвятим первой гостинице города, узнаем, какой ее увидел знаток русской природы Константин Паустовский. В автобиографической повести "Книга о жизни. Беспокойная юность" писатель вспомнил свой визит в Юзовку. Пребыванию в шахтерском крае Паустовский посвятил главу о Гостинице "Великобритания" в своих мемуарах:
- Стены ее были выкрашены в цвет грязного мяса. Но это владельцу гостиницы показалось скучным. Он приказал покрыть стены модной тогда декадентской росписью белыми и лиловыми ирисами и кокетливыми головками женщин, выглядывавшими из водяных лилий..."
К слову, это единственное в литературе описание первой донецкой гостиницы, которая до недавненго времени принимала постояльцев на улице Постышева, 20.

Василий Гроссман "Глюкауф". (Урок № 20)

Рассказ о буднях донецкого завода открыл Гроссману дорогу в большую литературу
Фото: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Можно сказать, что с небольшой производственной повести начался "Глюкауф" прорыв в большую литератур для Василия Гроссмана. На произведение о жизни шахтеров и заводской интеллигенции, опубликованное в 1934 году, обратил внимание Максим Горький. Успех "Глюкауфа" повлиял на желание Гроссмана стать профессиональным писателем. А позже действие своего романа "Степан Кольчугин" он переносит в Юзовку 1905 года.

Илья Гонимов. "Старая Юзовка"
Особенность творчества уроженца Донецка Ильи Гонимового – стремление подкрепить личные воспоминания данными из официальных источников.
Работавший под литературным псевдонимом Гороша, писатель скрупулезно относился к датам и фактам.
 Чтобы соблюсти историческую достоверность, Илья Гонимов изучал архивы, которые тогда еще не были систематизированы и хранились хаотично. Писатель лично ездил по деревням, беседовал со старожилами и работниками металлургического завода, уточнял даты, цифры, читал документы, приказы, распоряжения, искал фотографии. Иными словами, он проделал титаническую работу, результаты которой можно прочесть в его книгах.
Ему принадлежат повести "Шахтарчук", "Старая Юзовка" и "На берегу Кальмиуса", написанные в 30-40-х годах.

Григорий Володин "Дикое поле"

Чаще всего писали о Юзовском заводе, жизни рабочих 
Фото: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Еще одно свидетельство об историческом прошлом Донецка оставил нам советский писатель, прозаик Григорий Володин, который жил и работал в Донецке. Володин посвятил родному городу роман "Дикое поле": в нем Донецк называется Юзовкой, но несмотря на это, черты более современного города узнаются легко. К примеру, известно, что парк Щербакова находится в Скоморошинской балке, которая с XIX века служила местом собрания рабочих юзовского металлургического завода и близлежащих шахт. В эпизоде "Дикого поля" упоминается один из таких митингов на Первом городском пруду.

Петр Григоренко "В подполье можно встретить только крыс..."
Хотите знать, каким был Донецк во времена комсомола? Тогда вам обязательно надо полистать мемуары генерал-майора ВС СССР Петра Григоренко. Григоренко – не профессиональный писатель, но его книга читается на одном дыхании. Произведение называется "В подполье можно встретить только крыс...", оно выпущено в Нью-йорке в 1981 году и переиздано в Москве в 1997. Донецку в нем посвящены две главы – "Повариться в рабочем котле" и "Продолжаю "вариться".
В завершении предлагаем своеобразный бонус - рассказ о судьбах двух писателей вне рейтинга.

Владимир Маяковский ( Урок 24)
29 июля 1927 года в Донецке ожидалось настоящее литературное событие – здесь должен был выступать поэт Владимир Маяковский, о чем вещали афиши, расклеенные по всему городу. 

Маяковский приезжал в Сталино с наганом 
Фото: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Маяковский задерживался: оказалось, что вместо прямого пути из Луганска он вынужден был делать пересадку в Дебальцево, и на станции пришлось долго ждать поезда, сидя у зияющего пустотой буфета. Затем поэт со своими сопровождающими приехал в Ясиноватую, откуда до Сталино было около 20 километров. Он решил отправиться по длинной и ровной дороге, правда, извозчик напоследок добавил: "Но здесь бывает и грабят". Маяковский вооружился револьвером, сопровождавший его поэт Семен Кирсанов вынул из чемодана потрепанный и незаряженный наган. К счастью, тачка благополучно доехала до Сталино, и Маяковский с опозданием на несколько часов вышел-таки на сцену донецкого цирка. Знаменитый поэт выступал под грохот и скрежет металлургического завода, сквозь пронзительные свисты паровозов, но тем более волнительно и ярко звучали его стихи. Сам Владимир Маяковский на счет своего посещения Сталино ничего не сказал. Но зато поэт Семен Кирсанов, вспоминая этот вечер, напишет в своем стихотворении:
А в цирке –
               народу
                         тьма тьмущая,
 до полуночи ждут,
                 ожиданьем томясь,
 шахтеры и семьи шахтеров,
 от десяти
 до пятидесяти лет.
 Народнейших
         так не встречают актеров,
 как встречен
          шахтерской семьею поэт.

Лариса Черкашина
Одна из немногих донбасских писательниц и журналисток Лариса Черкашина приехала в Донецк после того, как город освободился от немецкой оккупации. Об этой мужественной женщине мало что известно, но зато благодаря ней вы можете больше узнать об истории Донецка из повестей "В нашем городе", "Город шахтеров" и "Донецкая быль".

Березин Федор Дмитриевич (Урок 32)
Профессиональный военный, капитан Советской Армии и писатель-фантаст. Проживает в Донецке. Пишет в жанре боевой фантастики. Произведения Фёдора Березина издавались в известных сериях «Звёздный лабиринт» и «Российская боевая фантастика». Его роман «Пепел» занял второе место на конкурсе русскоязычной фантастики «Звёздный мост». Первое опубликованное произведение, не считая рассказов в журнале «Порог» (г. Кировоград) научно-фантастический роман «Пепел» 2001 год.

Березин Федор Дмитриевич лауреат литературных премий, номинированы были романы «Пепел», «Встречный катаклизм», «Параллельный катаклизм», «Война 2030. Красный рассвет», «Война 2030. Пожар метрополии», «Война 2030. Атака Скалистых гор», «Создатель чёрного корабля» и «Война 2030. Флаги наших детей».

Глеб Бобров  (Урок 31)
Родился 16 сентября 1964 года в городе Красный Луч в семье педагогов[1]. После окончания средней школы был призван в ряды Советской армии. Проходил службу снайпером в 860-м отдельном мотострелковом полку 40-й армии в Афганистане (Файзабад, провинция Бадахшан). Награждён медалью ДРА «За отвагу»[1].
После демобилизации работал преподавателем начальной военной подготовки, художником, менеджером. С 2002 года журналист.
С 1992 года пишет прозу, основывающуюся на его армейском опыте[1]. С 1995 года публикуется в журналах, «Подъём», «Звезда», сборнике «Мы из ArtOfWar». Автор электронной библиотеки Максима Мошкова.
Журналистская и общественная деятельность Г. Боброва приводят его к политической публицистике. В 2005 году в соавторстве с К. В. Деревянко и Н. А. Грековым выпускает книгу «Тарас Шевченко крестный отец украинского национализма»[1].
За рассказ «Чужие Фермопилы» получил премию журнала «Звезда» (Санкт-Петербург) «Дебют-2005».
В 2007 году издательство Эксмо выпустило книгу «Солдатская сага», куда вошла вся «афганская» проза автора.
В 2008 году издательством Яуза-ЭКСМО был опубликован роман-антиутопия «Эпоха мертворождённых», посвящённый гипотетической гражданской войне на Украине. Роман довольно быстро приобрел статус культового, вызвал достаточно скандальный резонанс и по состоянию на 2015 год выдержал шесть переизданий. С началом политического кризиса на Украине о романе вновь заговорили, как о пророческом. Позиция самого автора наиболее полно была изложена в интервью журналистам «Комсомольской правды» и РИА «Новости».
В 2012 году в соавторстве с Константином Деревянко выпускает книгу «Украинка против Украины», первая в истории научно-публицистическая монография, в которой с критических позиций дана мировоззренческая оценка творческого наследия Леси Украинки[1].
Летом 2014 года издательство Яуза (Москва) сборником "Снайпер в Афгане. Порванные души" переиздало автобиографическую афганскую прозу Боброва, дополнив ее большим массивом авторского фотоматериала.
В сентябре 2015 в Луганске ограниченным тиражом в 1 тыс. экз. вышел сборник документальных очерков о гражданской войне в Донбассе "Луганское направление". Весь тираж направлен в учебные заведения Луганской Народной Республики, а также в библиотеки ЛНР, ДНР, Москвы и Санкт Петербурга. Кроме того сборник размещен в свободном доступе в сети Интернет.
Награжден «серебряной» медалью Василия Шукшина за № 78 (отчеканено всего 100 медалей)
Член Союз писателей России. Председатель Союза писателей ЛНР[3]. Главный редактор сайта okopka.ru[1].
Книги:.
Глеб Бобров «Солдатская сага» М.: Эксмо, 2007
Глеб Бобров «Эпоха мертворожденных» М.: Эксмо, Яуза, 2008
Константин Деревянко, Глеб Бобров «Украинка против Украины». Луганск, издательство «Шико», 2012.
Глеб Бобров "Снайпер в Афгане. Порванные души" - М.: Яуза, 2014
Глеб Бобров "Луганское направление. Очерки гражданской войны" - Луганск.: ЛНР, 2015
Рассказы:
Глеб Бобров. Чужие Фермопилы: Рассказ / Вступительная заметка Я. Гордина // Звезда. 2005. № 12.

Фёдор Дмитриевич Березин родился 7 февраля 1960 г. в г. Донецк. По образованию военный. После школы, в 1977 г. Березин Федор Дмитриевич поступил в высшее зенитное ракетное командное училище ПВО в г. Энгельсе, Саратовской области, которое окончил в 1981. Служил в офицером-ракетчиком, сначала в Казахстане, в полупустыне Бетпак-Дала, затем на Дальнем Востоке. В 1991 г. уволился в запас в звании капитана и поселился в родном Донецке. Фёдор Дмитриевич перебрал множество профессий самого разного профиля. Был и предпринимателем, и даже спускался в шахту - несколько лет работал проходчиком вертикальных стволов. Все это было романтично, но не то.
Писать фантастику Фёдор Дмитриевич мечтал с юности, но целенаправленно занялся литературным творчеством только в 1998 г. Первые рассказы вышли в журнале "Порог" (г. Кировоград) в 2000 г. В 2001 г. в Москве вышел научно-фантастический роман "Пепел". К настоящему времени Федор Березин написал девять романов, нескольких повестей и рассказов. Лауреат жанровых премий Международного фестиваля фантастики "Звездный мост": "Золотой кадуцей" за роман "Пепел" (2001), "Серебряный кадуцей" за романы "Встречный катаклизм" и "Параллельный катаклизм" (2002), "Серебряный кадуцей" за романы "Война 2030. Красный рассвет" и "Война 2030. Пожар метрополии" (2005).
Жанр, в котором пишет Фёдор Березин, можно условно назвать "философский научно-фантастический технотриллер", ибо всего перечисленного во всех его романах хоть отбавляй. Объединяет романы писателя то, что все они о войнах. Все о людях втянутых в тяжелый, смертельный, даже апокалипсический конфликт. Там и тут герои на острие удара, от их действий-противодействий зависит всё. И в то же время, как ни странно, ничего не зависит. Не зря техника в его романах часто вырисована подробнее, чем люди. Точнее, люди бывает вообще не прописаны, но их мысли и переживания ощутимы только через действие механизмов.
Катастрофизм романов Березина не только в том, что все там, как правило, заканчивается каким-либо глобальным взрывом. Он заключается в том, что чаще всего человек выведен только как придаток некой машины - технической ли, бюрократической ли, иерархической, а то бывает и всего названного одновременно. Ничто в происходящем процессе от человека не зависит - он просто винтик, или переключающееся реле.
Первый опубликованный роман автора "Пепел". Роман наверняка значимый и для автора и для исследователей творчества. У "Пепла" достаточно сложный, не угадываемый изначально сюжет. У героев есть отличия, хотя каких-то особенных описаний героев нет, так, один два мазка. Но этого достаточно.
Страшен роман "Огромный черный корабль". Общая идея вроде бы тривиальна. На некоей планете имеются две вооруженные до зубов империи, готовые в любой момент вцепиться друг другу в глотку. Да в принципе, мелкие войны и не стихают. Однако обе сверхдержавы готовятся к большой войне. И вот в результате серии провокаций с обеих сторон она все-таки разразилась. По планете колотят атомные молоты. Где-то там, в этом аду проглядываются муравьиные судьбы микробных, на фоне происходящего, героев. Тем не менее, под эту тривиальную общую идею автор подвел большое количество оригинальных тех-описаний несуществующей, но вполне наукообразной техники, и сложных нетривиальных геополитических рассуждений.
Продолжение книги стал роман "Экипаж черного корабля". Пожалуй, это произведение даже ужаснее начального. На планете "ядерная зима", по местной специфике - "синхронное задувание солнц". Однако глобальная война местных цивилизаций не прекращается. Генералы продолжают выполнять команды, вполне возможно, уже не существующих штабов. По материкам передвигаются чудовищные миллионотонные машины уничтожения. Бросить туда-сюда две-три мегатонны, это как раз плюнуть. Уничтожить порт вместе с городом и окрестностями - рациональный поступок. Техно-кошмаров хватает. А сюжет, абсолютно нестандартный.
Роман "Лунный вариант" - это криптоистория (т.е. тайная, скрытая история) "ближнего прицела". Речь здесь идет о семидесятых годах двадцатого века. Советский Союз и Соединенные Штаты участвуют в так называемой "Лунной гонке". Все действующие лица романа реальные космонавты, конструкторы и т.д. Более того, даже все полеты "Союзов", "Салютов", "Зондов" или "Аполлонов" имеют реальные номера. Однако события, происходящие на страницах, невероятны. Русские летают на Луну. На американской станции "Скайлэб" разместилась лазерная пушка. Космическая станция "Салют" атакует ракетами "Аполло-13": вот почему он не попал на Луну. В море Ясности на Селене "Луноход-1" отыскал таинственную, возможно инопланетную аномалию. В романе гибнут космонавты, но все это реально погибшие в истории герои. В том числе и Юрий Гагарин. Однако к концу повествования все узлы аккуратно привязаны к реальной истории. Пожалуй, трудно привести пример, где бы в криптоисторическом романе концы сводились бы так гладко.
Наконец, самая известная дилогия Фёдора Дмитриевича Березина "Красные звезды" - романы "Встречный катаклизм" и "Параллельный катаклизм". Тут налицо популярный жанр - альтернативная история. Существует некий мир, в котором в теперешнее время гегемоном являются не Соединенные Штаты Америки, а сохранившийся и даже куда более крепкий, чем в лучшие времена, Советский Союз. Развилка истории связана с ключевой точкой - началом Великой Отечественной войны. В некотором роде все в дилогии обстоит почти как в скандально известной книге В. Суворова "Ледокол". То есть, русские напали на фашистов первыми и в результате победили вообще всех. Европа, Азия, почти вся Африка и даже Австралия встали на просоветский путь. Однако здесь у Березина не просто "альтернативка". Дело в том, что "тот мир" начал взаимодействовать со здешним. Появляются некие проколы между метагалактиками, в которые проникают авианосные армады СССР. И снова высокотехнологичные войны. Правда, битвы идут не фантастическим, а реальным современным оружием.
Сериал "Война 2030" в большой мере футурологический прогноз не слишком веселого будущего. Мир приближается к коллапсу. Нефть и газ закончились ранее, чем планировалось. И начинается война за обладание последними топливными ресурсами планеты. Начинают ее США, не предполагая, что против них выступит тайно объединенная коалиция. А Россия к этому времени представляет собой множество маленьких государств самого разного вида, в том числе даже несколько ханств. В мире же в целом процветает морское пиратство, атомный терроризм и расовые войны. На этом фоне отслеживается судьба нескольких десятков русских наемников, волею судьбы попадающих в самые кризисные точки конфликта. В книге "Красный рассвет" - это южная Африка. В "Пожаре метрополии" - Центральная Америка, а в "Атаке Скалистых гор" - именно то, что указано в названии. Экзотики в романах хватает, и она связана не только с географией. Проще всего сравнить Фёдора Дмитриевича Березина с Томом Клэнси, именем которого назван в романе один из авианосцев. То же множество сходящихся сюжетов, та же обстоятельность и дотошность технотриллера. Однако это сравнение не всегда правомерно. По большей части тексты Клэнси скучны, у него мало живых людей и во многом отсутствует свойственный Березину мрачный юмор. Интересно, что наш автор почти не описывает прямое действие, технику боев. Он пишет не о том, как происходит, а что происходит. Вместо того чтобы просто описывать события боя, он рассказывает об особенностях боя в данных условиях, объясняет специфику этой ситуации. Возникает образ мудрого, искушенного повествователя. Текст напоминает реальные военные мемуары. Фёдор Дмитриевич Березин может разражаться долгими рассуждениями на самые разные темы, но вместе с тем его проза не перегружена ненужными философствованиями. Емкие образы и неожиданные речевые ходы выдают мастера, владеющего любыми приемами (например, можно наткнуться на несколько страниц неатрибутированного диалога). Поражает знание обстановки и техники, частью вымышленной, но вполне возможной. Березин без всяких натяжек заставляет читателя поверить в реальность изображенного им будущего. Конечно, жить в нем не хочется. Но что делать? Известный русский технократ-империалист Максим Калашников серьезно допускает возможность гениального предвидения. А значит, надо ставить в квартирах печи, покупать в деревне дома, заводить лошадей и, конечно, учиться воевать.
Роздобудько Ирен - писательница и поэтесса (Урок 33)
Ирен Роздобудько родилась 3 ноября 1962 года в Донецке, Украина.
Ирен Роздобудько окончила факультет журналистики Киевского национального университета.
Работала Ирен Роздобудько в Донецком участке ТАСС-РАТАУ телеграфисткой, в многотиражке Донецкого металлургического завода, журналистом и диктором радиогазеты.
С 1988 года Ирен Роздобудько живет в Киеве, где работала в газете «Родослав», корректором журнала «Современность» (укр. «Сучасність»), обозревателем на первом и третьем каналах Национальной радиокомпании, обозревателем в газете «Всеукраинские ведомости», заместителем главного редактора в журнале «Натали», главным редактором в журнале «Караван историй. Украина» и журналистом в журнале «Академия».
Работала Ирен Роздобудько также официанткой в ресторане, шпрехшталмейстером в цирке, Снегурочкой в фирме «Праздник», заведующим видеосалоном в кинотеатре.
Перу Ирен Роздобудько принадлежит 18 романов, 2 сборника поэзии, за ее киносценариями снято 5 фильмов. Также Ирэн Роздобудько является главным редактором журнала "Караван историй. Украина".
Ирен Роздобудько автор иллюстраций к книгам Ларисы Масенко, Элеоноры Соловей, Леся Танюка. Автор двух сборников поэзий. Ирен Роздобудько вышивает бисером, играет на гитаре. Воспитывает дочь Яну.
Ирен Роздобудько победительница литературных конкурсов «Коронация слова» 2000, 2001 и 2005 годов.
В 2008 году компании «СтарМедиа» и «Fresh Production.ua» выпустили фильм «Пуговица» по одноименному роману и сценарию Ирен Роздобудько.

Бойко Григорий Филиппович (Уроки 8-10)
(Грицько Бойко)
(1923-1978)


Детский писатель. 
Родился 5 сентября 1923 года в селе Еленовка Донецкой области в
семье служащего. Учился в Еленовской школе № 1 .

Грицько Бойко вошел в литературу для детей в начале 50-х годов XX в. и очень быстро полюбился маленьким читателям. Только в Украине при жизни поэта вышло более пятидесяти книг. Смешинки про малышей и зверей, школьные и спортивные веселинки, скороговорки-спотыканки, загадки адресованы тем, кто ценит острое, меткое слово, любит и понимает юмор, умеет посмеяться не только над кем-то, но и с себя самого.

Несколько поколений Бойков, как вспоминает его сын Вадим, умели говорить стихами. Дед по материнской линии, Алексей Корниецкий, оставил после себя несколько десятков песен, которые еще и до сих пор поют в селе Еленовка. А отец поэта, Филипп Бойко, тоже писал стихи. Чтобы выдать их, односельчане собрали деньги и отправили секретаря местной комсомольской организации вплоть до Москвы. И вышел сборник «Чайка» на украинском языке, но тогдашняя власть выплатила автору гонорар... библиотекой, 2000 небольшого формата книг, которые читало все родное село Еленовка. Филиппа Бойко отправили на науку в Харьков, где он проучился всего год, но успел сдружиться с однокурсником Владимиром Сосюрой...

После окончания Еленовской семилетки № 1 Григорий Бойко учился в Еленовской рудничной школе. Расстояние до школы было немалое, поэтому парню приходилось ежедневно вставать в четыре часа, несколько километров идти пешком до станции, а уже оттуда ехать рабочим поездом до школы.
После окончания школы ушёл на фронт. Служил рядовым пулемётного взвода, а потом лейтенантом-связистом. Принимал участие в боях под Сталинградом, был ранен и контужен. После окончания войны стал студентом украинского отделения литературного факультета Донецкого педагогического института. В 1949 году окончил его с отличием. Несколько лет работал в областной газете "Радянська Донеччина" и литературным консультантом Донецкой филии Союза писателей Украины. 

Началом своей литературной деятельности Грицько Бойко считал 1950 год, когда в Донецком областном издательстве, вышел первый сборник его стихов "Моя Донеччина". Адресован он был взрослым, а уже через год вышел в свет сборник его поэзии для детей "Будем шахтёрами". Но печататься он начал еще школьником. Из скудных гонораров покупал для семьи хоть какие-то крупы и этим очень гордился. Еще студентом издал первую книгу, и его сразу же приняли в Союз писателей. Потом было еще несколько лирических сборников. А впоследствии поэт стал писать исключительно для детей.
С тех пор Грицько Бойко не изменял своим юным читателям. Из-под его пера вышли и рассказы для детей об их ровесниках за рубежом, и пьесы-сказки, и скороговорки-спотыкалки, и загадки, и короткие юморески и миниатюры. Они не только веселили малышей, но и помогали им познать окружающий мир. В детской литературе не найдется, наверное, жанра, в котором бы не работал Григорий Бойко: поэмы, стихи, скороговорки, считалки, загадки, пьесы-сказки, то есть все, что нравится таким волшебным жителям страны Детства. Писатель издал около ста книг для детей. Еще при жизни тираж его книг достигал двадцати миллионов. Особенно полюбились малышам «Былицы дяди Гриши», «Про дедушку Тараса», «Смешинки», «Мальчик Ох», «Нос в сметане», «Шпаргалка-виручалка» и другие. Грицько Бойко известен и как поэт-переводчик. Он перевёл на украинский язык произведения Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Агнии Барто, Сергея Михалкова и других детских поэтов.

А еще на слова поэта создано более четырехсот песен, в основном для детей.
Сборник песен на слова Г. Бойко «Соловей» увидел свет в 1974 году.




















13PAGE \* MERGEFORMAT145315